ЕГЭ по русскому языку Задание А5. Желчь медведя, использующегося для получения лекарства, выпускается в Китае. Разное управление у слов со сходным значением
Как делать задание А5 в егэ по русскому языку:
Задание ЕГЭ А5 по русскому языку – это Грамматика.
Обычно в таких заданиях, дается предложение с грамматической ошибкой, и эту ошибку нужно найти.
Что нужно запомнить:
1.Причастный оборот не согласовывается с определяемым словом.
2.Не согласуется, если главное предложение находится внутри придаточного.
Техника:убрать придаточное.
3.Запомнить таки словосочетания, как:
Заплатить за проезд, но оплатить проезд
4.В названии произведений(Приведу примеры):
В войне и мире раскрыты проблемы – ВЕРНО
В романе «Войне и Мире» раскрыты проблемы – НЕ ВЕРНО.
В романе «Война и мир» – ВЕРНО.
5.Составное глагольное сказуемое
Нежели, чем – тафтология
6.Тафтология – «Масло маслянное».
7.Не согласуются производные предлоги.
8.Нельзя использовать две степени сравнения одновременно.
9.Количественное числительное – склоняется каждое слово.
Порядковое числительное – склоняется только последнее.
Лексические ошибки
1. Употребление паронимов(слов, сходных по звучанию, но различных по смыслу)
Пример: Он безропотно переносил все тяжести жизни.(Надо тяготы жизни)
2. Употребление лишних слов(плеоназм).
Пример: Базаров несколько резковат.
(Слово «несколько» определяет степень признака, которая выражена в слове «резковат» с суффиксом -оват).
3. Сочетание слов, в которых значение одного слова дублирует значение второго.
Пример: Темный мрак, приближались все ближе, помнили и не забывали, брань и ругательства.
4. Ошибки в употреблении фразеологизмов.
Пример: От малого до великого (надо – от мала до велика), откладвыать в длинный ящик (надо долгий).
5.Ошибки в употреблении падежных окончаний.
Пример: Шофера(надо – шоферы), нет время (надо – нет времени).
6. Ошибки в образовании форм прилагательных.
Пример: Самая наилучшая (надо – самая лучшая, или просто наилучшая), наиболее важнейшая (Надо важнейшая или самая важная).
7. Ошибки в употреблении местоимений.
Пример: ихняя (надо -их), к ему в дом (к нему), у скольки человек (у скольких).
8. Ошибки при склонении числительных. Количетвенные изменяются все, порядковые – последнее слово.
Пример: Нет двухсот пятидесяти шести рублей, но в тысяча девятьсот пятьдесят третьем.
Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро и,т,д, согласуются с существительными мужского рода (двое друзей), с сущ. м.+ ж.р. (их было двое, мужчина и женщина)
9. Ошибки в употреблении форм глагола.
Пример: Игрались в лесу (играли), смотрели кино и думаем о дискотеке (думали).
10. Ошибки согласования в числе.
Пример: Крестьянство выступали (выступало), меньшинство следили (следило).
11. ОДнородные сказуемые требуют различных форм управляемого слова.
Пример: Он хотел вникнуть и познать все тайны Вселенной. (Вникнуть все тайны?).
12. Ошибки в приложениях.
Пример: В романе «Войне и мире» (в романе «Война и мир», в «Войне и мире»)
13.Ошибки в причастном обороте.
Пример: По дорогам, ведущих к селу (каким? – ведущим).
14. Ошибки в с/п предложениях.
Пример: Все, кто пришел в музей, знал об Островском. (Все зналИ)
ЗАДАНИЕ А5
Знакомим учащихся с типом задания:
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
Вспоминаем, что синтаксис регламентирует построение словосочетания и предложения. Обращаем внимание детей на то, что в этом задании НЕТ ошибок пунктуационных (дети почему-то часто считают, что там неправильно стоят запятые).
При решении этого задания необходимо «чувство» языка, но есть некоторые подсказки, которые могут помочь даже тем, для кого русский язык не является родным:
1. Если в предложении есть кавычки, проверяем форму названия чего-либо, которое находится в кавычках. Здесь есть 2 варианта:
- Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
- Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
2. Если в предложении есть причастие, проверяем его форму (окончание). Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес».
3. Если в предложении есть производные предлоги «согласно», «благодаря», «вопреки», проверяем форму (окончание) существительного, стоящего после этого предлога. Данные предлоги сочетаются с существительными в Дат.п. (кому? чему?).
4. Если в предложении есть конструкции «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все , кто смотрел на него, не могли не заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
5. Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
6. Если нарушена однородность понятий, т.е. в качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»;
7. Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
8. Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. !!! Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
9. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ». Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
10. Предлоги «в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие» сочетаются с Род.падежом (кого? чего?).
11. Предлоги«подобно, наперекор»сочетаются с Дат.падежом (кому? чему?).
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Мы любим и гордимся нашими боксёрами.
- Действия отца Серёжа всегда принимал за образец.
- Благодаря доброте и взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
- Кто бы ни изучал биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
- В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.
- По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
- Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
- Благодаря слажеyной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
- Кондуктор попросил оплатить проезд.
- В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Участник областной олимпиады был удостоен звания лауреата.
- Вопреки распространённому суеверию женщины приносят удачу на корабле.
- Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным артистом.
- Пусть те, кто никогда не бывал в Самаре, приедут и убедятся, что этот город не уступает по красоте никакому другому волжскому городу.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
- Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
- В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
- Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Многие из тех, кто находился в самолёте, были знакомы друг с другом.
- Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
- Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.
- Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Те, кто не сдал чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
- Занятия шли согласно расписанию.
- Довольно скоро с гоголевской пьесой “Ревизором” познакомились все его друзья.
- Одним из упрямцев, умевших отстоять своё мнение перед преподавателем, был В.В.Маяковский.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- С мнением историка соглашались теперь и те, кто недавно критиковал его позицию.
- С первого июня автобусы будут ходить согласно летнего расписания.
- В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни российской деревни середины 20 века.
- Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Лирический герой – один из центральных персонажей романа “Евгений Онегин”.
- На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
- Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
- Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
- Я не заметил, находится ли он в комнате.
- Мне было поручено уничтожить засевшего в деревне снайпера.
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Все, кто интересуется театром, знают имя Олега Табакова.
- В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
- Как успехи, так и неудачи бывают в жизни каждого человека.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
- Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
- Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами.
- Все пятнадцать учеников, посещавших курсы, успешно сдали экзамен.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Прошло много лет, Владимир понял и простил брата.
- Вопреки нашим ожиданиям, паром так и не пришёл в тот вечер.
- Те из нас, кто ждали разрешения на выезд из страны, почти потеряли надежду.
- По приезде в столицу нас разместили в хорошем отеле.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В романе “Война и мир” более сотни действующих лиц.
- Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
- Все, кто хоть раз побывал в Сочи, никогда его не забудут.
- Борис понимает, что обманул ожидания Катерины и которая верила ему.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Один из наших студентов, с отличием защитивший диплом, уехал работать на Север.
- Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.
- За мной зашёл мой партнёр по игре в теннис.
- Надо поощрять студентов, стремящихся к знаниям и участвующих в жизни техникума.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Любой, кто обладает минимальными знаниями и техническими навыками, в состоянии собрать радиоприёмник.
- Доклады могут быть представлены не только в устной, но и в письменной форме.
- Этот человек стал для меня образцом героизма, у которого я многому научился.
- Пациент обратился к этому врачу и лечился у него.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В журнале “Наука и жизнь” напечатана статья В.М. Пескова.
- Мы оплатили за покупки и вышли из магазина.
- Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
- В помещении нового цирка в Курске можно проводить не только цирковые представления, но и эстрадные концерты.
18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Туристы поражались красоте вида, открывавшегося со смотровой площадки.
- Ученики хотели вникнуть в тайны природы и познать их.
- По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
- Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Стороны подтвердили готовность соблюдать график работы согласно расписанию.
- Нашим олимпийцам помогла уверенность в победе
- Заплатите за проезд в течение одной остановки.
- Среди книг, прочитанным в последнее время, остановлюсь на одной особенно интересной, по моему мнению.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
- Благодаря мобильной связи многие вопросы сейчас решаются очень быстро.
- Сеня познакомил маму со своей девушкой и сказал, что скоро женится.
- Президент попросил доложить обо всем, что происходит в стране.
21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- На собрании был поставлен вопрос об улучшении условий труда.
- Те, кто двадцать лет назад был школьником, сейчас вершат судьбу страны.
- Не только мать, но и отец осудил твой поступок.
- Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Подруга поделилась впечатлениями о поездке в Москву.
- В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
- Родители заботятся о взрослых детях и переживают за них.
- Те, кто отстал, не теряли надежды догнать передовой отряд.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
- За нашей командой с отрывом в два очка следует команда “Динамо”.
- Три часа прошли незаметно.
- Согласование имеет большое значение для правильного построения фразы.
24 .Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
- Жители микрорайона просили обратить внимание властей на состояние детской площадки.
- Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье.
- Главная задача пейзажиста – создать образ, пахнущий не красками, а цветами.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Благодаря сообразительности студенту удалось решить трудную задачу.
- В журнале “Новый мир” были напечатаны стихи молодого поэта.
- К светскому обществу князь Андрей относился с презрением, в котором принуждён был бывать.
- Среди вопросов, заданных на пресс-конференции, были и очень острые.
1 – 1; | 14 – 4; |
Для решения задач А5 ЕГЭ по информатике , необходимо уметь исполнять алгоритмы, записанные на естественном языке. Так же необходимо иметь .
Для примера рассмотрим решение задачи А5 по информатике из тренировочной работы 2 от 15.02.2013.
Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом — разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (правое число меньше или равно левому).
Пример. Исходные цифры: А, А, 3. Разности: А — А = 0; А — 3= 10 10 - 3 10 = 7 10 . Результат: 70.
1) 131 2) 133 3) 212 4) D1
Решение:
4-й вариант нам не подходит по той причине, что число D1 не десятичное. Т. е. оно противоречит условию задачи в части «Обе разности должны быть записаны как десятичные числа».
Рассмотрим 3-е число — 212. Это число можно представить как 2 и 12, или же как 21 и 2. По условию, итоговые числа записываются в порядке невозрастания — значит нужно рассмотреть только вариант 21 и 2. В условии сказано, что исходные числа — шестнадцатеричные. Т. е. в десятичной система счисления это цифры от 0 до 15. Понятно, что нельзя подобрать такие числа (от 0 до 15), разница которых будет равна 21. Этот вариант тоже не подходит.
Второй вариант, по аналогии с первым, представим как 13 и 3. Число 13 можно получить если из 15 вычесть 2, из 14 вычесть 1 или из 13 вычесть 0. Но после этого мы должны из вычитаемого (2, 1 или 0) вычесть еще какое-то число и в итоге получить 3. А это невозможно. Вариант неправильный.
Первый вариант представим как 13 и 1. А вот здесь все правильно. 13 можно представить как 15 — 2, а 1 = 2 — 1 — исходные числа могли бы быть такими — F, 2, 1. Это и есть правильный вариант .
Рассмотрим решение второго варианта:
Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом — разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке неубывания (левое число меньше или равно первому).
Пример. Исходные цифры: B, 3, 3. Разности: B — 3 = 8 10 ; 3 — 3 = 0. Результат: 08
Укажите, какая из следующих последовательностей символов может быть получена в результате.
1) 122 2) 212 3) 313 4) 3А
Решение:
Вариант 4 не подходит, так как число 3A не десятичное.
Вариант 3 представим как 3 и 13. 13 можно представить как 15 — 2 (или 14 — 1), но потом нам нужно будет из цифры 2 (или 1) вычитать неизвестную цифру и получить в итоге 3. Это невозможно.
Второй вариант представим как 2 и 12. Тогда 12 можно представить как 15 — 3, а 2 = 3 — 1. Все получается — это и есть правильный вариант.
Первый вариант неправильный. Представим число 122 как 1 и 22. Понятно, что вычитая два числа, каждое из которых не более 15, нельзя получить 22.
Рассмотрим решение задачи А5 демоверсии ЕГЭ по информатике 2013
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах все цифры не превосходят цифру 6 (если в числе есть цифра больше 6, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два шестнадцатеричных числа – сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
2. Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).
Пример. Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.
Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.
1) 9F 2) 911 3) 42 4) 7A
Решение:
Рассмотрим первый вариант. Число 9F представим как 9 и F. Так как исходные числа не превышают 6, то нельзя найти такие числа, сумма которых будет равна 15 (F 16 = 15 10). Это неверный вариант.
Так как исходные числа не превышают 6, то их максимальная сумма будет равна 6 16 + 6 16 = C 16 = 12 10 , что меньше 11 16 = 17 10 . Т.е. случай похож на предыдущий и это тоже неверный вариант. К тому же сумма двух шестнадцатеричных чисел, не превосходящих 6 не может быть двузначной.
Третий вариант не подходит, так как числа записаны в порядке убывания, что противоречит условию.
Получаем, что правильный вариант — 4. Проверим это. Число 7A представим как 7 и А. Теперь не составляет труда представить 7 16 как 3 16 + 4 16 , а A 16 как, например, 5 16 и 5 16 . Тогда все верно — два исходных числа могли бы быть 53 16 и 54 16 . Если теперь выполнить первый пункт условия и сложить старшие разряды, то получим 5 16 + 5 16 = A 16 , а сумма младших разрядов — 3 16 + 4 16 = 7 16 и тогда после выполнения второго пункта условия получим число 7A 16 . Верный вариант — четвертый.