Внешность и характер петуха из латышской сказки. Латышская народная сказка. X. Домашнее задание

Главный герой латышской народной сказки «Как петух лису обманул» — петух, живший у одной пожилой женщины. Характер у этого петуха был задиристый, он любил подраться с соседскими птицами и часто гонял тех, кто слаб и беспомощен.

Соседи часто жаловались хозяйке петуха на его безобразное поведение. И однажды она велела петуху убираться с ее двора. Петух стал жить без хозяев. Днем он бродил по деревне, а ночью спал в стогу сена.

Однажды его в этом стогу обнаружила лиса, она схватила петуха и понесла в лес. Это увидел сосед хозяйки петуха. Он погнал за лисой с палкой и стал кричать, чтобы она отпустила петуха.

Тогда петух стал уговаривать лису, чтобы она объяснила соседу, что несет вовсе не его петуха. Лиса поначалу молчала, но человек не унимался и гнался за ней. Тогда она остановилась и стала ему объяснять, что тот не имеет права за ней гнаться, потому что у него самого нет никаких птиц в хозяйстве.

Пока лиса давала человеку отповедь, петух благополучно от нее сбежал. Поняла лиса, что петух ее обманул, обиделась на всех, и с тех пор с людьми не разговаривает.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки заключается в том, что важно жить своим умом и никого не слушать. Лиса поддалась на уговоры петуха и вступила в спор с человеком, который за ней гнался. В результате петух сбежал, а лиса осталась без добычи.

Сказка учит не быть задирой и скандалистом. Петух часто приносил беспокойство соседям, и поэтому хозяйка выгнала его на улицу.

В сказке мне понравился сосед хозяйки петуха, который не остался равнодушным, увидев, как петуха похитила лиса. Он погнался за ней и требовал, чтобы лиса отпустила петуха.

Эта сказка мне понравилась своим поучительным выводом: далеко не всегда следует вступать в дебаты. Иногда нужно просто промолчать. Лиса вступила в переговоры с человеком, и добычу свою упустила. Следует всегда быть бдительным!

Какие пословицы подходят к сказке «Как петух лису обманул»?

Слово — серебро, а молчание — золото.
Дракою прав не будешь.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.

Как петух лису обманул

Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира, каких и на свете ещё не бывало.
На своём дворе не с кем драться, так он все на чужой двор норовит. Цыплёнка увидит - за цыплёнком погонится. На курицу наскочит - от той только пух и перья летят. А с петухом повстречается - тут уж по всем петушиным правилам пойдёт бой.
Всех кривоглазый задирает, а к нему попробуй-ка сунься! Чуть что - заорёт во всё горло:
- Не тронь меня, не тронь! Не с вашего я двора. Не ваш я петух. Старухин.
И бочком-бочком - к старухиному дому. А старухе-то и самой надоел петух. Что ни день ― прибегают к ней соседки.
Одна кричит:
- Уйми ты своего забияку. Он моему котёнку чуть глаз не выклевал!
Другая жалуется:
- Твой петух мою наседку с яиц согнал!
Третья чуть не плачет:
- Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал, кормушку опрокинул, воду разлил.
Наконец старуха не вытерпела и говорит петуху:
- Убирайся, куда знаешь. Чтоб и духу твоего не было на моём дворе!
Обиделся петух:
- Ну что ж, и уйду! Думаешь, не проживу без тебя?
Стал петух один жить. Днём по всему селу разгуливает, зерна подбирает, ночью в стогу сена спит.
Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться. Видит - стоит в поле стог сена, а в стогу петух. Обрадовалась лиса, схватила петуха - и в лес, к своей норе.
А в ту пору старухин сосед полосу боронил. Смотрит - бежит мимо лиса, а в зубах у неё петух. Поднял сосед палку - за лисой.
- Брось петуха! - кричит.- Брось петуха!
Тут хитрый петух скосил на лису свой единственный глаз да и говорит ей:
- Что ты терпишь, лиса? Ведь не в своё дело мужик нос суёт. Не его я петух! Старухин.
Хотела было лиса остановиться, закричать на мужика, да раздумала, дальше побежала.
А старухин сосед не отстаёт:
- Отдай, рыжая, петуха! Отдай!
И петух не унимается:
- Что это ты, лиса! Он тебя ругает, а ты молчишь! Верно, сам на меня, на чужого петуха, позарился!
Не стерпела тут лиса. Повернулась к старухиному соседу и давай его бранить:
- Ну чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Старухин. Сначала своих кур, петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай!
Так разошлась лиса, что и остановиться не может. Наконец вспомнила про петуха. Глянула - его и след простыл.
- Ну и петух! Вот как лису одурачил!
Обида взяла лису. И поклялась она никогда больше с людьми не разговаривать. С тех пор как увидит лиса человека, отвернет морду и прочь бежит.

Белорусская народная сказка

Лёгкий хлеб

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Ты что ешь, человече?

Хлеб, - отвечает косарь.

А он вкусный?

Да еще какой вкусный!

Дай мне отведать.

Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

Прежде всего надо землю вспахать...

Тогда и хлеб будет?

Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

И буду хлеб есть?

Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

И спечется хлеб?

Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

Конь, конь! Я тебя съем.

Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит:

Гуси, гуси! Я вас съем.

Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

Спой нам, а мы послушаем.

Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

Дед, дед, я тебя съем!

И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

А он вкусный?

Попробуй - узнаешь.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Баран, баран, я тебя съем!

Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"

Урок по литературному чтению

2 класс

по программе "Школа-2100"

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

«Как петух лису обманул»

(латышская сказка)

Словесное рисование героев

подготовила:

учитель начальных классов

Плющева Елена Евгеньевна

г. Ростов-на-Дону

Цель урока: 1) развивающий аспект: - развитие речи учащихся; - развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения; - формирование действий контроля и оценки; 2) воспитательный аспект: урок нацелен на воспитание честности, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей, усердия, а также на формирование представления о различных качествах персонажей,; 3) познавательный аспект: - формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ; - формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных; - формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения. Основной словарь урока: герой (персонаж),
    характеристика героя (персонажа); тема и главная мысль сказки; интонация произведения.
Оборудование урока: I.Фронтальное:
    - название раздела; -название сказки; -пословицы; -герои сказки (таблицы, рисунки); - схема анализа; - предыдущие работы анализы персонажей

I I.Индивидуальное: -таблицы анализа I . Орг. момент: 2 мин – Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа “Сказки о животных?” з мин - Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”) - Намек на что делается в сказках о животных? -Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали…. -Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок….. II . -Но, сначала, РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд 2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд. 3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ). 4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах. Не всё то золото, что блестит. И лиса хитра, да шкуру ее продают. С хитростью - до обеда, а с умом - целый день. Сколько веревку ни вить, а концу быть. (Какие орфограммы …..) III . Постановка проблемы: - Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей) -Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М). (на доске таблички: Д,Ц,Х,Р,М) 3 мин

    Исследование сказки:
- Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера. - Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки ) -Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)
- На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин - Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё…. - Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя? Характер: задиристый, хитрый, настойчивый …. - Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”? - Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя… Цель: бездельничал,…………………………… - Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется? Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе? - Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? - Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок. - Какое человеческое качество помогло ему в этом? - Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”? - Как же петух одурачил лису? - Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью? - Легко ли ему было это сделать? - Что он мог чувствовать (испытывать) при этом? Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
    Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
VI. Физминутка. Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками. VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени. - Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения. VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени. - Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации? - Какое высказывание лисы вызывает улыбку? IX. Подведение итогов урока. - Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке? - Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки? X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)Предварительная работа -вспомнить название раздела, который изучаем, -поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок) -проговорить орфограммы в пословицах -предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки) -дом. Задание дифференцирован-1, 2 ряд дикторское чтение, 3 ряд пересказ сказки

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.

    Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.

    Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.

    Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:// ct- net. net/ ru/ ct_ tcp_ ru

    Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.

    Вопросы и ответы после занятия

8

Латышская народная сказка "Как петух лису обманул"

Жанр: сказка о животных

Главные герои сказки "Как петух лису обманул"

  1. Петух, большой задира и забияка, никому от него покоя не было, да и хитрецом оказался почище лисы
  2. Лиса, позарилась на одинокого петуха, да вот поддалась на его уловку.
  3. Старуха, хозяйка петуха, которой тот надоел
  4. Мужик в поле, заступился за петуха.
План пересказа сказки "Как петух лису обманул"
  1. Петух-задира
  2. Жалобы соседей
  3. Петуха прогнали
  4. Петух живет один
  5. Лиса хватает петуха
  6. Мужик в поле
  7. Петух обманывает лису
  8. Спор лисы и мужика
  9. Обида лисы
Кратчайшее содержание сказки "Как петух лису обманул" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жил у старухи петух-задира
  2. Пожаловались на него соседи и прогнала петуха старуха
  3. Живет петух один и горя не знает
  4. Но схватила его лиса, в нору понесла
  5. Мужик на лису заругался, а петух лисе говорит про то, что не имеет мужик права ругаться, не его петух
  6. Пока лиса с мужиком ругалась, петух и сбежал.
Главная мысль сказки "Как петух лису обманул"
В спокойное время никто петуху ненужен, а как припекло, так сразу про старуху вспомнил.

Чему учит сказка "Как петух лису обманул"
Эта сказка учит нас быть добрыми, доброжелательными. Не ругаться с соседями, не проказничать, уважать своих родителей и во всем их слушаться. Учит эта сказка и тому, что попав в сложную ситуацию надо не сдаваться, а искать выход.

Отзыв на сказку "Как петух лису обманул"
Сказка мне показалась очень смешной. Задиристый петух показался таким забавным и немного наивным. Он решил, что хозяйка ему не нужна, да не учел, что много вокруг бродит охочих до его мяса. Но петух оказался еще и хитрым и придумал, как обмануть лису.

Пословицы к сказке "Как петух лису обманул"
Крикуна и драчуна на пиры не зовут.
Хитростью силу борют.
Тот мне и свой. кто до меня добр.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как петух лису обманул"
Жил у одной старухи очень боевой, задиристый петух. Никому в деревне проходу не давал, со всеми дрался, ко всем лез, а чуть-что, кричал, что он старухин петух.
Стали на петуха соседи жаловаться и решила старуха прогнать петуха. А петух обиделся, сказал, что и сам один проживет
Стал петух один по деревне ходить, зерно клевать, а ночевать в стогу.
Увидела как-то лиса одинокого петуха и схватила его. Несет лиса петуха, а мужик ее увидел, закричал, заругался.
А петух лису подначивает - как ты терпишь, не его я петух, а старухин. Мужик сам меня забрать захотел.
Повелась лиса, остановилась, стала с мужиком ругаться. Оглянулась, а петуха и след простыл.
Обиделась лиса на людей, и с тех пор всегда в сторону морду отворачивает при встрече.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Как петух лису обманул"

МАОУ «ЛИЦЕЙ 10»

инсценировка

«Как Петух Лесу обманул»

Латышская сказка

Разработано

Педогогом ДО

Дмитриевой Л.Л.

ПЕРМЬ, 2017

Сценарий

ФНГ – латышская народная музыка

По центру – стог сена. По краям забор.

Птичий двор. Все мирно гуляют: Курица с цыплятами, Петушок, Кошка, Утка и т.д.

Курица: Кривобокий идет!

Все: Прячься!

ФНГ – убегают

Петух идет к кошкам – те шипят – Петух пытается их клюнуть

Петух идет к щенкам– те гавкают – Петух пытается их клюнуть

Петух идёт к курице с цыплятами – курица кудахчет, цыплята пищат

Выбегают петухи – начинается драка.

звери зовут на помощь по своему.

Выбегают соседки с палкой. Звери прячутся за них.(кроме щенят)

Соседки: Кыш! Кыш! Пошел прочь!

Петух: Не троньте меня!Не ваш я петух. Не с вашего двора!

Появляется Хозяин

Василиса: Уйми ты своего забияку! Он моему котенку чуть глаз не выклевал!

Вероника: Налетел твой кривоглазый, цыплят распугал!

Марфа : кормушку опрокинул, воду разлил.

Алиса: Уйми своего забияку! Или мы к старосте пойдем и жалобу на вас напишем.

Вместе: Уйми!

Все расходятся остаются Петух и Хозяин.

Хозяйка: Ну чего тебе спокойно не гуляется. Позор на всю деревню – людям в глаза стыдно смотреть. Убирайся-ка ты, куда знаешь. Чтобы и духу твоего не было на моём дворе.

Петух: Ну что ж, и уйду. Думаешь не проживу без тебя?

Хозяйка: Живи как знаешь, один. (уходит)

Петух гуляет по двору.

Из-за кустов выглядывают звери. Курица из-за забора

Курица: Стал Петух один жить.

Щенок (Илья): Днём по всему селу разгуливает,

Котенок (Алена): Зерна подбирает.

Гуси: Ночью в стогу сена спит.

Петух: Ку-ка-ре-ку

Звери прячутся обратно за забор, из-за кустов разбегаются по сторонам

Петух зевает и идет спать в стог сена.

Появляется лиса.

Лиса: Как-то раз на заре вышла лиса поохотиться.(бегает к кустам, вынюхивает)

Видит – стоит стог сена, а в стогу….. петух!

Лиса хватает петуха и тащит за хвост.

Петух кричит – кукарекает, помогите!

Выбегает мужик с палкой.

Мужик: Брось петуха! Брось петуха!

Петух: Ой, если что-нибудь не придумаю, пропал я!

(переход)

Мужик: Брось петуха! Брось петуха!

Петух: Что ты терпишь, лиса? Ведь не в свое дело мужик нос суёт. Не его я петух!

Лиса останавливается, потом снова бежит.

Мужик: Отдай рыжая, петуха! Отдай!

Петух: Он тебя, ругает, а ты молчишь! Верно он сам на меня позарился!

Лиса поворачивается. Из-за забора выглядывают Соседки, Хозяин

Лиса: Ну, чего привязался? Чего не в своё дело суёшься? Ведь не твой петух! Сначала своих

петухов заводи, а потом на нас, честных лис, покрикивай! Отстань от меня.

Поворачивается. Все смеются. Петух уже уполз и спрятался.