Нужны ли крестные взрослому человеку. Подготовка взрослых к таинству крещения. Обычаи, связанные с крещением взрослого человека

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение — но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных — в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение — это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: «Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…»? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства «Христианская жизнь», главный редактор газеты «Клин Православный» и телепрограммы «Дорога к храму»:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Многие взрослые хотят быстро покреститься и на этом закончить «тягомотину», связанную с подготовительной суетой. На самом деле это большое заблуждение. Взрослый человек должен подготовиться к Крещению, и от этого зависит качество его дальнейшей духовной жизни.

Предварительная беседа

Подготовка предваряется беседой со священником, который в личной беседе поясняет, что необходимо для духовной и практической подготовки к таинству.

Многие, кто желает быстро покреститься, крестятся – и в их жизни ничего не меняется: ни они сами, ни обстоятельства… Крещение, конечно же, имеет смысл, но не для формальности, а при таком подходе, кроме формальности, в конечном итоге никакого результата и не будет.

Божественная Благодать

При Крещении человеку дается особая Божественная Благодать, которую нужно сохранить и возрастить. Это благодать, она стирает мгновенно все грехи, но сам человек измениться в мгновение ока не может, поэтому требуются, помимо всего прочего, усилия со стороны Новопросвещенного.

Именно для того, чтобы у человека появилось правильное понимание происходящего и адекватное отношение к нему. прежде Крещения взрослого человека проводится совместное взаимодействие священника и оглашенного.

Итак, что же нужно взрослому человеку чтобы креститься?

  1. Иметь твердую веру в Бога и понимание простых христианских истин и Духовных законов.
  2. Иметь понимание и покаяние во грехах.
  3. Знать «Символ Веры» и молитву «Отче наш».

Что дальше? Духовная подготовка

  1. Необходимо сходить несколько раз на утренние Богослужения (Литургии), очень полезно, потому как, например, в день Крещения, скорее всего, Вам священник скажет о необходимости прежде побывать на богослужении.
  2. Подготовить на листке все свои согрешения и засвидетельствовать покаяние перед священником.
  3. Купить молитвослов и попросить священника пояснить, как им пользоваться, рассказать о нюансах и смысле молитвы в принципе.
  4. Купить Закон Божий и начинать изучать основные принципы православной веры, часть нашего сайта построена по принципу «введение в православную веру».

При грамотном и серьезном подходе любой священник же будет Вас долго «мучить», как Вам может показаться, формальностями, но на самом деле, это все нужно, просто может показаться сложным, а в действительности все просто.

В день Крещения Вам нужно прийти на утреннее Богослужение, и сразу после него священник совершит Таинство Крещения и Миропомазания, после чего причастит.

После совершения таинства важно понимать необходимость жизни с Богом. Надеюсь, священник пояснит Вам все нюансы духовной жизни.

Если Вы недавно крещены или хотите воцерковиться, но некуда обратиться, приходите ко мне, я постараюсь Вам дать подсказки по тем вопросам, которые нужно знать на пороге к Храма и при первых шагах к Богу. Соответственно, и тем, кого мы крестим, предлагаем консультативную помощь в воцерковлении.

Для Крещения взрослых необходимо:

  • Заранее позвонить в храм или спросить у священника, там, где собираетесь крестить ребенка, и узнать о требованиях и правилах, действующих в конкретном храме.
  • Решить для себя, Вы хотите Крещение индивидуальное или общее, и задать соответствующие вопросы священнику.
  • Пройти огласительные беседы в храме, где планируется совершить таинство, после чего Вам должны выдать соответствующую справку, причем важно, в идеале, чтобы Вас курировал священник, который проводил оглашение.
  • Подготовиться должным образом к Таинству.
  • Внешний вид в соответствии с требованиями делового этикета (строго).
  • Полотенце (большое, мягкое и теплое).
  • Сланцы.
  • Новый носовой платок.
  • Паспорт.
  • Свидетельство о Крещении (приобретается в Лавке), для всех по желанию.
  • Оплатить пожертвования.
  • 5 Свечей (желательно восковых, по цене разница копейки, но в духовном смысле всегда приносилась в жертву свеча восковая, не парафиновая или еще какая-то, кроме того, она не тает так быстро в руках).
  • Новую белую рубашку.
  • Крестик с веревочкой или цепочкой.
  • Необходимо также наличие крестиков у всех присутствующих на таинстве, и вообще каждый христианин крест нательный носит, не снимая!
  • Прибыть на Крещение за 15 минут до назначенного времени и зайти в Храм
  • При желании фото- и видеосъемки заранее согласовать со священником (в нашем храме на индивидуальном Крещении благословляется!)

Если есть желание и возможность можно благодарить совершающего таинства священника - это и является его трудом, и живет он на Ваши пожертвования, часто таким образом, через Вас, Господь благодарит священника за его труд, поскольку просто так, из ниоткуда, ему никто не поможет, только через Вас, дорогие друзья! Поблагодарить лучше лично, потому как если положите благодарность в церковный ящик, средства пойдут исключительно на содержание Храма. А священник тоже очень нуждается в Вашей помощи.

Обычно человека крестят еще в детстве, вскоре после рождения, выбирая ему крестных мать и отца, которые должны будут следить за тем, как дитя чтит божьи законы и выполняет их во время своего земного пути. Но в истории нашей страны был период, когда излишняя религиозность не только не поощрялась, но и могла стать серьезной помехой во взаимоотношениях с родными и коллегами. Кто-то верил, не афишируя свои предпочтения, кто-то стойко переносил долю порицания и критики.

Поэтому большая часть родившихся в то время людей не имела возможности покреститься. Все больше и больше людей в зрелом возрасте понимают, что хотели бы повернуться к Богу и покаяться в своих грехах, оставить прошлую жизнь с тяготами позади и обновиться.

Крещение взрослого человека

Обряд крещения взрослого человека, безусловно, отличается от крещения ребенка. Прежде всего тем, что у взрослого человека это сознательный выбор, и потому требований к нему предъявляется больше, чем к ребенку.

Многие церкви проводят встречи для желающих покреститься людей, на которых рассказывается о Библии, об отношениях человека и высших сил, о требованиях, предъявляемых к рабу божьему.

Крещение — не гарантия места в Раю!

Следует понимать, что покрестившись однажды, никто не сможет гарантированно заработать себе место в раю после смерти. С крещения только начинается долгий и трудный путь на пути к единению с божественной сущностью. Принимая православие, человек принимает обязательство жить по его заветам, в числе которых есть обязательное частое посещение церкви и усердные сердечные молитвы.

В наше время требования, предъявляемые церковью к желающим покреститься, довольно мягкие, но ранее священник мог испытывать человека, проверяя на прочность его веру.

Итак, как же стоит готовиться к крещению?

Основная подготовка проходит в голове: нужно выдержать пост в течение трех дней перед таинством. В течение этого поста нельзя употреблять мясо, жирную пищу, соленую и острую, нужно отказаться от алкоголя и курения, не лишним будет и половое воздержание.

Но следует помнить, что крещение – это в первую очередь очищение души, и потому в течение этих трех дней стоит сосредоточиться на мирных и доброжелательных мыслях, не допуская злобы и гнева. Обязательным считается знание наизусть «Символа Веры» — эту молитву Вы должны будете прочитать наизусть во время крещения.

Вещи для крещения

Заранее стоит приобрести набор вещей для крещения. В такой набор обязательно входит крестильное полотенце – новое, обязательно белое, красивое и большое, чтобы можно было вытереться, поднявшись из купели с освященной водой. Еще один незаменимый предмет – крестильная рубашка, в мужском варианте это просторная рубаха, в женском возможны вариации в виде сорочки до пола.

Еще из одежды понадобятся крестильные тапочки, так как придется разуться и какое-то время находиться без носок и обуви. Еще в наборах идут крестильные свечи и нательный крест.

Где купить крестильную одежду?

Все эти предметы продаются в церковных лавках, но стоит позаботиться об их приобретении заранее. Нательный крест носится до конца жизни, его нельзя снимать, поэтому стоит выбрать такой, который будет удобным и незаметным на протяжении всего времени. К тому же выбор в лавках небогат, запас товара ограничен, поэтому Вам просто может не достаться нужной вещи.

Если же приготовить такой набор заранее, в день крещения в Ваших мыслях будет царить умиротворение, а не суета, к тому же мастерицы могут украсить рубашку вышивкой – на спине обязательно изображение православного креста. Женщинам стоит подумать и о платке, так как нахождение в церкви с непокрытой головой строго порицается, даже во время проведения таинства. Одежду, в которой Вы были на крещении, нельзя носить и лучше не стирать.

Как проходит обряд крещения

Таинство крещения начинается с того, что священник трижды дует в лицо: это символизирует момент сотворения человека, момент вдыхания новой жизни Богом в человека. После этого следует благословение и начинается чтение молитв, по окончанию которого человек должен пройти через обряд отречения от сатаны.

Символом злых и темных сил считается запад, поэтому окрещаемый поворачивается в ту сторону, а священник, проводящий обряд, начинает задавать вопросы, на которые должен быть дан сознательный ответ. Отрекшись от сатаны, нужно повернуться к востоку и исповедоваться в преданности Христу: точно так же будут заданы вопросы, на которые трижды нужно будет ответить и в конце прочитать «Символ Веры», являющуюся очень кратким изложением всего православного нравоучения.

После снова последуют вопросы от священника, и теперь приходит время окунания в воду.

Священник переодевается в светлые одежды, которые олицетворяют чистоту жизни Христа и начинает с освящения купели. Сначала зажигают свечи, после освящается елей, которым помазываются окрещаемые: все внутри человека, идущего к Богу, должны быть очищено от грехов. Затем над погруженными в купель людьми читаются специальные крещальные молитвы.

После этого, покинув воду, Вы облачаетесь в ту самую крестильную рубаху, символизирующую собой начало совершенно новой, очищенной от старых грехов, жизни.

Под чтение специальной молитвы на шею каждому вышедшему из купели надевают нательный крест. После этого они вдвоем со священником делают три круга вокруг купели – такой проход символизирует вечность. Затем наступает черед песнопений, по окончанию которых читаются послания Апостолов. Заключительным действием является символическое состригание волос.

Крестные мать и отец

Испокон веков церковь советовала брать одного крестного для мальчика и одну крестную для девочки, но чаще всего у ребенка были оба крестных родителя. Ими не могли быть кровные родители, так же монахам и монахиням запрещалось быть крестными.

Тем не менее, при отсутствии живых родственников у ребенка, крестным становился священник, проводящий обряд. Нужны ли крестные взрослому человеку? Считается, что нет, так как в этом возрасте каждый волен сам принимать решения и отвечать за свои деяния и мысли перед Богом, и ему не требуются наставники.

Но если у Вас есть крещеные близкие родственники или друзья, которые искренне желают Вам добра, то они могут присутствовать при обряде в качестве крестных и держать свечу во время погружения в купель.

Как вести себя после обряда

После крещения человек должен соблюдать 10 заповедей Закона Божьего. Таким образом он будет показывать Богу, что принял его заветы и стремится к вечной жизни, готов молиться о себе и других людях. Теперь главной становится не любовь к себе, а любовь к близким и к Богу, обещающему мир на земле. Общение с Богом – это молитвы, существующие на каждый момент жизни. Люди молятся во время болезни, жизненных неурядиц, когда им есть, за что поблагодарить Бога и в чем покаяться.

Искренность желаний

Если Вы решили покреститься, подумайте о своем желании: не является ли оно данью моде, или Вы идете на уступки родственников, желаете покреститься за компанию, для галочки? Случается, что муж или жена идут в церковь только ради другого супруга, равнодушно относясь к ценностям православия.

Если в Вашем сердце нет искреннего желания признать Бога, не стоит совершать данный обряд. Подождите, пока это появится у вас внутри. И не стоит, наоборот, давить на человека, чтобы он принял крещение – то, что делает лучше и счастливее Вашу жизнь, может внести сумятицу в мировоззрение другого. Каждый должен прийти к Богу сам и самостоятельно принять решение покреститься. Тогда все пройдет гладко, и на душе установится покой.

Крещение - первый и один из самых важных христианских обрядов.

Если человек по каким-либо причинам не был крещён во младенчестве, то в осознанном возрасте он может столкнуться с вопросами: как проходит обряд крещения взрослого человека, что нужно для этого сделать, какие существуют правила.

Что такое крещение

Для начала нужно разобраться с тем, что это за обряд. Это священное таинство, в котором верующий человек с призывом, обращённым к имени Святой Троицы - к Господу, Сыну и Святому Духу, через трёхкратное погружение в воду омывается от всех грехов, которые он совершил до Крещения, а также от первородного греха (греха своих прародителей). Смысл Таинства в том, что через это священное действие человек умирает для греховной и плотской жизни и возрождается для духовной.

Важно помнить, что причиной для крещения должно быть чистое намерение прожить жизнь по христианским обычаям, а не попытка обрести удачу, решить личные проблемы или обрести какие-то земные блага. Для принятия Таинства человек должен обладать правой верой, желанием добровольно и сознательно жить по-христиански, а также искренне покаяться в своих грехах.

Крещение взрослого человека в церкви

Стоит сказать, что взрослым человек считается с 14 лет, а покрестить человека можно в любом возрасте. В стародавние времена для людей, которые желали креститься, был установлен период оглашения, а они были объявлены оглашенными. Перед тем как покреститься, взрослому человеку необходимо было усердно готовиться к обряду: изучать основы христианства, много читать и, перед тем как сдать своего рода экзамен по знанию религии, в обязательном порядке посещать службы . Таким образом, оглашенных приобщали к жизни церкви, и только священники решали, готов ли оглашенный к Окрещению. Сегодня правила проведения Таинства отличаются от тех, что были раньше.

Крестные при окрещении взрослого не нужны . Так как взрослый человек делает выбор встать на путь православия самостоятельно и осознанно, то он должен сам по собственной воле расширять свои знания о православии. А также во время Таинства крещения человек сам в состоянии отвечать на вопросы священника и читать молитвы. Однако, если у крещаемого есть возможность и желание пригласить на Таинство опытных наставников, которые будут ему помогать в воцерквлении, в виде крестных родителей, это не воспрещается.

Обряд может проходить в любой день, в том числе в пост . Но с технической точки зрения, провести окрещение в пост не всегда получается. Из-за того что в будни великопостные богослужения по времени довольно продолжительные, в некоторых храмах во время поста крестят только по субботам и воскресениям. В любом случае, во время планирования крещения стоит обсудить, можно ли крестить в пост, именно в храме, где будут проводить обряд.

Присутствовать при обряде могут все близкие семьи, в том числе некрещенные. Только встаёт вопрос: зачем? Если некрещенные люди сами не приняли Христа в своё сердце, чем они смогут помочь и воодушевить того, кто вступает в православную веру?

Весь обряд крещения в среднем занимает 1−1,5 часа . Время может разниться в зависимости от конкретного храма и священника, который будет проводить таинство, поэтому, сколько длится крещение в конкретном храме, опять же можно уточнить при планировании Таинства.

Обряд может проходить как в церкви, так и дома. Нет специальных канонов в православной церкви, которые бы запрещали окрещение на дому. Ещё несколько веков назад Таинство проходило гораздо чаще в домашних условиях. Это имело свои причины: крестьянские семьи в основном были многодетными, в семьях было по 9−15 детей, и организм матери просто не успевал восстанавливаться после родов. Это приводило к тому, что младшие дети рождались слабыми и часто нежизнеспособными. В таких случаях, когда дорога в храм могла привести к ухудшению состояния или гибели ребёнка, священника приглашали домой.

Подготовка к обряду

Прежде всего, необходимо поговорить со священником в церкви . Лучше всего дождаться окончания службы и попросить церковнослужителя поговорить с вами. К встрече необходимо подготовиться: прочесть Евангелие, дабы узнать о жизни Христа, обязательно выучить наизусть основные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры»), изучить христианское учение и понимать его суть.

Скорее всего, встреч со священником будет несколько. Священник должен убедиться в серьёзности ваших намерений и готовности принять крещение. Каких-то правил, регулирующих, сколько должно быть встреч, нет. Но, как настоящий психолог, священник понимает, что трудно разглядеть человека с первого раза, поэтому, как правило, проходит не менее трёх аудиенций. Во время аудиенций можно задать все интересующие вас вопросы о христианстве, поговорить о Боге и о его роли в жизни, узнать, как проходит окрещение. Важно быть искренним и честно отвечать на вопросы.

О том, сколько стоит крещение, стоит спросить только после того, как священником будет принято решение. Спросить можно или у самого священника, или в церковной лавке, также в некоторых храмах есть прейскурант. В большинстве храмов эта услуга бесплатная, и принимаются только пожертвования, в других случаях стоимость составляет в среднем (по Москве) 2−4 тыс. руб.

Перед крещением необходимо соблюдение поста, который предполагает отказ от мясных и молочных продуктов, яиц, алкогольных и табачных изделий в течение от трёх дней до месяца. А также во время поста необходимо воздержание от веселья и интимных отношений, помириться со всеми, с кем были в ссоре, и исповедаться. Накануне крещения с полуночи нельзя кушать и пить воду.

И мужчинам, и женщинам необходимо иметь на Крещение:

  • Крестильную сорочку (она должна быть белая, крестильная сорочка для мужчин напоминает длинную рубашка, для женщин - платье). Сорочку после обряда нельзя стирать и носить в повседневной жизни. Считается, что её можно надеть во время тяжёлого заболевания, чтобы помочь выздоровлению.
  • Полотенце (оно тоже должно быть новым, белым и желательно большим).
  • Сланцы или открытые тапочки (необходимо, чтобы ступни были открыты).
  • Нательный крестик на цепочке или верёвочке. Важно помнить, что после таинства крещения снимать его нельзя, только исходя из медицинских показаний.

Крещение женщин происходит ещё и по следующим правилам:

Практика проведения обряда крещения взрослых может отличаться в разных храмах. В некоторых храмах купель огораживают ширмой, и в этом случае погружение происходит без одежды, а священнослужитель видит только голову крещаемого. Во время планирования крещения, можно узнать все подробности совершения обряда в церковной лавке.

Как происходит Таинство

Процесс крещения взрослого выглядит следующим образом:

После Таинства крещения привычная жизнь христианина должна поменяться. Это означает, что человек должен начать выполнять заповеди Господни, жить правильно, отказаться от определённых привычек, думать о своих поступках, изменить отношение к окружающим.

Повторное крещение

Окрещение можно проводить над человеком только раз в жизни, так как уже говорилось выше, крещение соотносится с рождением, а родиться человек можешь лишь один раз. Люди задумываются, можно ли креститься второй раз, оттого, что верят в совершенно абсурдные и оккультные вещи, например, что второе окрещение поможет снять порчу, проклятие, сглаз. С помощью повторного обряда они хотят решить семейные или жизненные проблемы. Иногда люди думают, что если перекреститься на другое имя, то на них не смогут навести порчу недоброжелатели. Эти ужасные суеверия внушают людям колдуны и экстрасенсы, которые прикрывают православием свои злодеяния.

Желание или действие окреститься второй раз - большой грех и кощунство, и с позиций церковных канонов недопустимо. Кроме того, оно не избавит человека от проблем, не защитит от недоброжелателей и не принесёт удачи, а скорее наоборот, так как греховное действие никогда не добавляет счастья.

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.

В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять , постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.

Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.

Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом, совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.

Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах - Причащения, Крещения, Миропомазания.

Во многих храмах проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Если в храме такой практики нет, можно поговорить со священником и узнать все необходимое об обряде Крещения. Основы православного вероучения нужно будет изучить самостоятельно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы - Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.

Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду . После Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.

После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад - символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу (сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры - одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.

Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.

После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора - символ очищенной, обновленной человеческой природы.

Для мужчин - это крестильная рубашка , для женщин - длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье . Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.

Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор : крестильное полотенце - новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. - для помазывания святым елеем.

Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.

Интернет магазин «Крещение.ру» с радостью предлагает одежду для Крещения разных размеров, для взрослых и подростков, а также все необходимые принадлежности: махровые полотенца, платки, праздничные наборы свечей. У нас также можно купить нательный крестик, золотой или серебряный, из белого или черненого серебра 925 пробы.

Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается.

Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.

Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах (по требованию врача и пр.)