Строение водопроводного крана. Какой кран и смеситель лучше – обзор типов. Подъёмная сила Назначение рычажного механизма

По проекту «Жилье и городская среда» объем бюджетного финансирования до конца 2024 г. составит 891 млрд. рублей, а с учетом средств из внебюджетных источников – почти 1,1 трлн рублей

«По проекту «Жилье и городская среда» объем бюджетного финансирования до конца 2024 г. составит 891 млрд. рублей, а с учетом средств из внебюджетных источников – почти 1,1 трлн рублей», - об этом заявил на прошедшей пресс-конференции заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

По словам депутата, 507 млрд рублей из общего бюджета предназначены для программы сноса аварийного и ветхого жилья. «По новой формуле Минфина с 2019 года затраты по программе сноса аварийного и ветхого жилья в размере 95 % будут покрыты из федерального бюджета», - сказал Качкаев.

В то же время, по мнению депутата, не все имеющиеся «рычаги» используются для успешной реализации федерального проекта по «обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». «В каждом городе существует программа по развитию застроенных территорий, где часть аварийного жилья сносится без привлечения бюджетных средств. Таким образом количество расселенных квадратных метров с 9,5 млн можно увеличить до 11-12 млн», -заявил Павел Качкаев.

Кроме того, спикер отметил, что Федеральный проект в настоящий момент находится на доработке в профильных ведомствах, где в него вносятся важные изменения. «Думаю, что целевые показатели программы будут достигнуты», - добавил Качкаев.

В свою очередь, заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева остановилась на вопросах общественного контроля за исполнением национальных проектов.

Так, по мнению Разворотневой, механизм «обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» так и не был предложен, несмотря на многочисленные обсуждения различных вариантов законов, направленных на привлечение внебюджетных средств для реализации этого проекта. «Сейчас эти механизмы предложены, проект будет дорабатываться, и мы будем активно в этом участвовать», - сказала спикер.

Кроме того, Светлана Разворотнева выразила мнение общественников о том, что для решения жилищной проблемы людей с низкими доходами должны активно использоваться такие инструменты как арендное жилье, субсидии для нанимателя, защита прав нанимателя, налоговые рычаги. «Механизм прост - если вы не сдаете пустующую квартиру, вам обходится это очень дорого», - отметила спикер.

Не меньшую озабоченность общественников вызывает составление так называемого «индекса качества городской среды». По мнению Разворотневой, в нынешней методике не учтены оценки и показатели, характеризующие комфортность проживания граждан на данной территории, реальную открытость для граждан результатов работы органов власти, вклад органов самоуправления в развитие территории.

«Этот индекс должен объединить достижения большого количества национальных проектов и должен отвечать на вопрос насколько комфортно жить в городе, насколько развита социальная инфраструктура и дорожная сеть, какова ситуация с рабочими местами на данной территории. Общественная палата, и «ЖКХ-контроль» должны осуществлять собственный мониторинг именно по этим показателям. По крайней мере, по взаимоотношению граждан и властей в каждом конкретном городе», - добавила С. Разворотнева

Весьма разнообразны. Одни из них представляют собой сочетание только твердых тел, другие имеют в своем составе гидравлические, пневматические тела или электрические, магнитные и другие устройства. Соответственно такие механизмы называются гидравлическими, пневматическими, электрическими и т.д.

С точки зрения их функционального назначения механизмы обычно делятся на следующие виды:

Механизмы двигателей осуществляют преобразование различных видов энергии в механическую работу (например, механизмы двигателей внутреннего сгорания, паровых машин, электродвигателей, турбин и др.).

Механизмы преобразователей (генераторов) осуществляют преобразование механической работы в другие виды энергии (например, механизмы насосов, компрессоров, гидроприводов и др.).

Передаточный механизм (привод) имеет своей задачей передачу движения от двигателя к технологической машине или исполнительному механизму, преобразуя это движение в необходимое для работы данной технологической машины или исполнительного механизма.

Исполнительный механизм – это механизм, который непосредственно воздействует на обрабатываемую среду или объект. В его задачу входит изменение формы, состояния, положения и свойств обрабатываемой среды или объекта (например, механизмы металлообрабатывающих станков, прессов, конвейеров, прокатных станов, экскаваторов, грузоподъемных машин и др.).

Механизмами управления, контроля и регулирования называются различные механизмы и устройства для обеспечения и контроля размеров обрабатываемых объектов (например измерительные механизмы по контролю размеров, давления, уровней жидкости; регуляторы, реагирующие на отклонение угловой скорости главного вала машины и устанавливающие заданную скорость этого вала; механизм, регулирующий постоянство расстояния между валками прокатного стана, и т.д.).

К механизмам подачи транспортировки, питания и сортировки обрабатываемых сред и объектов относятся механизмы винтовых шнеков, скребковых и ковшевых элеваторов для транспортировки и подачи сыпучих материалов, механизмы загрузочных бункеров для штучных заготовок, механизмы сортировки готовой продукции по размерам, весу, конфигурации и т.д.

Механизмы автоматического счета, взвешивания и упаковки готовой продукции применяются во многих машинах, в основном выпускающих массовую штучную продукцию. Надо иметь в виду, что эти механизмы могут быть и исполнительными механизмами, если они входят в специальные машины, предназначенные для этих целей.

Данная классификация показывает лишь многообразие функционального применения механизмов, которая может быть еще значительно расширена. Однако для выполнения различных функций часто применяются механизмы, имеющие одинаковое строение, кинематику и динамику. Поэтому для изучения в теории механизмов и машин выделяются механизмы, имеющие общие методы их синтеза и анализа работы, независимо от их функционального предназначения. С этой точки зрения выделяются следующие виды механизмов.

] Учебник для машиностроительных вузов. 2-е издание, переработанное и дополненное. Авторы: Алексей Николаевич Банкетов, Ю.А. Бочаров, Н.С. Добринский, Е.Н. Ланской, В.Ф. Прейс, И.Д. Трофимов. Под редакцией А.Н. Банкетова, Е.Н. Ланского.
(Москва: Издательство «Машиностроение», 1982)
Скан, обработка, формат Djv: АЧ, 2003

  • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Предисловие (3).
    Введение (5).
    Раздел I. КРИВОШИПНЫЕ МАШИНЫ
    Глава 1. Классификация кривошипных машин, кинематика и статика кривошипно-рычажных механизмов (10).
    Глава 2. Ползуны, шатуны и коленчатые валы (30).
    Глава 3. Муфты и тормоза (59).
    Глава 4. Зубчатые передачи, приводные валы, подшипники и средства защиты машин от перегрузки (77).
    Глава 5. Станины, подушки и фундаменты машин (93).
    Глава 6. Уравновешивание кривошипно-ползунных механизмов. Динамика кривошипных прессов (116).
    Глава 7. Энергетика и КПД кривошипных прессов (125).
    Глава 8. Система смазки и устройства по технике безопасности (137).
    Глава 9. Монтаж, наладка и исследования машин (145).
    Глава 10. Кривошипные прессы общего назначения (147).
    Глава 11. Вытяжные прессы (155).
    Глава 12. Кривошипные ножницы (165).
    Глава 13. Кузнечно-штамповочные автоматы для объемной штамповки (180).
    Глава 14. Листоштамповочные автоматы (210).
    Глава 15. Горячештамповочные кривошипные прессы (219).
    Глава 16. Чеканочные кривошипно-коленные прессы (223).
    Глава 17. Горизонтально-ковочные машины (231).
    Глава 18. Обжимные машины (241).
    Глава 19. Перспективы усовершенствования кривошипных прессов (248).
    Раздел II. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПРЕССЫ
    Глава 20. Основные понятия (251).
    Глава 21. Гидравлические прессы с насосным безаккумуляторным приводом (259).
    Глава 22. Гидравлические прессы с насосно-аккумуляторным приводом. (283).
    Глава 23. Гидравлические прессы с мультипликаторным приводом и КПД гидропрессовых установок (302).
    Глава 24. Клапаны, распределители и трубопроводы гидропрессовых установок (313).
    Глава 25. Основные детали гидравлических прессов (322).
    Глава 26. Основные тины гидравлических прессов. Перспективы развития прессостроения (338).
    Раздел III. МОЛОТЫ
    Глава 27. Общие сведения (351).
    Глава 28. Паровоздушные молоты (364).
    Глава 29. Приводные пневматические молоты (400).
    Глава 30. Гидравлические и газогидравлические штамповочные молоты (411).
    Глава 31. Газогидравлические высокоскоростные молоты (419).
    Глава 32. Взрывные высокоскоростные молоты (427).
    Глава 33. Фундаменты молотов (430).
    Глава 34. Перспективы усовершенствования молотов (437).
    Раздел IV. ВИНТОВЫЕ ПРЕССЫ
    Глава 35. Общие сведения (439).
    Глава 36. Теория винтовых прессов (454).
    Глава 37. Конструкция винтовых прессов и особенности расчета их деталей (479).
    Раздел V. РОТАЦИОННЫЕ МАШИНЫ
    Глава 38. Общие сведения. Правильные и гибочные машины (488).
    Глава 39. Дисковые ножницы (500).
    Глава 40. Ковочные вальцы, для продольной и поперечной вальцовки, специальные ротационные машины (509).
    Раздел VI. РОТОРНЫЕ И ИМПУЛЬСНЫЕ МАШИНЫ. СТАТЫ
    Глава 41. Роторные и роторно-конвейерные машины-автоматы (523).
    Глава 42. Импульсные машины и установки (535).
    Глава 43. Гидростатические и пневмостатические машины (550).
    Раздел VII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН (553).
    Список литературы (563).
    Предметный указатель (565).

Аннотация издательства: Дана классификация современных кузнечно-штамповочных машин, изложены основные принципы и методы расчета и конструирования узлов и деталей, приведены кинематические схемы.
Во 2-м издании (1-е издание 1970 г.) освещены новейший опыт создания прогрессивных кузнечно-штамповочных машин, а также перспективы развития в этой области.

  • 1.3. Кулачковые механизмы. Типы кулачковых механизмов. Преимущества и недостатки. Основное назначение.
  • 1.4. Зубчатые механизмы. Виды зубчатых механизмов. Основное назначение.
  • 1.5. Задачи и цели структурного анализа и синтеза механизмов.
  • 1.6. Звено, наименование звеньев.
  • 1.7. Кинематическая пара. Классификация кинематических пар. Низшие и высшие кинематические пары.
  • 1.8. Кинематическая цепь. Виды кинематических цепей. Кинематические пары плоских цепей.
  • 1.9. Основной принцип образования механизмов. Структурный синтез механизмов. Начальный механизм. Структурная группа (группа Асура). Классификация структурных групп.
  • 1.10. Структурный анализ механизмов. Определение степени свободы пространственных и плоских механизмов.
  • 1.11. Лишние степени свободы. Избыточные и пассивные связи и звенья.
  • 1.12. Замена высших кинематических пар низшими. Условия эквивалентности.
  • 1.13. Формула строения механизма. Классификация рычажных механизмов по структурному признаку (по Артоболевскому и.И.).
  • 2.5. Графический метод. Метод графического дифференцирования.
  • 2.6. Графо-аналитический метод (метод планов). Примеры построения планов скоростей и ускорений.
  • 2.7. Аналоги кинематических параметров.
  • 3. Динамический анализ рычажных механизмов.
  • 3.1. Задачи динамического анализа механизмов. Их содержание.
  • 3.2. Силовой анализ механизмов. Статический и динамический расчёт. Задачи и цели. Основные допущения. Уравнения статики.
  • 3.3. Классификация сил. Внешние и внутренние силы. Статические и динамические нагрузки.
  • 3.4. Силовой расчёт рычажных механизмов методом кинетостатики. Принципы силового расчёта. Уравнения кинетостатики.
  • 3.5. Пример выполнения силового расчёта.
  • 3.6. Учёт сил трения при силовом расчёте. Виды трения. Трение в поступательной паре. Трение во вращательной паре. Угол трения, круг трения. Приведённый коэффициент трения. Расчёт мощности трения.
  • 3.7. Кпд машины при последовательном и параллельном соединении механизмов.
  • 3.8. Кпд винтовой пары.
  • 3.9. Мгновенный кпд рычажного механизма. Методика расчёта.
  • 3.10. Уравновешивание рычажных механизмов. Постановка задачи. Пример.
  • 3.11. Уравновешивание вращающихся масс звеньев – балансировка. Постановка задачи. Виды неуравновешенности звена.
  • 3.12. Признаки уравновешенного звена.
  • 3.13. Движение механизмов под действием приложенных сил – динамика. Основные задачи динамики.
  • 3.14. Замена механизма на динамически эквивалентную модель. Звено приведения. Приведение сил и масс. Условия динамической эквивалентности.
  • 3.15. Уравнения движения звена приведения в дифференциальной и интегральной (энергетической) формах.
  • 4.2. Синтез рычажных механизмов на примере шарнирного 4-х звенника. Метод замкнутости векторного контура.
  • 5. Анализ и синтез зубчатых механизмов.
  • 5.1. Синтез зубчатых механизмов. Теорема Виллиса о передаче движения в высшей паре – основной закон зацепления.
  • 5.2. Эвольвентные зубчатые механизмы. Их преимущества.
  • 5.3. Эвольвента круга и её свойства. Использование в зубчатых механизмах.
  • 5.4. Геометрия эвольвентного зубчатого колеса. Влияние смещения исходного производящего контура на геометрические параметры колеса (нулевые и исправленные зубчатые колёса).
  • 5.5. Монтажное зацепление эвольвентных исправленных зубчатых колёс. Основные параметры. Влияние смещения исходного производящего контура.
  • 5.6. Методы образования эвольвентного профиля зубчатого колеса. Станочное зацепление. Условия появления и устранения подреза ножки зуба. Цели смещения исходного контура.
  • 5.7. Качественные показатели зубчатого зацепления. Влияние смещения исходного производящего контура на качественные показатели.
  • 5.9. Силовой расчёт зубчатых механизмов. Определение крутящих моментов по уравнению мощности. Уравнение редукции моментов.
  • Ответы на экзаменационные вопросы по ТММ

    Московский Государственный Университет

    Инженерной Экологии

    Теория машин и механизмов (ТММ)

    Экзаменационные вопросы

    для учебных групп дневного отделения.

    1. Структура механизмов

    1.1. Машина и механизм. Классификация механизмов по функциональному и структурно-конструктивному признакам.

    ОТВЕТ: По определению академика Артоболевского:

    Машина – есть устройства, создаваемые человеком для изучения и использования законов природы с целью облегчения физического и умственного труда, повышения его производительности путём частичной или полной замены его в трудовых и физиологических функциях.

    Механизм – система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое движение других твёрдых тел. Если в преобразовании движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется гидравлическим или пневматическим. Обычно в механизме имеется одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное звено, соединённое с рабочим органом или указателем прибора. Механизмы бывают плоские и пространственные.

    Классификация машин по функциональному назначению :

    Энергетические (двигатели, генераторы).

    Рабочие (транспортные, технологические).

    Информационные (контрольно-управляющие, математические).

    Кибернетические.

    Машины состоят из механизмов.

    По функциональной классификации различают :

    Механизмы двигателей и преобразователей;

    Исполнительные механизмы;

    Передаточные механизмы;

    Механизмы контроля, регулирования, наладки;

    Механизмы подачи, питания, сортировки;

    Механизмы счёта, взвешивания, упаковки.

    Много общего с точки зрения структуры и методики расчёта их механических параметров.

    Структурно-конструктивная классификация :

    Рычажные механизмы;

    Кулачковые механизмы;

    Зубчатые механизмы (состоят из зубчатых колёс);

    Комбинированные.

    1.2. Рычажные механизмы. Преимущества и недостатки. Применение в технических устройствах.

    ОТВЕТ: Рычажные механизмы состоят из тел, выполненных в виде рычагов, стержней. Эти стержни или рычаги взаимодействуют друг с другом по поверхности. Поэтому рычажные механизмы способны воспринимать и передавать значительные усилия.

    Используются в качестве основных технологических устройств. Однако воспроизведение требуемого закона движения такими механизмами весьма ограничено.

    1.3. Кулачковые механизмы. Типы кулачковых механизмов. Преимущества и недостатки. Основное назначение.

    ОТВЕТ: Кулачковый механизм состоит из тела криволинейной формы, характер движения которого определяет движение всего механизма. Основное преимущество заключается в том, что, не изменяя количества звеньев, можно воспроизвести любой закон движения за счёт изменения профиля кулачка. Но в кулачковом механизме имеются звенья, соприкасающиеся в точке, или по линии, что существенно ограничивает величину передаваемого усилия в связи с появлением очень больших удельных давлений. Поэтому кулачковые механизмы в основном используются как средство автоматизации технологического процесса, где кулачок играет роль жесткого программоносителя.

    1.4. Зубчатые механизмы. Виды зубчатых механизмов. Основное назначение.

    ОТВЕТ: Зубчатым механизмом называется механизм, в состав которого входят зубчатые колёса (тело, имеющее замкнутую систему выступов или зубьев).

    Зубчатые механизмы в основном используются для передачи вращательного движения с изменением, если это необходимо, величины и направления угловой скорости.

    Передача движения в этих механизмах осуществляется за счёт бокового давления специально профилированных зубьев. Для воспроизведения заданного соотношения угловых скоростей профили зубьев должны быть взаимоогибаемые, то есть профилю зуба одного колеса должен соответствовать вполне определённый профиль зуба другого колеса. Профили зубьев могут быть очерчены различными кривыми, но наиболее распространение получили механизмы с эвольвентным профилем зуба, то есть с зубом, очерченным по эвольвенте.

    Для воспроизведения постоянного соотношения угловых скоростей используются механизмы с круглыми зубчатыми колёсами.

    Различают плоские и пространственные механизмы. В плоском механизме оси параллельны, а в пространственном пересекаются или перекрещиваются. В плоском механизме колёса имеют цилиндрическую форму, в пространственном – коническую (если оси пересекаются).

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА

    Кафедра Детали машин

    ОБЗОР ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕХАНИЗМОВ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    к практическим занятиям по Теории механизмов и машин для студентов специальностей НР-130503, ПСТ-130501, НБ-130504, МОП-130602, АТХ-190601, СТЭ-190603, ПДМ-190205, СП-150202, ПТИ-260703, ТМ-151001, МКC-151002, МХП-240801, МСО-190207

    очной и заочной полной и сокращенной форм обучения

    Тюмень 2007

    Утверждено редакционно-издательским советом

    Тюменского государственного нефтегазового университета

    Составители: доцент, к.т.н. Забанов Михаил Петрович

    профессор, д.т.н. Бабичев Дмитрий Тихонович

    ассистент, Панков Дмитрий Николаевич

    © государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

    В процессе занятия необходимо ознакомиться с основными группами и видами механизмов, их графическими изображениями. Научиться представлять реальный механизм в виде схемы.

    В отчете необходимо изобразить и описать классические виды механизмов.

    Ведущей отраслью современной техники является машиностроение. Про­гресс машиностроения определяется созданием новых высокопроизводитель­ных и надежных машин. Решение этой важнейшей проблемы основывается на комплексном использовании результатов многих научных дисциплин и, в пер­вую очередь, теории механизмов и машин.

    По мере развития машин содержание термина "машина" изменялось. Для современных машин дадим следующее определение: машина есть устройство, создаваемое человеком для преобразования энергии, материалов и информации с целью облегчения физического и умственного труда, увеличения его производительности и частичной или полной замены человека в его трудовых и физиологических функциях.

    По выполняемым машинами функциям их делят на следующие классы:

    1) Энергетические машины

    2) Транспортные машины

    3) Технологические машины

    4) Контрольно-управляющие машины

    5) Логические машины

    6) Кибернетические машины

    Определение термина "механизм" неоднократно менялось по мере того, как появлялись новые механизмы.

    Механизм есть система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других тел. Если в преобразовании движения кроме твердых тел участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется соответственно гидравлическим или пневматическим. С точки зрения функционального назначения механизмы делятся на следующие виды:

    1) Механизмы двигателей и преобразователей

    2) Передаточные механизмы

    3) Исполнительные механизмы

    4) Механизмы управления, контроля и регулирования

    5) Механизмы подачи, транспортировки и сортировки обрабатываемых изделий и объектов

    6) Механизмы автоматического счета, взвешивания и упаковки готовой продукции

    Основным признаком механизма является преобразование механического движения. Механизм входит в состав многих машин, т. к. для преобразования энергии, материалов и информации требуется обычно преобразование движения получаемого от двигателя. Нельзя отождествлять понятия "машина" и "механизм". Во-первых, кроме механизмов в машине всегда имеются дополни­тельные устройства, связанные с управлением механизмами. Во-вторых, есть машины, в которых нет механизмов. Например, в последние годы созданы тех­нологические машины, в которых каждый исполнительный орган приводится в движение от индивидуального электро- или гидродвигателя.

    При описании механизмов, они были разделены на отдельные группы по признаку их конструктивного оформления (рычажные, кулачковые, фрикцион­ные, зубчатые и др.)

    Механизмы образуются последовательным присоединениям звеньев к начальному механизму.

    ЗВЕНО – одна или несколько неподвижно соединенных друг с другом деталей, входящих в механизм и движущихся, как одно целое .

    ВХОДНОЕ ЗВЕНО – звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в требуемые движения других звеньев. Входное звено соединено с двигателем либо с выходным звеном другого механизма.

    ВЫХОДНОЕ ЗВЕНО – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм. Выходное звено соединено с исполнительным устройством (рабочим органом, указателем прибора), либо со входным звеном другого механизма.

    Звенья соединяются друг с другом подвижно посредством кинематических пар: вращательных (шарнир) и поступательных (ползун).

    ТРАЕКТОРИЯ движения точки (звена) – линия перемещения точки в плоскости. Это может быть прямая линия или кривая.

    РЫЧАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

    Рычажными механизмами называют механизмы, в которые входят жесткие звенья, соединенные между собой вращательными и поступательными кинема­тическими парами. Простейшим рычажным механизмом является двухзвенный механизм , состоящий из неподвижного звена-стойки 2 (Рис.1.1 ) и подвижного рычага 1 , имеющего возможность вращаться вокруг неподвижной оси (обычно это начальный механизм).

    Рис.1.1 Двухзвенный рычажный механизм

    К двухзвенным рычажным механизмам относятся механизмы многих ро­тационных машин: электромоторов, лопастных турбин и вентиляторов. Меха­низмы всех этих машин состоят из стойки и вращающегося в неподвижных подшипниках звена (ротора).

    Более сложными рычажными механизмами являются механизмы, состоя­щие из четырех звеньев, так называемые четырехзвенные механизмы .

    На Рис.1.2 показан механизм шарнирного четырехзвенника, состоящего из трех подвижных звеньев 1, 2, 3 и одного неподвижного звена 4. Звено 1 , со­единенное со стойкой, может совершать полный оборот и носит название кри­вошипа. Такой шарнирный четырехзвенник, имеющий в своем составе один кривошип и одно коромысло называется кривошипно-коромысловым меха­низмом , где вращательное движение кривошипа посредством шатуна преобразуется в качательное движение коромысла. Если кривошип и шатун вытянуты в одну линию, то коромысло займет крайнее правое положение, а при наложении друг на друга – левое.

    Рис. 1.2 Механизм шарнирного четырехзвенника

    Примером такого механизма является механизм представленный на Рис.1.3 , где звено 1 – кривошип (входное звено), звено 2 – шатун, звено 3 – ко­ромысло. Точка M S двигаясь по кривой описывает траекторию . Одни траектории могут быть воспроизведены рычажными механизмами теоретически точно, другие – приближенно, с достаточной для практики степе­нью точности.

    Рассматриваемый механизм, называемый симметричным механизмом Чебышева, часто применяют в качестве кругового направляющего механизма, у которого АВ = ВС = ВМ = 1. При указанных соотношениях

    Рис. 1.3 Кривошипно-коромысловый механизм

    точка М шатуна АВ описывает траекторию, симметричную относительно оси n - п . Угол наклона оси симметрии к линии центров СО определяется: ÐМСО = π – Ω / 2. Часть траектории точки М является дугой окружности радиуса О 1 М, что может быть использовано в механизмах с остановкой выходного звена.

    Другим примером четырехзвенника является широко распро­страненный в технике кривошипно-ползунный механизм (Рис. 1.4 ).

    Рис. 1.4 Кривошипно-ползунный механизм

    В этом механизме вместо коромысла устанавливается ползун, движущийся в непод­вижной направляющей. Этот кривошипно-шатунный механизм применяют в поршневых двигателях, насосах, компрессорах и т.д. Если эксцентриситет е равен нулю, то получим центральный кривошипно-ползунный механизм или аксиальный. При е не равном нулю кривошипно-ползунный механизм называ­ется нецентральным или дезаксиальным. Здесь вращение кривошипа ОА через шатун АВ преобразуется в возвратно-поступательное движение ползуна. Есте­ственно крайние положения ползуна, будут при расположении кривошипа и шатуна в одну линию.

    Если в рассмотренном механизме заменить неподвиж­ную направляющую на подвижную, которая называется кулисой, то получим четырехзвенный кулисный механизм с кулисным камнем. Примером такого механизма может слу­жить кулисный механизм строгального станка (Рис.1.5 ). Кривошип 1 , враща­ясь вокруг оси, через кулисный камень 2 заставляет кулису 3 совершать качательное движение. При этом кулисный камень относительно кулисы движется возвратно-поступательно.

    Рис. 1.5 Четырехзвенный кулисный механизм

    Крайние положения кулисы будут при перпендикулярном расположении к ней кривошипа. Построить такие положения просто: изображается окружность радиусом равным длине кривошипа (траектория движения точки А ), и проводятся касательные из оси вращения кулисы.

    Таким образом звенья могут совершать поступательное , вращательное или сложное движения.