Детские площадки, стандарты детских площадок, качели, беседки. Детские игровые площадки

Детская площадка давно стала привычной частью дворов, парков и скверов. Детские площадки могут быть разными: одни вызывают большой интерес у детей, к другим они остаются равнодушными.

Чтобы привлечь внимание ребенка и украсить двор, детская площадка должна быть яркой и интересной. Над проектированием новых детских площадок работают инженеры, конструкторы, дизайнеры и художники. Инженеры отвечают за безопасность конструкций, дизайнеры разрабатывают внешний вид, а художники осуществляют роспись по мотивам сказок и мультфильмов. На детской площадке обычно располагаются различные элементы детского игрового оборудования: горки, качели, карусели, лестницы, турники, рукоходы, шведские стенки, и многое другое. Все оборудование детской площадки - это набор элементов, которые способствуют физическому и умственному развитию ребенка.

Детские площадки, в зависимости от установленного игрового оборудования, можно разделить на 3 возрастные категории

1. Детские площадки для детей до 5 лет:

Игровые комплексы (городки) состоят из всесезонных (металлических) горок высотой 550 или 800 мм, площадок 850х850 мм, переходов и разнообразных игровых элементов, высота которых не превышает 2000 мм. Детские площадки этой возрастной категории прекрасно подходят как для благоустройства дворов, так и для детских садов.

2. Детские площадки для детей от 5 до 11 лет:

Городки для детей от 5 до 11 лет состоят из всесезонных горок высотой 800 мм или 1050 мм, площадок 850х850 мм или 1060х1060 мм, переходов и разнообразных игровых элементов. Детские площадки этой возрастной категории используются для благоустройства дворов, школ, детских садов.

3. Детские площадки для детей старше 11 лет:

Детские площадки (городки) укомплектованы всесезонными горами высотой 1050, 1300 или 1550 мм. Размеры площадки башни 1060х1060 мм. Городки с зимними (деревянными) горками высотой 2550 мм, 3800 мм, 5050 мм. Детские площадки этой возрастной категории прекрасно подходят для благоустройства дворов и школ.

Детские площадки

Детская площадка - это территория, предназначенная для игры детей разного возраста и организации содержательного досуга, на которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования. В зависимости от содержания, детские площадки делятся на: - детские площадки для конкретной возрастной группы (до 5-ти лет, или от 5-ми до 11-ти лет); - универсальные детские площадки, на которых расположены элементы для детей разного возраста.

Наиболее распространённые элементы детских площадок:

1. Горки
Предназначены для обучения подъему, лазанью, скатыванию. Способствуют укреплению мышечной системы, вестибулярного аппарата и общего физического развития ребенка.
Для разных возрастных групп детей предусмотрены горки разной высоты:

* Для самых маленьких (до 5 лет) высота горки составляет от 500 мм до 800 мм;

* Для детей от 5 до 11 лет - от 800 мм до 1050 мм;

* Для детей старше 11 лет - от 1300 мм до 5050 мм

2. Качели

Устанавливаются на детских площадках, местах отдыха и т. д. Качели бывают маятниковые, балансирные и пружинные.

3. Песочницы

Песочницы предназначены для развития у детей младшего возраста мелкой моторики рук и пространственного воображения. Разнообразные песочницы и песочные дворики украсят любой двор и дополнят детскую площадку игровой зоной для детей младшего возраста.

4. Карусели

Развивают вестибулярный аппарат и полезны для общего физического развития ребенка.

5. Беседки детские

Беседки обеспечивают тень, укрытие и место для отдыха на детской площадке.

Надежность и безопасность.

Все материалы, из которых сделаны элементы детской площадки, должны быть надежными и долговечными, поэтому особое внимание мы уделяем качеству и безопасности наших изделий.

* Деревянные части изделий выполняются с учетом эксплуатации в тяжелых условиях городской среды: применение сухой клееной древесины, обработанной атмосферостойким составом; применение многослойной и влагостойкой фанеры высших сортов; предпокрасочная подготовка и покраска специальными материалами, профессиональными алкидными красками.

* Металлические части изделий выполняются с учетом эксплуатации в условиях городской среды и защиты от травматизма: основные узлы выполнены из толстостенных труб методом сварки, места вращения - на подшипниках; другие соединения - на мебельных болтах и саморезах с использованием пластиковых колпачков безопасности; полотно для съезда с горок - нержавеющая сталь, выгодно отличающаяся от пластика прочностью и морозоустойчивостью. Все металлические части изделий проходят двойную высокотемпературную порошковую покраску, что обеспечивает стойкость покрытия к эксплуатации и прекрасный внешний вид изделий.

* Для монтажа оборудования используются специальные металлические штыри и бетонирование, что обеспечивает устойчивость изделий.


Неотъемлемая составляющая детства - это разнообразные игры. Во время игры ребенок всесторонне развивается (как физически, так и интеллектуально). Ребенок во время игры познает мир, учится общаться и налаживать контакт с различными по темпераменту детьми, проще говоря, ребенок приобретает багаж навыков, который в дальнейшем (во взрослой жизни) станет очень полезным.
Сегодня детские игры с каждым днем приобретают все больше виртуальный оттенок, нежели реальный. Компьютерная индустрия захлестнула детей и, к сожалению, не каждый взрослый осознает опасность, которая надвигается в виде гиподинамии (нарушения дыхания, кровообращения, пищеварения в результате ограничения двигательной активности) и психологических расстройств (замкнутости, агрессивности, нервозности).
Никакая виртуальная реальность не способна заменить игры на свежем воздухе.

«Цветам жизни» необходима достойная клумба

Если в вашей семье есть дети и вместе с этим вы являетесь обладателем загородного домика или частного коттеджа, великолепно было бы взглянуть на приусадебный участок не с точки зрения его эстетического восприятия, а с точки зрения ребенка, т.е. так как видят его ваши дети.
Оцените приусадебный участок и ответьте себе на несколько вопросов:
. Насколько территория приспособлена для игр?
. Какая часть территории выделена детям, а какая находится под запретом?
Вполне вероятно, что ваш ответ повергнет вас же в шок: «Удивительный по живописности ландшафтный дизайн, которым все гости безустанно восхищаются, с детской точки зрения представляет собой, в лучшем случае, нечто скучное, а с худшей - совершенно неприемлемое место для детского времяпровождения, т.е. отвратительное.
Если на вашем приусадебном участке имеет место примерно такая картина - декоративный прудик, в который категорически запрещено залезать, дабы не деформировать искусно выложенные камни и водную растительность, альпийская горка, за восхождение на вершину которой гарантировано стопроцентное наказание, цветочная клумба, где мяч является персоной «нон грата» - то пора задуматься о приобретении детской площадки с учетом возраста и пожеланий ребенка.
Не стоит принимать опрометчивых решений и необдуманных покупок. Чтобы деньги не были выброшены на ветер - все должно быть продуманно до мелочей. Неплохо было бы сделать покупку детской площадки с учетом мнений по этому поводу великих людей, сделавших открытия в области детской психологии. В 1988 году ЮНЕСКО отметило всего четырех педагогов - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макаренко и Мария Монтессори, которые определили способ педагогического мышления в двадцатом веке. Если имена Джон Дьюи и Георг Кершенштейнер многие люди без педагогического образования слышат впервые и не имеют представления об их суждениях и деятельности, то Мария Монтессори сегодня на пике популярности и большинство развивающих игрушек сегодня сделаны по ее методике. Что касается Антона Макаренко, то о нем не только надо знать, им надо восхищаться, так как вдвойне приятно то, что он советский педагог и писатель.
В работах А.С. Макаренко говорится, что детские игры развиваются по мере взросления малыша, т.е. поэтапно.
Первый период (до 5 лет) - это время обособленных игр и игрушек. На этом этапе ребенок является индивидуалистом, и время коллективных игр еще не настало.
Второй этап (6-12 лет) - стремление к коллективным играм.
Третий этап (12 и больше) - время спортивных игр. На этом этапе ребенок готов следовать определенным правилам, взаимодействовать с коллективом органично, достигать поставленной задачи.
«К чему все это было сказано?» - спросят многие потенциальные покупатели игровых площадок. А к тому, что данная классификация должна учитываться при выборе детской площадке (ее модификации, конструктивных особенностей).
Кстати говоря, в продаже представленный ассортимент готовых решений детских площадок подразделяется на три линии, каждая из которых предназначена для своей возрастной категории. Зачастую, это линии от 3-5 лет, 6-12 и 12+, т.е. вневозрастное оборудование (спортивное), способное доставить множество приятных мгновений, как подростку, так и его родителям.
Поговорим о каждой линии подробнее.

Нежный возраст (3-5 лет)

В начале этого периода, т.е. в 3 года, ребенок будет доволен скромным набором из песочницы и качалки на пружине, к 4 годам неплохо было бы дополнить имеющийся дуэт качелей и каруселью, а к пяти годам ребенок с удовольствием будет обживать домик. Если позволяют финансы, то небольшая горка тоже станет огромной радостью для ребенка. Большой популярностью пользуются мини-комплексы - машинка/горка, паровозик/горка, машинка/песочница и другие интерпретации.
Самый простой, но милый комплекс для детей от 3 до 5 лет обойдется примерно в 1 000 У.Е. Чем сложнее и больше, тем, соответственно, и цена будет возрастать.
Листая каталог с возможными комплектующими детской площадки, обращайте внимание на указатели и пояснения, которые проинформируют вас о:
. возрасте потенциальных пользователей;
. требуемой для установки территории;
. можно встретить и описание навыков, которые ребенок получит на том или ином снаряде.
Очень хорошо, когда детская площадка от 3 до 5 лет параллельно оснащается интеллектуальными пособиями - счетами, доской для рисования, алфавитной доской и т.п. Как правило, эти пособия прикрепляются к стенкам домика.

Детская площадка для школьников (6- 12 лет)

Для вполне подросших и уже не «бэбиков», презрительно ухмыляющихся при виде песочниц и крошечных качалок создаются самые интересные игровые комплексы.
Для них сооружаются пиратские корабли, рыцарские замки, космические космодромы и ракеты, оснащенные горками- высотой около 2 метров. В таких комплексах можно встретить рукоходы, сетки и стенки для скалолазания, кольца, канаты и турники.
Шикарно, когда финансы и место позволяют, тогда рядом можно разместить баскетбольную площадку или настольный теннис, а возможно ребенок давно мечтает о переносном батуте.
Стоимость такой площадки минимально выйдет около 2 000 У.Е.

Спортивные площадки для подростков и взрослых (12+)

Спортивная площадка с турником, рукоходом, тренажером со штангой, вертикальной лестницей и многое другое - так выглядит площадка, которая не только позволит высвободить накопившуюся в подростковом теле энергию, но и сделать его красивым, накачанным, подтянутым и привлекательным для противоположного пола.

Сочетаемость с имеющимся дизайном приусадебного участка

Вы уже готовы к покупке детской площадки, но задумываетесь о то, что она будет выбиваться из существующей обстановки? Не хотите слишком ярких, люминесцентных, экспрессивных красок? Тогда можно остановить свой выбор на пастельных цветах или цветах сочетающихся с цветом крыши, беседки дома. По последним данным практически всех изготовителей детских площадок большим спросом пользуются комплексы из дерева, которое не покрасили краской, а проморили и обработали лаком. Смотрится такой комплекс очень естественно и органично. Кроме этого, многие заказчики иногда просят изготовителей замаскировать весь комплекс, применив технику камуфляжа.

Из чего делают игровые комплексы?

Металл, дерево, пластмасса - это «три кита», которые являются основными материалами.
Все применяемые материалы, включая лакокрасочные покрытия, обязательно проходят контроль, а собранная конструкция обязана подвергаться проверке.
Вся конструкция обязательно должна уверено стоять на земле (опоры закапываются в землю, а при необходимости и дополнительно бетонируются), характеризоваться большим запасом прочности, не иметь острых углов, выступов, режущих краев.

Подарите своему ребенку радость! Пусть ваше чадо развивается и приучается к здоровому, активному образу жизни!

Каждому возрасту ребенка характерны свои этапы развития. Согласитесь, мальчикам и девочкам 12-ти лет больше не интересно играть в песочнице. Именно поэтому, если вы собираетесь установить детскую площадку хоть на территории частного дома, хоть во дворе многоэтажного дома г. Москвы, нужно учитывать возрастную категорию детей.

Классификация детских площадок по возрастным группам

Согласно ГОСТ Р 52169-2012 выделяется 3 возрастных группы детей:

  • до 4-х лет;
  • до 8 лет;
  • до 12 лет.

У каждой из этих групп свои психологические особенности и уровень развития. Оборудовать детскую площадку универсальными для всех возрастов игровыми элементами не только нецелесообразно, но еще и небезопасно.

Так, ребенку до 4 лет будут очень интересны яркие качалки на пружинах и песочницы на детской площадке. В 4 года малыши уже с радостью качаются на качелях и каруселях. В 5-6 лет малышей на детской площадке привлекают открытые и закрытые домики, различные горки. Рациональным решением будет приобретение комбинированных элементов (например, машинка+песочница, паровозик+горка).

В возрасте с 7 до 12 лет у детей возникает потребность в коллективных играх. Наблюдается повышение физической активности. Им практически постоянно хочется лазить, бегать, качаться, вращаться. Отлично развить ловкость и выносливость помогут игровые комплексы с множеством элементов, установленные на детской площадке.

Кроме того, приучить ребенка к спорту с детства помогут различные рукоходы, турники и военные полосы препятствий. Рукоходы развивают не только силу и выдержку, но и тренируют сообразительность ребенка.

Девочек и мальчиков старше 12 лет все больше интересуют спортивные комплексы. В этом возрасте они с удовольствием будут играть в футбол, волейбол и баскетбол, поэтому имеет смысл установить баскетбольные щиты, волейбольные стойки, футбольные или хоккейные ворота во дворе.

Зачастую детские площадки в Москве компонуются различными элементами, с учетом всех возрастных групп. При этом необходимо, чтобы игровые элементы для младшего возраста естественным образом отделялись от оборудования для детей старшего возраста. Например, малыш не сможет взобраться на какой-либо элемент, если у последнего поднять вверх нижнюю ступеньку.

На что обратить внимание при выборе производителя детских площадок?

Для того чтобы привлечь внимание ребенка детская площадка должна быть яркой. Также не стоит забывать и о безопасности оборудования. Игровые элементы, песочницы, карусели, качели и горки не должны иметь острых углов. Конструкции детской площадки должны быть тщательно продуманы, чтобы свести к минимуму детский травматизм.

Многие компании, специализирующиеся на изготовлении игрового детского оборудования делают, как стандартные игровые комплексы, так и под заказ. Серьезные производители детских площадок предоставляют все необходимые сертификаты на продукцию, подтверждающие ее соответствие действующим ГОСТам.

Например, вы можете купить в Москве на сайте http://www.broksteel.ru/ , посмотреть весь ассортимент изделий для обустройства детских площадок.

Детские игровые площадки могут быть классифицированы по различным видовым признакам в соответствии с принципами типологиивидов и форм среды. Типология видов и форм среды - системное расчленение совокупности окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, составление их закономерно организованной последовательности (классификации) по ведущим для данного класса (ряда объектов) критериям . Классификация средовых объектов по определенным видовым признакам позволяет выделять необходимые закономерности при проектировании детских площадок, что облегчает процесс проектирования, а также делает более эффективным взаимодействие и понимание между потребителем, дизайнером и исполнителем дизайн-проекта.

Наиболее существенны для понимания феномена «среда» следующие типологические классификации, позволяющие архитектору-дизайнеру сознательно и творчески относиться к ее формированию:

· функциональная (производственная среда, жилая, рекреационная, общественных зданий и сооружений и т.д.);

· деление по пространственным признакам (открытые пространства, городская среда, интерьер);

· по степени завершенности формирования,

· по ведущим геометрическим признакам.

Однако следует помнить, что ни одна из частных классификаций или типологических схем не в состоянии описать свойства среды во всей сложности ее проявлений. Для этого необходимо их совместное рассмотрение и сопоставление. Поэтому для детских площадок предлагаются следующие виды классификации по видовым признакам:

· по возрастному признаку – предполагает использование разных видов игрового и спортивно-игрового оборудования в зависимости от возрастных психо-физиологических особенностей различных групп детей (см. параграф 1.1.);

· по утилитарно-функциональному назначению – определяет игровые площадки по виду игровой деятельности, которая на них осуществляется: тематические, подвижные, соревновательные, статичные, малоподвижные или мультифункциональные и т.д. (см. параграф 3.3.);

· по компоновочной структуре – различает детские игровые площадки в зависимости от компоновочно-композиционной схемы: являются ли элементы площадки отдельными элементами не связанными функционально-образным целостностью или представляют собой единый комплекс, объединенный общей тематикой, концепцией или образным подходом, логичностью функционально-планировочного решения, какая функциональная схема используется – замкнутая, с последовательным движением или другая, и т.д. (см. параграф 3.5.);

· по конструкторско-технологическому подходу – определяется разнообразием конструктивно-технологической пространственной организации элементов детской площадки, взаимосвязью конструктивных элементов между собой и архитектурно-компоновочными приемами; по аналогии с характером конструктивных связей элементов в проектировании мебели можно выделить: неразборные, разборные, складные и трансформируемые (подвижные) элементы детских площадок;

· концептуально-образному и тематическому подходу – определяются наличием или отсутствием явно выраженного единого для всей детской площадки художественно-тематического образа или концепции (см. параграф 3.2.);

· по видам применяемых материалов – различает детские площадки в зависимости от материалов, используемых в конструкции, отделке элементов и оборудования или напольных (наземных) покрытий площадки (см. параграф 3.9.);

· По характеру производства - элементы детских площадок подразделяют на экспериментальные, серийные и массовые(см. параграф 3.10).

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите основные характеристики городской среды и ее структуры.

2. Какие проблемы решает городской дизайн?

3. Перечислите три основные группы объектов городского дизайна.

4. Какие виды открытых пространств вы знаете?

5. Чем отличается среда открытых пространств от среды интерьеров?

6. Назовите основные закономерности организации детских площадок и площадок отдыха на территории города.

7. Что такое типология видов и форм среды и для чего она нужна?

8. Назовите основные типологические классификации среды, которые необходимо знать дизайнеру-проектировщику.

9. Какие классификации детских игровых и спортивно-игровых площадок по видовым признакам вы знаете?

10. Можете ли вы самостоятельно предложить еще один или несколько вариантов классификации детских площадок по видовым признакам?


Раздел 3. Основные аспекты дизайн-проектирования детских
игровых площадок

Проектирование различных средовых объектов, в том числе и детских площадок может протекать по разному, в зависимости от особенностей проекта, специфических аспектов проектирования данного типа объектов, а также ряда объективных и субъективных обстоятельств. На результат проектирования может повлиять любой из данных аспектов, от особенностей климата или ландшафта, до личных качеств дизайнера.