PR в мифологии Древнего Китая. Коммуникативные средства создания образов и символов

기린 , 麒麟 ) - мифическое существо, известное в китайской и других культурах Восточной Азии. Его иногда включают в перечень четырёх благородных животных наряду с китайскими драконом , фениксом и черепахой - вместо тигра .

Описание

Эволюция образа

Впервые упоминание о нём мы находим у Конфуция , а его каменные изображения появляются в период Поздняя Хань . В источниках того времени цилинь описывается как животное напоминающее оленя (вола) с одним рогом, заканчивающимся мягкой шишкой, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше 3 метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке. Более того, ступая по траве, цилинь не приминал её. Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым версиям цилинь может даже ходить по воде и летать. Продолжительность жизни животного согласно мифам около 3 тысяч лет. Высеченный на надгробиях цилинь должен охранять их от злых духов, а также провожать умерших на небеса.

Однако с течением времени цилинь меняет своё обличье и функции. Так склеп императора Вэнь-ди украшен двумя цилинями в виде единорогов с сильным телом льва и чётко очерченными крыльями. Символизировавший мир и спокойствие цилинь приобрёл черты носителя власти и силы.

В 76-88 годах (династия Хань) дворцовая летопись упоминает 51 случай появления цилиня .

В фэн-шуй

В фэн-шуй символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Рекомендуется использовать изображения или статуэтки цилиня женщинам, желающим иметь ребёнка. Талисман должен быть обращен к выходу из помещения.

Цель талисмана

Ци Линь символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда его называют конем дракона. Он обладает мягкостью, добротой и благожелательностью по отношению ко всем живым созданиям. Называют Ци Линя также единорогом, хотя его изображение в китайской традиции совсем не похоже на привычный образ его западноевропейского «тезки». Однако китайский единорог тоже несет в себе доброе мистическое предзнаменование. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления выдающегося руководителя или когда рождается великий мудрец. К талисману обращаются, когда необходимо поспособствовать успехам детей. Фэн-шуй рекомендует использовать изображения или статуэтки Ци Линя женщинам, желающим иметь ребенка. Но основная функция талисмана в практике фэн-шуй - это устранение негативного влияния и привлечение богатства.

При размещении талисмана внутри квартиры соблюдается единственное требование: он должен быть обращен к выходу из помещения. Считается, что этим символом можно пользоваться не более одного года.

Активизация талисмана

Этот талисман настолько сильный, что для его плодотворной работы не нужно совершать никаких манипуляций. Однако он «любит» слушать народные песни и сказки - от этого он становится еще добрее к своим владельцам.

Легенда гласит

В различных преданиях Ци Линь может служить даосским мудрецам животным для верховой езды, приносить с неба необыкновенных детей. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением Ци Линя отмечены рождение и смерть Конфуция. В легендах Китая есть также упоминание о Ци Лине в связи с некоторыми важными для истории страны событиями. Так, однажды, пять тысяч лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился Ци Линь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый, зеленый цвет. Ци Линь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда Ци Линь повернулся, чтобы уйти, император увидел на его спине магические знаки, которые он скопировал. Так появился первый письменный язык Китая.

Рассказ мастера Фэн-Шуй

Само слово «ци линь» истолковывается как соединение двух понятий: «ци» - это мужское начало Ян, движущая сила, энергия творения, и «линь» - женское начало Инь. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост и коровьи копыта. Он покрыт чешуей и панцирем. По преданию - это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло.

Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Конфуция, а его изображения появляются в эпоху династии Позднего Хань (25-220 гг. н.э.).

Около тысячи двухсот лет тому назад Ци Линь «эмигрировал» в Японию под именем «Кирин», имеющим и в мифологии, и в фэн-шуй сходное значение.

Цилинь – это один из многих чудо-зверей китайской мифологии и фэн шуй. Но это не просто зверь, а главный зверь из 360 животных, проживающих на суше. Он настолько важен, что иногда его вместо тигра включают в четверку основных в фен шуй животных – дракона, тигра, черепахи и феникса.

Цилинь – это вымышленное, фантазийное животное, а раз нет определенного «образца» этого животного, то есть множество различных его описаний и представлений. Одно из древних описаний таково: У Цилиня несколько рогов, зелено-голубая чешуйчатая кожа, тело с копытами оленя или коня, голова дракона и хвост медведя. Лично я никогда не обращал внимания, какой у медведя хвост и есть ли он вообще, а вот на рога всегда обращаю внимание. Что значит несколько рогов? Это значит, что их может быть и один и два и три и четыре.

Согласно мифологии, Цилинь живет не менее 2000 лет и увидеть его дано только избранным. Раз его почти никто не видел, то изображать его можно очень по-разному, ведь никто не докажет, что Цилинь выглядит иначе. В европейской мифологии тоже есть подобное животное – единорог, может быть поэтому в настоящее время Цилиня изображают чаще всего с одним рогом. В фен шуй Цилинь символизирует долголетие, благополучие и защиту.

На первом фото изображен Цилинь, стоящий в летнем императорском дворце в Пекине, а на втором фото изображен Цилинь, которого я сфотографировал в Гонконге. В Гонконге Цилиня два и стоят они в одном очень хорошем и красивом месте – в специально созданном Минтане, в центре которого прудик с фонтанами, позади – стена 9 драконов, по бокам – здания, а спереди стоят два Цилиня, охраняя Ци Минтана и защищая здания от расположенного напротив, через улицу, офиса полицейского управления. Посмотрите на них – они ведь одинаковые, как будто они близнецы. Ниже показан Гонконгский Цилинь с другого ракурса.

Действительно, голова дракона, копыта оленя или коня, чешуйчатая кожа, два рога, а вот медвежий хвост на фото не определяется. В следующий раз буду в Гонконге, специально пойду и проверю наличие медвежьего хвоста. А еще Цилиня отличаю два длинных уса, как у сома.

Китай страна большая, с древней историей и в разные периоды истории встречаются разные описания Цилиня. Считается, что первые каменные изображения Цилиня появились во времена династии Хань, в начале нашей эры. В источниках того времени Цилинь описывается как животное, туловище которого напоминает туловище оленя, он с одним рогом, заканчивающимся мягкой шишкой, с лошадиными копытами, коровьим хвостом и ростом выше 3-х метров. Это описание несколько отличается от предыдущего. Коровий хвост у Цилиня или медвежий может быть, не так важно, а вот два рога или один – это очень заметное отличие.

Несмотря на свой большой рост, а значит и большой вес, это животное могло ходить по воде и даже летать. Передвигаясь, Цилинь не приминал траву, не давил живых тварей и не ел живых тварей, он питался какими-то чудесными злаками. Во время династии Хань считалось, что продолжительность жизни Цилиня около 3000 лет. Это значит, что возможно, некоторые пожилые особи этого животного сохранились до нашего времени, но ведь увидеть их дано не каждому…

С течением времени меняются и функции животного. Постепенно он становится охранителем от злых духов и энергий, он стал провожать умерших на небеса и приносить на спине долгожданных наследников мужского пола, он стал носителем силы и власти, стал символизировать мир и спокойствие. Это было, а может быть и есть, умное животное, способное различать добро и зло, поэтому постепенно Цилиню стали приписывать обязанности охранять от всего плохого и приносить все хорошее.

Стал меняться внешний облик и размеры животного. Сделать изображение такого большого животного и поставить его на охрану дворца мог только император, а как быть простым людям, ведь им тоже нужно защищаться от злых духов. Видимо поэтому, Цилиня стали изображать значительно меньшим по размеру, длинный рог заменили на короткий, а в большинстве случаев стали изображать не рог с шишкой, а одну, едва различимую на лбу шишку. Стали озображать Цилиня с оленьими рогами и львиным хвостом. В изображениях того времени можно встретить Цилиня с телом льва, а раз он умеет летать, то ему стали «приделывать» крылья. Позднее стали изображать Цилиня-самца и Цилиня-самку и даже чешую стали красить в пять цветов, в соответствии с пятью элементами фен шуй. В общем, древнего и позднего Цилиней стала роднить только голова дракона и тело, покрытое чешуей. Произошло можно сказать, вырождение вида.

Вот еще изображение Цилиня, «живущего» в монастыре Шаолинь.

А вот фото Цилиней из моей коллекции фотографий:

               

Рогов у них нет, но чешуя, шишка на лбу и усы позволяют говорить, что это именно Цилини, а не другие звери.

Множество отличающихся деталями описаний и изображений животного привело к тому, что его стало трудно отличить от множества других вымышленных животных, присутствующих в китайской мифологии и фен шуй. В настоящее время Цилиня даже называть стали другим именем. Принято считать, что когда Цилинь перелетел в Японию и стал там очень популярен (это было около 1200 лет назад), то там его стали называть Кирином. Именно это имя – Кирин часто используется в России, но мы ведь не в Японии и говорим о китайской науке фен шуй, поэтому я буду называть Цилиня Цилинем, а не Кирином. Кстати сказать, после перелета в Японию, появились изображения Цилиня с телом пятнистого оленя и большим пышным хвостом.

В наше время в фен шуй Цилиня используют в основном, для защиты от влияния внешних негативных форм (таких как острый угол соседнего здания, полицейский участок, больница, заводская труба или прямая дорога), от злых духов, т.е. от энергии Ша и для охраны мест скопления хорошей энергии. Естественно, что ставить Цилиня следует мордой в сторону источника негативной энергии. Ставят Цилиней и внутри квартиры, например на подоконник, мордой на улицу, или вне дома, перед входом. Причем ставят как одну особь, так и пару особей, при этом мужская и женская особь не отличаются внешне друг от друга, но их можно отличить, потому что мужская особь придавливает правой лапой шар, а женская особь придавливает левой лапой детеныша. Мужскую особь ставят справа от входа, если смотреть на вход, а женскую особь слева от входа.

Есть мнение, что, отражая негативную энергию, Цилинь все-таки «принимает» часть этой энергии на себя и фигурку Цилиня нужно периодически очищать, смывая с него накопившуюся негативную энергию. Если фигурка домашняя, маленькая, то рекомендуется подержать ее несколько минут под проточной холодной водой. Периодичность этой процедуры зависит от вредности работы Цилиня и варьируется от одной недели до полугода. Если большой Цилинь стоит на улице, то ветер и дожди очищают его естественным образом, но в засушливую погоду можно окатить его водой из ведра, ему это понравится.

В древнекитайской мифологии чудесный зверь — единорог. По аналогии с фэн-хуан , цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци — «самец-единорог» и линь — «самка». Существуют различные описания цилиня , отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаич. принципу уподобления отд. частей цилиня частям тела реальных животных: у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по др. версиям — бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зеленые цилини ). Когда цилинь идет по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки; он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По нек-рым представлениям, цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями (см. Бай-лу) как их своеобразный вожак. считался главным из всех зверей (наряду с фэн-хуаном — главным среди птиц). Отлич. признаком цилиня является его неострый рог, к-рым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают цилиня как воплощение морально-этической категории — жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у цилиня одного рога: по одним — это символ объединения страны в единое гос-во, по др.— символ единовластия государя.

В даос. преданиях на белых цилинях ездят бессмертные (сянь ), свита Си-ван-му . В древности существовало много легенд о появлении и поимке цилиня — и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами «поймали линя », вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Считалось, что появление цилиня несло с собой умиротворенность и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно «Ши и цзи» («Записи о забытом», ок. VI в.), рождению Конфуция предшествовало появление цилиня , к-рый исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение нек-рых царств). В нар. верованиях цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба цилинь приносит сына — традиц. сюжет благопожелательных лубков (нянь хуа), нар. вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе япон. ученого Идзуси Ёсихико, образ цилиня развился на основе представлений об олене.

Источники:
Ду Эр-вэй. Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона). Тайбэй, 1971, с. 41-72.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 702.

Ци линь символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда его называют конем дракона. Он обладает мягкостью, добротой и благожелательностью по отношению ко всем живым созданиям. Называют Ци Линя также единорогом, хотя его изображение в китайской традиции совсем не похоже на привычный образ его западноевропейского «тезки». Однако китайский единорог тоже несет в себе доброе мистическое предзнаменование. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления выдающегося руководителя или когда рождается великий мудрец.

К талисману обращаются, когда необходимо поспособствовать успехам детей. Фэн-шуй рекомендует использовать изображения или статуэтки Ци Линя женщинам, желающим иметь ребенка.

Но основная функция талисмана в практике фэн-шуй — это устранение негативного влияния и привлечение богатства.

При размешении талисмана внутри квартиры соблюдается единственное требование:

  • он должен быть обращен к выходу из помещения.

Считается, что этим символом можно пользоваться не более одного года.

Активизация Ци Линя.

Этот талисман настолько сильный, что для его плодотворной работы не нужно совершать никаких манипуляций. Однако он «любит» слушать народные песни и сказки — от этого он становится еще добрее к своим владельцам.

Легенда гласит

В различных преданиях Ци линь может служить даосским мудрецам животным для верховой езды, приносить с неба необыкновенных детей. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением Ци Линя отмечены рождение и смерть Конфуция.

В легендах Китая есть также упоминание о Ци Лине в связи с некоторыми важными для истории страны событиями. Так, однажды, пять тысяч лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился Ци Линь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый, зеленый цвет. Ци Линь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда Ци Линь повернулся, чтобы уйти, император увидел на его спине магические знаки, которые он скопировал. Так появился первый письменный язык Китая.

Рассказ мастера Фэн-Шуй

Само слово «ци-линь» истолковывается как соединение двух понятий: «ци» — это мужское начало Ян, движущая сила, энергия творения, и «линь» — женское начало Инь. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост и коровьи копыта. Он покрыт чешуей и панцирем. По преданию — это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло.

Продолжительность жизни животного исчислялась, по преданию, тремя тысячами лет.

Впервые упоминание о нем в Китае мы находим у Конфуция, а его изображения появляются в эпоху династии Позднего Хань (25-220 гг. н.э.)