Земные корабли дома. Дом из всего, что попало под руку. Необычные строительные материалы

Здрасти, меня зовут Дарья Природа. Это, разумеется, мой псевдоним, которым я хочу себе напомнить, что на самом деле существует только Природа, чудесная и единая, а Дарья просто персонаж. Так что в графе «автор» я напишу - белка с фотоаппаратом. Моя основная деятельность: сидеть на опушке или скакать с ветки на ветку, щёлкать затвором объектива и рассказывать о том, что увидела…;) Будем считать, что я представилась, а теперь, видимо, пора не только шуршать в кустах, собирая впечатления, но вапче собраться с духом и сочинить первую сказку!

«Сад Природы» - вот такой мне явился образ. Может, я перечитала и переслушала Бакминстера Фуллера, Масанобу Фукуоку, Майкла Рейнольдса или других архитекторов и ботаников, фриков, как их называет «цивилизованная часть общества». Но только они там в своих работах, посвятившие целую жизнь изобретениям «альтернатив», говорят, что пора как-то уже что ли оставить своё тяжелоя и дурно пахнущея… я… обросшее толстым слоем чувства собственной важности (как будто такая «подушка безопасности» может от чего-то уберечь) и обратиться к Природе! Может быть, уже… ну вот уже… ну хоть на секундочку возникнет такое желание? А у них оно как-то сразу что ли было.

Изобретатель Бакминстер Фуллер
и
«Космический корабль Земля»

Космический корабль «Земля» был настолько необычно создан и сконструирован, что, насколько нам известно, люди находятся на его борту уже на протяжении двух миллионов лет и до сих пор не догадываются о том, что они на космическом корабле. Кроме того, наш космический корабль был так великолепно спроектирован, что на его борту есть все возможности для возрождения жизни вне зависимости от различных событий и энтропии, из-за которых возможны потери энергии всеми жизненными системами.

Р.Б. Фуллер «Руководство по управлению космическим кораблём Земля »

Баки Ф уллер (1895-1983), призывал видеть в Природе учителя, собирал сложные и многомерные образы «Космического корабля Земля» и «Вечно возрождающейся Вселенной», в которой есть всё для того, чтобы всем людям прийти к успеху, как бэ намекая, что человечество уже имеет ресурсы и технологические возможности обеспечивать на должном уровне 100% народонаселения. Он написал «инструкцию по управлению» планетой-кораблём, прояснив понимание насчёт того, что всё богатство, придуманное и заложенное в его конструкцию, было предложенной нам гарантией безопасности и процветания!

Считая себя всего лишь «подопытным кроликом Б.» в божественной лаборатории, он стал Навигатором, показавшим альтернативный курс по бурлящим водам нового космического потока. Он изобретал технические средства жизнеобеспечения, вдохновленные принципами построения природных форм, объясняя, как природа «достигает большего с помощью меньшего» (супер-эффективно) и что это близко и доступно нам, если мы постараемся понять её.

Фуллер предлагал разные варианты автономных домов и транспортных средств, искусно спроектированных, продуманных до мелочей и в то же время простых, с учётом подлинных потребностей человека.
Они практически всегда обладали рядом преимуществ: серийность изготовления, лёгкость, прочность, устойчивость к любым
внешним нагрузкам (метели, дожди и ураганы - снаружи бушует хаос, а ты сидишь чаёк пьешь в своей архи-техно-хижине и можешь смотреть, как пламя свечи дрожит…), большие площади покрытия, возобновляемость ресурсов, полная гармония с экосистемой, встроенность в неё, возможность выращивать натуральную пищу и полностью регулировать внутренний микроклимат! Чего же ещё нужно, Карл!?))


Проект персонального эдемского сада «Skybreak Dome». «Такие дома производят больше, чем потребляют. Это дает мощнейшее движение в сторону устойчивости. Ваша жизнь становится интегральной частью участка земли, покрытого куполом. Такой подход - радикально иной путь, дающий новое определение слову „дом“» [РБФ]

И все эти красоты синтеза естественной среды и произведений архитектуры и технологий под названием «персональный эдемский сад» (на минуточку, каково это?) Просто лакшери хай люкс! Вот тебе дом со всеми удобствами, не приносящий вред ничему живому вокруг, из бионейтральных материалов, на природной энергии (энергоэффективный, стало быть!), с гармоничным и правильным перераспределением отходов. Со вкусом, в дизазайне! Пожалуйста, все технологии есть… детишки тут же, шикарные кусты и деревья за окном… и там уж пой, танцуй, занимайся разными делами… своими… человечьими, беличьими, хомячьими и пр. А что, на здоровье, как говорится! Ведь сотворчество человека и природы - отличное партнёрское соглашение! Тссс… природа подскажет, а результаты себе забирай! Главное, чтобы на пользу пошло, а не «вот это вот всё»… Ведь всего-то надо, чтобы было хорошо и радостно, вот чего самом деле хочеца-а.., простоты, гармонии, свободы, какого-то дела интересного, искюсства, ну и трудов мирских… того, что душе близко и не даёт ей заржаветь и покрыться коростой уныния…))


Эскиз «Корабля Земля» в космической схеме [РБФ]

А его образы, что «корабль Земля предназначен для всех»? И правда же, только почему-то иной раз кажется, что «не все» так думают… Может они думают, типа не для всех, а для самых ок важных господ, Великих Пиратов…? Сложно представить, что они вообще себе там думают..!)) Неудивительно, почему столь простые решения и при всех возможностях так медленно интегрируются, как же система-то выживет, если люди перестанут её поддерживать?


Карта Мира Димаксион: открытие и развитие новой картографической системы проецирования, благодаря которой человечество может видеть карту всей планеты Земля как карту единомирного острова в единомирном океане, без каких-либо видимых помех в относительных размере и форме земных масс и без каких-либо разломов континентальных контуров. Это искривленная карта для изучения мировых проблем и отображения ресурсов и других данных в их истинной пропорции. Открыто – 1933, опубликовано – 1943.
[РБФ «Усмешка гигантов »]


Фуллер никогда не думал разобрать природу и продать её по частям, а также не пытался усовершенствовать её в лаборатории. Вместо этого его инструменты воплощают и используют математику природы и принципы её дизайна. Для Фуллера материя поэзии – это схемы человеческого поведения и окружающей среды, а также взаимодействующие иерархии физики, дизайна и индустрии.

Алекс Гербер «Целостность в образовании »

Построят себе однажды такие купола-ковчеги и сдрыснут из уютно-стабильного коробчато-бетонного перенаселённого адка в «персональный эдемский сад», … нормальненько… а мы тут чо делать-то будем с нашей махиной по производству желаний, отвлекающих внимание человека от главного..?)) И еду будут свою растить, и детей, счастливых и здоровых, без смартфонов, подсадочек, добавочек и сложных систем «воспитания». При этом все технологии будут грамотно использовать, научатся добывать, творить, воспрянут духом. Тут даже само слово автономность может вызвать страх и поставить такой проект под сомнение (это кто, фрик с очередной утопией?) А если сюда ещё и добавить мобильность - то как вапче поймать эту дикую, неуправляемую и необъяснимую хрэнь! Что ты, что ты такое?! Скажы-ы!))

Правда, некоторые семена дали всходы! Передовая часть общества, ставшая «альтернативным сообществом», увидела ценность этих идей и тема постепенно получила развитие во всём мире (что вдохновило и меня к поиску похожих реализованных примеров). Сложно не вдохновиться, когда тут перед тобой образ «вечно возрождающейся» маячит, а ты «как первая белка в космосе», летишь на «космическом корабле Земля»…

Фермер Масанобу Фукуока
и «Метод естественного земледелия»

Собираю свои обломки (точнее, обломки своих представлений о том, как тут и что) после встречи с этими гигантами мысли и действия в целостное «холистическое мировоззрение»…

Выращивание сельскохозяйственных растений - это следующая культурная ступень, требующая знаний и постоянных усилий. Главная особенность метода Фукуоки заключается в том, что он ведет свое хозяйство путем кооперации с природой, не пытаясь покорить её или улучшить. Отсюда и название его метода — «натуральный», то есть естественный или природный.

Ларри Корн в книге «Революция одной соломинки» (М. Фукуока)

Человек до знакомства с работами Фуллера, я сщитаю, если он уловил мэсседж и проникся - это уже другой человек, как и другой человек после знакомства с жизнью и работой Масанобу Фукуоки (1913-2008), японского фермера, основоположника «метода естественного земледелия», который тоже, что-то мне подсказывает, в соавторстве с Матушкой-то создавал, получая небывалые урожаи без вспашки, техники, удобрений, пестицидов, гербицидов и прочего г.., выжигающего жизнь… Такую гармоничную, тонкую и хрупкую, всё тебе приносящую, только ничего от себя не добавляй, и не помогай… машинами своими!…) Трудись, кушай просто, вовремя всё делай, и будут тебе центнера риса какого хочешь, чтобы зиму потом песни петь и с внучатами нянчиться, или чем ты там намерен заниматься в свободное время..?))

А что, если не делать этого? А что, если не делать того? — это мой способ мышления. В конце концов, я пришел к заключению, что нет необходимости пахать землю, нет необходимости вносить удобрения, нет необходимости делать компост, нет необходимости использовать инсектициды. Когда вы додумываетесь до этого, то остается немного таких агротехнических приёмов, которые действительно необходимы.

М. Фукуока

Он сам говорил, что от него фермерство не требует какой-то натуги, чтобы он весь выбился из сил, делая столько лишних движений, чтобы получить в десять раз меньше, если бы он просто делал только то, что надо. Вот и метод земледелия он назвал «метод не-делания». А это, видимо, по-своему человечьски знать место и время своим усилиям, не усложняя и без того идеальный процесс, а остальное пусть уж Земля предложит, ей-то виднее, как небывалых урожаев достигать. Только успевай благодарность проявлять, да в ножки кланяться. На поле, в смысле, приседать, чтобы к ней поближе быть…)

Вся жизнь этого божественного фермера, мастера… такой важный урок, для того, чтобы сбросить собственную важность… столь тяжелую ношу…, и идти легко по этой земле, подсвистывая птичкам в унисон, собирая персики с деревьев.

Архитектор Майкл Рейнольдс и «Земляные корабли»

Или вот ещё волшебный человек. Я, например, точно ощутила, что на утро проснулась совсем другой, накануне вечером посмотрев фильм про американского архитекора Майкла Рейнольдса, который создавал «мечты из мусора». Так просто! Целые МЕЧТЫ, мечты-ы-ы-ы-ы-ы… предлагал из мусора возводить!

Мечты в виде полностью автономных и энергоэффективных домов earthships («земляные корабли»), построенных из «отходов современного общества». Нужно только воображение, немного огня в сердце, и вперёд! Самые причудливые фантазии уже стоят в очереди на воплощение из любых подручных и казалось бы неподходящих вещей… из покрышек, пластмассовых бутылок, битого стекла…

В этот дом ничего не поступает извне: ни электричество, ни газ, тут нет канализации, ни водопровода — дом полностью автономен. Здесь более 20 тысяч литров воды, все отходы перерабатываются, а температура в доме не падает ниже 21 градуса. Живя в таком доме, вы получаете в свои руки контроль над всеми бытовыми аспектами. Семья из четырёх человек, живущая в таком доме, может забыть о поездках в магазин. Я считаю, это новый путь для всего человечества. Я занимаюсь своим делом уже 30 лет, но даже этого недостаточно, чтобы полностью раскрыть потенциал тех сокровищ, что лежат перед нами.

М. Рейнольдс

Только где-то снова такие простые идеи годами могут находиться под запретом системы т.к. «не соответствуют правилам строительства» (страшно ведь, когда что-то такое появляется в нашем стаабильном мире, который насколько стабилен, настолько и не стабилен, что в любой момент может ураганом…мм…снести?!) А человек, например, колотится и точно чувствует связь между ураганами, торнадо, землетрясениями, пробуждением вулканов и прочими природными «возмущениями» (против чего, интересно?) и тоннами мусора, что мы производим и считаем самым идеальным выходом просто где-то закопать… или да что там даже закапывать… не наше это царскоя… мы лучше в одну незамысловатую кучу будем скидывать всю нашу… ээ… срань… Фуллер бы это назвал учёным словом «энтропия»!

Поднимая голову, ты рискуешь тем, что её отстрелят. Мне даже логика отказала в какой-то степени, ведь всё было против меня. Я лишился своего способа заработка, потерял самоуважение, остался без лицензии. Я всё потерял! Когда меня спрашивают, кем я восхищаюсь — в первую очередь я вспоминаю Ноя. Он построил ковчег посреди пустыни. Никакого моря поблизости не было и все смеялись над ним, пока он строил его, но он-то знал, что будет дальше.

М. Рейнольдс

А старина Майк, настоящий творец, небезразличный, чуткий, видит и пытается этот мусор, с помощью природного гения своего архитекторского, как-то переработать.., сделать автономные дома, напоминая, что вот оно, всё есть, всё возможно - просто решись. Вдохновляется образом Ноя, который не смотря ни на что колотил свой корабль… Только у Ноя, наверное, было тогда по духу времени отменнейшее дерево, а тут уже в современнасти и покрышки в ход пошли, не до высоких пород! Вот пригодилась и сноровка Майкла, когда ураганом часть побережья Индии снесло. Очевидцы говорят: «Бог поиграл пять минут и унёс тысячи жизней… всё, что нас окружало, просто исчезло и остались эти обломки…» Да, и потом, видимо, по сценарию отправил туда нашего «мусорного воина», чтобы он-то как раз зная, как из этих обломков «новые ковчеги» собрать, показал другим, как это делается?

А там-то, в своей родной Америке, старина Майк много лет боролся с инерцией системы, проходя бюрократический ад, оплачивая огромные бессмысленные счета, и всё это для того, чтобы доказать, что его автономные «земляные корабли» - это очень выразительный в сложившийся реалиях, казалось бы ветхий, но на самом деле принявший другую форму, образ Корабля, который торопился спастись от большого наводнения (решившего в один прекрасный день не пол-побережья смыть, а вообще всё подчистую).

Когда я затеял строительство, то думал, прежде всего, о комфортной обстановке. Сейчас же речь идет о выживании. Мы понимаем, что стараниями человечества жить на этой планете скоро будет невозможно. И поскольку этот момент неумолимо приближается, мы пытаемся изобрести эффективный способ облегчить людям жизнь.

М. Рейнольдс

И в очередной раз, уставший после безрезультатного заседания, отказавшего ему в праве строить свои «спасительные шлюпки», архи-супер-Майк говорил: «Законотворчество - это прекрасное занятие для тех, у кого есть много времени и они не знают, куда его потратить. Проблема в том, что нашей планете нужны срочные перемены…» Да, но порой так сложно увидеть, что перед лицом природных стихий и внезапных болезней оно (время) может и улетучиться, просыпаться как песок в исполинских часах вечности. А что останется-то после? Кучка мусора, к которой даже не будет приставлено никакого специального архитектора, чтобы придать ей какой-то дизайн-смысл-красоту..? Да-а-а-а-а, гениально! «Кучка Мусора» - вот это выпуклый, многогранный арт-объедок, символ эпохи потрябления, как Вавилонская башня, уходящий высоко вверх с торчащими из него кусками проржавевших палуб… И в нём весь наш быт, наши надежды, чаяния, желания и привычки… жирный символ, поучительный!

Но и здесь судьба осталась благосклонна. Спустя несколько лет Майкл всё-таки пробил своей настойчивостью глухую стену непонимания, получив обратно лицензию на строительство, и его «корабли» поплыли по морю реализации как варианты альтернативных домов, убежищ, жизненных укладов… Пробил, да, но после того, как помимо Индии построил ещё похожие сооружения в других зонах стихийных бедствий. Видимо, надо было не одного, а пяти ураганов, и восемь цунамь с тремя торнадами, чтобы принять эту вынужденную «альтернативу» привычке тянуть одеяло на себя, не считаясь с ресурсами Планеты.

Ковчег и Титаник

Так что и мне теперь, уже другому, видимо, человеку (другой белке, не той, что была вчера) после этих встреч и осознаний, не пристало тратить время на самолюбование… Взялась за ум, колочу себе избушку на дереве, изучаю матерьял, вдохновляюсь примерами старших дизазайнеров и архи-фриков из контр-пермакультуры, за птичками наблюдаю, сама помидоры сажать вознамерилась..! И блог вот у меня появился… Сад Природы… посвящённый этому «альтернативному образу жизни»…

Теперь давайте представим себе человека, потерпевшего кораблекрушение. Пусть он считается очень богатым человеком, стоящим больше миллиарда долларов по всем представлениям о реальном благосостоянии. С собой в круиз он взял все свои акции и облигации, документы на собственность, чековые книжки, все свои бриллианты и золотые слитки. Корабль горит и тонет, и нет спасательных лодок, они тоже все сгорели.

РБФ «РУККЗ »

Но если так подумать, альтернатива-то чему? Сложно себе представить, и ещё сложнее сказать. Альтернатива абсурду, хаосу, неведению, нежеланию что-то чувствовать в этом мире и смотреть дальше высокого задранного вверх носа, который своим острым концом как Титаник летит на айсберг в окружении бесконечной ночи и холода Атлантического океана? Хотя, казалось бы, тогда и намёка на провал не было - уверенные в себе и своих лучших специалистах, признавших его «практичьски непотопляемым» поплыли покорять окиян. На практичьски Титане, который, между прочим, грозился свергнуть богов с Олимпа, за что и сам был сброшен в Тартар. Тут ещё интересно, что титаны считались «вторыми богами», то есть детьми Неба (Уран) и Земли (Гея), что очень похоже, мне кажется, в каком-то смысле на положение человека. А образ Тартара - это даже не царство мёртвых Аида, где ещё так себе ничего.., а самое дно бездны, ниже, как говорится, некуда… в прямом смысле пучина, глубокие и бесконечные воды небытия, покрытые тройным слоем мрака.

И вот на таком огромном, стальном, непомерно дорогом («роскошь в море»), созданном из-за конкуренции миллионеров (вложившихся в золотые унитазы, но почему-то сэкономивших на спасательных шлюпках), демонстрирующем самые передовые достижения науки и судостроительства, Титанище… мы двигались, чтобы посреди пустоты наткнуться на единственное препятствие и практичьски вырулив, всё равно не избежать цепкого и хладнокровного ноготка судьбы, действующего точно и чётко зная как продырявить этот неповоротливый таз..?)) При чём не сразу весь целиком, а красиво и наглядно, эффектно переломив хребет на две части, чтобы долго там всё по кусочкам распадалось и меееедленно погружалось на дно… С сидящими в нём высшим классом в шелках и брильянтах, средним боле-мене и самыми простяками в нижних отсеках… Тут уж ни к чему градацея, как на верхних, так и на нижних сила ледяной воды действует одинаковым образом.


Если наш миллиардер будет держаться за своё золото, то он утонет чуть раньше других. Так что я бы сказал, что у него почти не осталось сегодня или завтра, в котором он смог бы применить это богатство, и потому как богатство не может работать задним числом, его тип благосостояния практически бесполезен. Это и вправду бесполезная куча ерунды в игре случайностей, в которую мы играем, и она не связана с действительными эволюционными транзакциями в нашей Вселенной.

Земной Корабль (Earthship) – это энергоэффективное автономное строение, которое не требует подключения к ТЭЦ и одновременно помогает избавиться от множества проблем и расходов, связанных с эксплуатацией. Нет счетов за коммунальные услуги и электричество, и воду никогда не отключат. А благодаря использованию альтернативных строительных материалов затраты на постройку сокращаются. Можно добавить ещё, что проект настолько прост в строительстве, что практически каждый сможет его реализовать.

С чего всё началось?

Земной Корабль – это симбиоз систем жизнеобеспечения и человека внутри единого жилого пространства. С 1969 года, будучи тогда ещё архитектором, Майкл Рэйнольдс начал экспериментировать с автономными постройками в штате Нью-Мексико на юге США. Теперь Майкл больше не архитектор, а биотектор. Этот термин появился в связи с направлением, в котором развивалась архитектура пассивных домов. Борец с мусором и токсичными отходами на планете, Рэйнольдс создал дом-корабль из отходов современного общества. При таком подходе используются бросовые материалы, которые распространены по всему миру, доступные даже в самых удалённых уголках Земли: картонные коробки, алюминиевые банки, старые автомобильные покрышки, стеклянные и пластиковые бутылки.

Первый строительный блок был изготовлен когда-то из алюминиевых пивных банок, плотно стянутых проволокой. Впоследствии банки стали применяться по одной, подобно кирпичам. Но самый известный строительный блок в таком строительстве – это, конечно, покрышка, наполненная грунтом. После многих лет эксплуатации было установлено, что строение из покрышек обладает ещё и высокой сейсмостойкостью. И теперь в двухкупольной модели дома Simple Survival используется около 3000 алюминиевых банок, 7000 стеклянных бутылок, 1800 пластиковых бутылок, около 340 автомобильных покрышек и 300 картонных коробок.

Строительство

Для того, чтобы начать строительство Земного Корабля, вам понадобится план дома. Разработкой планов занимается лично Майкл Рэйнольдс со своей командой. Построить корабль в состоянии даже человек без специального образования. Всё основано на здравом смысле.

Один из главных элементов, с которым взаимодействует Земной Корабль, это солнце. Дом располагают вдоль траектории движения солнца в зависимости от местонахождения участка. Через стёкла фасада солнечное тепло проникает в помещение, нагревая при этом термическую массу стен и пола, и термическая масса играет важную роль в концепции Корабля.

Рассмотрим в качестве примера модель Simple Survival, которая имеет форму U и размеры которой не превышают 5,5 м в ширину и 8 м в длину. С трёх сторон модуль окружён массивом стены из семи уровней покрышек. Диаметр покрышек уменьшается снизу вверх, начиная от 235/15 в самом основании, затем 225/15 в середине и 205/15 наверху. После выкладывания стены она покрывается слоями штукатурки и металлической сетки, и когда всё готово, сверху накладывается завершающий слой штукатурки из натуральной глины либо пигментированного цемента.

Спустя некоторое время масса Земного Корабля прогревается до постоянного уровня, и затем в жилом пространстве поддерживается комфортный уровень температуры в районе +21°С круглый год. В течение дня термическая масса дома аккумулирует тепло, при этом охлаждая помещение, а ночью отдаёт тепло, не позволяя помещению слишком остыть.

В модели Simple Survival используется купольная крыша. Для создания каркаса используются до 10 арматурных прутков длиной 6 м, металлическая сетка с ячейками не больше чем 1,5 см в диаметре и проволока.

Эта техника используется также в моделях «Цветок» и «Хижина». В других используют брус 15 см х 25 см или брёвна. Снаружи стены и крыша изолируются при помощи особого покрытия на основе этилен-пропиленовых каучуков и утеплителя. Стены окружены большим количеством грунта для создания мощной термической массы.

Чтобы охлаждать и вентилировать такую конструкцию, обычно в носовой части Корабля на крыше устанавливается люк 1,2 м на 1,2 из прочного дерева. В задней же части корабля установлен канал притока воздуха. Обычно используются пластиковые трубы диаметром 10-30 см. В зимний период и в суровых климатических условиях полная вентиляция не обязательна: будет достаточно движения воздуха через входные двери.

Электричество

Самым распространённым видом альтернативной энергии является солнечная, вырабатываемая фотоэлектрическими панелями. Помимо них, в Земных Кораблях применяются ветряные генераторы: всё зависит от климатической зоны, в которой строится Корабль. Солнечные панели установлены на освещённом фасаде Корабля. Для хранения электричества используются аккумуляторы. Рассчитать, какие затраты энергии будет производить ваш Корабль, вам поможет любой квалифицированный электрик.

Вода

Земной Корабль собирает и перерабатывает воду – дождевую и талую. Крыши, построенные с уклоном, служат водостоками и направляют потоки в цистерны, где вода отстаивается и фильтруется пятиступенчатой системой фильтров. Затем она распределяется по всему дому для бытового использования и питья. Предусмотрена и переработка «серых» вод: стоков из раковин кухни и ванной, стиральной машины. Они тоже очищаются и применяются в системе теплиц.

Нужно заметить, что в Земном Корабле использование опасных химикатов придётся оставить в прошлом: понадобится перейти на более натуральные средства для чистки и мытья. Эта же вода поступает для смыва в туалете, откуда отправляется в септическую цистерну, а потом в наружный отсек для полива несъедобных растений. Круговорот воды поддерживается насосами, которые подключены к изолированной солнечной панели. Другая изолированная панель обслуживает нагреватель для растапливания снега на крыше. Даже зимой вы сможете получать воду из природного источника.


В Земном Корабле предусмотрено место для автономного производства пищи. Теплица, в которой круглый год растут съедобные растения, без сомнения, является главной чертой, отличающей этот вид биотектуры. Там, где минусовая температура преобладает значительную часть года, рекомендуется строить двойные или даже тройные теплицы, а в тропических странах эту территорию можно оставить полностью открытой. В суровых климатических условиях используются двойные стеклянные панели по всему периметру, а в более умеренных можно применять акриловые панели для снижения стоимости.

Для создания теплиц стеклопакеты обычно не используются, так как имеется ввиду что здание будет доступно каждому и может быть построено в удалённых местностях, где не всегда доступны все стройматериалы. Тем не менее, многое зависит от климатических условий, и такие нюансы учитываются непосредственно при проектировании здания. Теплицы служат не только для производства еды, но и участвуют в системе фильтрации воды, как было упомянуто ранее.

В Земном Корабле можно производить не только растительную пищу, но и животную. Например, вы можете установить бассейн для рыб или курятник. Полезно вспомнить принципы аквапоники: системы натуральной фильтрации воды и разведения рыбы в домашних условиях. Аквапоника насыщает воду жизненно необходимыми элементами и удобрениями для поддержания здоровой почвы для растений. Даже суровой зимой у вас в теплице будут расти бананы!


Примитивная землянка? Вовсе нет!

Если вас смущают кажущаяся простота и аскетизм идеи, вы напрасно беспокоитесь. Земной Корабль может быть оснащён всеми последними новинками техники, всем, что вам рисует воображение и позволяет кошелёк. Самый большой в мире Корабль Sunridge принадлежит Деннису Уиверу. Он был построен на участке около 10 га и имеет жилую площадь 3000 кв. метров. В 1990 году дом стоил 1 млн. долларов. Сейчас его стоимость – вчетверо больше. Но если вы поэт и романтик, а телевизор вам ни к чему и вам хватит простого, но функционального жилья, то вы сможете уложиться в 5 тысяч долларов.

Где стали на якорь Корабли?

Ресурсы для строительства можно найти даже в самых удаленных точках планеты. Поэтому Корабли как убежища для пострадавших от стихийных бедствий расположены на Филиппинах, на Гаити, на Андаманских островах, и уже идут работы в Непале. Так построены школы на острове Пасхи, в Сьерра Леоне в Африке. В ноябре 2015 откроется школа-корабль в Уругвае. Земные Корабли уже стоят в Аргентине, Перу, Бразилии, Гватемале, Гонолулу, Малави, Канаде, США, Франции, Великобритании, Шотландии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Китае, Японии, Фиджи. Уже спланированы проекты в Камеруне и Германии. Концепт Кораблей, как нового вида жительства, продолжает распространятся по миру. Проверенный временем и разными климатическими условиями, он доказал своё право на существование.

Энергоэффективный? Пассивный? Автономный?

Дело не в терминах, а в том, что целью проекта было изменить традиционные представления о доме и создать здание, отвечающее требованиям прочности, долговечности, энергоэффективности, функциональности и комфорта. От вредной привычки потреблять, не считаясь с ресурсами, придётся отказаться: ведь именно она может оставить Корабль без воды или электричества. Cимбиоз Земного Корабля и его обитателей изменит устаревшую точку зрения на образ жизни, выведет нашу цивилизацию на качественно новый уровень осознанного, ответственного отношения к ресурсам планеты.


Кто сделал это возможным?

Биотектор Майкл Рэйнольдс выслушал многое за эти годы. Его называли и сумашедшим, и идиотом, но, несмотря на это, он продолжал жить своей мечтой. Вначале постройки создавались из натуральных и подручных материалов. Благодаря этому их стоимость была очень низкой. После оформления строительного разрешения было решено использовать и некоторые готовые строительные материалы, как, например, цемент и утеплители. Это приблизило стоимость Земного Корабля к стоимости обычного здания. Тем не менее, только вам решать, как и из чего вы будете строить и какие системы устанавливать.

Более 40 лет в Нью-Мексико развивается строительство экологических домов. То, что когда-то было одной постройкой, превратилось в поселение из более чем двухсот домов. Пресса уже назвала деревеньку Greater World (Лучший Мир) первым эко городом.

Если и существуют в мире вещи, помогающие поверить, что будущее уже наступило (по крайней мере, не за горами), то экоархитектура, несомненно, принадлежит к их числу. В самом деле, доживем ли мы с вами до колонизации Марса – вопрос открытый, а вот умные дома, идеально вписанные в окружающий ландшафт, потребляющие минимум энергии, с полным циклом переработки отходов – вполне объективная реальность.

А начиналось всё полвека назад, во времена энергетического кризиса и растущего общественного беспокойства по поводу экологических проблем. После столетия бездумной и безудержной эксплуатации ресурсов планеты люди всерьез начали задумываться о том, что же они оставят потомкам. Именно в те годы начала формироваться концепция «устойчивого развития», sustainable development – идея гармоничного неразрушительного прогресса. И частью этой концепции стало современное «зеленое строительство», задача которого – минимизировать вредоносное воздействие на окружающую среду (и, разумеется, на самого человека) всеми возможными способами. Способов этих великое множество, отсюда и разнообразие направлений экоархитектуры – от проектов высокотехнологичных городских агломераций до хижины в лесу из подручных материалов. Основные же принципы «зеленого строительства» следующие.

Иллюстрация: Ирина Фатеева

Энергосбережение. «Зеленый дом» должен потреблять минимум энергии – концепция «пассивного дома» . В идеале вовсе ничего не потреблять, а то и производить избыток энергии – «активный дом» . Помимо светодиодных ламп и прочего хай-тека к услугам архитектора целый набор инженерных решений, позволяющих сократить энергозатраты на освещение, вентиляцию и отопление – от световых колодцев до «ловцов ветра» , которыми проветривали свои дома еще древние персы и египтяне. В сборе энергии «пассивные дома» доходят до натурального крохоборства, умудряясь запасать тепло от лампочек, бытовых электроприборов и даже самих хозяев и их домашних питомцев.

А некоторые решения выполняют сразу несколько полезных функций. Зеленая крыша, например, это и тепло-, и шумоизоляция, и очистка дождевой воды, и производство кислорода, и просто красиво, наконец. Плюс, разумеется, выработка энергии из возобновляемых источников солнечные панели, ветряки и так далее. Помимо энергии зеленый дом бережет воду . Сбор дождевой воды, переработка и очистка канализационных стоков, краны с фотоэлементами (убрал руки – перестало течь) – да-да, а вы как думали, у нас каждая капля на счету.

Экологичность стройматериалов, которая трактуется достаточно широко. Речь может идти как о местных природных материалах, не требующих особых энергозатрат на доставку и обработку – камень, песок, глина, водоросли, солома, древесина быстрорастущих пород (например, бамбук), так и о разнообразном вторсырье – строительный мусор, переплавленный металлолом и даже автомобильные покрышки.

И, естественно, зеленый дом должен обеспечивать комфортную и здоровую среду для своих обитателей.

Впрочем, и дом-трансформер, и дом-дерево, и передвижной дом-капсула – пока что скорее прообразы «зеленого будущего», первые ласточки, не делающие погоды.

Разумеется, одновременно совместить все принципы зеленого строительства в одном проекте – задача крайне непростая, но многие ее довольно успешно решают и воплощают на практике. Американский архитектор Марк Рейнольдс еще в 70-е начал строить «земляные корабли» (earthships) – полностью автономные, не подключенные ни к каким коммуникациям дома из старых покрышек, наполненных землей. За сорок лет сообщество «судовладельцев» разрослось по всему миру, было построено около 2000 «кораблей» в 25 странах. Подобных домов разной степени автономности с каждым годом строится всё больше – как энтузиастами-одиночками, так и коммерческими компаниями на продажу.

Впрочем, и «земляные корабли», и дом-трансформер , и дом-дерево , и передвижной дом-капсула – пока что скорее прообразы «зеленого будущего», первые ласточки, не делающие погоды. И если бы зеленое строительство ограничивалось только ими, всерьез о нем и говорить бы не стоило. В конце концов, не то что семь миллиардов населения Земли, но даже и «золотой миллиард» физически невозможно расселить в индивидуальные дома. Урбанизация – процесс неостановимый, стало быть, наше будущее – это город. А будущее города определяется государственной политикой, и в этом плане ситуация (по крайней мере, в развитых странах) позволяет смотреть вперед пусть и со сдержанным, но все-таки оптимизмом. В 1990 году в Великобритании был разработан экологический стандарт BREEAM, спустя десять лет он был адаптирован в США и Канаде (LEED), и сейчас по этим стандартам в мире сертифицировано более 300 тысяч строений.

На всякий случай уточним – речь, разумеется, не идет о том, что каждое из сертифицированных зданий соответствует сразу всем вышеперечисленным принципам зеленого строительства. В обоих стандартах есть масса критериев, по которым выставляются баллы, и чтобы пройти сертификацию, нужно набрать больше 30 баллов из 100 в британской версии, или более сорока – в американской. И да, нигде в мире эти стандарты, увы, не являются общеобязательными, всё сугубо добровольно. Ну извините, я же сказал – смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом. Очень сдержанным.

Впечатлились? А теперь спускайтесь с небес на землю. О какой экоархитектуре говорить, когда мы даже парковками новостройки обеспечить не можем?

А чтобы вовсе не пасть духом, посмотрите, какие чудеса могут творить талант архитектора, инженерная мысль и высокие технологии. Вот китайский лотос , использующий геотермальную энергию для отопления и кондиционирования. Вот японские сады Семирамиды . Малазийский зеленый завод . Сингапурские деревья-киборги . Сад космических размышлений в Шотландии. Художественный музей Милуоки, который расправляет крылья в солнечную погоду. Парижский музей Бранли с зеленым фасадом. Или вот немецкий Гелиотроп , который вращается вслед за Солнцем (эту идею, кстати, украли у архитектора Вертибутылкина из «Незнайки в Солнечном городе» — вот оно где, будущее!)

Посмотрели? Впечатлились? А теперь спускайтесь с небес на землю. Сколько я ни оттягивал этот печальный момент, но придется все же вернуться к теме нашей статьи. То есть, попытаться ответить на вопрос, есть ли будущее у экоархитектуры в России. И конечно, вместо конструктивного ответа в голову первым делом лезут нецензурные восклицания и язвительные реплики. Дескать, о какой экоархитектуре тут говорить, когда мы даже парковками свои новостройки обеспечить не можем? Когда воткнуть 20-этажную свечку во двор – для нас обычная практика? Когда мы строим не пойми как и не пойми из чего? И так далее, и тому подобное. Весь этот шлак (вместе с философскими вопросами типа «а есть ли вообще будущее у России?») мы терпеливо отметем, и попробуем рассуждать спокойно. Взвешенно и беспристрастно.

А взвешенно и беспристрастно получается, что есть оно, будущее. Только очень неблизкое. Потому как – ну вот, помните, нам лет пять-шесть назад обещали модернизацию и инновации? Еще президент такой был – Медведев, с айфоном такой – помните, может быть. Ну, и как у нас с инновациями дела? Так вот, с экоархитектурой будет еще хуже. Потому что, во-первых, на этот счет нам даже и пообещать никто ничего не удосужился пока. А во-вторых, в области электроники и хай-тека у нас хоть какие-то наработки с советских времен оставались. А в области зеленого строительства и того нет. Да что там говорить, у нас даже общепринятой терминологии для этой отрасли сих пор не сложилось – кто-то говорит об экоархитектуре и экодевелопменте, кто-то – о зеленых домах и зеленом же строительстве (а про «пассивный» и «активный» дома я вообще молчу).

Человек, ищущий поводы для сдержанного оптимизма, всегда их найдет.

То есть, проблема номер один – это проблема кадровая. Фактически некому эти самые чудо-дома проектировать. Даже и на западе с этим беда, потому что отрасль-то совсем молодая – два-три десятка лет от силы. А у нас не беда даже, а катастрофа, поскольку помимо собственно архитекторов, нужны же еще и инженеры, причем очень высокой квалификации, да и строить должны не гастарбайтеры. По сравнению с этим вторая проблема – собственно, технологическое отставание – даже как-то меркнет, потому что технологии-то покупать мы можем, а вот с покупкой мозгов (не говоря уже о выращивании собственных) всё гораздо хуже.

А впрочем, черт его знает, в каком порядке эти проблемы расставлять, потому что проблема номер три – она для всей отрасли фундаментальная, что здесь, что там. Попросту дорого. Недешевые игрушки – эти зеленые дома, особенно у нас, с учетом вышесказанного. Дополнительные затраты, разумеется, будут со временем окупаться за счет низких (а то и нулевых) трат на энергию и содержание постройки, но это утешение скорее для того, кто строит себе домик в лесу, чем для девелопера, причем отечественного. И тут мы вплотную подходим к проблеме номер четыре, и проблема эта называется Государство. Напомню, что на западе зеленое строительство – всего лишь часть концепции устойчивого развития. Концепции, которая в развитых странах реализуется уже более двух десятилетий на государственном уровне. Пусть и не так быстро, как хотелось бы, но все-таки реализуется. Раздельный сбор мусора, переработка отходов, сбережение всех и всяческих природных ресурсов, энергоэффективность, постепенный переход на возобновляемые источники энергии – всё это уже реальность. Там. А здесь – увы, пока что декларации и несбыточные мечтания.

Так что же, всё совсем беспросветно? Нет, конечно. Человек, ищущий поводы для сдержанного оптимизма, всегда их найдет. Во-первых, путь энтузиаста-одиночки и у нас никому не заказан. В покрышках, например, недостатка нету, так что тот же «земляной корабль» построить вполне можно – там, где климатические условия позволяют. Во-вторых, по данным Совета по экологическому строительству , понемногу продвигается и процесс экологической сертификации зданий. На конец сентября 2014 года России по стандартам LEED и BREEAM были сертифицированы аж 43 строения, преимущественно офисной недвижимости. Таковы объективные данные, а уж как их трактовать, и пуст или полон этот стакан – решайте сами.

Дмитрий Петропавловский

Что получится, если соединить вместе стеклянные бутылки, банки, старые шины, проволоку и бетон? Дом! Верите? Архитектор Майкл Рэйнольдс, разработавший технологию под названием “Земляной корабль”, верит. Более того, он построил множество домов из старых покрышек и дал пример на строительство земляных домов по всему миру!

Концепция «земляного корабля» была в том, архитектор применял различные отходы такие как жестяные банки, бутылки, старые автомобильные шины и применял их в виде строительных материалов для возведения дома. Правда при этом использовал цемент. В итоге получил эргономичную конструкцию, которая имеет низкую теплопроводность, легко отопить. Если к этому дому использовать альтернативные источники энергетики (солнечной или ветряной) дом будет полностью автономен. Дом можно покрыть землей.

Бесспорно такое строительство подходит на всем, однако он достоен памяти. В таком доме царит бунтарский дух и отказ от современных методов в пользу новаторских, использованием отходов культуры потребления.

Дом построенный по такой технологии может быть как однокомнатным очень простым, так и постройкой с мансардой, а может быть и сложным архитектурным сооружением.

Одним из ярких примеров реализации такой технологии является дом на ранчо известного американского актёра Денниса Уивера, строительство которого оценивается примерно в 50 млн. долларов! Но это частный случай, а небольшой домик можно построить за несколько тысяч долларов, причём в основном деньги пойдут на фундамент, гидроизоляцию и цемент.

Концепция дизайна использует модульную структуру, то есть строение может быть расширено путём достройки новых модулей. Рассмотрим самый простой вариант строительства “земляного корабля”. Основа строения – это главный модуль, который называется “Хата”. Его структура образует круглую “башню”, поэтому для начала нужно выложить прямо на земле круг таких размера и формы, каким хотите видеть ваш будущий дом.

Положите первый ряд шин вдоль линии стены, плотно прижимая друг к другу. Заполните шины песком и грунтом, можно вперемежку с мелким мусором и утрамбуйте так, чтобы шины были твёрдыми и не прогибались. Положите второй ряд шин на первый в шахматном порядке и повторите процедуру заполнения и утрамбовки. Продолжайте в таком духе, сохраняя уровень, пока стены не достигнут нужной высоты. Используя цемент, выровняйте стены.

Крыша может быть куполообразной формы, сделанной из арматуры, покрытой сеткой-рабицей и цементом. Форма и конструкция крыши могут быть любыми.

Внутренняя отделка делается по желанию, это может быть как плитка, так и дешёвый саман.

Нужно обратить внимание на такие вещи, как дренаж.

Старые использованные шины, заполненные землёй – дешёвый и надёжный строительный материал. Важно помнить, чтобы резина не торчала из стен, а была тщательно заделана цементом или саманом.

Альтернативное строительство из суперсамана

Альтернативное строительство набирает обороты и становится все более популярным. В мире ищут способы быстровозводимых дешевых зданий дабы забезпесить малоимущих жителей Африки и Азии. А Европа ищет альтернативу устоявшемся правилам в строительстве. Относительно новой технологией является суперсаман. Технология очень проста- в мешки набирают землю складывают друг на дружку. Основные затраты при таком строительстве ложаться на преобретение мешков. А грунт берется прямо на участке или завозится.

Основатель данного метода – архитектор Надер Халили из калифорнийского университета развития строительных технологий (США). Он успешно внедрил “суперсаман” на территориях стран третьего мира и ближнего Востока в рамках проектов ООН. Кстати, NASA считает технологию “суперсаман” перспективной для колоний на Луне!

Преимущества суперсамана

Мода на дома из самана началась довольно давно, и метод «суперсамана» – успешное развитие данной технологи. В отличие от традиционного метода строительства из самана, “суперсаман” не требует никаких материалов кроме земли(грунта), воды и мешков, что упрощает и ускоряет строительство в разы. Дом по технологии “суперсаман” могут возвести два-три человека без навыков строительства всего за несколько недель.

Кроме того, что эти дома быстровозводимые Они в отличие от простых саманных домов, их можно возводить в районах, где бывают частые паводки и наводнения, Такие сооружения традиционно используют для борьбы с водой, при строительстве дамб, а также строительство оборонительных сооружений

Отличительной чертой данного метода является то, что прямые стены по данной технологии возводить гораздо сложнее, чем криволинейные или куполообразные. И в этом их преимущество, ведь дома-купола очень прочны. Их форма уравновешивает внешнюю нагрузку во всех направлениях. Кроме того, нагрузка, воспринимаемая куполом, создает в нем нормальные мембранные напряжения с влиянием изгиба на относительно небольших участках поверхности. В современной практике чаще всего применяются купола, срединная поверхность которых описывается уравнением шара, эллипсоида вращения или кругового конуса (конические купола проще в изготовлении, но менее экономичны, чем сферические). Конечно, форма дома, построенного из мешков с землей своими руками далека от идеальной, но купол, даже не идеальный, все равно достаточно надежен.

Сам Халили утверждает, что традиционный квадратный дом с вертикальными стенами почти обречен однажды упасть, а с аркой (основой купола) же ничего никогда случиться не может. Для укрепления сооружения в почвенную смесь можно добавить цемент, что совсем не обязательно.

Недостатки суперсамана

К недостаткам домов возведенных из суперсамана можно отнести то, что их возводить только одноэтажными, строить широкие и двухэтажные практически невозможно. А если рядом построить еще один такой же дом и соединить их, получится просто великолепно.

Главным врагом технологии являются дожди и сырость. Вся конструкция может оползти,поэтому такие конструкции небходимо оштукатуривать. В очень сырых районах возведение крыши на “суперсамане” обязательно.

Помните, что мешки из пропилена боятся активной солнечной радиации, поэтому либо предусмотрите защиту конструкции во время строительства, либо возводите здание очень быстро.

При возведении строения из мешков с землёй почти невозможно справиться одному, так как вес одного мешка примерно 120 кг. Поэтому нужно использовать кран либо должна работать бригада в несколько человек.

Технология возведения дома из суперсамана.

Выберите подходящее место. В центре предполагаемого дома воткните шест, к нему привяжите бечевку, отмерьте нужную длину радиуса, отметьте периметр и выровняйте его. Придётся потрудиться лопатой. Потом позаботьтесь о дренаже и фундаменте. Не забудьте отметить, где будет расположен вход, оставляя достаточно места для дверного проёма. Обратите внимание – основание входа здесь уходит вовнутрь, чтобы можно было вертикально вставить дверь, несмотря на наклон основной стены.

В качестве фундамента можно использовать бутобетонный метод или выложить первый слой мешков, наполненных щебнем, утопив их в землю на 30-40 см.

Для строительства используется сырая или влажная земля, которой наполняют стандартные мешки для сахара, рукава для мешков, матерчатые трубы из не подверженной гниению ткани, например, пропилена. Мешки найти проще, они продаются оптом и стоят дешевле. Если земля сухая, то её следует увлажнить. Недосыпайте каждый мешок сверху на 20-25 см, вы завернёте этот свободный край, когда мешок будет уже в ряду, чтобы его содержимое не рассыпалось.

Перед тем как класть каждый мешок, протяните под ним по полутораметровому куску полипропиленовой бечёвки, чтобы потом стянуть ею ещё два-три последующих уровня кладки. Это обеспечит в будущем лёгкость оштукатуривания. Между слоями также кладут обычную колючую проволоку в два ряда. Она помогает скреплять слои мешков или трубы, так же как обычные кирпичные стены скрепляет цемент.

На земле выкладывают первый слой мешков по периметру и утрамбовывают. Делать это можно ногами или специальными трамбовочными приспособлениями. Далее кладут второй слой мешков внахлёст (кирпичной кладкой), который немного уже первого! Так продолжается пока не будет достигнув куполообразная форма здания.

Чтобы организовать окна и двери в домах из суперсамана, оставляют проемы в виде арок при прокладке мешков. После высыхания здание штукатурят или замазывают снаружи цементным раствором.

Если земля в данной местности имеет состав, который после высыхания не будет растрескиваться или рассыпаться, для строительства можно использовать любые, даже самые ветхие мешки. После трамбовки они станут ненужными.

Пол можно залить либо цементом, либо саманом, с высоким содержанием глины.

" (№7, 2014)

Знаете ли вы?
Впервые в литературе описание технологии строительства домов из «умятой земли» встречается в книге Франсуа Куантеро «Школа деревенской архитектуры, или Наставление, как строить прочные домы о многих жильях из одной только земли, или из других обыкновенных и дешевых материалов». (М.: Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1794).

Старинные дома из земли в Европе
Технология строительства домов из земли отличалась от методов постройки саманных или глинобитных сооружений: стены землебитных домов содержали не больше половины глины в своем составе, и в них не использовалась солома в качестве армирующего заполнителя. Вместо глины для строительства домов из земли используются клейкие виды почв в смеси с песком, которого должно быть в смеси 50-70%. Пригодность земли для строительства в средние века определялась по следующим признакам: земля должна не рассыпаться при раскатывании между ладоней, куличики из земли не должны рассыпаться, а при замачивании земли в стакане на сутки на дно должна опускаться «клейкость». Подходящая земля обычно имела трещины в засуху и в ней образовывались хорошие твердые колеи от тележных колес. Если использовались разные виды земли, то их предварительно смешивали вместе. В жирную землю (глину) добавляли минеральные добавки: песок, известь и дорожную пыль. Французский архитектор Франсуа Куантеро писал:
Все роды земли бывают хороши (для строительства землебитных домов), ежели ни безсочны, ни тощи, ни слишком тучны.
1) все земли, которые происходят из царства растений.
2) всякая клейкая земля; она называется так же глиною.
3) всякая твердая земля, смешанная с песком, - есть самая способная к земляной работе.

Для работы брался грунт с глубины до 1 метра. С помощью граблей отсеивались крупные камни, корни и другие включения. Между зубцами грабель должны были проходить частицы почвы не больше ореха величиной. Земля для постройки не должна быть не слишком сухой, ни слишком влажной. В первом случае она не соединяется, во втором делается текучей как тесто.
Классическая средневековая технология постройки домов из земли была известна в трех вариантах: послойная утрамбовка землебитных стен с низкой переставной опалубкой с тисками (доски со скруткой, сжимающей опалубку при закручивании воротка), постенная утрамбовка стен с высокой переставной опалубкой с тисками, и утрамбовка земляных блоков для последующей кладки из них стен.
В первом варианте для возведения стен использовалась переставная опалубка длиной 3 метра и высотой около 80 см. Стены начинали возводить на фундаменте из известняка (он имеет свойство поглощать воду из стен) высотой не менее 60 см. Внутренняя поверхность опалубки перед началом трамбовки земли обливалась раствором извести. После засыпались слои земли по 7-10 см. Земля в опалубке слегка увлажнялась. Трамбовали землю вначале по периметру, затем середину и после еще раз всю засыпку поперек. Слой земли должен был умяться в полтора-два раза от изначальной высоты. Затем опалубку переставляли на следующий участок стены. Поверх слоя наносили известковый раствор. Стыки трамбуемой земли в стенах устраивали со скосами в 30 градусов для лучшей перевязки трамбуемых участков. Таким способом можно возводить достаточно высокие стены. При высоте стен стены в 3,5 метра ее толщина у основания должна была быть минимум 45 см, а под - 35 см.
При втором способе строительства высота стен ограничена высотой опалубки. Такой способ применялся для возведения хозяйственных построек. Стены при этом получались более однородные - без прослоек извести. Для связи стен использовались необтесанные доски, которые вмуровывались внутрь. Также доски подкладывались и под балки перекрытий и мауэрлаты.

При изготовлении землебитных блоков использовались деревянные формы, в которых утрамбовывалась клейкая земля. Этот способ был ближе всего к строительству глинобитных домов.
Для обрамления и закрепления оконных и дверных проемов использовали камень или кирпич. После завершения набивки стен их обрабатывали скипидарной водой для придания водостойкости и высушивали несколько месяцев, укрыв от осадков кровлей. Кровлю чаще всего устраивали черепичную по обмазанным алебастром доскам (такая конструкция делала землебитный дом пожаробезопасным). После высыхания стен, их слегка смачивали, надсекали и обмазывали известью, смесью извести с песком (1 к 2) или смесью извести, глины и шерсти. Изнутри штукатурили алебастром по предварительно забитым в стену гвоздям для лучшей связи стен и штукатурки. После просыхания штукатурки стены белили известью.