Городской транспорт таиланда. Тук Тук Паттайя – как пользоваться тук-туками (Сонгтео), общественный транспорт в Паттайе Что такое транспорт тук тук

Если междугородный транспорт в Таиланде развит довольно неплохо, то с городским общественным транспортом все обстоит значительно хуже. Пользоваться им очень неудобно, а в некоторых городах его вообще нет. Только в Бангкоке и в крупных городах Исана общественный транспорт отдаленно напоминает организованную систему.

Во всех остальных местах, значительно проще арендовать тук-тук, мототакси, сесть на сонгтео или пройтись пешком. В некоторых городах или на островах, к примеру, в Чианг-Мае, в Хуахине или на Самуи лучше вообще арендовать мотобайк и научиться на нем ездить.

Сонгтео

Сонгтео – основной рейсовый транспорт в Таиланде. Отдаленно напоминает наши маршрутки. Само слово переводится, как «две скамьи», что, в общем-то, полностью отражает суть этого вида транспорта. Это легковая машина-пикап, где вместо стандартного кузова, установлен специальный, предназначенный для перевозки пассажиров. Борта у кузова полуоткрыты, вдоль них закреплены две длинные скамьи.

В Паттайе и на Пхукете этот вид транспорта часто называют тук-туком. Такую ошибку в своих рассказах допускают гиды, после чего все туристы подхватывают это смешное и легко запоминающееся слово.

Чтобы выйти в нужном месте, необходимо нажать на специальную кнопку, которая находится на потолке. Машина рассчитана на 10-12 сидячих мест, и еще несколько человек могут ехать стоя на задней подножке. На самом деле это не так опасно, как кажется со стороны. Залезать в сонгтео нужно сзади. Только не пытайтесь садиться туда с гигантским рюкзаком, лучше вначале снимите его.

Цены

В среднем поездка на сонгтео обойдется вам в 10 бат. Хотя на островах более высокие расценки: на Пхукете – от 20 бат, на Самуи от 50 бат, и на Пха-Нгане от 100 бат. Оплачивать проезд нужно водителю после выхода из автомобиля.

Маршруты

Но не думайте, что все так просто! Главная проблема заключается в том, что понять, куда едет сонгтео практически невозможно. В нескольких городах есть четкая нумерация маршрутов, в некоторых на тайском языке написано направление. Но в большинстве случаев дает о себе знать традиционная тайская неразбериха, и если местные жители прекрасно понимают, какой сонгтео им нужен, то иностранцу приходиться действовать наугад. С пригородными сонгтео дело обстоит немного лучше, потому что там чаще всего сразу ясен маршрут. Во время поездок, учитывайте, что ближе к вечеру автомобили начинают работать в режиме обычного такси, и стоимость проезда существенно увеличивается.

Мототакси

Это самые обычные тайские мотобайки, водители которых занимаются извозом. Чтобы иметь право ожидать пассажиров в специально отведенных для этого местах и носить цветной жилет, водителю вначале нужно получить лицензию. Просто «бомбить» в Таиланде не принято. Этот вид транспорта наиболее распространенный в маленьких городках, несмотря на то, что он далеко не самый дешевый. Мототакси — идеальный вариант, для тех, кто путешествует в одиночку и налегке. Стоимость проезда начинается от 15 бат, но обычно не превышает 30-40 бат с человека. Долго искать мотобайк вам не придется, мототаксисты такие же приставучие как и тук-тукеры.

Тук-туки

Тук-тук – это крупный трехколесный мотоцикл, у которого есть лобовое стекло и крыша. Переднее сиденье занимает водитель, а сзади могут расположиться 2-3 пассажира. В пробках это довольно шустрый и незаменимый вид транспорта, быстрее и проворнее будет только мотобайк или мототакси.


В некоторых городах, к примеру, в Чианг-Рае или Пхукете, под тук-туками подразумевают небольшие 4-колёсные автомобили.

Тук-тук, как и сонгтео, является довольно распространенным видом транспорта в Таиланде. Его можно брать в аренду на несколько часов, на весь день или для того, чтобы доехать от места до места. Исключение, пожалуй, составляет Паттайя, там вы не найдете тук-туки.

Цены

Это наиболее распространенный вид транспорта в Таиланде, который по праву можно назвать народным. Но при этом, нельзя сказать, что проезд на тук-туке дешевый, особенно для иностранцев, на которых постоянно пытаются заработать. На некоторых автовокзалах и железнодорожных станциях, висят прейскуранты, где отображены реальные цены. Минимальная стоимость проезда по городу – 30 бат, чаще 40-50 бат. Для туриста поездка по Бангкоку на тук-туке может обойтись дороже, чем аналогичная поездка на такси. Средняя стоимость проезда на тук-туке примерно в 1,5 раза выше, чем на мототакси. Но если вы едете вдвоем или втроем, это будет выгодней, чем платить за мототакси для каждого.

Как найти тук-тук

Тук-тукеров можно даже не искать, они найдут вас сами. Не без основания тук-тукеры и мототаксисты считаются самыми приставучими людьми в Таиланде. Каждый день, вы будете множество раз слышать фразу: «Ми­стер, тук-тук, мотобайк, ве-ра ю гоу?!». Будьте внимательны в туристических местах, поскольку там нередко бывают случаи мошенничества. Тук-тукер может отвести вас не в то место, которое нужно, а в магазин, где ему платят комиссию.

Такси

В Таиланде практически нет обычных автомобильных такси. Воспользоваться их услугами можно только в Паттайе, Бангкоке, Пхукете и Чианг-Мае. Узнать автомобиль такси очень легко – он будет яркого цвета, а сверху будет написано Taxi Meter. Общая стоимость проезда будет зависеть от цены за посадку, за один километр, и за простой. Стоимость километра может меняться: чем больше расстояние, тем дешевле. Учтите, что есть водители, которые не включают счетчик или мухлюют. Важно сразу же пресекать такие моменты. В Таиланде частный извоз практически отсутствует, поэтому в местах, где такси не распространено, лучше использовать сонгтео, мототакси или тук-туки.

Самло (велотакси)

Такой вид транспорта называют еще «велорикша». На сегодняшний день он практически не сохранился. В крупных городах, таких как Бангкок, его вообще нет. Само устройство представляет собой большой трехколесный велосипед, в котором вместо багажника установлено пассажирское сидение. Едет он довольно медленно, но и стоимость проезда значительно дешевле, чем на другие виды транспорта.

Метро

Рельсовый транспорт есть только в Бангкоке. Причем, как подземный, так и надземный. Можно быстро добраться куда нужно. Правда, стоить это будет довольно дорого. Кроме того, в Бангкоке можно использовать поезда, как городской транспорт. В некоторых случаях это весьма удобно.

Автобусы

Несмотря на то, что междугородные автобусные линии развиты очень хорошо, про городские автобусы этого сказать нельзя. Только в Бангкоке есть система, которую с большой натяжкой можно отнести к эффективным и правильным. Были проведены некоторые попытки сделать тоже самое и в других городах, но успехом они не увенчались. Поэтому только в Бангкоке можно эффективно пользоваться автобусом. Также там есть метробусы, представляющие собой скоростные автобусы, для которых выделена отдельная полоса. Для внутригородских поездок, иногда удобно использовать подходящие междугородные автобусы 3 класса.

Многие туристы, собирающиеся на отдых в Тайланд, хотели бы узнать, что такое «тук- тук»?

Несмотря на интригующе звучащее название, тук-тук в Тайланде – повсеместно распространенный вид транспорта, нечто среднее между мопедом и автомобилем. Тук-тук выполняет в Тайланде функцию такси, и используется главным образом для перевозки пассажиров, но в отдельных случаях может применяться для перевоза не очень тяжелых грузов. По сути тук-тук являет собой пример усовершенствования старинного вида азиатского транспорта – рикши, тягловой силой в которой был человек.

Как выглядит тук-тук?

Тук-тук похож на маленький трехколесный пикап с тентом-крышей над кузовом и двумя скамейками для пассажиров. Монтируется тук-тук из скутеров чаще всего уже бывших в употреблении. Характерный звук мотора напоминает тайцам сочетание «тук-тук», оно и послужило названием для транспортного средства. Хотя на местных диалектах тук-тук называется иначе, например в Паттайе его название «сонгтэо». Все мототакси на одном маршруте обычно имеют одинаковую расцветку и оформление.

Благодаря хорошей маневренности, юркое такси без затруднений передвигается по улицам городов, причем даже если проезжая часть очень загружена. Небольшое мототакси вмещает четырех пассажиров средней упитанности, поэтому корпулентные европейцы и американцы чаще всего ездят в миниатюрной кабинке по двое. Из-за небольшой скорости передвижения (не выше 40 – 50 км/ч) чаще всего тук-тук курсирует в – , Пхукет и т.д.

Как ездить на тук-туке?

Обычно на тук-туке ездят туристы, местные жители редко пользуются данным видом транспорта. Водители легко определяют приезжих по внешнему виду, и для того чтобы остановить мототакси туристу достаточно поднять руку – проголосовать как на любой дороге. Если тук-тук едет по определенному маршруту, то можно просто занять свободное место в кабинке. Если есть необходимость выйти из такси, то следует нажать на специальную кнопку, размещенную наверху.

Безопасность тук-туков

Из-за низкой скорости движения, компактных размеров и хорошей маневренности аварии с участием тук-туков очень редки, поэтому поездки на такси безопасны. Другое дело, что ввиду незащищенности кабины возможно попадание на пассажиров брызг грязи во время дождя, камешков из-под колес и т.п.

Стоимость проезда на тук-тук

К сожалению, таксометрами тук-туки не оборудованы. Цены на тук-тук в Тайланде отличаются в зависимости от города и расстояния, на которое планируется поездка. Особо удобно для туристов то, что тук-тук используется не только как такси, но экскурсионный транспорт. Бывалые туристы рекомендуют в этом случае оговаривать не только стоимость проезда, но и маршрут. Это особенно важно, если совершается поездка по магазинам, потому что водитель может возить приезжих только в те магазины, которые доплачивают ему за потенциальных покупателей, притом, что ассортимент и качество товаров здесь могут быть ниже, чем в других торговых точках. Приблизительная такса на стоимость услуг перевозки: поездка на мототакси до 10 минут стоит 10 бат, более 10 минут – 20 бат в пределах одного населенного пункта. Цены между селениями колеблются от 30 бат до 60 бат.

Следует иметь в виду, что в вечернее и ночное время, все тук-туки, даже маршрутные, функционируют как традиционное такси, поэтому следуют сразу договориться, сколько будет стоить доставка до нужного места, не возбраняется и торг. Иногда по прибытии в пункт назначения водитель меняет цену, опытные туристы советуют не пререкаться, а отдать, молча, заранее обговоренную сумму. Обычно инцидент таким образом исчерпывается.

Транспорт на Пхукете: на чем передвигаться, как добраться из аэропорта на курорт, где взять в аренду мопед или велосипед. А также тук-туки, сонгтео, автобусы и другие виды транспорта Пхукета.

  • Горящие туры по всему миру

Пхукет - не просто большой (примерно 50 на 20 км), но и рельефный остров, покрытый множеством холмов и гор, а значит - длинными серпантинами дорог, петляющих между возвышенностями и бухтами. И если вы не прилетели на Пхукет проваляться две недели у отельного бассейна, вопрос транспорта встанет очень скоро. Итак, что мы имеем? Три с половиной городских автобуса, с десяток маршруток, муниципальный рейсовый автобус до аэропорта, экскурсионный псевдотрамвай, паромы и лодки, такси, мототакси, тук-туки и прокат. Список может показаться внушительным, но давайте разберемся, не обманчиво ли первое впечатление.

Городские автобусы

По острову разбросано множество поселков и деревень, но административным, культурным, торговым и вообще центром считается Пхукет-Таун . Именно по его улицам курсируют городские автобусы.

Автобус на Пхукете непривычному человеку опознать сложно - это переделанный грузовик розового цвета с жестяной крышей, кузов которого оснащен тремя длинными скамьями, окна закрываются брезентом или пленкой только в случае непогоды, а дверей и вовсе нет - открытый входной проем расположен сзади.

Плату собирает кондуктор в салоне: вне зависимости от числа остановок возьмут 25 THB, билет могут выдать, а могут и забыть. Переживать по этому поводу не стоит: подставлять под штрафы вас здесь никто не станет.

Автобусные остановки на Пхукете есть, но сидеть там в ожидании транспорта - не лучший вариант. Завидев розовый грузовичок, махайте ему рукой и всячески привлекайте внимание. Остановки - по требованию: нажмите на одну из кнопок-звонков на крыше или поручнях. Автобус остановится, как только позволят правила дорожного движения.

Автобусы курсируют по трем весьма путанным маршрутам, таким же замысловатым, как и движение по улицам Тауна. Все маршруты заходят на старый автовокзал в центре города либо останавливаются неподалеку. Маршрут № 1 проходит мимо популярного торгового центра Central Festival. Вторым можно добраться от старого автовокзала до нового на северной окраине города, откуда отправляется большинство междугородных автобусных рейсов. Автобус № 3 доставит из Пхукет-Тауна до юго-западной окраины - местечка Ко Сире. Там расположено несколько пристаней с паромами до ближайших островов, можно снять лодку или поужинать свежими морепродуктами в ресторане прямо на берегу моря.

Забравшись в салон, уточните у кондуктора, в нужную ли сторону идет автобус, внятно и четко назвав желаемую точку прибытия.

Главные минусы городских автобусов - отсутствие четкого графика между машинами на маршруте и ограниченное время работы: с 6:00 до 19:00.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Сонгтео и маршрутные микроавтобусы

Человеку без личного транспорта для обзора всех главных пляжей Пхукета придется серьезно потратиться на такси либо мотаться между своим отелем и Пхукет-Тауном. Именно из старого центра расходятся по дальним районам и пляжам Пхукета синие грузовички и пикапы сонгтео (буквально: «две лавки»). Стоимость проезда 40-60 THB в зависимости от расстояния. Расплачиваться нужно с водителем, подойдя к кабине на выходе. Как и в автобусе, о желании выйти известите водителя звонком. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

В сонгтео нет кондукторов - не пытайтесь отдать деньги соседям по салону. Могут и взять.

Главные минусы сонгтео - малая вместимость, а также полное отсутствие каких-либо графиков и расписаний. Часто водитель не тронется с места, пока не наберет оптимальное по его мнению число пассажиров, так что ожидание может затянуться. И наоборот - в выходные дни последний сонгтео может уйти с дальнего и популярного пляжа уже в 14:00, оставив незадачливых туристов на растерзание таксистам. Приехав на пляж, несколько раз переспросите у водителя, а лучше у двух, когда отправится в Таун последний сонгтео. Практика показывает, что обманывать вас не станут, пусть это и может навредить бизнесу.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Маршруты, проходящие через крупные деревни и районы Пхукета, работают примерно с 7:00 до 18:00. Малая вместимость пикапов-сонгтео хороша, когда ты ждешь отправления на конечной, но учтите, что транспортом этим активно пользуются местные жители, порой перевозящие невероятное количество баулов, тазов и сумок. Так что мало поймать нужный сонгтео на трассе, надо в него еще втиснуться.

Единственный действительно большой автобус, схожий с младшими братьями-сонгтео раскраской, ходит из Тауна до Патонга. Мест в нем достаточно, отправляется по расписанию, которое можно уточнить у водителя или его помощника.

Также с недавних пор от старого автовокзала в Тауне до Патонга ходят комфортабельные микроавтобусы с кондиционерами. В отличие от частников на сонгтео, бело-зеленые микроавтобусы ходят строго по расписанию: каждый час с 7:00 до 18:00 от автовокзала и с 6:00 до 18:00 с Патонга. Билеты стоят от 30 до 50 THB.

Автобус «Аэропорт - Пхукет-Таун»

От старого автовокзала до аэропорта Пхукета ежедневно ходит городской оранжевый автобус. Отправления с автовокзала с 6:00 до 18:30, из аэропорта - с 8:00 до 20:30. Подробное расписание можно посмотреть на сайте автобуса . Этот вид транспорта вовсе не обязательно рассматривать именно как автобус до аэропорта: на нем можно добраться до аутлета Пхукета, монумента Героиням или района Таланг. Как и в прочих автобусах острова, возможна остановка по требованию. Стоимость полной поездки 100 THB, отдельную за багаж плату не просят.

Тук-туки

На Пхукете практически не встретить тук-туков на базе мотоциклов. Здесь распространены модные свежевыкрашенные микро-грузовички красного, синего, желтого и зеленого цветов, рассчитанные на компанию в 6-8 человек. Главное отличие тук-тука на Пхукете от его аналогов из других городов и курортов Таиланда - цена. Водитель пхукетского тук-тука не возьмется вас подвозить меньше чем за 300-500 THB, даже если речь идет о перемещении в пределах одного пляжа. Такой вид транспорта хорош для большой веселой компании во главе с человеком, умеющим торговаться. Но вот для двоих - дороговато. Как следствие, тук-туки часто простаивают в районе пляжей или разъезжают пустыми по улицам, заманивая туристов разноцветными лампочками и громкой музыкой.

Экскурсионный трамвай

Осенью 2015 г. по улицам Пхукет-Тауна впервые прошел экскурсионный трамвай, вернее - стилизованный под трамвай автомобиль. Точка отправления - парк им. 72-летия Королевы Сирикит. «Трамвай» делает круг по историческому центру города. Билет не нужен, проезд свободный. За день он выполняет 6 рейсов: в 9:00, 11:00, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00.

Такси

Таксисты на Пхукете несговорчивые и жадные. Особенно в удаленных от центра туристических местечках и в то время, когда сонгтео уже не дождаться. А если вы проявите неосторожность и сообщите о срочности поездки, то цена может «внезапно» вырасти. Цены для ориентира: поездка из Карона в Патонг обойдется в 400-500 THB, за доставку с Патонга до Тауна могут попросить 500-800 THB, от Найхарна и Раваи до аэропорта до 1500 THB.

Для понимания цен на поездки между разными точками можно поиграть с калькулятором на сайте любой из фирм, предлагающих заказ такси онлайн. Вооружившись этими знаниями, пытайтесь договориться с водителем на улице: заложите в сумму возможности для торга, но стойте на своей цене до последнего.

Если хочется с комфортом потратить несколько часов на осмотр острова, останавливаясь для памятных фотографий на видовых точках, имеет смысл договориться с представителем вашего отеля, кондо или просто знакомым тайцем об аренде машины с водителем. У любого из них наверняка найдется родственник, который за 1000-1200 THB будет катать вас 3-4 часа по выбранному маршруту.

Мототакси

В первый же день вашего путешествия по Пхукету вы увидите мопедистов в жилетках разных ярких цветов. Это распространенный, быстрый и доступный способ перемещения по острову. Стоимость поездки зависит от вашей настойчивости и готовности торговаться: там, где таксист на автомобиле возьмет 500-600 THB за возможность постоять в пробке (а их не избежать и на райском острове), мототакси домчит за 100-200 THB, объезжая пробки по обочине и мотоциклетной полосе. Небольшие расстояния внутри одного района и вовсе обойдутся в 30-50 THB.

Эти таксисты непривередливы, сговорчивы и берутся подвезти даже двоих с сумками и рюкзаками. Их даже ловить не надо - они сами вас поймают. И не брезгуйте предложенным шлемом: помыть волосы просто, а в случае ДТП лучше разбить шлем, чем голову. Обязательно держитесь за водителя или ручки мопеда, а если боитесь, то заранее попросите не ехать слишком быстро.

Водный транспорт

Централизованного водного сообщения между районами Пхукета нет, но на любом пляже можно арендовать вместительную тайскую лодку - лонгтейл. Такие лодки обычно рассчитаны на 8-10 человек. Цена договорная, зависит от благожелательности лодочника, численности вашей компании и сезона. Например, на пляже Банг-Тао за час прогулки и сноркелинга у ближайшего безымянного островка могут попросить 1000-1200 THB, маски, спасательные жилеты и ласты - бонусом. А на одном из пирсов Ко-Сире за 4-5-часовую прогулку вдоль острова запросят 3000-4000 THB.

По восточной стороне Пхукета разбросано сразу несколько крупных пристаней и пирсов, от которых регулярно отправляются паромы на ближайшие острова, там же предлагают свои услуги лодочники-частники. Цены зависят от расстояния: от 15-30 THB за место в лодке к ближайшему островку до 100-200 THB за паром к одному из отдаленных островов.

Аренда велосипеда

Велопрокатных контор на острове совсем немного: горный рельеф Пхукета, отсутствие уважения к велосипедистам со стороны водителей мопедов и авто, отсутствие специальных дорожек и жара способны превратить 5-километровую велопрогулку в настоящее испытание даже для матерого триатлониста. Собственно, подавляющее число велосипедистов, которых вы встретите на острове, и будут спортсменами, изнуряющими себя перед официальными заездами. Сравнительно комфортно кататься можно исключительно в пределах обустроенного туристического района, такого как Карон или Ката. Ориентируйтесь на 100-120 THB за сутки проката.

Аренда мопеда

Арендовать мопед на Пхукете совсем несложно. Прокатные конторы буквально на каждом углу, байки дают в аренду отели, мастерские, объявление о прокате можно увидеть даже на калитке частного дома. В зависимости от сезона, модели и состояния техники за сутки аренды возьмут 150-300 THB, за неделю - 1000-1500 THB, за месяц - в пределах 2000-3500 THB. Возможно, предложат показать водительские права, но это редкий случай, также в залог могут попросить паспорт и определенную сумму денег. И если денежный вопрос можно решить, то паспорт никому и никогда не отдавайте. Максимум - скан. Перед арендой тщательно осмотрите байк, сфотографируйте в присутствии хозяина все, даже самые мелкие повреждения и царапины, убедитесь, что техосмотр не просрочен и есть страховка. Вместе с байком вам выдадут шлем, советуем потратить 500-600 THB и купить вместо прокатного котелка что-то посерьезнее. Потом его за половину цены заберут в любом прокате.

А теперь самое важное. Если у вас нет достаточного опыта вождения мопеда и мотоцикла, если вы впервые в стране с левосторонним движением, если вы чувствуете неуверенность или же, напротив, абсолютно ничего не боитесь, а тем более, если любите выпить - откажитесь от аренды байка. Таиланд входит в тройку стран-лидеров по смертельным исходам ДТП, и весомую часть этой статистики делают не тайцы, а туристы. И даже если вам повезло в аварии отделаться царапинами, помните главное правило тайской полиции: всегда виноват фаранг. Интернет пестрит историями об иностранных туристах, вынужденных отдать «пострадавшему» в ДТП тайцу десятки и сотни тысяч батов. Не стоит пополнять этот печальный список и портить себе отдых, а возможно, и жизнь.

Если вы все-таки решили снять байк, не забывайте надевать шлем (это касается и пассажира), не превышайте скорость, следуйте правилам и ведите себя на дороге вежливо. Дорожная полиция Пхукета весьма лояльна к иностранцам, пока они держатся в рамках приличия. Но отсутствие того же шлема - сигнал полицейскому остановить вас, и тогда полной проверки не избежать. За поездку без шлема полагается штраф в 400-500 THB, вождение без лицензии нужной категории будет стоить еще больше, наверняка добавятся несколько сотен батов за неправильную остановку или маневрирование. Про езду в состоянии алкогольного опьянения и упоминать не стоит: задержание, КПЗ, суд, крупный штраф. Если же в пьяном виде случилось ДТП, то крупный штраф может стать очень крупным, а КПЗ трансформируется в тюрьму. Кстати, требования к полиции в Таиланде становятся все жестче, ряды сотрудников постоянно очищают от коррупционеров, а это значит, что за попытку подсунуть местному гаишнику пару купюр в виде взятки можно угодить в серьезные неприятности.

Аренда автомобиля

Аренда авто будет хорошим выбором для большой компании или семьи с детьми, при условии, что у водителя есть права международного образца и приличный опыт вождения. Больший размер транспортного средства не дает водителю автомобиля каких-либо законных привилегий перед мопедистами - спрос за нарушения ПДД так же строг. Габариты и вес машины даже накладывают дополнительную ответственность: случаи столкновения с мотороллерами часто заканчиваются трагично.

Фирм, занимающихся арендой авто на Пхукете, в разы меньше, чем их коллег, специализирующихся на байках. Однако выбор более чем достойный. На рынке представлены такие гиганты как Auto Europe и Rentalcars, есть множество небольших тайских и островных компаний, сайты многих контор поддерживают русский язык, практически имеют англоязычную версию. Так что забронировать подходящий автомобиль можно заранее через интернет, машину доставят в аэропорт Пхукета или к вашему отелю в назначенный час. Небольшой джип с механической коробкой будет стоить 700-750 THB за сутки и порядка 16 500 THB за месяц проката. Honda Jazz или Toyota Vios - 1000-1200 THB в сутки, 24 000 THB в месяц. Семейный минивэн - от 2000 до 3000 THB в день.

Уделите особое внимание страховке: она должна покрывать все возможные и невозможные неприятности. При движении обращайте внимание на разметку и знаки, а лучше - заранее порешайте тайские экзаменационные билеты для претендентов на получение водительских прав, это поможет заранее понять суть левостороннего движения.

С недавних пор на Пхукете идет настоящая война с нарушителями правил парковки. Опрометчиво оставленный в неположенном месте автомобиль может принести штраф от 500 до 1500 THB. И не забывайте про мопедистов - их очень много, они ездят по встречным полосам, пролетают на красный, не озадачиваются сигналами поворота и ничего не боятся.

Говорят, что их называют "тук-тук" за звук двигателя. За звук двухтактного двигателя тук-тук-тук-тук...

Ещё их называют моторикша или трёх-колёсное авто, или самоза, или темпо, или мототакси, или... И в разных странах их могут называть по-разному, но почти везде можно услышать простое название "тук-тук".

Испокон веков в Азии были популярны велорикши - велосипед с коляской для пассажиров. Не самое быстрое такси, зато дешёвое. Прогресс добавил на велосипед мотор и появился тук-тук - быстрее велосипеда и, опять же, дешёвый способ добраться из одной точки в другую.

Классические тук-туки выпускаются серийно на автомобильных заводах. Специально обученные люди улучшают моторы, уменьшают расход топлива и улучшают безопасность. Но есть и самодельные тук-туки, и переделанные авто, и конструкторы из прицепа и мопеда.

О чём нужно помнить пассажирам тук-тука? Это дешёвое транспортное средство. При производстве тук-туков экономят на всём, включая комфорт, безопасность и подвеску. Длительный поездки на таком транспорте могут быть очень утомительны (особенно для пятой точки).

Из поездок по странам Азии у меня собралась целая коллекция всевозможных тук-туков.

Вот этот тайский старичок, похоже один из первых тук-туков. Судя по всему это Daihatsu Midget (выпускался с 1957 года):

Тук-туки Шри-Ланки полируются и украшаются своими хозяева, как на выставку или на конкурс "мой любимый тук-тук". В ход идут хромированные трубы, самодельные дверцы, различные обвесы, разукрашенные колёса.

В Индии же можно увидеть самые грязные и развалившиеся развалюхи. И невероятно, как они при этом продолжают ездить.

Эксплуатируют Тук-туки в Индии жёстко. Как вы думаете, сколько десятков пассажиров может поместиться в один маленький тук-тук?

Максимальная скорость для тук-тука 50 км в час. Но обычно они не "гоняют" быстрее 30 км в час, из за чего и становятся причиной дорожных заторов:

Хотя, думаю, что главная причина совсем не в их скорости, а в наплевательском отношении их водителей к правилам дорожного движения. Хотя, кто в Азии серьёзно относится к правилам?

Переходим к нестандартным тук-тукам. Посмотришь с одной стороны - мотоцикл, с другой - ... вроде бы тук-тук.

Некоторые из таких тук-туков выглядят очень даже "внушительно"и слегка потрёпанно:

В Камбодже подошли к вопросу проще: мопед + прицеп = тук-тук. К мопеду приваривается крепление для прицепа, который при желании можно быстро прицепить или отцепить. Дёшево и практично.

А в отсутствие клиентов в прицепе можно и отдохнуть:

В некоторых регионах тук-туками так же называют переделанные автомобили:

А иногда тук-туки превращают в дискотеку на колёсах со свето-музыкой, множеством колонок и сабвуферов. Чего только не сделаешь ради клиентов - туристов?

Тук-туки были есть и будут не только туристическим транспортом, а и обыденным общественным транспортом Азии.

Передвижение в Таиланде отличается от привычного нам. В многих городах, а Паттайя не исключение - больше всего используются тук туки(наиболее правильное название - сонгтэо), или по нашему - маршрутки. Как правило стоимость тук тука - порядка 10-20 бат, в зависимости от маршрута. Тук-туки ездят по установленным маршрутам и обычно подсигналивают, давая знать о том, что могут подобрать человека. Останавливаются тем же принципом, что и у нас - движением руки.

Вот это тук тук:

Хотелось бы объяснить очень важный момент - многие останавливают тук тук и спрашивают «А вы доедете в наш отель?» И получают ответ - да.Уже при остановке люди узнают, что платить нужно не 10бат, а намного больше(300-500 бат). Дело в том, что тук туки работают и в режиме такси.
Остановите любой тук тук, назовите цену и вас довезут до нужного места. Так же бывает, что тук тук отклоняется от маршрута, чтобы довести какого то человека до его места предназначения. Одним словом - если вы хотите платить 10 бат за поездку - никогда не уточняйте место и не спрашивайте, довезет ли он вас до вашего отеля.

Вот это сонгтэо:

Следующий вид транспорта, который сильно распространен - это мотобайки - мототакси. Не заметить их сложно, обычно мужчины в спецкостюмах-спецовках. Как правило для привлечения клиентов громко хлопают в ладоши и кричат «Taxi».
Типичная поездка в Паттайя стоит 30-150 бат.

С мототаксистами можно (и нужно) торговаться. Если видят, что вы плохо знаете английский или то место, куда едите - будут ломить цену. Иногда я брал мототакси в 2 и более раза дешевле, чем была первоначальная цена.

Еще один совет - всегда внятно называйте названия отелей. Объясню - большинство отелей имеют очень похожие названия. Если вы знаете, где находится отель - подскажите таксисту - например «отель такой то, на Джомтьен». Это упростит его поиск. Много таксистов плохо знают город, некоторые не умеют читать , плохо ориентируются по карте (характерно для всех тайцев).

Еще одно предупреждение - старайтесь давать деньги без сдачи, так как часто таксисты идут на хитрость - говорят, что нет сдачи. Как вы сами понимаете - сдача есть

Еще одно предупреждение - никогда не спрашивайте путь у таксистов. У них работает принцип - если ты не взял мотобайк, значить тебя можно послать куда угодно. Вам намерено укажут путь не в ту сторону. И не говорите, что я не предупреждал.Раз 5 наверное попадал так, пока не понял, что у них не стоит спрашивать.
Также обратите внимание на таксиста - многие выпивают прямо на работе, поэтому .

Ну и последний вид транспорта - обычное такси. Скажу, что лучше его не использовать, ибо так как заказов у них мало, они стараются обманом заработать больше денег. Вас будут катать долго, чтобы накрутить счетчик, или не включат его, а потом будут вымогать большую сумму. Мое личное мнение - такси стоит брать в Паттайя только в одном случае - для доставки пьяного тела, которое не в состоянии сидеть на мотобайке.

Обычно в Тайланде такси окрашены в яркие цвета: розовые, жёлтые, голубые и зелёные. обычно это Toyota Corolla, через какое то время вы начнете их узнавать.

При посадке сразу требуйте включить «Taxi meter»(счетчик). И запомните, что ездить по счетчику - самое выгодное.

Как только вы сядете в такси, счетчик покажет вам сумму в 35 бат. Бояться этого не стоит. Эта сумма эквивалентна 2 км пути от начала поездки.

Как правило любой таксист постарается отказаться от езды по счетчику и называет сумму проезда (обычно в 1.5-2 раза больше чем будет по счетчику). Торгуйтесь, если не хотите переплачивать.

Ну а вот реальный тук тук:


Более светлое видео, настоящий тук тук