Гдз итоговая аттестация по физике. Билеты по физике профильный уровень

ИНСТРУКЦИЯ для учителя и ассистента

по проведению контрольной работы по физике для учащихся 9 класса

Назначение контрольной работы - оценка уровня освоения государственного образовательного стандарта по физике учащимися 9-го класса. Общее время выполнения контрольной работы - 45 минут.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 2 включает 3 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задания 9 и 8 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задание 10 содержит расчетную задачу.

Работа проводится вторым или третьим уроком. Этапы проведения работы:

инструктаж учащихся (примерный текст инструкции приводится ниже) - 3 мин; выполнение заданий -42 мин.

ИНСТРУКЦИЯ для учащихся (зачитывается учителем)

Ребята! На выполнение контрольной работы по физике отводится 42 минуты. Работа состоит из трех частей и включает 11 заданий.

Часть 1 содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых вам нужно выбрать только один. Номер этого ответа обведите кружком.

Часть 2 включает 3 задания. В заданиях 8, 9 требуется установить соответствия позиций, представленных в двух множествах и привести краткий ответ в виде набора цифр, которые необходимо записать в указанной таблице. В задании 10 требуется привести краткий ответ в виде числа.

Часть 3 содержит 1 задание, для которого необходимо привести развернутый ответ на бланке контрольной работы ниже задания.

При выполнении работы можно пользоваться черновиком.

Все записи в работе должны выполняться ручкой.

Прежде чем выполнять контрольную работу, необходимо в верхней части бланка контрольной работы написать свою фамилию и имя.

Желаем успехов!

Инструкция для учителя по проверке контрольной работы по физике учащихся 8 класса

Прежде чем проверять работы учащихся, внимательно прочитайте инструкцию по проверке контрольной работы.

Оценивать выполненные задания контрольной работы рекомендуется в соответствии с таблицей «Коды правильных ответов» на задания контрольной работы по физике для учащихся 8 класса, обучавшихся физике на базовом уровне, и «Инструкцией по проверке и оцениванию выполнения учащимися заданий проверочной работы» .

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу- 14 баллов.

14-13 баллов - «5» ;

12-11 баллов- «4» ;

10-8 баллов - «3»;

7 баллов и менее - «2».

Предварительный просмотр:

Кодификатор

элементов содержания для проведения промежуточной аттестации

учащихся 9 класса по физике.

В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце указывается код элемента содержания, для проверки которого создаются тестовые задания.

Определение координаты движущегося тела.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Второй закон Ньютона. Равнодействующая сила.

Закон всемирного тяготения.

Равномерное движение по окружности.

Закон сохранения импульса.

Длина волны. Скорость распространения волны.

Звуковые колебания.

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Эхо.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Индукция магнитного поля.

Электромагниты.

Предварительный просмотр:

Кодификатор проверяемых умений в контрольной работе по физике в 9 классе.

№ п/п

Проверяемые специальные предметные умения

№ задания

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ

Переводят единицы измерения в основные единицы СИ

Рассчитывают ускорение

Составляют уравнение движения.

Рассчитывают силу всемирного тяготения

Рассчитывают равнодействующую силу

4 (1вар)

Рассчитывают вес тела

4 (2 вар)

Рассчитывают радиус окружности при равномерном движении по окружности

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.

Рассчитывают период распространения волны

Знают зависимость высоты звука от частоты

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Указывают направление магнитного поля, пользуясь правилом буравчика

Демонстрируют основы знаний о методах научного познания

Устанавливают соответствие между приборами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

Устанавливают соответствие между физическими величинами и единицами их измерения

Предварительный просмотр:

Коды правильных ответов

№ задания

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Комар, т.к. чем больше частота колебаний источника, тем выше звук

Муха, т.к. чем больше частота колебаний источника, тем выше звук

Инструкция по проверке и оцениванию выполнения учащимися заданий проверочной работы.

Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий 1-7 выставляется 1 балл.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Часть 2

Задания 8, 9 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все три элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны один или два элемента, и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.

Задание 10 оценивается в 1 балл.

Часть 3

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.

ИЛИ

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

ИЛИ

Представлен только правильный ответ на вопрос.

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1. Автомобиль за 2 мин увеличил скорость с 18 км/ч до 61,2 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?

2. Рассмотрите рисунок.

Зависимость координаты грузовика от времени имеет вид

1) х = 100 – 10 t (м)

2) х = 300 (м)

3) х = 300 – 20 t (м)

4) х = 300 + 20 t (м)

3. С какой силой притягиваются два автомобиля массами по 1000 кг, находящиеся на расстоянии 1000 м один от другого?

1) 6,67 ⋅10 -11 Н 2) 6,67⋅10 -8 Н 3) 6,67 Н 4) 6,67⋅10 -5 Н

4. В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четыре мальчика. Влево тянут канат два мальчика с силами 530 Н и 540 Н соответственно, а вправо - другие два мальчика с силами 560 Н и 520 Н соответственно. В какую сторону и с какой результирующей силой будет перетянут канат?

1) вправо, с силой 10 Н

2) влево, с силой 10 Н

3) влево, с силой 20 Н

4) будет ничья

1) вертикально вверх

2) горизонтально влево ←

3) горизонтально вправо→

4) вертикально вниз ↓

Часть 2

ПРИБОР

А) электромагнит

Б) реактивный двигатель

В) эхолот

ФИЗИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1) действие электрического поля на заряды проводника

2) закон сохранения импульса

3) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям

5) магнитное действие тока

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) частота

Б) магнитная индукция

В) сила

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  1. секунда
  2. ньютон
  3. вебер
  4. тесла

5) герц

10. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности со скоростью 20 м/с, ускорение при этом равно 2 м/с 2

Ответ: ______________ (м)

Часть 3

11. Кто чаще взмахивает крылышками при полете – комар или муха? Ответ поясните.

Фамилия __________________________ Имя ______________________ Класс 9

ВАРИАНТ 2

Часть 1

К каждому из заданий 1-7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Автомобиль за 2 мин увеличил скорость с 36 км/ч до 122,4 км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?

1) 0,1 м/с 2 2) 0,2м/с 2 3) 0,3 м/с 2 4) 0,4м/с 2

2. Зависимость координаты от времени для тела, движущегося прямолинейно, имеет вид х = 150 – 15 t. Это тело движется

1) из точки с координатой 15 м со скоростью 150 м/с в положительном направлении оси ОХ .

2) из точки с координатой 150 м со скоростью 15 м/с в положительном направлении оси ОХ .

3) из точки с координатой 150 м со скоростью 15 м/с в отрицательном направлении оси ОХ .

4) из точки с координатой 15 м со скоростью 150 м/с в отрицательном направлении оси ОХ .

3. С какой силой притягиваются два автомобиля массами по 2000 кг, находящиеся на расстоянии 2000 м один от другого?

1) 6,67⋅10 -11 Н 2) 6,67⋅10 -8 Н 3) 6,67 Н 4) 6,67⋅10 -5 Н

4. Мотоцикл «Иж П5» имеет массу 195 кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек массой 80 кг?

1) 275 кг 2) 1150 Н 3) 2750 Н 4) среди предложенных ответов нет верного.

5. Длина колебаний звуковой волны равна 17 см. Скорость звука в воздухе 340 м/с. Период колебаний в этой звуковой волне равен

1) 0,5 мс 2) 2 мс 3) 5 мс 4) 50 мс

6. На рисунке изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. Как направлен вектор индукции магнитного поля тока в центре витка?

1) вертикально вверх

2) горизонтально влево ←

3) горизонтально вправо→

4) вертикально вниз ↓

7. Требуется экспериментально определить, зависит ли количество теплоты, сообщаемое телу при плавлении, от его объёма. Имеется набор предметов, сделанных из свинца и цинка.

Для проведения опыта следует выбрать набор

1) А или В 2) А 3) Б 4) А или Б

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 8-10) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

При выполнении заданий 8 и 9 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов.

8. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

ПРИБОР

А) электромагнит

Б) эхолот

В) реактивный двигатель

ФИЗИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

1) закон сохранения импульса

2) действие электрического поля на заряды проводника

3) магнитное действие тока

4) распространение и отражение волн

5) давление жидкости передается одинаково по всем направлениям

9. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) частота

Б) магнитный поток

В) сила тока

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

  1. ампер
  2. ньютон
  3. вебер
  4. тесла

5) герц

При выполнении задания 10 ответ (число) надо записать в отведенное место после слова «Ответ», выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно.

10. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности со скоростью 30 м/с, ускорение при этом равно 3 м/с 2 . Какой радиус кривизны данного участка дороги?

Ответ: ______________ (м)

Часть 3

Для ответа на задание части 3 (задание 11) используйте место ниже задания. Запишите сначала ответ, а затем его пояснение.

11. Кто чаще взмахивает крылышками при полете – жук или муха? Ответ поясните.

Предварительный просмотр:

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по физике учащихся 9 класса

(УМК «Физика» А.В.Перышкин)

1. Назначение КИМ. Контрольно измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения учащимися 9 класса планируемых результатов рабочей программы «Физика. 9 класс» на 2014-2015 уч.год.

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

3. Подходы к отбору содержания, разработке материалов и структуры КИМ.

Основной целью проведения промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по предмету физика, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ООО.

4. Структура КИМ.

Каждый вариант проверочной работы состоит из трех частей и включает 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).

Часть 1 содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.

Часть 2 включает 3 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа. Задания 8 и 9 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задание 10 содержит расчетную задачу.

Часть 3 содержит 1 задание, для которого необходимо привести развернутый ответ.

Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Части работы

Число заданий

Тип заданий

Часть 1

Задания с выбором ответа

Часть 2

Задания с кратким ответом

Часть 3

Задания с развернутым ответом

Итого: 3

5. Система оценивания отдельных заданий и проверочной работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.

Задания 8, 9 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и в 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Задание 10 с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл.

Задание 11 с развернутым ответом оценивается экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за решение качественной задачи - 2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла.

В каждом варианте работы перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендуемой шкалой оценивания, приведенной в инструкции по проверке работы.

6. Продолжительность выполнения работы.

На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование.

Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика), необходимый справочный материал.

План проверочной работы

для проведения промежуточной аттестации учащихся 9 класса

МБОУ «Рощинская СОШ» по физике в 2014-2015 уч.году.

Уровни сложности заданий: Б - базовый, П-повышенный.

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Макс. балл за выпол нение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Часть 1

1.1, 1.2

Законы взаимодействия и движения тел.

Законы взаимодействия и движения тел.

Законы взаимодействия и движения тел.

Государственная (итоговая) аттестация по ФИЗИКЕ

Тренировочный вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 27 заданий.

Часть 1 содержит 19 заданий (1–19). К каждому из первых 18 заданий приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий части 1 обведите кружком номервыбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответ на задание 19 части 1 записывается на отдельном листе.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (20–23). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (24–27), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе. Задание 24 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

10 9

10 6

10 3

10 2

10– 2

10– 3

10– 6

10– 9

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10

гравитационная постоянная

G = 6,7·10–11

скорость света в вакууме

с = 3108

элементарный электрический заряд

1,610–19 Кл

Плотность

древесина (сосна)

масло машинное

алюминий

молоко цельное

вода морская

сталь, железо

глицерин

Удельная

теплоёмкость воды

теплота парообразования воды

2,310 6

теплоёмкость спирта

теплота парообразования спирта

9,010 5

теплоёмкость льда

плавления свинца

2,510 4

теплоёмкость алюминия

теплота плавления стали

7,810 4

теплоёмкость стали

теплота плавления олова

5,910 4

теплоёмкость цинка

теплота плавления льда

3,310 5

теплоёмкость меди

теплота сгорания спирта

2,910 7

теплоёмкость олова

теплота сгорания керосина

4,610 7

теплоёмкость свинца

теплота сгорания бензина

4,610 7

теплоёмкость бронзы

Температура плавления

Температура кипения

Удельное электрическое сопротивление, (при 20 °С)

нихром (сплав)

алюминий

Часть 1

К каждому из заданий 1–18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1

На рисунке представлен график зависимости проекции ускорения от времени для тела, движущегося прямолинейно вдоль оси Ох .

a x ,

Равноускоренному движению соответствует участок

2

На рисунке приведён график зависимости от времени модуля скорости тела массой 2 кг, прямолинейно движущегося относительно Земли.

Чему равна равнодействующая сил, действующих на тело в момент времени, равный 3 с?

3

Мяч бросают вертикально вверх с поверхности Земли со скоростью υ . Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. При увеличении массы бросаемого мяча в 2 раза при прочих неизменных условиях высота подъёма мяча

4

Ускорение свободного падения вблизи поверхности Луны равно 1,6 . Это означает, что

через 10 с свободного падения из состояния покоя скорость тела будет равна 16

за 1 с движения из состояния покоя тело пролетит 16 м

через 1 с свободного падения из состояния покоя скорость тела будет равна 16

за 10 с свободного падения из состояния покоя тело пролетит 16 м

5

Сплошной кубик, имеющий плотность ρк и длину ребра а ,опустили
в жидкость плотностью ρж так, как показано на рисунке.

Давление, оказываемое жидкостью на верхнюю грань кубика, равно

ρж g (h 2 + a)

ρк gh 1

ρк g (h 2 + a)

ρж gh 1

6

Тело массой 5 кг лежит на горизонтальной поверхности. На тело один раз подействовали горизонтальной силой 4 Н, а другой раз – горизонтальной силой 12 Н. Коэффициент трения между телом и поверхностью 0,2. Сила трения, возникшая во втором случае,

7

Медный и алюминиевый шары одинаковой массы были нагреты на 50 о С. При этом на нагревание медного шара энергии потребовалось

больше, так как плотность меди больше

меньше, так как плотность меди меньше

меньше, так как удельная теплоёмкость меди меньше

больше, так как удельная теплоёмкость меди больше

8

Удельная теплоемкость железа равна 500 Дж/(кг∙град). Что это означает?

при охлаждении 1 кг железа на 10 С выделяется энергия 500 Дж

при охлаждении 500 кг железа на 10 С выделяется энергия 1 Дж

при охлаждении 1 кг железа на 500 0 С выделяется энергия 1 Дж

при охлаждении 500 кг железа на 10 С выделяется энергия 500 Дж

9

По результатам нагревания тела массой 5 кг построен график зависимости температуры этого тела от полученного им количества теплоты. Перед началом нагревания тело находилось в твёрдом состоянии.

Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите количество теплоты, которое необходимо для плавления 1 кг вещества, из которого состоит данное тело.

10

Два незаряженных электрометра соединены стальной проволокой. К первому электрометру поднесли, не касаясь, отрицательно заряженную эбонитовую палочку. При этом стрелки электрометров отклонились (см. рисунок), так как

оба электрометра приобрели положительный заряд

первый электрометр приобрёл положительный заряд, а второй – отрицательный заряд

первый электрометр приобрёл отрицательный заряд, а второй – положительный заряд

оба электрометра приобрели отрицательный заряд

11

Концы медного (1), железного (2) и алюминиевого (3) проводников одинаковых размеров соединили последовательно и подключили к источнику постоянного напряжения. Сравните напряжения на концах каждого проводника.

железо

U 1 > U 2 > U 3

U 3 > U 2 > U 1

U 2 > U 3 > U 1

U 1 > U 3 > U 2

12

По проводнику протекает электрический ток (график зависимости силы токаI от времени t представлен на рисунке).

Магнитное поле вокруг проводника существует

только в интервале времени от 0 до t 1

только в интервале времени от t 1 до t 2

только в интервале времени от t 2 до t 3

в интервале времени от 0 до t 1 и от t 2 до t 3

13

Высота Солнца над горизонтом (см. рисунок) равна 50°. Каков угол падения луча на плоское зеркало, расположенное под некоторым углом к горизонту в точке А, если луч отразился от зеркала вертикально вверх?

14

Определите показание амперметра, если вольтметр показывает 6 В.

15

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, испусканием какой частицы сопровождается радиоактивное превращение ядра свинца-187 в ядро
ртути-183.

200,61

204 , 37

207 , 19

Золото

Ртуть

Таллий

Висмут

Полоний

Астатин

Радон

Свинец

16

Ученик провёл опыты по изучению жёсткости, растягивая различные проволочки. Результаты измерений первоначальной длины l 0 , площади поперечного сечения S и вычисленной жёсткости он представил в таблице.

Материал

l 0 , см

S , мм2

На основании результатов выполненных измерений можно утверждать, что жёсткость проволоки

уменьшается при уменьшении первоначальной длины

уменьшается при уменьшении площади поперечного сечения проволоки

увеличивается при уменьшении первоначальной длины

увеличивается при уменьшении площади поперечного сечения проволоки

Прочитайте текст и выполните задания 17–19.

Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое излучение – электромагнитное излучение, занимающее диапазон между видимым излучением и рентгеновским излучением. Коротковолновая часть ультрафиолета, излучаемого Солнцем, не достигает поверхности Земли. Из-за наличия озонового слоя в атмосфере Земли, поглощающего ультрафиолетовые лучи, спектр солнечного излучения вблизи поверхности Земли обрывается на длине волны 290 нм.

Ультрафиолетовый спектр разделяют на ультрафиолет-А (УФ-A) с длиной волны 315–400 нм, ультрафиолет-В (УФ-B) – 280–315 нм и ультрафиолет-С (УФ-С) – 100–280 нм, которые различаются по проникающей способности и биологическому воздействию на организм.

УФ-A не задерживается озоновым слоем и проходит роговой слой кожи. Под действием ультрафиолета в коже вырабатывается особый пигмент, интенсивно отражающий эту часть солнечного спектра. При этом кожа приобретает характерный оттенок, известный как загар. Спектральный максимум пигментации соответствует длине волны 340 нм. Оконное стекло практически не пропускает ультрафиолетовые лучи в диапазоне 310–340 нм и тем самым защищает кожу от загара.

Почти весь УФ-C и приблизительно 90% УФ-B поглощаются озоном, а также водяным паром, кислородом и углекислым газом при прохождении солнечного света через земную атмосферу.

На организм человека вредное влияние оказывает как недостаток ультрафиолетового излучения, так и его избыток. Воздействие на кожу больших доз УФ-излучения приводит к кожным заболеваниям. Повышенные дозы УФ-излучения воздействуют и на центральную нервную систему. Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,32 мкм отрицательно влияет на сетчатку глаз, вызывая болезненные воспалительные процессы.

Недостаток УФ-лучей опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление «ультрафиолетовой недостаточности» – авитаминоз, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен и процесс костеобразования, а также происходит снижение работоспособности и защитных свойств организма от заболеваний. Подобные проявления характерны для осенне-зимнего периода при недостатке естественной ультрафиолетовой радиации («световое голодание»). Ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28–0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы.

17

Термин «световое голодание» связывают с

недостаточным уровнем видимого излучения

недостаточной освещённостью в помещении

недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 290 нм

недостатком ультрафиолетового излучения с длиной волны более 290 нм

18

На рисунке представлены спектры оптического пропускания синтетического кварцевого стекла Suprasil 300, оптического стекла BK 7 и обычного оконного стекла.

Согласно приведённым данным можно утверждать, что

кварцевое стекло Suprasil 300 пропускает все ультрафиолетовое излучение, достигающее поверхности Земли

все стекла одинаково хорошо пропускают инфракрасную часть солнечного спектра

оконное стекло по сравнению с другими стеклами в наибольшей степени пропускает инфракрасное излучение

очки с оптическими стеклами BK 7 полностью защищают глаза от ультрафиолета-А (УФ-A)

При выполнении задания 19 с развернутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

19

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания20–23) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте.

Ответом к каждому из заданий 20–23 будет некоторая последовательность цифр. Впишите в таблицу внизу задания цифры – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры в ответах к заданиям 20–21 могут повторяться.

20

Груз поднимают с помощью подвижного блока радиусом R (см. рисунок). Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

F 1 R

2F 1 R

21

Предмет, находящийся на расстоянии 4F от собирающей линзы, приближают к линзе на расстояние 2F (F – фокусное расстояние линзы). Как при этом меняется оптическая сила линзы, размер изображения, расстояние от линзы до изображения?

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

22

На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника возрастает.

В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют максимальную кинетическую энергию.

Периоды колебаний маятников совпадают.

В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную скорость.

Оба маятника совершают затухающие колебания.

23

В два цилиндрических сосуда налили равное количество холодной и горячей воды (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что процесс испарения воды происходил в обоих сосудах, но горячая вода испарялась быстрее холодной.

Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

Процесс испарения воды можно наблюдать при любой температуре.

Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением ее температуры.

Скорость испарения жидкости зависит от площади ее поверхности.

Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

Часть 3

Для ответа на задания части 3 (задания 24–27) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

24

В бланке ответов:

Задание 25 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

25

Для заданий 26–27 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

26

27

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Часть 1

За верное выполнение каждого из заданий 1–18 выставляется 1 балл.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задания 20-23 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.

№ задания

Ответ

Часть 3

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

19

Какую область ультрафиолетового излучения целесообразно использовать для получения максимального бактерицидного эффекта? Ответ поясните.

Образец возможного ответа

1. Ответ: ультрафиолет-С (УФ-С).

2. Объяснение: ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,28–0,2 мкм обладает способностью убивать микроорганизмы. Указанные длины волн принадлежат интервалу, соответствующему ультрафиолету-С (ультрафиолет-С - излучение с длиной волны 100–280 нм).

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.

Максимальный балл

24

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 1 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.

В бланке ответов:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № 5
в следующем составе:

Наборы лабораторные

Комплект «ГИА-лаборатория»

Комплект №5

  1. вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
  2. амперметр 0–2 А, С = 0,1 А

  3. сопротивлением 10 Ом
  4. резистор, R 1 = (12.00,6) Ом, обозначенный R 1
  5. соединительные провода, 10 шт.
  1. источник питания постоянного тока 5,4 В {при входном напряжении (422)В эдс равна (5,00,4)В;

при входном напряжении (362)В эдс равна (4,20,4)В}

  1. вольтметр двухпредельный: предел измерения 3 В, С=0,1 В; предел измерения 6 В, С = 0,2 В
  2. амперметр двухпредельный: предел измерения 3 А, С=0,1 А; предел измерения 0,6 А, С=0,02 А
  3. переменный резистор (реостат),
    сопротивлением 10 Ом
  4. резистор, R 1 = (8,20,4) Ом, обозначить R 1
  5. соединительные провода, 10 шт.
  6. рабочее поле

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное
с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Образец возможного выполнения

1. Схема экспериментальной установки:

2. Р = U ·I .

3.I = 0,3 А;U = 3,6 В.

4. Р = 1,1 Вт.

Указание экспертам

Численное значение прямого измерения напряжения должно попасть в интервал U = (3,6 ± 0,6) В.

Для комплекта «ГИА-лаборатория» интервал равен U = (2,5 ± 0,3) В.

25

Две лодки движутся равномерно по озеру параллельными курсами навстречу друг другу. Трение лодок о воду пренебрежимо мало. Когда лодки поравнялись, с первой лодки во вторую переложили груз, осторожно выпустив его из рук. Изменилась ли при этом скорость первой лодки (если изменилась, то как)? Ответ поясните.

Образец возможного ответа

1. Скорость первой лодки не изменилась.

2. В интервале времени, когда груз перекладывают во вторую лодку, его не толкают по горизонтали, т.е. на него не действуют горизонтальными силами. Поэтому и на первую лодку со стороны груза в этом интервале времени не действуют горизонтальные силы. Следовательно, скорость первой лодки не изменилась.

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

Максимальный балл

26

Пуля массой 9 г, движущаяся со скоростью 800 , пробила доску толщиной 2,5 см и при выходе из доски имела скорость 200 . Определить среднюю силу сопротивления, воздействующую на пулю в доске.

Возможный вариант решения

Дано :

800 м/с

200 м/с

m = 9 г = 0,009 кг

S = 2 ,5 см = 0,0 25 м

A = Δ E кин

A = – F∙S

F = 108 000 Н

F – ?

Ответ : F = 108 кН

Баллы

Для решения задачи выбранным способом. (В данном решении – равенство механической работы изменению кинетической энергии; формулы для расчёта механической работы, кинетической энергии ).

применение которых необходимо и достаточно

Максимальный балл

27

Электровоз движется с постоянной скоростью 72 и ведёт состав массой 1800 т. Сила тока, потребляемая электровозом из сети напряжением 3000 В, равна 750 А. Коэффициент трения равен 0,005. Определите КПД двигателя электровоза.

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – формула для коэффициента полезного действия, формула мощности электрического тока, формула механической мощности; второй закон Ньютона, формула силы трения )

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (спромежуточными вычислениями)

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Максимальный балл

Итоговая контрольная работа по физике 9 класс

На выполнение работы отводится 45 минут

Итоговая работа для проведения промежуточной аттестации учащихся представлена 2 вариантами.

Каждый вариант включает 14 заданий.

Часть I содержит 12 заданий с выбором 1 правильного ответа. Необходимо выбрать один правильный ответ.

Часть II содержит 2 задание. Необходимо выполнить подробное решение.

Распределение заданий по темам

п./п

Тема

Количество

Заданий

Часть I

Часть II

Законы взаимодействия и движения тел

Механические колебания и волны. Звук.

Электромагнитное поле

Строение атома и атомного ядра

Итого

4. Система оценивания результатов выполнения работы.

Всего 18 баллов.

Каждый правильный ответ к заданиям № 1-12 (Часть I ) оценивается 1 баллом (всего 12баллов).

Каждое верное решение задач №13 и №14 (Часть II ) оценивается 3 баллами (всего 6 балла).

Часть II :

приведено полное правильное решение, запись физических формул, отражающих физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведены математические преобразования и расчеты, представлен ответ – 3 балла,

При правильном ходе решения задачи допущены ошибки в математических расчетах – 2 балла,

При правильной идее решения допущена ошибка (не более одной) в записи физических законов или использованы не все исходные формулы, необходимые для решения – 1 балл;

Отсутствие решения, более одной ошибки в записях физических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т.п. – 0 баллов.

Таблица перевода баллов работы в пятибалльную шкалу оценивания

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Число набранных баллов

Менее 7 баллов

8-12 баллов

13-16 баллов

17-18баллов

Ответы

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответа

(1 вариант)

5

2

5

1

2

4

4

1

3

1

4

1

216 м

1,986 x10 Дж

Ответа

(2 вариант)

3

4

4

2

1

2

4

2

4

1

1

4

9000 Н

1?1 85x10 Дж

Вариант 1

Часть I Выберите один правильный ответ

1 .В каких единицах СИ измеряется ускорение?

2

2 . По какой формуле можно определить скорость при равномерном прямолинейном движении?

1) 2) 3) t 4) 5)

3 . Импульс тела определяется формулой:

1) 2) F = kx 3) 4) 5)

4 . При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращений сердечной мышцы.

1) 0,8 с 2) 1,25 с 3) 60 с 4) 75 с

5 . Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?

1) 3 см 2) 6 см 3) 9 см 4) 12 см

6 .

7 . излучение – это

    вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции

    поток нейтронов, образующихся в цепной реакции

    электромагнитные волны

    поток электронов

8 .

9. В ядре элемента содержится

    92 протона, 238 нейтронов

2) 146 протонов, 92 нейтрона

3) 92 протона, 146 нейтронов

4) 238 протонов, 92 нейтрона

10. Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с 2 . Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.

1) 39 м 2) 108 м 3) 117 м 4) 300 м

11 . Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с 2 . Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.

1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н

12. Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3·10 8 м/с.

1) 0,5 м 2) 5 м 3) 6 м 4) 10 м

Часть II Представьте полное решение задачи

13 . К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет тело за 12 с

14.

Вариант 2

Часть I Выберите один правильный ответ

1 .В каких единицах СИ измеряется скорость?

1) мин 2) км/ч 3) м/с 4) с 5) м/с 2

2 . По какой формуле можно определить проекцию ускорения?

1) 2) 3) t 4) 5)

3 . Закон всемирного тяготения определяется формулой:

1) 2) F = kx 3) 4) 5)

4. При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращений сердечной мышцы.

1) 0,8 Гц 2) 1,25 Гц 3) 60 Гц 4) 75 Гц

5 . Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?

1) 0,5 м 2) 1 м 3) 1,5 м 4) 2 м

6.

7 . - излучение – это

1) поток ядер гелия

2) поток протонов

3) поток электронов

4) электромагнитные волны большой частоты

8.

9 . В ядре олова содержится

1)110 протонов, 50 нейтронов

2) 60 протонов, 50 нейтронов

3) 50 протонов, 110 нейтронов

4) 50 протонов, 60 нейтронов

10 . Вагонетка, имеющая скорость 7,2 км/ч, начинает двигаться с ускорением 0,25 м/с 2 . На каком расстоянии окажется вагонетка через 20 с?

1) 90 м 2) 45 м 3) 50 м 4) 360 м

11. С каким ускорением будет двигаться тело массой 400 г под действием единственной силы 8 Н?

1) 20 м/с 2 2) 2 м/с 2 3) 50 м/с 2 4) 0,05 м/с 2

12. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3·10 8 м/с.

1) 10 14 Гц 2) 5·10 13 Гц 3) 10 13 Гц 4) 5·10 14 Гц

Часть II Представьте полное решение задачи

13. Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь

14.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговая аттестация по физике может проводиться в различных формах: устный экзамен по билетам, собеседование, письменная итоговая работа, защита рефератов, исследовательских или проектных работ.

Для итоговой аттестации выпускников в форме устного экзамена я предлагаю вариант билетов для обучающихся изучавших физику на профильном уровне.

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».

Комплект состоит из 26 билетов, каждый из которых включает два теоретических и один практический вопрос. Теоретические вопросы включают дидактические единицы раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» федерального компонента стандарта профильного уровня за исключением материала, выделенного в стандарте курсивом. Практическая часть (третий вопрос билетов) проверят умения выпускников решать расчетные задачи, а также измерять физические величины и проводить исследования различных физических явлений и законов. В тексте билетов приведена как тематика задач, так и возможная формулировка экспериментальных заданий.

В разделе стандарта профильного уровня «Требования к уровню подготовки выпускников» указано, что обучающиеся должны уметь представлять результаты измерений с учетом их погрешностей. Данное требование интерпретируется следующим образом. При проведении косвенных измерений (расчетов) оцениваются абсолютная и относительная погрешности прямых однократных измерений, лежащих в основе расчетов. Оценка же результатов косвенных измерений проводится лишь при сложении (вычитании) и умножении исходных величин. Во всех случаях, которые сопровождаются случайными погрешностями, требовать оценки погрешностей нельзя. В этих случаях прямо указывается лишь на необходимость проведения 3–5 измерений в неизменных условиях. Чаще всего термин «косвенное измерение» целесообразно заменить на «расчет по результатам прямых измерений». При построении графиков зависимости физических величин необходимо указывать погрешности прямых измерений, на основании которых строится график.

В приложении к комплекту билетов для профильного уровня приводятся примеры задач.

При проведении устного экзамена по физике учащимся предоставляется право использовать при необходимости:

– справочные таблицы физических величин;

– плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы;

– непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач;

– приборы и материалы для выполнения практических заданий.

Для подготовки ответа на вопросы билета учащимся предоставляется не менее 40 минут.

Оценивать ответ можно, исходя из максимума в 5 баллов за каждый вопрос и выводя затем средний балл за экзамен.

При оценивании ответов обучающихся на теоретические вопросы целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений.

План оценивания:

Решение расчетной задачи считается полностью правильным, если верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. Удовлетворительным может считаться решение, в котором записаны только исходные формулы, необходимые для решения, и таким образом экзаменуемый демонстрирует понимание представленной в задаче физической модели. При этом допускается наличие ошибок в математических преобразованиях или неверной записи одной из исходных формул.

При оценке экспериментальных заданий максимальный балл ставится в том случае, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, рисунки, чертежи, графики, вычисления, а для профильного уровня еще и правильно делает анализ погрешностей. Удовлетворительная оценка ставится при условии понимания обучающимся проверяемого в экспериментальном задании физического явления и правильном проведении прямых измерений.

БИЛЕТЫ ПО ФИЗИКЕ ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Билет № 1

1. Научные методы познания окружающего мира; роль эксперимента и теории в процессе познания природы; моделирование явлений и объектов природы.

2. Электрическая емкость: электроемкость конденсатора; энергия электрического поля.

3. Задача на применение законов сохранения импульса и энергии.

3. Экспериментальное задание: «Измерение кинетической энергии поступательного движения шарика известной массы в момент отрыва его от горизонтальной части наклонного желоба по результатам измерения дальности полета в серии из 3–5 опытов».

Билет № 2

1. Научные гипотезы; физические законы и теории, границы их применимости.

2. Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.

3. Задача по теме «Интерференция света».

Оборудование: прибор для измерения длины световой волны, дифракционная решетка, источник света (на демонстрационном столе).

Билет № 3

1. Механическое движение и его относительность; уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

2. Электрический ток в газах: несамостоятельный разряд в газах; самостоятельный электрический разряд; виды самостоятельного разряда; плазма.

3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

3. Экспериментальное задание: «Оценка (расчет) массы воздуха в колбе известного объема».

Оборудование: колба известного объема, барометр, термометр.

Билет № 4

1. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; период и частота; центростремительное ускорение.

2. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов: закон Фарадея; определение заряда одновалентного иона; технические применения электролиза.

3. Задача на применение газовых законов.

3. Экспериментальное задание: «Оценка (расчет) плотности воздуха в классном помещении».

Оборудование: барометр, термометр.

Билет № 5

1. Первый закон Ньютона: инерциальная система отсчета.

2. Электрический ток в полупроводниках: зависимость сопротивления полупроводников от внешних условий; собственная проводимость полупроводников; донорные и акцепторные примеси; р‑п – переход; полупроводниковые диоды.

3. Задача по теме «Влажность воздуха».

3. Экспериментальное задание: «Измерение (расчет) абсолютной и относительной влажности».

Билет № 6

1. Второй закон Ньютона: понятие о массе и силе, принцип суперпозиции сил; формулировка второго закона Ньютона; классический принцип относительности.

2. Магнитное поле: понятие о магнитном поле; магнитная индукция; линии магнитной индукции, магнитный поток; движение заряженных частиц в однородном магнитном поле.

3. Экспериментальное задание: «Измерение температуры равновесного состояния, установившегося в калориметре с водой после опускания в него нагретого тела, и сравнение полученного значения с результатами расчетов».

Билет № 7

1. Третий закон Ньютона: формулировка третьего закона Ньютона; характеристика сил действия и противодействия: модуль, направление, точка приложения, природа.

2.Закон электромагнитной индукции Фарадея; правило Ленца; явление самоиндукции; индуктивность; энергия магнитного поля.

3. Задача по теме «Фотоэффект».

3. Экспериментальное задание: «Измерение фокусного расстояния линзы».

Билет № 8

1. Импульс тела. Закон сохранения импульса: импульс тела и импульс силы; выражение второго закона Ньютона с помощью понятий изменения импульса тела и импульса силы; закон сохранения импульса; реактивное движение.

2. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания: затухание свободных колебаний; вывод формулы периода электромагнитных колебаний.

3. Задача на использование закона фотоэффекта.

3. Экспериментальное задание: «Исследование зависимости угла преломления от угла падения и определение границ применимости гипотезы: угол преломления пропорционален углу падения».

Билет №9

1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести; вес и невесомость.

2. Автоколебания: автоколебательная система; автоколебательный генератор незатухающих электромагнитных колебаний.

3. Задача на использование формулы линзы.

3. Экспериментальное задание: «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы на основе прямых измерений расстояний от линзы до предмета и изображения».

Оборудование: линза, источник света, мерная лента, экран.

Билет №10

1. Силы упругости: природа сил упругости; виды упругих деформаций; закон Гука.

2. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток: генератор переменного тока; мощность переменного тока; действующие значения силы переменного тока и напряжения; активное, индуктивное, емкостное сопротивления.

3. Задача на применение закона радиоактивного распада.

3. Экспериментальное задание: «Расчет массы воды в одном кубическом метре воздуха класса».

Оборудование: два термометра, марля, стаканчик с водой, психрометрические таблицы.

Билет №11

1. Силы трения: природа сил трения; коэффициент трения скольжения; закон сухого трения; трение покоя; учет и использование трения в быту и технике.

2. Трансформатор: принцип трансформации переменного тока; устройство трансформатора; холостой ход; режим нагрузки; передача электрической энергии.

3. Задача на применение закона Кулона.

3. Экспериментальное задание: «Измерение сопротивления неизвестного резистора на основе построения графика зависимости силы тока от напряжения».

Билет №12

1. Равновесие твердых тел: момент силы; условия равновесия твердого тела; устойчивость тел; виды равновесия; принцип минимума потенциальной энергии.

2. Электромагнитное поле. Открытие электромагнитных волн: гипотеза Максвелла; опыты Герца.

3. Задача на применение закона Ома для полной цепи.

3. Экспериментальное задание: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока на основе двукратных совместных измерений напряжения на полюсах источника и силы тока во внешней цепи».

Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, проводники, выключатель.

Билет №13

1. Механическая работа. Мощность. Энергия: кинетическая энергия; потенциальная энергия тела в однородном поле тяготения и энергия упруго деформированного тела; закон сохранения энергии; закон сохранения энергии в механических процессах; границы применимости закона сохранения механической энергии; работа как мера изменения механической энергии тела.

2. Принципы радиосвязи: излучение электромагнитных волн зарядом, движущимся с ускорением; амплитудная модуляция; детектирование; развитие средств связи; радиолокация.

3. Задача на расчет общего сопротивления электрической цепи.

3. Экспериментальное задание: «Измерение (расчет) сопротивления известного резистора на основе прямых измерений силы тока и напряжения с определением относительной погрешности измерения».

Оборудование: источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, резистор, проводники.

Билет №14

1. Закон Паскаля; закон Архимеда; условия плавания тел.

2. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света: опыт Юнга; цвета тонких пленок.

3. Задача на расчет работы или мощности тока, КПД источника тока.

3. Экспериментальное задание: «Исследование зависимости напряжения на полюсах источника от силы тока во внешней цепи и определение ЭДС и внутреннего сопротивления на этой основе».

Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, проводники, выключатель.

Билет №15

1. Механические колебания: основные характеристики гармонических колебаний: частота, период, амплитуда; уравнение гармонических колебаний; свободные и вынужденные колебания; резонанс; превращение энергии при колебательном движении.

2. Дифракция света: явление дифракции света; явления, наблюдаемые при пропускании света через отверстия малых размеров; дифракция на малом отверстии и от круглого экрана. Дифракционная решетка.

3. Задача на движение заряженной частицы в магнитном поле.

3. Экспериментальное задание: «Прямое измерение фокусного расстояния линзы, его обоснование и определение абсолютной и относительной погрешностей измерения».

Оборудование: линза, источник света, мерная лента, экран

Билет № 16

1. Механические волны: распространение колебаний в упругих средах; поперечные или продольные волны; длина волны; связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой); свойства волн; звуковые волны.

2. Гипотеза Планка о квантах; фотоэффект; опыты А.Г. Столетова; уравнение Эйнштейна для фотоэффекта; фотон.

3. Задача на применение закона электромагнитной индукции.

3. Экспериментальное задание: «Измерение ЭДС источника».

Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, проводники.

Билет № 17

1. Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц.

2. Законы отражения и преломления света; полное внутреннее отражение; линзы; формула тонкой линзы; оптические приборы.

3. Задача на применение закона сохранения импульса.

3. Экспериментальное задание: «Измерение коэффициента трения скольжения на основе построения графика зависимости силы трения от силы давления».

Оборудование: динамометр, брусок, набор грузов по механике.

Билет № 18

1. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

2. Постулаты специальной теории относительности (СТО). Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс.

3. Задача на применение закона всемирного тяготения.

3. Экспериментальное задание: «Сравнение сил упругости, возникающих в резиновом образце при подвешивании к нему последовательно одного, двух и трех грузов по 100 г каждый, и проверка гипотезы: сила упругости пропорциональна удлинению образца».

Оборудование: штатив с лапкой и муфтой, резиновый образец, набор грузов по механике, линейка или мерная лента.

Билет № 19

1. Модель строения жидкостей. Насыщенные и ненасыщенные пары; зависимость давления насыщенного пара от температуры; кипение. Влажность воздуха; точка росы, гигрометр, психрометр.

2. Дисперсия и поглощение света; спектроскоп и спектрограф. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

3. Экспериментальное задание: «Измерение (расчет) скорости шарика в момент его отрыва от горизонтально расположенной площадки наклонного желоба по результатам серии из 3–5 прямых измерений дальности полета».

Оборудование: линейка, желоб, штатив с лапкой и муфтой, шарик, копировальная бумага.

Билет № 20

1. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Кристаллические тела: анизотропия кристаллов; плотная упаковка; пространственная решетка; монокристаллы и поликристаллы; полиморфизм; аморфные тела.

2. Опыт Резерфорда; ядерная модель атома; квантовые постулаты Бора; гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц; дифракция электронов; лазеры.

3. Задача на движение тел.

3. Экспериментальное задание: «Измерение работы силы упругости пружины динамометра на основе построения графика зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины».

Билет № 21

1. Термодинамический подход к изучению физических явлений. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорному, изобарному и адиабатному процессам.

2. Модели строения атомного ядра; ядерные силы; нуклонная модель ядра; энергия связи ядра; ядерные спектры; ядерные реакции.

3. Задача на движение заряженной частицы в электростатическом поле.

3. Экспериментальное задание: «Измерение (расчет) показателя преломления вещества на основе прямых измерений углов падения и преломления».

Оборудование: источник тока, лампочка на подставке, экран со щелью, пластина стеклянная с параллельными гранями (или полуцилиндр), булавки, транспортир.

Билет № 22

1. Тепловые машины: основные части и принципы действия тепловых машин; коэффициент полезного действия тепловой машины и пути его повышения; проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

2. Радиоактивность; радиоактивные излучения; закон радиоактивного распада.

3. Задача на расчет параметров колебательного контура.

3. Экспериментальное задание: «Измерение длины световой волны на основе наблюдения дифракционного спектра».

Оборудование: комплект «Оптика» серии L-микро, состоящий из источника тока, лампочки, щели, с помощью которой создается пучок света, дифракционной решетки, линзы и экрана.

Билет № 23

1. Необратимость тепловых процессов; второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

2. Ядерные реакции: законы сохранения при ядерных реакциях; цепные ядерные реакции; ядерная энергетика; термоядерные реакции.

3. Задача на расчет периода колебаний механической системы.

3. Экспериментальное задание: «Измерение ускорения свободного падения с использованием законов колебания математического маятника. Сравнение полученного результата с достоверным значением ускорения свободного падения».

Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой или секундной индикацией), штатив с лапкой и муфтой, груз с крючком, нить длиной 0,6 - 1,2 м, мерная лента.

Билет № 24

1. Элементарный электрический заряд; два вида электрических зарядов; закон сохранения электрического заряда; закон Кулона; электрическое поле: напряженность электрического поля; линии напряженности электрического поля; принцип суперпозиции электрических полей.

2. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

3. Задача на применение первого закона термодинамики.

3. Экспериментальное задание: «Измерение удельной теплоемкости известного вещества на основе теплообмена нагретого тела с водой и сравнение полученного значения с табличными данными».

Оборудование: калориметр с известной массой внутреннего стакана, калориметрическое тело известной массы с привязанной нитью, мензурка с водой, термометр, электрический нагреватель (используется учителем), таблица теплоемкостей.

Билет № 25

1. Работа сил электрического поля. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов; эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

2. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

3. Задача на применение законов Ньютон.

3. Экспериментальное задание: «Измерение потенциальной энергии деформированной пружины на основе построения графика зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины».

Оборудование: динамометр, линейка.

Билет № 26

1. Проводники в электрическом поле: электрическое поле внутри проводящего тела; электрическое поле заряженного проводящего шара; измерение разности потенциалов с помощью электрометра; диэлектрики в электрическом поле; поляризация диэлектриков.

2. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

3. Задача по теме «Кинематика».

3. Экспериментальное задание: «Измерение конечной скорости шарика, скатывающегося с длинного наклонного желоба, по результатам серии из 3.5 прямых измерений времени движения».

Оборудование: секундомер, желоб, шарик, металлический цилиндр, мерная лента, штатив с лапкой и муфтой.

Задачи к билетам

Вагон массой 30 т движется со скоростью 4 м/с и сталкивается с неподвижной платформой массой 10 т. Найти скорость вагона и платформы после того, как сработает автосцеп.

Расстояния от бипризмы Френеля до узкой щели и экрана равны соответственно a = 25 см и b = 100 см. Бипризма стеклянная с преломляющим углом θ = 20". Найти длину волны света, если ширина интерференционной полосы на экране Δx = 0,55 мм.

Масса 0,327 10 -3 м 3 газа, при 13 о С и давлении 1,04 10 5 Па равна 0,828 10 -3 кг. Вычислить молярную массу газа.

Какой объем (н.у.) займут 0,4 10 -3 м 3 газа, находящегося при 50 о С и давлении 0,954 10 5 Па?

В комнате объемом 40 м 3 температура воздуха 20°С и относительная влажность 60%. Найдите массу паров воды в воздухе этой комнаты.

Газ находится в сосуде под давлением 2,5×10 4 Па. При сообщении газу 1,25×10 5 Дж теплоты он изобарно расширился, и его объем увеличился на 2 м 2 . На сколько изменилась его внутренняя энергия?

Точечный источник света с длиной волны λ = 0,50 мкм расположен на расстоянии a = 100 см перед диафрагмой с круглым отверстием радиуса r = 1,0 мм. Найти расстояние b от диафрагмы до точки наблюдения, для которой число зон Френеля в отверстии составляет k =3

Каков импульс фотона, энергия которого равна 3эВ?

Рав­но­бед­рен­ный пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник ABC пло­ща­дью рас­по­ло­жен перед тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой так, что его катет AC лежит на глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы. Фо­кус­ное рас­сто­я­ние линзы 50 см. Вер­ши­на пря­мо­го угла C лежит ближе к цен­тру линзы, чем вер­ши­на остро­го угла A . Рас­сто­я­ние от цен­тра линзы до точки C равно удво­ен­но­му фо­кус­но­му рас­сто­я­нию линзы (см. ри­су­нок). По­строй­те изоб­ра­же­ние тре­уголь­ни­ка и най­ди­те пло­щадь по­лу­чив­шей­ся фи­гу­ры.

Свеча находится на расстоянии 12, 5 см от собирающей линзы, оптическая сила равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получится изображение.

Определить силу взаимодействия двух точечных зарядов Q 1 =Q 2 =1 Кл, находящихся в вакууме на расстоянии r=1 м друг от друга

К источнику тока с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключён реостат, сопротивление которого 5 Ом и последовательно с ним электрическая лампа с сопротивлением 4 Ом. Найти силу тока в цепи и напряжение на реостате.

При питании лампочки от элемента с ЭДС 1,5 В сила тока в цепи равна 0,2А. найти работу сторонних сил в элементе за 1 минуту.

Чему равно общее сопротивление, если к двум реостатам, подключенным последовательно, сопротивлением по 84 Ом каждый, подключили еще один реостат параллельно сопротивлением 30 Ом?

На цоколе лампочки карманного фонаря написано: 3,5 В, 0,28 А. найти потребляемую мощность.

Рамка площадью 400 см 2 помещена в однородное магнитное поле индукцией 0,1 Тл так, что нормаль к рамке перпендикулярна линиям индукции. Найти силу тока действующую на рамку при вращающемся моменте 20 мН*м.

Какова индуктивность контура, если при силе тока 5 А в нем возникает магнитный поток 0,5мВб?

Вагон массой 20 тонн, движется со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 тонн, который движется со скоростью 0,2 м/ с. Какова скорость вагонов после взаимодействия?

Масса первого тела 25 кг, масса второго -30 кг. Расстояние между ними 300 метров. найти силу гравитационного взаимодействия.

Моторная лодка прошла по озеру в направлении на северо-восток 2 км, а затем в северном направлении еще 1 км. Найти с помощью геометрического построения модуль и направление перемещения.

Движения двух велосипедистов заданы уравнениями: х 1 =5t ; х 2 =150-10t . Найти время и место встречи.

С какой силой взаимодействуют два заряда по 10 нКл, находящиеся на расстоянии 3 см друг от друга?

Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью 400 пФ и катушки индуктивностью 10 мГн. Найти амплитуду колебаний силы тока, если амплитуда колебаний напряжений равна 500 В.

Груз, колеблющийся на пружине, за 8 с совершил 32 колебания. Найти период колебаний.

Во сколько раз изменится давление газа при уменьшении его объема в 3 раза? Средняя скорость движения осталась неизменной.

Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с 2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2м/с 2 ?

За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,6 м/с 2 , пройдет 30 метров.

Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 9 класс. Громцева О.И.

М.: 2014. - 96 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Издание предназначено для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе по физике в соответствии с требованиями ФГОС. Задания в формате ГИА всех уровней сложности (А, В, С) составлены по всем темам курса физики 9 класса. Пособие адресовано учителям физики, методистам, родителям, а также учащимся 9 классов для самостоятельной подготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 970 Кб

Смотреть, скачать: yandex.disk


СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для учителя 6
ВАРИАНТ 1 7
Часть 1 7
Часть 2 9
Часть 3 10
ВАРИАНТ 2 11
Часть 1 11
Часть 2 13
Часть 3 14
ВАРИАНТ 3 15
Часть 1 15
Часть 2 17
Часть 3 18
ВАРИАНТ 4. 19
Часть 1 19
Часть 2 21
Часть 3 22
ВАРИАНТ 5 23
Часть 1 23
Часть 2 25
Часть 3 26
ВАРИАНТ 6 27
Часть 1 27
Часть 2 29
Часть 3 30
ВАРИАНТ 7 31
Часть 1 31
Часть 2 33
Часть 3 34
ВАРИАНТ 8 35
Часть 1 35
Часть 2 37
Часть 3 38
ВАРИАНТ 9 39
Часть 1 39
Часть 2 41
Часть 3 42
ВАРИАНТ 10 43
Часть 1 43
Часть 2 45
Часть 3 46
ВАРИАНТ 11 47
Часть 1 47
Часть 2 49
Часть 3 50
ВАРИАНТ 12 51
Часть 1 51
Часть 2 53
Часть 3 54
ВАРИАНТ 13 55
Часть 1 55
Часть 2 57
Часть 3 58
ВАРИАНТ 14 59
Часть 1 59
Часть 2 61
Часть 3 62
ВАРИАНТ 15 63
Часть 1 63
Часть 2 65
Часть 3 66
ВАРИАНТ 16 67
Часть 1 67
Часть 2 69
Часть 3 70
ВАРИАНТ 17 71
Часть 1 71
Часть 2 73
Часть 3 74
ВАРИАНТ 18 75
Часть 1 75
Часть 2 77
Часть 3 78
ВАРИАНТ 19 79
Часть 1 79
Часть 2 81
Часть 3 82
ВАРИАНТ 20 83
Часть 1 83
Часть 2 85
Часть 3 86
Ответы 87

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Итоговые работы составлены в соответствии с кодификатором ГИА.
В работе содержится 10 равноценных по сложности вариантов, охватывающих все темы курса физики 9 класса.
В каждом варианте задания различаются по сложности и позволят проверить разные стороны знаний. Работы содержат расчётные задания, задания с таблицами, схемами и графиками. Варианты можно использовать для итогового контроля знаний в конце года (в виде тестового экзамена). Все необходимые справочные данные указаны в тексте задач.
В каждом варианте содержится 13 заданий. Первые 8 заданий - задания уровня А. За каждое правильно выполненное задание А присваивается 1 балл.
В1-ВЗ - задания на соответствие - уровня В. Правильное решение каждого такого задания оценивается в 2 балла.
С1 и С2 - расчётные задачи - соответствуют уровню С. За выполнение такой задачи присваивается 3 балла. Все набранные баллы суммируются.
Выполнив все задания, ученик набирает 20 баллов.