Конспект «Живой уголок в детском саду. Уголок живой природы в детском саду: как правильно подобрать комнатные растения? Живой уголок в детском саду требования

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования. Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура. Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).

    Уголок природы в группе детского сада выполняет эстетические, образовательные и воспитательные функции

  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.

    Возможность заботиться о других живых существах воспитывает в детях доброту и ответственность

    Ухаживая за растениями, зверятами, птицами и рыбками, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.

  5. Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное и рациональное использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.

Требования к уголкам природы в детском саду

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010).

Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011.

Общие требования к уголкам природы

Эти требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.

    Хорошей идеей может быть установить возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь

  • Одно из ключевых требований - безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.

Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада

Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:

  • типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус - высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка - с заметным опушением листьев и т. п.);
  • внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
  • начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
  • неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.

Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.

У большинства детей общение с животными вызывает интерес, но из-за санитарных требований звери в современных детских садах - редкость

Природный уголок для малышей раннего возраста

Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  • формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях;
  • также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.

Календарь природы для самых маленьких представляет четыре времени года

Что должно быть в уголке:

  • 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;
  • кукла в сезонной одежде и обуви;
  • макеты овощей и фруктов;
  • природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  • инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Фотогалерея: растения для уголка природы в первой младшей группе

Во время цветения фуксию надо поливать умеренно На дно горшка вечноцветущей бегонии нужно положить слой гальки, чтобы задерживалась вода Цветущей примуле дважды в неделю нужна подкормка
Бальзамин болеет, если температура в помещении выше 22 °C или ниже 10–15 °C Китайский розан любит почву, богатую гумусом Камелия ненавидит сквозняки

Особенности уголка природы во второй младшей группе

Знания детей о природе в этом возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают деление животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более расширенная информация о птицах (перелётные и зимующие), формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).

Обогащается представление и о растительном мире: малыши усваивают понятия «трава», «дерево», «цветок» и учатся различать их по внешним признакам. Формируется первичное представление о потребностях живых организмов в пище, воде, тепле, о труде человека по уходу за животными и растениями. Дети начинают проявлять чувства к объектам природы, животным, растениям, высказывать элементарные оценочные суждения о её явлениях: «Мне нравится собачка, она сторожит дом. Я не люблю, когда дождь и холодно». Появляется интерес к экспериментированию с водой, песком.

В уголке природы для второй младшей группы должны присутствовать муляжи овощей и фруктов, фигурки диких и домашних животных

Уголок природы для этого возраста содержит:

  • Новые растения - колеус, аралия, фикус. Общее количество растений достигает 4–5. Крупные листья фикуса или аралии подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли). Детям доступен самостоятельный полив растений.
  • Календарь природы. Он приобретает более сложный вид: кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику.
  • Расширяется диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок - в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных. Для свободного рассматривания детям предлагают наборы игрушек, изображающие животных и их детёнышей, а также обитателей различных экологических систем (пруда, леса).
  • Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой, где будет размещена песочная мельница, всевозможные формочки, штампы для печатания следов на песке, лопатки, грабельки, мелкие игрушки для закапывания и отыскивания, сосуды для переливания, плавающие игрушки (обычные резиновые и заводные движущиеся).

В результате целенаправленной и систематической работы к концу года дети четвёртого года жизни будут узнавать и называть два-три комнатных растения, уверенно находить части растений, ориентироваться в представителях животного мира своей местности, называть основные условия, необходимые им для жизни. У ребятишек появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения и животные живые, их нужно беречь и охранять.

Фотогалерея: растения для уголка природы во второй младшей группе

Колеус легко вырастить из семян Листочки фикуса необходимо периодически протирать мягкой тряпочкой
Аралия любит полутень

Природоведческая зона в средней группе

Средняя группа - это коллектив непосед и любознаек. Многие педагоги и психологи отмечают, что именно в этом возрасте познавательные способности и умственное развитие детей делают существенный качественный скачок. У дошкольников появляется способность усваивать больше информации, причём гораздо более сложной и разнообразной по содержанию, чем в прошлом году. Этот возраст характеризуется проявлением пытливости, заинтересованности окружающим миром и событиями в нём, развитием устойчивости внимания и наблюдательности.

У детей средней группы быстро развивается речь, появляется потребность общаться, делиться своими впечатлениями.

Вследствие этих особенностей дошкольникам среднего звена становятся доступны новые знания о растениях и животных как своей местности (распределение по местам произрастания и обитания), так и других природных зон (тропических, полярных). Дети не только овладевают новыми знаниями о природных объектах, но и дают определение их существенных признаков (дикие животные находят жильё и еду сами, а домашних кормит человек), устанавливают связь между строением растения, животного и его приспосабливаемостью к окружающему миру (растению нужен корень, чтобы держаться за почву и получать из неё питательные вещества, заяц меняет на зиму цвет меха, чтобы стать незаметным на снегу).

Ценность природоведческой зоны заключается в том числе в расширении представлений детей об окружающем мире

Очень часто подмечают дети признаки неживых (вода льётся, растекается; сухой песок сыпучий, а влажный лепится) и живых объектов (питаются, растут, дышат). Многие дошкольники в этом возрасте любят составлять небольшие рассказы на основе собственных наблюдений за хорошо знакомыми природными объектами, используя слова-сравнения, обобщения. Неравнодушными оставляет их красота природы в различные времена года. Зарождаются основы экологически грамотного поведения и мышления: дети понимают и могут объяснить, почему плохо рвать цветы, обижать птиц, сорить на природе.

К окончанию средней группы дети:

  • различают 4–5 декоративных растений, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни;
  • проявляют стойкий интерес к явлениям неживой и живой природы, смене сезонов, погоды, изменениями в жизни людей в разные времена года;
  • понимают отличительные свойства живых организмов;
  • имеют первичное представление об экосистемах леса, луга, реки;
  • умеют пояснить, как зависит строение животного от его способа передвижения, образа жизни (у рыбы плавники, чтобы плавать в воде, а птице нужны крылья, чтобы летать, ёжику нужны колючки, чтобы защищаться от хищников).

Чтобы удовлетворить возросшие потребности в познании мира природы, оборудование уголка природы в средней группе значительно обогащают и расширяют.

Растения в уголке природы для средней группы

В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.

Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения, в горшок втыкают схематическое изображение соответствующего инструмента, расположенное на деревянной шпажке, или крепят его иным путём. Одновременно в уголке природы могут находиться до 8 различных растений, причём некоторые из них должны быть представлены в двух-трёх видах (бегонии, герань), чтобы дети могли сравнивать их внешний вид и свойства.

Кроме растений, необходимо иметь набор инструментов по уходу за ними: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.

Календарь природы для средней группы

Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.

Важно добиться того, чтобы детям нравилось трудиться в живом уголке

Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.

Календарь наблюдений за погодой и живыми объектами в средней группе может быть рассчитан на неделю

Эти действия могут сопровождать пояснениями сперва воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных.

В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней - живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку.

Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Дидактические игры природоведческого содержания становятся сложнее и разнообразнее, включают в себя информацию о животных разных климатических зон и экологических систем, то же относится к содержанию картин, альбомов, папок, которые будут уместны и интересны на пятом году жизни. Тематика их может быть самой разнообразной, но следует учитывать, что детям этого возраста предпочтительнее давать нарисованные изображения, а не фотографии.

Макеты и изображения овощей и фруктов дополняются новыми, причём не произрастающими в данной местности (апельсин, ананас, банан). Фигурки животных - обитателями тропических стран (жираф, слон, носорог, обезьяна) и Севера (белый медведь, морж).

Вызывают интерес у детей средней группы и коллекции: семян, перьев, камней, но оформлены они должны быть так, чтобы малыши не могли их смешать, рассыпать (хорошо прикреплены к основе, разложены в закрытые прозрачные баночки, пакеты).

Видео: лэпбук по экологии

Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук - инновационное методическое пособие, оформленное в виде папки или книжки-раскладушки с множеством кармашков, конвертов, в которых находятся разнообразные материалы по единой тематике.

Оборудование для экспериментов в средней группе

Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов. Это:

  • растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
  • предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
  • увеличительные стёкла, магниты.

У детей вызывает интерес не только сам процесс экспериментирования, но и причины, которые вызвали тот или иной результат (магнит притягивает к себе всё металлическое, он притянул гвоздь и скрепку, значит, они сделаны из металла).

В уголке природы для средней группы можно устроить исследовательскую мини-лабораторию

Как использовать игрушки при оформлении уголка природы

Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.

В природном уголке может поселиться добрый и забавный сказочный персонаж

Герой может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать им отмечать погоду в календаре, ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Он может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за питомцами в экологической комнате, и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.

Фотогалерея: образцы макетов климатических зон

В тропическом лесу обитают редкие экзотические животные Макет Севера знакомит детей с суровой природой Заполярья В оборудовании макета пруда использованы резиновые игрушки для ванны Макет уютного сельского дворика также заинтересует детей

Замечательным будет создание простейшего макета одной или нескольких природных зон, свойственных местности, где проживают дети, например, лесной поляны, пруда, реки.

Уголок природы для детей старшей и подготовительной групп

Дети шестого-седьмого года жизни - будущие школьники. Знания о природе и экологические представления у них сформированы наиболее полно. Они знают о многообразии представителей трёх царств: растений, животных и грибов, умеют применить эти знания на практике, определяя лекарственные и редкие охраняемые растения, ядовитые и съедобные грибы.

Детям становится доступно понимание цикличности процессов в природе, закономерность тех или иных её явлений. Ухаживая за живыми объектами, старшие дошкольники умеют регулировать своё поведение (например, самостоятельно определить, нужен ли полив и в каком объёме). Круг познавательных интересов детей максимально расширяется: им интересны не только растения и животные различных климатических зон родной планеты, но и небесные тела, природа космоса, а также подземный мир минералов и полезных ископаемых. Знания о разнообразии и богатстве живого мира позволяет детям старшего дошкольного возраста сравнивать растения, животных и человека, делать выводы, устанавливать соответствия и различия (дышит, растёт, питается всё живое, но только человек может говорить, думать, испытывать чувства).

Желание старших дошкольников заботиться о живых объектах следует поддерживать и поощрять

На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.

Уголок дежурств в старшей группе

Вводятся дежурства - соответственно, необходим уголок дежурств. От его вида в немалой степени зависит желание детей дежурить, поэтому воспитателю следует продумать, как сделать его ярким и привлекательным, какими изображениями украсить. Подробнее о дежурствах смотрите ниже.

Красочный уголок дежурств заинтересует и привлечёт детей к труду

Подбор и содержание растений для уголка природы в старшей группе

Чтобы дети получили наиболее полные и разнообразные знания о них, в уголке природы размещают как прямостоячие, так и вьющиеся и стелющиеся растения, а также с корнями в виде луковиц и клубнелуковиц.

Это могут быть:

  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • цикламен;
  • примула;
  • кливия.

Поскольку все они имеют различные потребности в освещении и поливе, воспитатель должен сам хорошо изучить, как ухаживать за такими растениями, чтобы передать знания детям. Кроме того, необходимы растения с резко отличными потребностями, к примеру, в поливе, такие как традесканция и фиалка, чтобы дети видели существенную разницу. В старшей группе одновременно могут находиться до 10 растений, в подготовительной - до 12. Дети должны знать 6–7 из них, называть части, форму корневища (луковица, клубень), описывать наиболее яркие интересные признаки комнатных цветов (например, что камнеломку можно размножать «живыми детками», отпрысками). Поскольку мы имеем дело с дошкольниками, которые могут «заиграться» и забыть о потребностях растения, следует изготовить сигнальные карточки для напоминания.

Знания о жизни растений вместе с возможностью заботиться - обогащают и ум, и душу ребёнка

Сделать их просто: распечатать печальный и весёлый смайлики, покрыть непромокаемым прозрачным материалом (скотчем) и прикрепить к небольшой палочке. Заметив, что растение нуждается в поливе (или же в рыхлении, протирании листьев от пыли), воспитатель устанавливает карточку - печальный смайлик.

Внимание детей к нему может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью к сказочному герою, обитающему в уголке природы, взяв игрушку на руки и сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?» Ориентируясь на сигнальную карту, дети быстро находят, кому нужна помощь, устанавливают, что именно нужно сделать и устраняют причину «плохого настроения» зелёного друга. Позже, когда внимание ребят будет отвлечено другим видом деятельности, педагог устанавливает на это растение весёлый смайлик, хвалит и благодарит маленьких защитников растений от имени сказочного персонажа.

Календари и дневники наблюдений

Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе:

  • сезонные дневники наблюдений за природой;
  • календари наблюдений за птицами, ростом растений;
  • индивидуальные календари.

Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений.

Календарь природы в старшей группе включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живые объекты наблюдений

Можно начать с осеннего дневника. Для этого нужно взять обыкновенный альбом для рисования, сделать ему соответствующую обложку, объяснить детям, что природа вокруг интересна и красива, но очень разнообразна, и всё происходящее в ней запомнить невозможно. Оставить в памяти дары чудесной осени поможет этот осенний дневник наблюдений.

Если альбом имеет 40 листов, то страниц в нём будет 80, чего вполне хватит на каждый день недели, проведённый детьми в саду в осенние месяцы.

Вверху листа отделяется полоса шириной около трёх сантиметров, в ней цветом, установленным по традиции для каждого дня недели, пишется число и название месяца: «6 сентября», «12 ноября» и т. п. Поскольку многие дети старших групп уже умеют читать, писать печатными буквами и знают месяцы, эту работу можно поручить таким развитым ребятам.

Далее альбомный лист расчерчивается на 8 делений, в которые ежедневно вносятся следующие данные: солнечный или пасмурный был день (изображение солнца или тучи), осадки, ветер (его символом может стать наклонённое дерево или схематическое изображение в виде нескольких волнистых линий).

Дневники наблюдений учат детей внимательнее относиться к окружающему миру, тем самым развивая в них любознательность

Температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Остальные ячейки дети заполняют изображениями живых объектов, за которыми наблюдали в течение дня. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание помочь с оформлением альбома.

Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой, в течение двух или трёх недель, а наблюдение за ростом растений (лука, гороха) зарисовывается в отдельный альбом раз в неделю.

Дети, заинтересовавшиеся таким видом работы, могут захотеть вести индивидуальные календари наблюдений, и воспитатель должен помочь им в этом: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

Наглядные пособия для уголка природы в старшей группе

Наглядный материал пополняется в соответствии с растущим кругозором детей. Это могут быть как приобретённые в специализированных магазинах наборы рисунков и фотографий, так и скачанные из интернета самим воспитателем изображения, красивые и захватывающие:

  • явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
  • пейзажи различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики;
  • увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка);
  • фотографии экзотических животных с детёнышами (коала, львица, кенгуру);
  • картины открытого космоса.

Наглядные пособия - необходимое дополнение для уголка природы

Но в центре внимания, конечно же, должна быть природа родного края. В рамках краеведческой работы можно вместе с родителями воспитанников изготовить фотоальбомы «Природа моего города », «Мой цветущий родной посёлок». Здесь можно отобразить красоту скверов, пышных летних клумб, озеленение дворов. Дети с удовольствием будут рассматривать такой альбом, отыскивать знакомые места, увидят красоту родного населённого пункта по-новому - и ещё больше полюбят свою малую родину. Если вблизи населённого пункта есть водоём, то можно изготовить альбом «Наша река и её обитатели», «Кто живёт в пруду», скомбинировав рисунки и фотографии. Также увлекательными будут такие темы фотоподборок: «Деревья нашего парка», «Собираем урожай», «Мы - друзья природы» - конечно, если на фото будут присутствовать сами дети.

Дидактические игры в уголке природы для старшей группы

Тут воспитатель имеет возможность проявить свои таланты, педагогическое мастерство и творчество в полной мере, ведь круг тем практически безграничен, как и сам мир природы. Но особое внимание в старших группах следует уделять играм экологической и природоохранной направленности, как, например, игра «Экологическое солнышко». Изготавливается большое изображение солнца с шестью лучами, в центре которого и на кончиках лучей расположены кармашки. В них вставляются специально подобранные картинки. Дети должны пояснить, как зависит объект, изображённый в центре, от тех, что находятся на лучах: «Дождь поит яблоню водой. Земля даёт яблоне питательные вещества. Птицы спасают её от гусениц. Человек собирает с неё яблоки и т. д.»

Приветствуется, когда уголок природы оснащён также дидактическими играми и пособиями

Обрудование для экспериментирования и опытов

Его также следует подбирать с таким расчётом, чтобы дети могли выполнять простейшие природоохранные действия в своей мини-лаборатории или моделировать ситуации, отображающие защиту природы человеком (очищение загрязнённой воды при помощи марлевого фильтра). Старшие дошкольники могут пользоваться схематическими поэтапными руководствами к выполнению опытов, сравнивая свои действия и результаты с изображёнными на схеме.

Литература для уголка природы в старшей группе

Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных, например, книги Виталия Бианки, рассказы Евгения Чарушина, сказки Сергея Козлова и другие.

Старших дошкольников привлекает познавательная литература

Оригинальное название для уголка природы

Традиционно сложилось, что природные зоны в детских садах называют просто «Уголок природы». Но название можно разнообразить, проявив немного фантазии и выдумки.

Для младших групп подойдут простые названия:

  • «Природа и малыши»;
  • «Мы и природа»;
  • «Окошко в природу».

Старшим дошкольникам придутся по вкусу более романтичные, сказочные названия:

  • «Клуб защитников (друзей) природы»;
  • «Зелёная планета»;
  • «Королевство тайн природы»;
  • «Волшебный мир природы».

Вместо названия над уголком можно разместить стихотворный девиз, к примеру: «Мы природу изучаем, любим и оберегаем», «В группе «Гномик» («Зайчик», «Рыбка») малыши природу любят от души». Это сделает природоведческую зону группы более оригинальной и непохожей на уголки других групп.

Труд и дежурство

Привлекать воспитанников к труду в уголке природы нужно с самого раннего возраста.

Воспитание трудовых навыков в младших группах детского сада

В первой младшей группе дети могут вместе с воспитателем поливать растения, обтирать под его контролем большие плотные листья влажной тряпочкой. Также малышам можно доверить посадку в грунт с готовыми бороздками или лунками луковиц и крупных семян (фасоль). Это кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекают всех детей группы. Конечно, после каждого выполненного действия малышей хвалят и сообщают ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!»

Прорастить лук - один из очень простых и наглядных для малышей опытов

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами и коллективный (всей группой детей), но из-за ограниченности места в уголке обычно выбирают первый вариант. Работая подгруппой по 4–6 человек, дети ещё не согласовывают свои действия, а просто трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. Поскольку произвольная память и внимание у малышей в этом возрасте развиты слабо, им следует объяснять порядок выполнения работы поэтапно, сопровождая показом, и после каждого действия продолжать показ и пояснения. В этом возрасте положительная оценка и поощрение также необходимы.

Дети пятого года жизни также трудятся в подгруппах, но им доступно выполнение разных операций (одна подгруппа поливает цветы, другая обтирает листья). В этом возрасте могут выполнять такие действия:

  • поливать растения уже отмеренной порцией воды;
  • Следует учить малышей аккуратно и бережно относиться к комнатным растениям

    При устройстве огорода на окне дети сеют горох, огурцы, сажают лук. Действия их более скоординированы и осмыслены. Однако оставлять малышей без контроля нельзя: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. Кроме ухода за растениями, детей можно привлекать к труду по обустройству уголка природы: предложить разложить камни или ракушки по ёмкостям, красиво расставить оборудование для игр с песком и водой, разложить папки с картинками и т. д. Таким образом, дети приучатся подмечать непорядок и устранять его.

    Младшие дошкольники с удовольствием помогут воспитателю полить растения

    Объясняя порядок выполнения работы детям этого возраста, воспитатель даёт сначала полную инструкцию, потом повторяет, разделив на важные завершённые этапы (сделать бороздки, пролить водой, разложить семена, засыпать землёй). Когда дети трудятся, им лишь напоминают отдельные эпизоды, а не весь процесс целиком.

    Поскольку дошкольникам средней группы свойственно более критичное отношение к собственным действиям и умение контролировать свои эмоции, оценку их действиям дают с учётом реальных результатов, а не только положительную. Но это всегда делается в доброжелательной форме совета, а не указания или порицания. На пятом году жизни у детей появляется чувство ответственности, понимание важности своего труда для сохранения жизни живого существа. В этом возрасте начинают уход и за животными, для чего детей водят в экологическую комнату или вносят животное в клетке в группу.

    Труд в уголке природы в старшем дошкольном возрасте

    Процесс труда в природе значительно усложняется. У воспитанников формируется умение самостоятельно ставить перед собой трудовую задачу, видеть способы её достижения, будущий результат, отбирать необходимые инструменты и материалы.

    Старшим детям можно доверить уже более сложные операции с растениями

    Основным приёмом новому виду труда становится объяснение, а к показу воспитатель прибегает лишь при ознакомлении с наиболее трудными операциями, например, при перевалке растений в больший горшок. Воспитанники могут самостоятельно выполнять большинство действий, доводя их до завершения (вырастить цветы в подарок маме в отдельных стаканчиках, ухаживать за любимым растением, пока оно не зацветёт).

    Детям под силу выполнение гораздо большего количества действий, причём они сложнее, требуют внимания и организованности. Кроме полива, рыхления почвы, мытья и протирания листьев дети выполняют такие виды работ по уходу за растениями:

    • перевалку и пересадку;
    • обрезку;
    • подкормку;
    • размножение растений луковицами, черенками, корневищами и отпрысками. Разумеется, эти сложные операции им помогает выполнять воспитатель.

    Для подкормки выбирают экологически чистые народные средства: настой яичной скорлупы, банановой кожуры. Если возникает необходимость пролечить растение от болезней или провести борьбу с вредителями химическими средствами, эти работы выполняет педагог в отсутствие детей.

    Для старших дошкольников характерен труд коллективный или в подгруппах с разделением обязанностей. Они могут работать совместно, договориться, кто за что отвечает, что выполняет, какими предметами пользуется.

    Старшие дошкольники могут разделить между собой обязанности

    Начиная со старшей группы вводится дежурство в уголке природы. Оно организуется в парах или подгруппами по 4 человека и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.

    Дежурные по уголку природы не только ухаживают за цветами, но и поддерживают общий порядок в этой зоне

    Дежурные должны уметь договариваться между собой, дружно выполнять работу, не ссориться. Поэтому при подборе пар для дежурств педагогу следует учитывать не только уровень подготовленности ребят и развитие трудовых навыков, но и личные привязанности и отношения между детьми в группе. Воспитатель может помочь советом, напоминанием, наводящими вопросами. По окончании дежурства дежурные делятся своими впечатлениями: что им понравилось выполнять, что было трудно и т. д. Остальные дети дают оценку труду дежурных, его результатам.

    Анализ оформления и работы

    При анализе организации и оформления уголка природы учитывают такие критерии:

    • доступность для детей;
    • безопасность;
    • соответствие материалов, объектов, оборудования санитарным нормам, требованиям программы и возрасту детей;
    • разнообразие и функциональность материала (могут ли дети пользоваться им самостоятельно, применять в играх);
    • наличие календарей наблюдений, систематичность их ведения;
    • наличие материала для экспериментирования, поделок, творческих игр;
    • эстетическое оформление;
    • наличие сезонных, временных объектов (к примеру, букетов осенних листьев, зимних посадок лука, веток сирени, берёзы, вишни для выгонки листьев и цветов зимой).

    Анализ особенно важен для молодых педагогов, которые стремятся повысить своё мастерство и берут пример с более опытных коллег.

    Уголок природы является необходимой и важной частью развивающей среды детского сада. Знания, умения и навыки, которые дети в нём приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, он является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как сумеет организовать это воспитатель, зависит успешное развитие малышей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.

Создание живого уголка в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в воспитании малышей. Чаще всего детей приобщают к природе с помощью комнатных растений, воспитатели прививают подрастающему поколению любовь к «зеленым питомцам» и учат заботиться о них. Несмотря на огромное многообразие в продаже экзотических цветов, выбор комнатных растений в детский сад весьма ограничен. Кроме внешней привлекательности, они должны быть особенно безопасны для детей, а также отвечать ряду других требований.

Общие принципы подбора комнатных растений в ДОУ

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований.

  • Безопасность. Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. В этом возрасте малыши отличаются особой любознательностью, и соблазн попробовать привлекательную ягодку на вкус очень велик. Под запрет попадают: диффенбахия, паслен, некоторые разновидности молочая, лилии, кактусы и другие растения. Также следует обратить внимание на растения с «пушком», на поверхности листьев обычно скапливается много пыли, поэтому, если в группе есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Ярким примером может служить фиалка.
  • Неприхотливость к уходу и условиям содержания. Учитывая, что заботиться о цветах предстоит рядовым сотрудникам, лучше не осложнять уход за растениями. Подойдут такие виды, которые не потребуют частой обрезки, подкормок или регулярного поддержания повышенной влажности воздуха. Подходящие по этому принципу комнатные растения в ДОУ: алое без острых колючек, нефролепсис, щучий хвост и т.д.
  • Очищение воздуха. Стоит отдать предпочтение тем видам, которые не только безопасны, но и приносят ощутимую пользу для здоровья детей. Многие цветы способны очищать воздух от пыли, поглощать вредные вещества и токсины. Например, хлорофитум поглощает до 86% опасных для человеческого организма формальдегидов, а плющ до 90% бензола.

Подбор комнатных растений в зависимости от возрастной группы

Помимо основных требований комнатные растения в детском саду должны подбираться для каждой возрастной группы индивидуально. Если для малышей больше важна только внешняя привлекательность - крупные и яркие цветы, то для детей постарше следует подбирать такие виды, за которыми они смогли бы ухаживать вместе с воспитателями, приобщаясь к труду.

  • Младшая группа. Для самых маленьких достаточно будет разместить в комнате 8-10 горшков с цветами. Желательно, чтобы они все были цветущие и отличались по высоте, размеру и окрасу цветков. Например, можно разместить несколько видов бегонии, примулу, гибискус.
  • Средняя группа. Для малышей постарше можно увеличить количество цветов до 12 штук. Теперь нужно чтобы у комнатных растений в ДОУ было еще больше отличий, например, по форме и величине листьев, строению стебля. Подойдут такие виды, как традесканция или кливия. Дети смогут уже более детально сравнивать цветы по их внешнему виду.
  • Старшая группа. Ассортимент живого уголка природы еще больше расширяется и каждый ребенок должен иметь к ним доступ. В этом возрасте воспитатели начинают показывать основные правила ухода за «зелеными питомцами», а дети наблюдают и по возможности принимают участие. Рекомендуется выращивать по 2-3 экземпляра одного вида растения, так малыши смогут сформировать более правильное представление о конкретном цветке.
  • Подготовительная группа. В этом возрасте дошкольники не только получают теоретические знания, но и практические. Под руководством воспитателей они могут поливать цветы из маленьких леек, рыхлить почву, опрыскивать и протирать поверхность листьев влажной тканевой салфеткой. По этой причине 2-3 экземпляра комнатных растений в ДОУ обязательно должны быть с крупными листьями, чтобы дети могли без труда удалить с них пыль. Дошкольник уже может самостоятельно определить когда нужно полить и опрыскать цветок, берет «под опеку» наиболее понравившийся экземпляр и таким образом развивает в себе чувство ответственности.

Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Для развития у детей чувства красоты и хорошего вкуса рекомендуется подбирать цветы так, чтобы они гармонично вписывались в интерьер комнаты. Важно учитывать все, начиная от обивки мебели и цвета стен и заканчивая отдельными декоративными элементами. Не стоит забывать о дизайне цветочных горшков, они могут быть как однотонные, яркого цвета, так и с орнаментом. Малышам обязательно понравятся керамические кашпо с декором.

Не менее важно правильно расположить горшки с растением. Следует избегать неустойчивых цветочных стоек, во время активной игры дети могут уронить их и получить травму. Лучше всего комнатные растения в детском саду ставить на подоконники или на специально оборудованные полки, расположенные вдоль стен.

Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.

Наименование Особенности содержания
Аспидистра Бальзамин Хлорофитум

Спатифилиум

Гибискус

Традесканция

Требуется яркий свет. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю.
Бегония Адиантум Освещение слабое, желательно полутень. Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание.
Колеус Драцена окаймленная Аспарагус

Лавр благородный

Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет. Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания.
Примула Узумбарская фиалка Освещение интенсивное и яркое. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой.
Щучий хвост Герань Рео Освещение яркое, но рассеянное. Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты.

Перечень растений, которые не следует содержать в живом уголке детского сада

Зная принципы подбора комнатных растений в детском саду, можно оформить красивый и познавательный живой уголок. Малыши не только познакомятся с отдельными видами растений, но и научатся ухаживать за ними. Узнают, что для хорошего самочувствия «зеленым питомцам», так же как и людям, нужна забота и внимание.

1.2. Данные Условия распространяются на коллекции животных, используемых в образовательном процессе. Под коллекцией понимается наличие не менее трех животных одного или разных видов.

1.4. При формировании коллекции животных необходимо помнить, что:

в отличие от зоопарков, животные приобретаются Учреждением исключительно для использования их в образовательном процессе, следовательно, они должны быть доступны для детей и не должны представлять опасности для окружающих;

коллекция животных предназначена для расширения круга знаний у обучающихся об окружающем мире, а значит, она должна быть достаточно разнообразной и интересной;

коллекция животных необходима для предоставления возможности обучающимся познакомиться и изучить тех представителей фауны, которых они не могут содержать в домашних условиях.

1.5. При разработке Учреждением образовательных программ рекомендуется условно выделить три уровня использования животных в образовательном процессе:

начальный - наблюдательный (наблюдения за животными, за манипуляциями с животными, которые производит педагог - чистка, кормление и т. д.);

средний - работа с животными под контролем педагога;

высший - самостоятельная работа с животными.

Уровень использования животных в образовательном процессе зависит от возраста обучающегося, его знаний, длительности обучения по данной образовательной программе и личных качеств.

1.7. Если в Учреждении предполагается создание экспозиции животных, открытой для свободного посещения людьми, то необходимо тщательно продумать систему безопасности посетителей. Клетки и вольеры оборудовать дополнительными ограждениями - барьерами, рвами, решетками, отжимами и др. В данном случае необходимо пользоваться нормативным документом для зоологических парков, указанным в п. 1.1 настоящих Условий.

II. Помещения для содержания животных

2.1. Помещения для содержания животных должны располагаться на расстоянии не менее 100 метров до жилых кварталов города (поселка, села и т. п.). Размещать помещения для содержания животных непосредственно с внешними оградами Учреждения не рекомендуется.

2.2. Запрещается содержание животных в неисправных, аварийных помещениях. Администрации Учреждения необходимо:

а) обеспечить прочность всех помещений, их внутренних и внешних оград;

б) обеспечить все помещения с животными удобными, прочными, легко запирающимися и легко открывающимися замками, задвижками, защелками и другими изолирующими животных приспособлениями, недоступными как для животных, так и для посетителей.

2.3. Зимние и летние, дневные и ночные помещения для содержания животных рекомендуется сделать смежными и соединить между собой дверями, коридорами и другими перегонными устройствами, чем обеспечить безопасное и свободное перемещение животных.

2.4. Все помещения для содержания животных должны быть обеспечены:

а) осветительной и силовой электропроводкой раздельно. Проводка и все ее составные элементы изолируются и не должны быть доступны животным;

б) водоснабжением . Вода должна быть доступна в течение всего года. Расчет потребности воды производится с учетом потребности в ней животных, периодичности смены воды в водоемах , необходимости проточности воды, санитарных и бытовых нужд помещения. Рекомендуется оборудовать помещения для животных водопроводом (желательно с противопожарными кранами). Трубы, краны, вентили и т. п. не должны быть доступны животным;

в) канализацией (при наличии водопровода - обязательно) с учетом количества сбрасываемых нечистот, отработанной воды и бытовых нужд. Все канализационные устройства не должны быть доступны животным;

г) паровым или водяным отоплением от собственных котельных или городских линий теплопередач с расчетом необходимого температурного режима в помещениях. Все отопительные устройства должны быть изолированы от животных. На случай аварии отопительных систем предусматриваются резервные стационарные или переносные отопительные системы с учетом безопасности их эксплуатации. Все местные котельные установки вне зависимости от типа котлов эксплуатируются по общепринятым нормам и правилам эксплуатации бытовых котельных;

д) приточно - вытяжной вентиляцией . Вентиляционные устройства должны быть бесшумными и изолированными от животных;

е) средствами противопожарной безопасности.

2.5. Для отлова и водворения на место животных, случайно вышедших на свободу, каждое помещение должно быть обеспечено аварийным инвентарем - набором сетей, сачков, комплектом веревок, ремней, транспортными клетками, а в исключительных случаях - пиротехническими средствами, шлангами с брандспойтами, едкими порошками (табак, перец и др.). Место нахождения аварийного инвентаря должно быть четко обозначено. Методы и способы отлова животных выбираются в соответствии с реальной обстановкой на месте производства этих работ. Они должны быть безопасны для всех лиц, принимающих в них участие, в том числе и для животного.

2.6. При выборе для постройки зданий, реконструкции, ремонта необходимо учитывать температурный режим, влажность воздуха, физическую силу животных, необходимость периодического применения едких дезинфицирующих средств.

2.7. Осветительные окна и витражи для естественного света в помещениях с животными рекомендуется располагать на высоте, недоступной животным.

2.9. Ширина и высота дверей для входа и выхода должны обеспечивать свободное прохождение транспортных клеток, ящиков с теми видами животных, для которых предназначено данное помещение.

2.11. Технический осмотр зданий, сооружений, клеток, отопительных, осветительных, водопроводных, вентиляционных и других систем для выявления дефектов, определения прочности, необходимости ремонта и т. п. необходимо проводить систематически, при выявлении дефектов принять меры к их ликвидации.

2.12. Все здания и сооружения при их строительстве, реконструкции, текущем и капитальном ремонте рассчитываются на содержание в них взрослых и полноценных животных тех видов, для которых здание предназначено.

2.13. Конструкции клеток, загонов, вольер и других помещений для содержания животных должны обеспечивать полную безопасность для работы обслуживающего персонала. Обслуживающий персонал должен иметь возможность свободно работать около клеток с животными, не быть стесненным оградами, трубопроводами, порогами, каналами, вентиляционными устройствами и т. п. Полы около клеток с животными должны быть твердыми, ровными и не скользкими.

2.14. Все помещения для животных должны по площади соответствовать нормам, указанным в разделе IV Условий "Нормы площади и кубатуры помещений для содержания животных" (далее - Нормы). Кубатура помещений должна обеспечивать свободу движения животных, наличие достаточного количества воздуха и света.

2.15. Все эксплуатируемые запоры, задвижки, замки, страховые цепи, автоматические запирающиеся и закрывающиеся устройства на клетках должны содержаться в полной исправности и чистоте, периодически смазываться, подвергаться профилактическому осмотру, вовремя ремонтироваться и быть недосягаемыми для животных.

2.16. В клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, средних и крупных обезьян и некоторых копытных, рекомендуется соорудить дополнительную секцию (размер секции может быть меньше чем у основной клетки или вольера), соединенную с основной клеткой, для перегона животных на время проведения различных мероприятий по обслуживанию животных. Дополнительная секция изготавливается из того же материала, что и основная клетка или вольер.

2.17. Полы в клетках и вольерах, предназначенных для содержания средних и крупных хищников, рекомендуется делать на цементном (бетонном) основании, чтобы избежать возможности подкопа. В некоторых случаях можно использовать естественное покрытие (почву), но тогда необходимо на глубине от 20 до 50 см разместить прочное дно из металлической сетки или решетки.

2.18. Перекрытия во всех видах клеток и вольеров, если они необходимы, должны быть прочными и предотвращать возможность как проникновения внутрь клетки, так и выхода животного из нее. В клетках и вольерах для крупных хищников нельзя оставлять открытой решетчатую часть крыши.

III. Условия содержания различных групп животных

3.1. Беспозвоночные животные содержатся в емкостях, изготовленных из стекла - террариумах, флорариумах, аквариумах, оборудованных надежными крышками, препятствующими самопроизвольному выходу животных. Такого рода емкости удобны для ведения образовательного процесса. В случае массового культивирования некоторых видов (например, сверчков) рекомендуется использовать фанерные ящики. Емкости для животных, обладающих в той или иной степени опасностью для обслуживающего персонала - ядовитость, способность жалить, кусать и т. п., должны быть особо прочными и снабженными запорами, исключающими открытие их посторонними лицами.

3.3. Амфибии содержатся в аквариумах и террариумах, изготовленных из стекла или оргстекла и обеспечивающих достаточный уровень влажности.

3.4. Рептилии содержатся в террариумах или акватеррариумах, изготовленных (в зависимости от объема) из стекла, фанеры, пластика и других материалов. Основные требования: теплоизоляция, хорошая вентиляция, необходимая влажность, надежные крышки, запоры и т. п. Все террариумы для содержания ядовитых змей или ящериц должны быть особенно прочными и обеспечены небьющимися стеклами или обычными утолщенными стеклами с защитными сетками, исключающими проникновение животных через их ячейки, а также запорами, недопускающими открытие террариума посторонними лицами. В помещении, где содержатся ядовитые животные, необходимо иметь аптечку с набором препаратов, противодействующих ядам змей или ящериц тех видов, которые содержатся в данном помещении.

3.5. Птицы содержатся в клетках и вольерах, выполненных из различных материалов. Мелких птиц можно содержать в клетках, выполненных из металлической сетки на деревянном или пластиковом каркасе. Средних и крупных попугаев, обладающих мощными острыми клювами, рекомендуется содержать в клетках и вольерах, выполненных из сварной оцинкованной сетки с размером ячеи 25 x 25 мм. Каркас для вольеры лучше изготавливать из металлического уголка. Вольеры для содержания хищных птиц изготавливаются из деревянного бруса (150 x 150 или 75 x 75 мм) и досок, одна сторона вольера затягивается металлической сеткой с ячеей 25 x 25 или 50 x 50 мм. Полы в клетках делаются сетчатыми (под сетку вставляется поддон), а в вольерах - цементными, асфальтированными, дощатыми или с естественным покрытием (почва, грунт и т. п.).

3.6. Мелкие млекопитающие содержатся в клетках из сварной металлической сетки с размером ячеи 5 x 5, 10 x 10, 5 x 25 мм, в стеклянных емкостях (аквариумах), в стандартных клетках заводского изготовления и других клетках, обеспечивающих невозможность самостоятельного выхода содержащихся в них животных. Клетки рекомендуется устанавливать на стеллажах на расстоянии не менее 20 см от пола. Все пространство пола в помещении для содержания мелких млекопитающих должно быть свободно и доступно для визуального осмотра (на случай бегства животного) и уборки. На входе в помещение рекомендуется оборудовать дополнительную самозакрывающуюся дверцу высотой 60 - 70 см от пола, плотно прилегающую к косяку основной двери, для пресечения проникновения животных, выбравшихся из клеток, в другие помещения в момент открытия основной двери.

3.7. Средние грызуны, зайцеобразные, хищные млекопитающие содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 25 мм и диаметром прута не менее 5 мм, обтянутой металлической сеткой рабицей с диаметром ячеи не более 25 мм. Все деревянные части вольеры обиваются жестью или железом.

3.8. Волки, рыси, леопарды, дикобразы, водосвинки, бобры, росомахи, гепарды и др. содержатся в сварных клетках и вольерах из решеток с расстоянием между прутьями не более 50 мм и диаметром прута не менее 10 мм. Решетку рекомендуется затянуть приваренной металлической сеткой с ячеей не более чем 25 x 25 мм. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.9. Крупные хищники (медведи, львы, тигры) содержатся в цельнометаллических клетках или вольерах. Расстояние между прутьями решетки должно быть не более 75 мм при толщине прутьев не менее 15 мм. Все открытые (доступные для посетителей) части решетки рекомендуется затянуть металлической сеткой с ячеей не более 15 x 15 мм, приваренной к основной решетке. Необходимо сооружение дополнительной секции (см. п. 2.16).

3.10. При проектировании клеток и вольер для содержания моржей, морских львов, тюленей, слонов, бегемотов, носорогов, тапиров, бородавочников, кабанов, козлов, баранов, крупных антилоп, зебр, жирафов, муравьедов, ленивцев, броненосцев рекомендуется обращаться за консультациями в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.11. Олени и другие некрупные копытные содержатся в вольерах, затянутых металлической сеткой рабицей с ячеей не более 50 x 50 мм. Высота ограждения зависит от вида животного и составляет в среднем 3,0 м.

3.12. Кенгуру содержатся в клетках и вольерах из металлической сетки с ячеей не более 50 x 50 мм. Обязательно наличие теплой дополнительной секции или укрытия, особенно в холодное время года.

3.13. Все обезьяны содержатся в клетках и вольерах, выполненных из металлической сетки или решетки. В качестве каркаса можно использовать деревянные бруски сечением не меньше чем 50 x 50 мм или стальные уголки, швеллеры, тавры и двутавры. Стенки вольеров можно сооружать из плотно пригнанных досок, толщиной не менее 20 мм или кирпича. В зависимости от характера и личностных особенностей обезьяны все деревянные конструкции рекомендуется обить жестью или железом. Пол в вольерах рекомендуется делать цементный или деревянный с водостойким покрытием (например, линолеумом), но так, чтобы внутри вольеры не оставалось швов или выступающих краев, потянув за которые можно было бы оторвать данное покрытие. При клеточном содержании обезьян рекомендуется на расстоянии 10 - 30 см от дна клеток устанавливать сетку с ячеей 25 x 25 мм, а на дно ставить поддон с опилками. При содержании средних и крупных обезьян, а также любых взрослых, половозрелых особей необходимо соорудить дополнительную (перегонную) секцию (см. п. 2.16), в зависимости от характера и личностных особенностей обезьян. При сооружении уличных вольер необходимо использовать сварные металлические конструкции (решетки, арматуру и др.) или деревянный брус с водостойкой пропиткой и сечением не менее чем 100 x 100 мм; для всех обезьян (в уличных вольерах) рекомендуется сетка с ячеей не более 25 x 25 мм.

Мелкие обезьяны (игрунковые, мелкие лемуры, мелкие виды мартышек и макак) содержатся в клетках или вольерах, выполненных из сварной металлической сетки с ячеей не более чем 25 x 25 мм.

Средние обезьяны (крупные виды мартышек, макаки, павианы, мандрилы, гамадрилы, молодые гиббоны) содержатся в вольерах из металлической сетки с ячеей 25 x 25 мм или решетки с расстоянием между прутьями не более 50 мм и толщиной прутьев 3 - 5 мм. В некоторых случаях можно использовать металлическую сетку с ячеей 50 x 50 мм. Сооружение каждой конкретной клетки или вольера зависит от размеров и личностных особенностей обезьяны. При проектировании вольеров для содержания крупных видов человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутаны) рекомендуется обращаться в зоопарки и другие специализированные учреждения.

3.14. Если в Учреждении происходит постоянный приток новых животных, то рекомендуется выделить для них отдельное помещение для временной передержки и адаптации, а также для исключения занесения различных заболеваний.

3.15. Если в Учреждении содержится (или планируется содержание) относительно большая коллекция животных разных видов, необходимо обеспечить качественное и регулярное ветеринарное обслуживание.

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразова­тельных учреждениях" СанПиН 2.4.2.1178-02,

Правила по технике безопасности при изучении биологии в образовательных учреждениях утвержденные 22.12.1980 г.

1. Уголок живой природы следует размещать в специальном помеще­нии.

2. Комнатные растения должны располагаться на специальных подставках. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и т. д.).

3. В уголке живой природы, расположенном в помещении образовательного учреждения, допустимо содержать аквариумных рыб, черепах, ужей, ящериц, птиц. Кроликов хомяков, морских свинок следует содержать в особом помещении, расположенном вне здания образовательного учреждения или в отдельном помещении учебного здания.

С раннего возраста у детей закладываются не только основы личности, но и большинство ценностей, в частности отношение к природе. Уголок природы в детском саду не просто часть интерьера, его значение трудно переоценить. Непосредственная близость с природой оказывает на дошколят положительное влияние, делая их добрее, внимательнее и мягче. Ухаживание за обитателями уголка развивает в детях ответственность, бережливость и заботливость. А наблюдения за изменениями в природе, происходящими в разное время года , формируют у малышей любознательность, умение логически мыслить и подмечать детали.

Что важно учесть, формируя природный уголок в детском саду?

Живой уголок в детском саду оформляется в каждой возрастной группе с учетом санитарных норм, возраста воспитанников и их возможностей.

Правилам САНПИНа для ДОУ 2.4.1.3049-13 п.6.11. установлено, что размещение животных, аквариумов и птиц в групповых комнатах (раздевальная, групповая, спальня, буфет, туалет) не допускается.

Поэтому главными обитателями уголка станут растения: комнатные цветы и мини огород на подоконнике. Мини огород составляется из чеснока, лука, овса и других культур, выращиваемых в ящиках осенью и зимой.

Требования к подбору растений

  1. Труд в уголке природы должен быть доступен малышам по времени и по силе, поэтому растения подбирают неприхотливые в пище и к уходу за ними.
  2. Растения не должны приносить вред здоровью малышей.
  3. Цветы в уголок природы в ДОУ следует подбирать разных видов для возможности сравнения.
  4. Размещая растения, нужно учитывать их биологические потребности.
  5. Оформление уголка природы в ДОУ необходимо выполнять так, чтобы дошколята могли подойти, понаблюдать, выполнить определенную работу.
  6. Растения должны иметь привлекательный вид, способный вызвать и удержать неустойчивое внимание детей .

Лучший уголок природы

Особенности подбора комнатных цветов для разных групп

Уголок природы в младшей группе должен насчитывать не более 4-5 видов неприхотливых комнатных цветов. Это растения с ярко выраженными цветами, листьями и стеблем, которые долго и красиво цветут. Отлично подойдут примула, бальзамин, фикус, герань .

Уголок природы в средней группе должен содержать 5-6 видов растений. Это цветы с разной величиной и формой листьев. В частности, агава, аспарагус, хлорофитум .

В уголок природы в старшей группе помещают от 6 до 7 видов цветов по 2 или 3 экземпляра. Растения должны иметь разные стебли (стелющиеся, вьющиеся) и иметь луковицы или клубнелуковицы. К ним относятся плющ, традесканция, амариллис .

Для подготовительной группы число растений составляет 6-7 видов, которые отличаются по способу размножения (луковицы, живородящие). Например, камнеломка, бриофиллюм, циперус .

Планируя оформление уголка природы в детском саду, не забудьте предусмотреть место для хранения рабочего инвентаря, это могут быть:

  • пульверизатор,
  • лейка,
  • тряпочки для протирания листьев,
  • палочка для рыхления почвы,
  • стаканчики для рассады.

В младших группах за чистотой уголка и инструментов следит педагог. В старшей и подготовительной группе это можно делать с детьми (назначать дежурного). Работа дошколят в уголке природы проводится в соответствии с учебным планом.

Природный уголок в детском саду: оформление своими руками

Оформляя уголок природы в ДОУ своими руками помните о том, что он должен содержать много наглядного материала. Самый значимый из них – календарь природы.

В группе для малышей достаточно будет поместить картину, изображающую текущее время года. А также куклу, одетую по сезону.

Для ребят постарше на стене крепится пособие с картинками времен года и состояний погоды с подвижной стрелкой в центре. После прогулки можно обсудить с детьми погоду и переместить стрелку к нужному изображению. Также в уголке природы необходимо отвести место для детских рисунков на тему проведенных наблюдений.

В старших группах детей знакомят с условными знаками для обозначения погоды. Ежедневно дошкольники отмечают колебания погоды условными знаками и в конце месяца подводят итоги: сколько дней было пасмурных, сколько солнечных, ветреных, дождливых. К концу года ребята получат представление о климате в их регионе.

Красивый уголок природы в детском саду

Часто природный и экологический уголок в детском саду объединяют в один и, помимо выше перечисленного, помещают в него:

  • набор картинок с птицами, насекомыми, животными домашними и дикими, растениями;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • поделки ребят из природного материала ;
  • оборудование для проведения экспериментов – формочки, емкости разных объемов, лопатки, мерные ложки. Можно проводить дидактические игры и эксперименты с водой, песком, камнями, ракушками, глиной для изучения их свойств.

Деятельность в уголке природы способствует развитию у дошколят трудовых навыков. Уже в младшей группе педагог привлекает детей к выполнению посильных трудовых поручений. В старшей группе вводится дежурство по уголку .

Работа в уголке природы доставляет ребятам много приятных впечатлений. Дошкольники учатся понимать окружающий их мир, замечать как общие, так и индивидуальные признаки объектов природы, что подводит их к пониманию неповторимости и разнообразия живых организмов. Общение с природой стимулирует в детях жажду творчества. Правильно организованный живой уголок является мощным воспитательным инструментом в эстетическом, психологическом и нравственном развитии детей.

Создание живого уголка в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в воспитании малышей. Чаще всего детей приобщают к природе с помощью комнатных растений, воспитатели прививают подрастающему поколению любовь к «зеленым питомцам» и учат заботиться о них. Несмотря на огромное многообразие в продаже экзотических цветов, выбор комнатных растений в детский сад весьма ограничен. Кроме внешней привлекательности, они должны быть особенно безопасны для детей, а также отвечать ряду других требований.

Общие принципы подбора комнатных растений в ДОУ

При создании для детей уголка живой природы следует ответственно подойти к выбору растений и соблюдать ряд требований.

  • Безопасность. Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. В этом возрасте малыши отличаются особой любознательностью, и соблазн попробовать привлекательную ягодку на вкус очень велик. Под запрет попадают: диффенбахия, паслен, некоторые разновидности молочая, лилии, кактусы и другие растения. Также следует обратить внимание на растения с «пушком», на поверхности листьев обычно скапливается много пыли, поэтому, если в группе есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Ярким примером может служить фиалка.
  • Неприхотливость к уходу и условиям содержания. Учитывая, что заботиться о цветах предстоит рядовым сотрудникам, лучше не осложнять уход за растениями. Подойдут такие виды, которые не потребуют частой обрезки, подкормок или регулярного поддержания повышенной влажности воздуха. Подходящие по этому принципу комнатные растения в ДОУ: алое без острых колючек, нефролепсис, щучий хвост и т.д.
  • Очищение воздуха. Стоит отдать предпочтение тем видам, которые не только безопасны, но и приносят ощутимую пользу для здоровья детей. Многие цветы способны очищать воздух от пыли, поглощать вредные вещества и токсины. Например, хлорофитум поглощает до 86% опасных для человеческого организма формальдегидов, а плющ до 90% бензола.

Подбор комнатных растений в зависимости от возрастной группы

Помимо основных требований комнатные растения в детском саду должны подбираться для каждой возрастной группы индивидуально. Если для малышей больше важна только внешняя привлекательность - крупные и яркие цветы, то для детей постарше следует подбирать такие виды, за которыми они смогли бы ухаживать вместе с воспитателями, приобщаясь к труду.

  • Младшая группа. Для самых маленьких достаточно будет разместить в комнате 8-10 горшков с цветами. Желательно, чтобы они все были цветущие и отличались по высоте, размеру и окрасу цветков. Например, можно разместить несколько видов бегонии, примулу, гибискус.
  • Средняя группа. Для малышей постарше можно увеличить количество цветов до 12 штук. Теперь нужно чтобы у комнатных растений в ДОУ было еще больше отличий, например, по форме и величине листьев, строению стебля. Подойдут такие виды, как традесканция или кливия. Дети смогут уже более детально сравнивать цветы по их внешнему виду.

  • Старшая группа. Ассортимент живого уголка природы еще больше расширяется и каждый ребенок должен иметь к ним доступ. В этом возрасте воспитатели начинают показывать основные правила ухода за «зелеными питомцами», а дети наблюдают и по возможности принимают участие. Рекомендуется выращивать по 2-3 экземпляра одного вида растения, так малыши смогут сформировать более правильное представление о конкретном цветке.
  • Подготовительная группа. В этом возрасте дошкольники не только получают теоретические знания, но и практические. Под руководством воспитателей они могут поливать цветы из маленьких леек, рыхлить почву, опрыскивать и протирать поверхность листьев влажной тканевой салфеткой. По этой причине 2-3 экземпляра комнатных растений в ДОУ обязательно должны быть с крупными листьями, чтобы дети могли без труда удалить с них пыль. Дошкольник уже может самостоятельно определить когда нужно полить и опрыскать цветок, берет «под опеку» наиболее понравившийся экземпляр и таким образом развивает в себе чувство ответственности.

Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

Для развития у детей чувства красоты и хорошего вкуса рекомендуется подбирать цветы так, чтобы они гармонично вписывались в интерьер комнаты. Важно учитывать все, начиная от обивки мебели и цвета стен и заканчивая отдельными декоративными элементами. Не стоит забывать о дизайне цветочных горшков, они могут быть как однотонные, яркого цвета, так и с орнаментом. Малышам обязательно понравятся керамические кашпо с декором.

Не менее важно правильно расположить горшки с растением. Следует избегать неустойчивых цветочных стоек, во время активной игры дети могут уронить их и получить травму. Лучше всего комнатные растения в детском саду ставить на подоконники или на специально оборудованные полки, расположенные вдоль стен.

Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.

Наименование

Особенности содержания

Аспидистра

Бальзамин

Хлорофитум

Спатифилиум

Гибискус

Традесканция

Требуется яркий свет.

Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю.

Адиантум

Освещение слабое, желательно полутень.

Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание.

Драцена окаймленная

Аспарагус

Лавр благородный

Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет.

Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания.

Узумбарская фиалка

Освещение интенсивное и яркое.

Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой.

Щучий хвост

Освещение яркое, но рассеянное.

Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты.

Перечень растений, которые не следует содержать в живом уголке детского сада

Зная принципы подбора комнатных растений в детском саду, можно оформить красивый и познавательный живой уголок. Малыши не только познакомятся с отдельными видами растений, но и научатся ухаживать за ними. Узнают, что для хорошего самочувствия «зеленым питомцам», так же как и людям, нужна забота и внимание.

Видео занятий в уголке живой природы в детском саду