Как выяснить является ли земля угодьем. Ограничение законом количества земельных участков, которые могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица


В соответствии со Статьей 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли по целевому назначению подразделяются на категории. Первой среди них упоминается категория земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие земель сельскохозяйственного назначения сформулировано в Статье 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ. Таковыми признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В этой же статье установлен состав земель сельскохозяйственного назначения ─ сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения РФ

Составляющие около четверти всей территории Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения по своей доле в общем объеме земельных ресурсов уступают только землям лесного фонда, занимающим больше половины площади страны.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, сады, виноградники, пруды для разведения рыбы и т. д.

Несмотря на то, что Россия ─ один из мировых лидеров по площади пашни, распахано всего лишь около 8% ее территории. Это примерно в три раза меньше, чем в США и в шесть раз меньше чем в Индии. Хотя есть субъекты Федерации, где распахано свыше половины всей территории, ─ Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская области; Краснодарский и Ставропольский края.

Надо сказать, что сельскохозяйственные угодья находятся не только внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Они составляют весомую долю в землях населенных пунктов. Есть сельскохозяйственные угодья в таких категориях, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов.

Наибольшую долю различные виды земель сельскохозяйственного назначения занимают на Юге страны ─ в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Наименьшую ─ в суровой Сибири и малоосвоенном Дальнем Востоке. Основные сельскохозяйственные регионы с обилием пахотных земель сконцентрированы преимущественно в Центре и на Юге европейской части, в Среднем и Нижнем Поволжье, и в меньшей степени на юге Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Что говорит Закон о землях сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны ─ сельские жители составляют четверть россиян.

В начале девяностых в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению. Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли. За короткое время социальная структура российского села разительно изменилась, был сформирован новый социальный слой ─ земельные собственники, к которым перешли права на земли сельскохозяйственного назначения.

Опыт ведущих экономик мира убеждает ─ это был правильный ход. Агропромышленный комплекс развивается наиболее успешно, когда земли сельскохозяйственного назначения находятся преимущественно в частной собственности. Поэтому, несмотря на сопровождавший предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частные руки некоторый откат по натуральным показателям (за период 1990–2008 гг. совокупное производство сельскохозяйственной продукции, заметно снизилось), положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т. ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.

К числу наиболее важных из их числа относятся:

  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения»);
  • отражающий особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • регламентирующий в т. ч. перевод земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Статья 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию»);
  • Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • ● Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Статья 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель»);
  • Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Статья 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности»).

Земли сельскохозяйственного назначения ─ разрешенное использование

В соответствии со Статьей 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться хозяйствами ─ крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, различными коммерческими организациями, подразделениями научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля и т. д.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий в т. ч. различные виды использования земель сельскохозяйственного назначения.

Главное целевое назначение сельскохозяйственных земель следует из названия категории ─ ведение сельского хозяйства. Классификатор раскладывает его «по полочкам» ─ видам разрешенного использования земельного участка: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, содержание питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства.

В свою очередь, некоторые наименования видов разрешенного использования земельного участка «распадаются» на отдельные составляющие. Например, земли для растениеводства включают земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, овощеводства, выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, льна и конопли, тонизирующих, лекарственных, цветочных культур. Животноводство разделяется на скотоводство, звероводство, птицеводство и свиноводство.

Кроме того, сельскохозяйственное использование включает хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, в т. ч. строительство на землях сельскохозяйственного назначения зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах огромное значение и особенности земель сельскохозяйственного назначения в полной мере учитываются при управлении земельными ресурсами. И в России сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежат особой охране.

Отслеживать их состояние помогает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. Государственный мониторинг земель ─ часть государственного экологического мониторинга, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования состояния земель, включая плодородие почв. Его объектами являются все земли Российской Федерации. Осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Важнейшее значение имеет обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Эрозионной и дефляционной опасности подвержены 58,5% сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 67% пашни. Почти 40 млн. га испытывают воздействие водной эрозии, а более 66 млн. га – ветровой эрозии почв. На шести миллионах га имеет место их совместное проявление.

Все это приводит к тому, что продуктивная площадь земель сельскохозяйственного назначения сокращается. В течение двух десятилетий с 1990 года из сельскохозяйственного оборота ежегодно выводилось в среднем до двух млн га. Особое значение приобретает рекультивация земель сельскохозяйственного назначения. Важный аспект этой работы ─ проведение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда земель водного фонда или земель запаса.

Закон стремится перекрыть все лазейки, с использованием которых плодородные земли исключаются из сельскохозяйственного производства. Хотя бесстрастная статистика свидетельствует, земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения. Одна из причин ─ перевод земель в другие категории. Только за период 1995–2007 гг. путем изменения категории или вида разрешенного использования из сельского хозяйства было выведено около полутора миллионов земельных участков.

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Свои особенности имеет продажа земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или муниципальное образование, если это установлено законом данного субъекта, имеет преимущественное право его покупки. Причем по цене, за которую он продается. Исключение ─ продажа с публичных торгов.

Сделка, в результате которой такой участок земли сельскохозяйственного назначения был продан с нарушением преимущественного права покупки, является ничтожной.

Учитывая, что далеко не всегда эффективному собственнику доступна покупка земли сельскохозяйственного назначения для ведения аграрного бизнеса, особое значение приобретает аренда. Аренда земель сельскохозяйственного назначения играет важную роль в сельском хозяйстве многих стран мира, большую пользу она способна принести и в России.

В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в т. ч. земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением ряда случаев заключается на срок от трех до сорока девяти лет.

Оценка земель сельскохозяйственного назначения

Стоимость земли сельскохозяйственного назначения ─ важный показатель, влияющий на возможность земельного участка оказаться вовлеченным в гражданский оборот. А кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения определяет размер налога, который будет взиматься с ее собственников.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится в соответствии с двумя документами. Более новый ─ Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 № 445. Если кадастровая стоимость земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена в порядке, действовавшем до его вступления в силу, то действительны Методические рекомендации по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом этого же Министерства от 01.07.2005 № 145.

Земельные отношения в России переживают сложный этап. Трудно с неизбежными ошибками выстраивается современная эффективная система землепользования. Ищется баланс оптимального взаимодействия государства, бизнеса и общества. С одной стороны, административное регулирование не должно подавлять частную инициативу, а с другой, в «стихии рынка» нельзя потерять важные для всех ориентиры, такие как, например, первоочередное решение экологических проблем.

Надежной опорой на этом пути является богатый исторический опыт России, включающий немало периодов земельных преобразований. Достаточно вспомнить о Столыпинской аграрной реформе, богатейшее наследие которой изучается до сих пор.

Главный ориентир ─ эффективное с оптимальным сочетанием рыночных механизмов и государственного вмешательства управление землями сельскохозяйственного назначения ─ залог продовольственной безопасности и социального благополучия не только жителей села, но и всего населения огромной страны.

Межевание земельных участков с использованием спутниковой системы При определении местоположения межевых знаков с помощью глобальных навигационных спутниковых систем используют различные способы спутниковых наблюдений. Реализация статического способа заключается в одновременном приеме в течение некоторого времени (около 1 ч) сигналов одних и тех же НИСЗ (не менее четырех) двумя... 6159 / Окт. 12, 2013, 9:55 д.п.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участкомозначает возможность использовать земельный участок (извлекать его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли) без установления конкретного срока такого пользования. В этом его отличие от временного безвозмездного пользования земельным участком, хотя бессрочное пользование осуществляется... 5094 / Фев. 9, 2015, 6:49 д.п.

Межевание земельного участка Согласно Инструкции по межеванию земель установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продажи, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, ... 2948 / Июль 10, 2013, 8:31 д.п.

Зонирование территорий населенных пунктов Земельные и иные отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства поселений, рационального природопользования и охраны окружающей среды регулируются в ЗК РФ и Градостроительном кодексе (ГрК) РФ. В них, в частности, предусматривается зонирование деление территории на зоны при... 2784 / Март 13, 2015, 7:11 д.п.

Межевание объектов землеустройства Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится кадастровым инженером. В настоящее время в роли кадастрового... 2730 / Июль 8, 2013, 5:13 п.п.

КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ НА АРТЕЗИАНСКУЮ СКВАЖИНУ В период финансового сжатия и трудности в получении кредита, всё актуальнее становится покупка земельных участков без подряда. Возможность улучшить жилищные условия с минимальными издержками, - самостоятельно, предполагает наличие знаний в строительстве. Организация водопровод а - основная задача обустройстве быта. Как... 2602 / Окт. 1, 2014, 3:01 п.п.

Обязанности арендодателя земельного участка Основная обязанность арендодателя по договору аренды земельного участка предоставить арендатору земельный участок в состоянии, соответствующем условиям договора и целевому назначению земли, в установленный договором срок. Если этого сделано не было например, арендатор не может начать использование участка, предназначенного для выращивания... 2533 / Фев. 9, 2015, 6:55 д.п.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г. # 74ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве такое хозяйство представляет собой объединение граждан (однако оно может быть создано и одним гражданином), связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно... 2396 / Март 19, 2015, 5:22 д.п.

Межевание - решение споров соседей Большинство людей, желающих обрести право собственности на садовые участки, частные дома и коттеджи (самостоятельно построить), подвести коммуникации к имеющимся объектом недвижимого имущества, - узнают, что сначала надо выполнить процедуру под названием - МЕЖЕВАНИЕ. Что же такое межевание, и какие практические... 2332 / Сен. 19, 2014, 10:30 д.п.

Безвозмездное срочное пользование земельным участком Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно, а от постоянного (бессрочного) пользования землей временным характером отношений (прежде он так и назывался временное пользование). При безвозмездном срочном пользовании земельные участки предоставляются на срок, ... 2236 / Фев. 9, 2015, 7:01 д.п.

Межевание и интересы иных лиц Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ. Задание утверждается заказчиком. Примежеваниимогут быть затронуты интересы иных лиц (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), то указанные... 2222 / Июль 10, 2013, 8:38 д.п.

Ограничение законом количества земельных участков, которые могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица Во времена кризиса, многие люди задумываются, каким образом можно сохранить и приумножить накопления. Инвестиции в объекты недвижимого имущества всегда были очень популярны. Постоянные разговоры про увеличение налогообложения для лиц имеющих несколько квартир, значительно охладили покупку квартир с целью инвестирования частными... 2171 / Сен. 21, 2015, 2:25 п.п.

Ограничения землепользования в населенных пунктах В п. 1 ст. 85 ЗК РФ упоминаются зоны специального назначения и военных объектов, с которыми могут быть связаны специфические ограничения, обусловленные их назначением. Правовой режим земель населенных пунктов характерен возможностями ограничений землепользования и хозяйственной деятельности, в том числе земельно-планировочных, ... 2044 / Июль 21, 2015, 8:14 д.п.

Пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование в право собственности! Правообладатели земельных участков с советского времени, должны реорганизовать свои права в соответствии с действующим законодательством в право аренды или собственности. На основе правоустанавливающих документов необходимо провести межевание данной земли и оформить право собственности или право аренды. С момента вступления в... 1940 / Окт. 4, 2015, 11:49 д.п.

Соотношение земельных и градостроительных требований Использование и охрана земель населенных пунктов регулируются как земельным законодательством, так и законодательством о градостроительной деятельности, которые предусматривают, например, правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы). Согласно СТ. 1 ГрК РФ правила землепользования... 1909 / Июль 21, 2015, 8:22 д.п.

Правовой режим земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан На отношения с использованием данных земель Федеральный закон Об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется. Указанные отношения регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных не коммерческих объединениях граждан. Законодательством предусмотрены несколько... 1878 / Март 13, 2015, 7:05 д.п.

Межевание земли Межевание необходимо при любых операциях с землёй и некоторыми объектами недвижимого имущества. Иногда бывает странно узнать, что для продажи, к примеру, садового участка, который в собственности уже длительное время, нужно вновь выполнить землеустроительные работы (межевание). Так, что такое межевание? На... 1830 / Янв. 13, 2015, 7:43 д.п.

Кто проводит межевание земельного участка Садоводы и прочие обладатели земельных участков, при оформлении права собственности, сталкиваются с необходимостью проведения межевых работ - межевания, как обычно говорят в народе. Куда можно обратиться, в какую организацию, что бы получить качественные и своевременные услуги? Какие организации выполняют работы... 1812 / Авг. 17, 2015, 11:23 д.п.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками Право пожизненного наследуемого владения земельными участками было введено в 1990 г. Этим правом могут обладать только граждане. Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности, но у землевладельцев есть одно правомочие, которое объединяет их с... 1792 / Март 3, 2015, 7:54 д.п.


Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием. В экономике сельского хозяйства в место термина “Земля” пользуются термином “Земельные угодья", так как каждый участок земли качественно отличается от другого.

Угодья можно подразделить на две группы: сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Сельскохозяйственные угодья - это земельные участки, систематически используемые для получения того или иного вида сельскохозяйственной продукции, является главным средством производства. К ним относятся пахотные земли, многолетние насаждения, залежи, сенокосы и пастбища (без оленьих). Они различаются между собой по видам культивируемых групп растений и способу возделывания на землю и растения, то есть по комплексу применяемых агротехнических мероприятий. Площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет более 168 млн. га.

К угодьям, непосредственно не используемым для производства земледельческой продукции, относятся леса, кустарники, болота; земли под водой, дорогами, прогонами, постройками, дворами, площадями и т. д.; пески и прочие земли, не используемые в сельском хозяйстве (ямы, овраги, хребты, солончаки и т. д.).

Основными землепользователи в стране являются сельскохозяйственные предприятия и организации, на долю которых приходится свыше 80% всех сельскохозяйственных угодий. Они обязаны эффективно использовать землю, бережно относится к ней, повышать плодородие.

Наиболее интенсивным видом сельскохозяйственных угодий является пашня, на долю которой приходится свыше 50,0% их общей площади. Пахотные земли (пашня) - это сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые и используемые для посева сельскохозяйственных культур. К пахотным землям относятся так же чистые пары. К пашне принадлежат все распаханные и вновь осваиваемые земли. На выращивание культур, возделываемых на пашне, затрачиваются труд, семена, удобрения, нефтепродукты и т. д. Эти затраты должны окупаться получаемой продукцией.

Выход продукции в расчёте на 1 га пашни является наиболее высоким по сравнению с другими видами сельскохозяйственных угодий. В следствие этого необходимо использовать ее наиболее эффективно, не допуская уменьшения размеров, а при возможности принимать меры к их увеличению.

Многолетние насаждения - это земли занятые древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции, а также декоративного оформления территорий. Из этого вида сельхозугодий выделяют сады, ягодники, плодовые питомники, плантации.

Сенокосы - это сельскохозяйственные угодья, постоянно занятые многолетними травами, систематически скашиваемыми для заготовке сена. Подвиды сенокосные угодий: заливные суходольные, заболоченные. Заливные и суходольные сенокосы могут быть улучшенными: после коренного (с разделкой дернины) или поверхностного (без разделки дернины) улучшения. Пастбища - это сельскохозяйственные угодья, постоянно занятые многолетними травами и систематически используемые в основном для выноса животных. Пастбища бывают суходольными и заболоченными, а те и другие могут быть чистыми, покрытые кустарником и древесной порослью, кочковатые, а суходольные еще и улучшенными. Для выпаса скота используются также долголетние культурные пастбища - создаваемые на пахотных, сенокосных и пастбищных угодье после коренного их улучшения.

Залежи - это сельскохозяйственные угодья, которые прежде были пахотными, но более года не использовались для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под паровое поле. Залежи подразделяются на подверженные эрозии, каменистые, закустаренные и т.п.

Перевод сельскохозяйственных земель в категорию земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Кроме сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственные предприятия располагают значительными площадями других видов земельных угодий, не используемых для получения продукции. В состав таких угодий входят леса и прочие покрытые лесом земли, кустарники, болота, пруды, водоёмы, так называемые неудобные земли (солонцы, сильно выщелоченные и смытые земли, каменистые и т. д.).

Многие из перечисленных земельных угодий обладают потенциальной возможностью превращения в ценные виды сельскохозяйственных угодий – пашню, сады и виноградники, сенокосы и пастбища. Для этого осушают болота, окультуривают солонцы и солончаки, удаляют камни, проводят комплекс других культурно-технических мероприятий.

Имеющиеся виды угодий оказывают определенное влияние на организацию сельскохозяйственного производства. Наличие в хозяйстве больших площадей пашни позволяют успешно заниматься производством зерна, картофеля и других культур. Если хозяйство располагает значительными площадями сенокосов и пастбищ, оно сосредотачивает свою деятельность на развитии отраслей животноводства. При больших площадях многолетних насаждений получают развитие садоводство, виноградарство и т. д.



Статья 97. Понятие и состав земель
сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий).
3. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (статья 90 настоящего Кодекса).
На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные). При этом под строительство животноводческих комплексов, временных строений и хозяйственно-бытовых построек для сезонных работ и отгонного животноводства на землях сельскохозяйственного назначения не могут использоваться ценные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся все виды орошаемых сельскохозяйственных угодий, пашня, залежь и земли, занятые многолетними насаждениями.
3-1. Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности или землепользовании, на участки, площади которых ниже минимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 50 настоящего Кодекса.
4. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища.
Пашня - земельный участок, систематически обрабатываемый и используемый под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более трех лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы.
Залежь - земельный участок, который ранее находился в составе пашни и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.
Многолетние насаждения - земельные участки, используемые под искусственно созданные древесные, кустарниковые многолетние насаждения, предназначенные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, а также для декоративного оформления территории.
Естественные сенокосы и пастбища - земельные участки, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных.
Сенокосы и пастбища коренного улучшения - участки сенокосов и пастбищ, на которых путем залужения создан новый травостой.
Обводненные пастбища - пастбища, на территории которых имеются водоисточники (озера, реки, пруды, копани, оросительные или обводнительные каналы, трубчатые или шахтные колодцы), способные обеспечить водой надлежащего качества соответствующее поголовье скота.
5. Сельскохозяйственные угодья могут быть орошаемые и неорошаемые.
К орошаемым сельскохозяйственным угодьям относятся земли, пригодные для сельскохозяйственного использования и полива, имеющие постоянную или временную оросительную сеть, связанную с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель стоком не ниже 75 процентов обеспеченности в оптимальные сроки по проектным или действующим нормативам оросительных норм при существующем коэффициенте полезного действия системы.
Землями лиманного орошения являются участки, на которых имеются водоудерживающие валы, водорегулирующие дамбы и другие гидротехнические сооружения, обеспечивающие задержание и перераспределение на площади этих участков талых вод и весенних паводков, а также вод, подаваемых из оросительных или обводнительных каналов для влагозарядки почв.
6. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
1) в частную собственность гражданам Республики Казахстан для развития личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;
2) в частную собственность или землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.
Срок предоставления земельного участка на праве землепользования для указанных целей составляет не менее пяти лет, за исключением случаев предоставления земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, срок предоставления по которым составляет не менее десяти лет. Предоставление земельного участка на срок менее указанных в настоящем подпункте сроков допускается только с согласия заявителя, заинтересованного в его получении;
3) иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, во временное землепользование на условиях аренды сроком до десяти лет.
7. В целях государственного контроля за качеством сельскохозяйственных угодий, передаваемых в землепользование и собственность гражданам и юридическим лицам, составляется паспорт земельных участков сельскохозяйственного назначения на основании данных материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических обследований и бонитировки почв за счет бюджетных средств.
Форма паспорта земельных участков сельскохозяйственного назначения утверждается центральным уполномоченным органом.
Организацию работ по составлению паспорта земельного участка и его выдачу осуществляют уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по месту нахождения земельного участка.
Сноска. Статья 97 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116); от 06.07.2007 N 279; от 10.07.2009 N 180-IV; от 24.03.2011 № 420-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 98. Порядок перевода сельскохозяйственных
угодий из одного вида в другой

1. Необходимость перевода (трансформации) сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой обосновывается природными факторами, экономической целесообразностью дальнейшего их использования в составе других земельных угодий.
2. Основанием проведения работ по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой могут являться ходатайство собственника земельного участка или землепользователя, поданное соответствующему местному исполнительному органу по месту расположения земельного участка, а также инициатива местного исполнительного органа.
3. Финансирование землеустроительных работ по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, проводимых по решению местного исполнительного органа, осуществляется за счет бюджетных средств, а по заявкам собственников земельных участков и землепользователей - за счет их средств.
4. Перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой может производиться по земельному участку, группе участков, массиву орошения, землепользованию.
Наличие сельскохозяйственных угодий, почвенно-мелиоративное состояние которых требует перевода их в другие виды угодий, предварительно устанавливается на основании изучения имеющихся планово-картографических материалов, проектов землеустройства, мелиоративного строительства, материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий, солевых съемок, данных земельного кадастра, инвентаризации земель.
5. Основаниями для перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные являются:
для пашни - несоответствие агропроизводственных почвенных характеристик земель их фактическому использованию, высокий уровень загрязненности токсичными веществами;
для многолетних насаждений - предельный возраст насаждений, их изреженность, неудовлетворительный породный состав, неблагоприятные почвенно-мелиоративные характеристики земель;
для сенокосов - опустынивание земель, вырождение луговой растительности, ухудшение мелиоративного состояния земель;
для пастбищ - сбитость.
При переводе орошаемых земель в неорошаемые помимо учета вышеперечисленных факторов учитываются потеря связи с источником орошения, водонеобеспеченность, техническое состояние внутрихозяйственных оросительных систем, а для земель лиманного орошения - прекращение затопления вследствие перераспределения стока или отсутствия водных ресурсов, техническое состояние сооружений.
При необходимости местные исполнительные органы могут устанавливать и другие показатели перевода ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные: минимальная продуктивность сельскохозяйственных угодий, уровень засоленности, солонцеватости, загрязнения почв и другие критерии, влияющие на качественную характеристику угодий.
6. Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой должны содержать:
пояснительную записку с выводами и предложениями;
экспликацию земель, намечаемых к переводу из одного вида в другой;
акт и чертеж полевого обследования с отображением выявленных сельскохозяйственных угодий, подлежащих трансформации;
качественную характеристику земельных участков;
сведения о техническом состоянии оросительной сети, системы лиманного орошения, обводнительных сооружений, а также стоимости основных фондов.
7. Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой передаются в уполномоченный орган района для обобщения по району, согласования их с районными органами сельского и водного хозяйства.
8. Уполномоченный орган района со своим заключением, составленным с учетом предложений органов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи, направляет материалы по переводу:
менее ценных сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой - в районный исполнительный орган для принятия окончательного решения;
орошаемых земель в неорошаемые, неорошаемой пашни в другие менее ценные виды сельскохозяйственных угодий - в уполномоченный орган области для согласования с областными органами сельского и водного хозяйства, охраны окружающей среды.
9. По результатам согласования уполномоченный орган области обобщает материалы в целом по области и со своим заключением направляет их:
по переводу неорошаемой пашни в менее ценные виды сельскохозяйственных угодий - в районный исполнительный орган для принятия окончательного решения;
по переводу орошаемой пашни в неорошаемые виды угодий - для согласования в центральный уполномоченный орган.
10. Центральный уполномоченный орган согласовывает представленные материалы по переводу орошаемой пашни в неорошаемые виды угодий с центральными уполномоченными органами по сельскому хозяйству, охране окружающей среды и со своим обобщенным заключением направляет областному исполнительному органу для принятия окончательного решения по данному вопросу.
11. Решения о переводе менее ценных сельскохозяйственных угодий в более ценные принимает районный (городской) исполнительный орган с учетом предложений органов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи.
Сноска. Статья 98 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116); от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 99. Использование орошаемых инженерно
подготовленных земель

1. К орошаемым инженерно подготовленным землям относятся инженерно спланированные земли, специально подготовленные для возделывания сельскохозяйственных культур, оснащенные оросительной, коллекторно-дренажной системой и сооружениями, на которых установлена научно обоснованная схема чередования (ротация) сельскохозяйственных культур.
2. Схему чередования (ротацию) культур на орошаемых инженерно подготовленных землях утверждает местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения. Земельные участки, связанные с единой схемой чередования (ротацией) культур и оросительной коллекторно-дренажной системой, признаются неделимыми. Данное правило распространяется и на земельные участки, распределенные до вступления в силу настоящего Кодекса, из состава орошаемых инженерно подготовленных земель.
3. Использование ранее распределенных орошаемых инженерно подготовленных земель и признанных неделимыми осуществляется на праве общей (долевой, совместной) собственности (общего (долевого, совместного) землепользования), и выдел доли в натуре не допускается. Участник общей долевой собственности при выходе из состава участников имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками общей долевой собственности либо продажу ее другому лицу в соответствии с правилами, установленными пунктом 2 статьи 55 настоящего Кодекса.
4. Собственники земельных участков и землепользователи на орошаемых инженерно-подготовленных землях обязаны соблюдать установленную схему чередования культур, проводить необходимые мелиоративные и восстановительные работы, в том числе содержать в надлежащем порядке имеющиеся на участке оросительные и коллекторно-дренажные системы.
5. Нарушение требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, влечет за собой меры административного взыскания, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях (нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения), а также может служить основанием для принудительного изъятия земельного участка в соответствии с нормами статьи 93 настоящего Кодекса.
Сноска. В статью 99 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116); Законом РК от 6 июля 2007 года N 279.