Системы и программы начальной школы. Школьный гид Программа школа 2100 авторы программы

ваши вопросы

Отвечаем на популярные вопросы

На Ваши вопросы отвечает методист Международной Образовательной Компании Хайлайт

    Все зависит от того, какой уровень языка Вы хотите получить. Если необходим базовый, то 1 курс (не интенсив) занимает 6-9 месяцев. Возможно дольше, если необходимо обучение чтению. Всего же уровней 7, каждый занимает 6-9 месяцев соответственно. Процесс можно ускорить, выполняя все рекомендации преподавателя, используя интернет ресурсы, дополнительно читая художественную литературу, смотря фильмы в оригинале, общаясь с носителями языка.

    Волшебной пилюли, к сожалению, нет. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы. Несомненно, погружение в языковую среду - один из самых эффективных методов, особенно если за плечами есть определенный уровень знаний, полученный в учебных аудиториях.

    Вряд ли можно говорить о полном отсутствии способностей, т.к. свой родной язык, Вы, в свое время, освоили. Возможно, существует размытость задач для изучения иностранного языка. Нужно определиться, какая цель у Вас: бытовой уровень для общения в поездках, сдача международных экзаменов, обучение в ВУЗе или работа, т.е. сформулировать для себя, что в конечном итоге Вы хотите получить. Как только появится цель, легче будет оценивать результат, например сдать Международный экзамен и получить Независимую экспертизу Ваших знаний.

    И у группового и у индивидуального метода есть свои плюсы и минусы. В группе у Вас есть "условная" языковая среда, Вы общаетесь не только с преподавателем, но и с остальными студентами, воспринимая язык во всех его проявлениях. Есть возможность равняться на более сильных студентов, или, оказав помощь слабым студентам, еще лучше разобраться в предмете. Занимаясь индивидуально, Вы полностью получаете внимание преподавателя и можете работать в своем индивидуальном темпе. Выбор может зависеть и от Ваших личностных качеств: интроверт, возможно, более склонен к индивидуальным занятиям, экстраверт к групповым. Также, нельзя не учитывать вопрос цены - индивидуальные занятия стоят дороже.

    Все зависит от того, насколько быстро Вы хотите освоить программу. Один из стандартных, проверенных временем подходов - 2 раза в неделю с преподавателем и желательно каждодневно самостоятельно. Наша память так устроена, что не повторив вновь изученное в ближайшие 48 часов, мы склонны это забывать. Таким образом, необходимо заниматься самостоятельно, выполняя рекомендации преподавателя,и дополнительно, используя интернет ресурсы, читая художественную литературу, слушая англоязычных исполнителей, смотря фильмы в оригинале, общаясь с носителями языка. Процесс сходен с тем, как мы делаем зарядку каждый день, поддерживая физическую форму. Если ее не делать, физическая форма теряется.Также теряется и язык, если его не поддерживать. Желательно, делать это в удовольствие, например, включив радио или ТВ программу на английском языке фоном, или выбрав книгу на английском языке по своему вкусу.

    В нашей школе обучение ведется с трех лет. Метод обучения детей такого возраста, конечно же, отличается от методов преподавания более старшим детям, так как в основе лежит интуитивный, а не когнитивный подход, работают те же принципы как при обучении родному языку, когда мы еще не умеем ни читать, ни писать. Основной формой является - игра, являющаяся основной деятельностью детей данного возраста. И как говорят эксперты Кембриджской языковой экспертизы: "Знания, полученные в раннем детстве, остаются с нами на всю жизнь".

(ФГОС НОО 2009г.)

Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы:
- Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
- Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
- Информатика. Автор Горячев А.В.
- Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Риторика. Автор Ладыженская Т.А.

Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования . По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему , которая:
во-первых, была бы системой развивающего образования , готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
во-вторых, была бы доступна массовой школе , не требовала бы от учителей переучиваться заново;
в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования .

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения , которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.

Воспитательные принципы программы: - социальной активности; - социального творчества; - взаимодействия личности и коллектива; - развивающего воспитания; - мотивированности; - индивидуализации; - целостности воспитательного процесса; - единства воспитательной среды; - опоры на ведущую деятельность.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.

Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.

«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».


В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

Информатика и ИКТ (3-4 классы).


- Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.


- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.

Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).


Учебники «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.


В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).


Программа «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники курса не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.


В 2010 году комплект учебников «Школа 2100 » для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100». Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

Особенности ОС «Школа 2100»:

- Системность . Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

- Непрерывность . «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.


- Преемственность . Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.


Главная цель программы «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.


Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.


Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.


Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

На данный момент в школах Украины и России кроме традиционной классно-урочной системы для обучения используются разные образовательные системы обучения: школа 2100, Занкова, интеллект Украины, Эльконина-Давыдова и другие. В общеобразовательных школах России сейчас все чаще встречается система обучения «Школа 2100». Многие родители, не имеющие педагогическое образование, не сразу могут понять особенности обучения по новой программе «Школа 2100», поэтому в этой статье разберем, что это такое подробнее: цель, основные принципы и возникающие трудности.

Что такое «школа 2100»?

Образовательная система обучения Школа 2100 – это распространенная на территории России программа, направленная на повышение уровня общего среднего образования и охватывающая учреждения общего (детские сады, школы) и дополнительного образования. Эта программа создана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и уже больше 20 лет используется в школах всей страны.

Целью «Школа 2100» является воспитание подрастающего поколения (детей) , уверенными в своих силах, умеющими и быть ответственными, т.е. максимально подготовленными к сложностям современной жизни.

Принципы построения обучения:

  1. Системность : обучение по программе «Школа 2100» охватывает детский сад, начальную, основную и старшую школу, т.е. с трехлетнего возраста и до самого выпуска из общеобразовательной школы. На каждом следующем этапе обучения применяются одни и те же образовательные технологии, которые просто усложняются, а также используются учебники и пособия, построенные по единым принципам.
  2. Непрерывность : вся система образования состоит из предметных курсов, плавно перетекающих из одного в другой, обеспечивая постепенное совершенствование учащихся.
  3. Преемственность : предусмотрена единая организация обучения на всех этапах обучения и нет прерывания процесса обучения на их границах.

Психолого-дидактических принципы:

  • личностные: адаптации под конкретного ученика и его психологической комфортности;
  • культурно-ориентированные: создавать целостные знания в масштабах мира, формировать смысловое отношение ко всему и культуру как мировоззрение или как культурный стереотип;
  • деятельностные: обеспечить управляемый переход от деятельности в рамках учебы к деятельности в жизненной ситуации и от совместной деятельности к самостоятельной; опора на предшествующий опыт; формировать потребность в творчестве.

Принципы воспитания:

  • формировать социальную активность и творчество, с опорой на ведущую деятельность;
  • учить взаимодействовать с коллективом;
  • воспитание должно проходить в едином направлении в школе и дома.

Основные используемые технологии:

Особенностью программы «Школа 2100» является то, что опираясь на классическую модель обучения, успешно используются и современные достижения в области педагогики:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • проблемный диалог;
  • продуктивное чтение;
  • оценивание успехов в процессе учебы.

Учебники и учебные пособия программы «Школа 2100»

Все учебники, используемые при обучении, построены с учетом психологических особенностей возраста, на который они рассчитаны. Но при их составлении использовался важный для развивающего образования принцип «минимакса»: учебный материал предложен по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму, то есть стандарт. Таким образом, каждый ребенок берет столько, сколько он может, но это не всегда реализуется, так как по привычке требуется выучить все, что не всегда возможно.

Несмотря на то, что «Школа 2100» существует уже достаточно давно, постоянно развивается и совершенствуется, но она сохраняет свою целостную структуру и использование основных принципов обучения.