Понятие общества. Системный подход к анализу общества. В чем заключается сущность системного подхода к анализу общества? Системный подход общество как система

Гуманитарное обществоведение и системный подход

Последние 250 лет общественные науки живут под сенью Канта. Никакая критика, которой было немало за эти годы, не смогла поколебать этот монумент. В итоге мы имеем любопытный феномен: с одной стороны, незыблемость кантовского авторитета и его концепции человеческого общества, с другой стороны, современное правоведение просто уклоняется от понятия общества, несмотря на то, что право признается социальным явлением.

Кантовское понятие об обществе лежит краеугольным камнем в фундаменте наук "о духе". По Канту, человеческое общество является результатом разумной деятельности людей, обладающих свободной волей, которой они распоряжаются, руководствуясь ценностями.

Свобода воли

Вопрос о свободе воли является одним из центральных вопросом христианства. На него завязываются понятия предопределения, греха и др. Ведь, если Бог всемогущ и всеведущ, то все происходящее в мире, в том числе действия человека, происходит с его ведома, и человек, соответственно, не может нести ответственность за свои поступки. А если человек обладает свободой воли, то, значит, Бог не всемогущ. История западноевропейского христианства – это история интерпретации вопроса о свободе воли. Спиноза считал, что "свобода воли не существует ни у человека, ни у Бога. Бог с необходимостью творит тот мир, который в действительности существует, и никакой другой мир невозможен". Лейбниц также отрицал свободу воли человека и Бога: "Бог творит лучший из возможных миров".

Не удивительно, что Кант наличие свободной воли, причем абсолютной, признал только у человека, поскольку он обладает разумом, который есть постоянное условие всех произвольных актов, в которых проявляется человек. Венец мироздания не может не обладать чудесными качествами, носящими абсолютный характер.

Действительно, при поверхностном взгляде, наш непосредственный опыт обладания свободой дает основания думать, что и жизнь человека определяется постоянным, происходящим каждую минуту свободным разумным выбором решения из множества вариантов (одна из любимых тем экзистенциалистов). Но это только на первый взгляд.

Эмиль Дюркгейм считал, что социальные факты объективированы вовне и не только ведут свое независимое от индивидов существование, но и принудительно воздействуют на них. "Когда я действую как брат, супруг, или гражданин, - пишет Дюркгейм, - тогда я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их существование, последние остаются все-таки объективными, так как не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием". Сергей Довлатов сказал по этому поводу: "Вся моя жизнь состояла из случайностей, складывающихся с железной закономерностью".

На самом деле, возможность в любой момент времени совершить поступок произвольно и непредсказуемо у человека есть, а свободы воли, в кантовском смысле, нет. И разгадка этого парадокса в Законе больших чисел. Человек не то что в течение жизни, а в течение каждого дня производит огромное количество социально значимых действий, начиная с фразы "Доброе утро", одевания и причесывания. И позволить себе отклониться от социальных норм, действующих на данный момент времени в данном месте, можно только в очень незначительных количествах. И обеспечивается общеобязательность социальных норм сильнейшим и дифференцированным социальным давлением – от признания чудаком, упрека или молчаливого порицания до изоляции в учреждении для содержания умалишенных, тюремного заключения или смертной казни.

Ценности

Кантовская свобода воли реализуется не случайным образом, а в соответствии с ценностями. От "ценностей" не смогли избавиться даже сторонники научного подхода к социальным явлениям. По Максу Веберу, основателю "понимающей" социологии, сознательные установки субъекта на ценности (моральные, политические, эстетические, религиозные) определяют содержание и направленность его поведения и деятельности, "свойственное эпохе направление интереса". Даже позитивист и безжалостный критик спекулятивной метафизики Г.Ф. Шершеневич пишет: "Условие общежития составляют не только следствие слепых сил природы, но и произведение человеческой воли… Вот почему в общественных науках, и особенно в государственных и юридических, к двум задачам естествознания (познать и объяснить –А.Н.) присоединяется третья задача: оценка тех правил общежития, которые действуют в жизни". У Питирима Сорокина ценность является одним из важнейших понятий, при помощи которого объясняется поведение индивидов и групп.

Ценности являются очень важным критерием в метафизическом понимании социальных процессов, а ценностный подход считается главным отличием гуманитарных наук от естественных.

Каждый человек обладает представлениями о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Они зависят от многих факторов – этнической и социальной принадлежности индивида, его возрастной группы, культурного и интеллектуального уровней и т.д. Исследуя процесс выработки этих представлений и их влияние на поведение человека, современная психология оперирует понятием установки. Леон Фестингер (1964 г.), Аллан Уикер (1969 г.) и другие психологи на основе результатов многочисленных экспериментов доказали, что установки человека являются следствием его социального взаимодействия с окружением, а не наоборот. В социальной психологии этот эффект получил название "Феномен "Установки – следствие поведения".

Концепцию социальной природы психики человека разрабатывали также Л.С.Выготский и Ж.Пиаже.

Личность человека формируется социальной средой. Индивидуальные особенности характера и уровень интеллекта определяют путь и уровень социализации индивида в обществе, но не его этические представления. Социальные нормы – правила общепринятого и ожидаемого поведения – предписывают "правильное" поведение, а уже практика социального взаимодействия формирует целостный комплекс индивидуальных морально-этических норм.

Можно говорить о том, что морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Объяснять социальные явления при помощи "ценностей" бессмысленно, так как последние сами являются продуктом социальных факторов.

Открытый социальными психологами феномен "Установки – следствие поведения" лишь на первый взгляд выглядит парадоксальным. Все встает на свои места, если представить, что общество является способом человеческого существования, вытекающим из самой его природы. Социальные нормы, стихийно складывающиеся в обществе как результат оптимизации многочисленных взаимодействий индивидов, посредством социального давления воздействуют на каждого человека и требуют от него определенного поведения. Из двух факторов, обусловливающих поведение человека – социального давления и внутренних установок – человеку подвластны только последние. Под воздействием социальной среды, в зависимости от способа и уровня социализации, на которые настроен индивид в силу своих индивидуальных особенностей, происходят выработка новых морально-этических установок (ценностей) и корректировка уже имеющихся.

Социология - позитивное обществоведение

Нельзя сказать, что в обществоведении не пытались прижиться общенаучные методологические принципы. Родилась даже специальная наука. Впервые термин "социология" придумал и применил Огюст Конт в "Курсе позитивной философии". Под социологией он разумел "социальную физику" – науку об обществе, построенную на методологии натуральной философии. Положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными домыслами о Боге, природе, духе, сознании, материи и других "первопричинах", а только опытом и наблюдением. Следует изучать не причины явлений, а их законы, то есть заменить слово "почему" словом "как". Конт был убежден, что обществом правят объективные законы, являющиеся продолжением законов природы. "Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Г. Спенсер ввел термин "суперорганический". Суперорганические явления - такие формы жизни, функционирование которых предполагает координированные действия многих индивидов. Спенсер придерживался организмической теории общества, уподобляя общество живому биологическому организму. Эмиль Дюркгейм разработал теорию социального реализма: социальные явления должны объясняться только социологическими факторами, а не индивидуальными или психическими (системный подход!). По отношению к отдельным людям социальные нормы существуют объективно, а социальные факты – проявление группового или массового сознания.

В 20-е годы XX века происходит становление неопозитивизма. Вырабатывается "стандартная концепция науки":

  • "социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и культурно-исторической;
  • методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;
  • субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;
  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
  • все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;
  • социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией"

Питирим Сорокин считал, что: а) Нет "наук о природе" и "наук о культуре". Социология должна строиться по типу естественных наук; б) Социология должна изучать мир таким, каков он есть, всякое субъективное объяснение с позиций нравственных, моральных и других норм должно быть изгнано; в) Необходимо придерживаться принципа объективности: следует изучать только реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; г) Не должно быть умозрительных построений; д) Социальные явления не должны сводиться к какому-либо одному началу (принцип социологического плюрализма).

Но такой подход так и не стал общей методологией общественных наук. Возможно, потому, что стремление проникнуть именно в сущность вещей, даже вопреки здравому смыслу и практической пользе, вообще характерно для европейцев. Норбер Рулан приводит слова инуита (эскимоса), сказанные им этнологу К. Расмунсену: "Слишком много мыслей порождают лишь беспорядок… Мы, инуиты, не претендуем на то, чтобы дать ответ на все загадки. Мы повторяем древние истории так, как нам их рассказали, и теми словами, которые мы помним… Вы (западные люди) всегда хотите, чтобы сверхъестественные вещи имели какой-нибудь смысл, а мы не беспокоимся по этому поводу. Мы довольны тем, что мы этого не понимаем".

Человек общественный

Человек является социальным существом в гораздо большей степени, чем это принято считать в западноевропейской культуре.

Вообще четкой грани между организмической и коллективной формами жизни нет. Всякое высшее животное включает в состав своего организма огромное количество бактерий и микробов, жизненно ему необходимых. Клетки обладают многими, если не всеми свойствами живых организмов. Есть и более удивительные примеры: "Так, физалия ("португальский кораблик") представляет собой сложную структуру дифференцированных кишечно-полостных полипов, в которой отдельные особи претерпели различные видоизменения, чтобы служить целям питания, опоры, передвижения, выделения и воспроизведения колонии как целого".

Необходимо признать, что человеческое общество представляет собой феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида.

Этология (наука о поведении животных) показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с такими отношениями, как любовь, дружба и т.п. Высшим животным присущи такие чувства, как радость и печаль. Сообщества животных часто имеют иерархическую структуру со сложными внутренними взаимоотношениями. Структура состоит из социальных ролей, и особи проходят путь социализации. Г.Ф. Шершеневич не находит в таком положении вещей ничего унизительного для человека: "Если современная общественная жизнь людей оставила далеко за собою все то, что представляет сожительство животных, то не следует забывать, что это лишь результат долгого развития из таких зачаточных форм, которые ничем не отличаются от животного общежития. И такое сопоставление не только не унижает достоинство человека, но может служить предметом его гордости".

Общество. Системный подход

Человеческое общество представляет собой реально существующий (не в воображении) составной объект, компоненты которого (люди и социальные группы) обладают персональным недетерминированным поведением (т.н. "свобода воли") и находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Общество имеет свойство самоорганизации, то есть процесса спонтанного упорядочения за счёт внутренних факторов. Общество не сумма людей, из которых это общество состоит. Свойства общества нельзя выразить через свойства составляющих его людей.

Общество – это объективный и естественный природный феномен, способ жизни человека как биологического вида. Все процессы и явления, происходящие в обществе и с обществом, происходят естественным и необходимым путем.

Общество – это система:

Динамическая. Поведение больших групп людей всегда предсказуемо вследствие действия статистических законов (при достаточно большом количестве взаимодействующих индивидов). Если система в целом устойчива, то поведением отдельных людей можно пренебречь. Но если система неустойчива, то роль дестабилизирующих флуктуаций в ней будет играть непредсказуемое поведение отдельных людей (это к вопросу о революционной ситуации и роли личности в истории);

Сложноорганизованная. Устойчивость системы обратно пропорциональна энтропии, то есть чем сложнее организована система, чем значительнее неоднородность ее состава, тем система устойчивей;

Самоорганизующаяся. Это открытая система, способная сохранять энтропию на определенном уровне, то есть сохранять организованное состояние, несмотря на второй закон термодинамики. В состоянии нестабильности система устремляется к одному из устойчивых состояний;

Адаптивная. Обладает "запасом прочности", то есть в ответ на внешнее дестабилизирующее воздействие, если оно не превышает критического уровня, система способна перестраиваться, приходя к одному из устойчивых состояний, менее восприимчивому к этому внешнему воздействию;

Адаптирующая. Активно воздействуя на среду и другие системы, общество приводит их (в определенных пределах) к состоянию, более комфортному для его собственного существования;

Обладающая жизненным циклом. Социогенез аналогичен жизненному циклу биологического организма и имеет все характерные стадии, начиная с "рождения" и заканчивая "смертью". Развитие характеризуется увеличением числа элементов и усложнением структуры, деградация – упрощением структуры, выравниванием внутренней неоднородности.

Полиструктурная. Неоднородность общества не хаотична, а структурирована по многим параметрам;

Иерархичная. Структура общества всегда иерархична. Начиная с определенного уровня развития общественной системы, верхушка социальной иерархии начинает специализироваться исключительно на задачах управления, возникает в составе общества властный аппарат. Взаимодействие властного аппарата и общества в целом описывается кибернетическими законами Н.Винера и его последователей.

Мысленный эксперимент "Необитаемый остров"

Для уяснения, чем простая совокупность людей отличается от общества (социальной группы) можно поставить мысленный эксперимент. Основываясь на исторических прецедентах, культурном опыте, а также на достижениях психологии, социологии, социальной психологии, мы можем вполне достоверно себе представить, что будет происходить с людьми, собранными случайно вместе и вынужденными в течение долгого времени жить совместно.

Предположим, что пассажиры большого морского судна, потерпев кораблекрушение, высадились на необитаемом острове. Предположим также, что природа на этом острове благоприятна и изобильна на продукты питания. Количество пассажиров и их разнообразие по полу, возрасту и профессиональным навыкам позволяет им образовать жизнеспособную колонию и прожить на острове в течение многих лет. Связи с внешним миром нет - XIX век. Предположим, что национальный и культурный состав максимально разнообразен – европейцы, латиноамериканцы, австралийские аборигены, массаи, пигмеи, эвенки и т.д. То есть у них изначально минимум общих культурных и социальных норм.

Состав людей, высадившихся на острове, случаен. Связей между собой прежде они не имели. В первое время после высадки они образуют простую совокупность.

Через какое-то время колония превратится в полноценное общество. Внутри колонии распределятся социальные роли, выделятся лидеры, элита и подонки. Возникнут определенные правила поведения. По мере разрастания колонии и необходимости решения общих задач, образуется аппарат управления с системой легитимации власти. Какая-то часть социальных норм будет обеспечиваться этим властным аппаратом. Для воздействия на несознательных членов этого общества возникнет система принуждения.

Чем будет отличаться эта колония от нее же в первые часы после высадки? Все члены этого общества дифференцированы и играют каждый свою социальную роль. Общество будет структурировано и иерархично.

Организация этого общества сложилась стихийно и поддерживается в стабильном состоянии. И все это будет происходить не по чьей-то воле и разумению.

Какая причина заставляет людей самоорганизовываться и поддерживать организованное состояние? Если мы измерим, взвесим, протестируем, проинтервьюируем каждого члена этой колонии – мы не найдем ответ. Возникновение этого порядка и необходимость его поддержания сами люди будут объяснять легендами (эпос).

При достаточной разработке этого мысленного эксперимента с опорой на здравый смысл, историю человечества и современные достижения социологии (закономерности поведения социальных групп) и социальной психологии (механизмы возникновения социальных норм) можно создать вполне достоверную модель процесса формирования общества, возникновения правовых норм и правовой системы, возникновения и развития государства.

Выводы

Понятие об обществе имеет принципиальное значение для правоведения.

Сегодня можно и нужно отказаться от канто-гегелевской спекулятивной метафизической философии и дать научное понятие общества.

Свободы воли нет. По крайней мере, в том смысле, который в нее вкладывал Кант. Человек не Homo Sapiens , а Homo P ublicus – человек общественный. Поведение человека в подавляющей степени социально обусловлено.

Морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Общество ни в коем случае не является результатом свободного, осознанного и целенаправленного поведения людей. Наоборот, общество - феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида. Общество – объективное явление, вполне доступное научному исследованию и созданию адекватных моделей.

Одно из противоречий, вызывающих неизменный интерес социологов, – это противоречие между желанием человека быть независимым, автономным по отношению к обществу и неспособностью и невозможностью жить вне общества. Желание человека выделиться, обрести неповторимые качества естественно. В то же время это невозможно сделать вне общества. Ситуация одиночества для человека не менее страшна, чем потеря своей личности.

В вопросе – почему люди живут вместе – заключается первый узел проблемы. Второй вопрос вытекает из первого: если люди хотят жить вместе, что поддерживает их совместную жизнь, выступает основанием для интеграции? Различные социологические концепции предлагают свой подход к пониманию обозначенных проблем и вопросов. Однако в любом случае это требует рассмотрения общества в целом, что соответствует системному подходу. Он позволяет взглянуть на общество извне, с внешних позиций и представить его как целостность.

Прежде чем обратиться к различным вариантам системного видения социальной жизни, рассмотрим понятие и типы социальных систем, а также основные принципы системного анализа.

Понятие системы было перенесено из естественных наук. Этимологически оно означает «целое», «ассамблея». Первая интерпретация понятия связана с простыми, суммативными системами. Общество определяется как сумма взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, отношения между которыми могут изменяться, переходить в новое качество.

Второй подход предполагает рассмотрение системы не просто как суммы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и как целостного образования, имеющего особые качества, которые возникают при объединении элементов. Эти новые качества, которые не присущи элементам в отдельности, получили название эмерджентных . Иногда это качество системы называют синергетическим эффектом. Под это определение попадают целостные, или холические, системы.

Человек – это сложная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих клеток и органов. Системным качеством человека является жизнь. Общество подобно человеку. Системным качеством общества является социальная жизнь.

Системы могут рассматриваться в единстве их изменчивости и устойчивости, в статике и динамике. Характер соотношения изменчивости и устойчивости определяет тип системы. По этому признаку системы делятся на стабильные (относительно устойчивые) и динамичные (в них доминирует изменчивость).

Для того чтобы проанализировать системное качество общества, определить тип системы, необходимо соблюдать следующие принципы системного анализа :

    Учитывать целостность системы, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов.

    Описывать структурность, т. е. описывать систему через связи, взаимодействия, взаимоупорядоченность ее элементов.

    Рассматривать взаимозависимость системы и внешней среды (общество «встроено» в большую по масштабам метасистему, испытывает ее влияние).

    Учитывать иерархичность, что означает отношения соподчинения между элементами системы.

    Функциональность – требование выявления функций системы в целом и ее отдельных элементов.

    Принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование.

    Принцип историчности и цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии.

    Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их флуктуации (взаимопереходов и взаимодействия). В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы.

    Принцип коммуникативности. Он заключается в том, что элементы системы могут составлять целостность только благодаря связям социально-информационного характера.

Исходя из названных универсальных принципов системного анализа, мы выделяем элементы социальной жизни, выявляем разнообразие связей, отношений между ними, определяем, является ли система суммативной или целостной. Если система целостна, то определяем ее системное качество и тип.

Системный подход выступает в качестве общенаучного. Принципы системного анализа были реализованы в различных социологических концепциях, предлагающих выделять различные элементы социальной жизни, по-разному выстраивать, подчеркивать те или иные детерминанты, факторы устойчивости общества.

На протяжении всей истории социологии предпринимаются попытки дать определение исходному понятию этой науки - "общество". Э. Дюркгейм рассматривал общество как органическое единство индивидов, основанное на коллективистских представлениях. Согласно М. Веберу, общество - это такое взаимодействие людей, которое, во-первых, осмыслено с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, учитывает влияние предпринимаемых действий и реакцию на них. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений, складывающаяся в процессе совместной деятельности людей.
Сходным образом интерпретируют общество многие современные ученые. Так, Т. Парсонс определяет общество как систему взаимоотношений между людьми на основе норм и ценностей. Т. Боттомор и С. Липсет понимают общество как совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах ряда институтов и организаций. По их мнению, именно социальные институты и организации обеспечивают устойчивость отношений между людьми, их коллективную деятельность, регулирование конфликтов и пр.
Очевидно, что все вышеприведенные определения объединяет подход к обществу как целостной системе взаимосвязанных элементов. Этот подход оперирует такими категориями, как система, социальная система, социальные отношения.
Под системой обычно понимают упорядоченную совокупность элементов, образующих определенную целостность. Природу любой системы определяют составляющие ее элементы и характер взаимосвязи между ними. В результате интеграции элементов система обретает качество, присущее ей как целому.
Социальная система - это целостное образование, элементами которого являются люди, группы, общности, институты, организации. Они объединяются в системы на основе производственно-экономических, политических и культурных связей. Внутри общества как социальной системы функционируют подсистемы - экономическая, политическая и культурная.
Устойчивые и постоянные взаимодействия между индивидами и социальными группами называют социальными отношениями.
Для любой социальной системы характерны следующие основные свойства:
1) наличие целей - внешних и внутренних, стратегических и оперативных, реалистических или утопических и т.д.;
2) наличие границы, обладающей протяженностью, той или иной степенью "прозрачности" или закрытости;
3) адаптация к среде, обеспечивающая её устойчивость и динамизм;
4) управление и самоуправление на основе определенного соотношения единоначалия и коллективизма.
Наиболее общие типы социальных систем можно выделить по двум основаниям - внутреннего порядка и отношений со средой. По первому основанию системы разделяются на мягкие и жесткие, по второму - на открытые и закрытые.
Мягкие и жесткие системы различаются в зависимости от политического устройства (тоталитарные, авторитарные и демократические), от экономических основ (доминирует общественная или частная собственность), по культурно-идеологическому признаку (единообразие и единомыслие в духовной сфере или плюрализм).
Советское общество относилось к типу жестких систем. В период перестройки начал интенсивно развиваться процесс его трансформации в общество противоположного типа - мягкое. Этот процесс сопровождается колоссальными издержками - олигархизацией и криминализацией необеспеченностью и бедностью значительной части населения.
Деление систем на открытые и закрытые в известной степени условно. Нет полностью открытых систем, как, впрочем, и полностью закрытых. Открытые системы обычно более развиты, чем относительно закрытые.
Советское общество было закрытой системой. Это проявлялось в фактическом отсутствии эмиграции и иммиграции, в ограничении обмена информацией и торговли. Вход и выход из системы находились под строгим контролем партийно-государственной номенклатуры.
Объективный процесс превращения закрытой системы в открытую имел для России противоречивые последствия. С одной стороны, появились возможности ускорить ее развитие путем интеграции в сообщество цивилизованных государств. С другой стороны, этот процесс обернулся для страны разграблением сырьевых ресурсов и культурных ценностей, оттоком валюты, ввозом пошлых кинокартин и порнографии, заметно снизивших уровень духовности населения.
Следовательно, уровень развития общества в сравнении со средой во многом определяет степень его открытости. Если этот уровень выше, то системе выгодно открыться, чтобы влиять на среду и использовать ее в своих целях. И, наоборот, если он по каким-то параметрам ниже, открытость системы может иметь разрушительные последствия для страны, ущемлять её национальные интересы.
В условиях глобализации социальные системы разных уровней становятся все более открытыми. Интеграционные процессы размывают национальные суверенитеты. Интенсифицируются трансграничные перемещения людей, капиталов, товаров, технологий, культурных образцов и практик независимо от их полезности или опасности для тех или иных государств. Мировое сообщество постепенно превращается в мировое общество.

На протяжении всей истории социологии предпринимаются попытки дать определение исходному понятию этой науки - «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как органическое единство индивидов, основанное на коллективистских представлениях. Общество, это уже М. Вебер, - это такое взаимодействие людей, которое, во-первых, осмыслено с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, учитывает влияние предпринимаемых действий и реакцию на них. К Маркс: общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений, складывающаяся в процессе совместной деятельности людей.

Сходным образом интерпретируют общество многие современные учёные. Так, Т. Парсонс определяет общество как систему взаимоотношений между людьми на основе норм и ценностей. Т. Боттомор и С. Липсет понимают общество как совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах ряда институтов и организаций. По их мнению, именно социальные институты и организации обеспечивают устойчивость отношений между людьми, их коллективную деятельность, регулирование конфликтов и пр.

Очевидно, что все вышеприведённые определения объединяет подход к обществу как целостной системе взаимосвязанных элементов. Этот подход оперирует такими категориями, как система, социальная система, социальные отношения.

Под системой обычно понимают упорядоченную совокупность элементов, образующих определённую целостность. Природу любой системы определяют составляющие её элементы и характер взаимосвязи между ними. В результате интеграции элементов система обретает качество, присущее ей как целому.

Социальная система - эго целостное образование, элементами которого являются люди, группы, общности, институты, организации. Они объединяются в системы на основе производственно-экономических, политических и культурных связей. Внутри общества как социальной системы функционируют подсистемы - экономическая, политическая и культурная.

Устойчивые и постоянные взаимодействия между индивидами и социальными группами называют социальными отношениями.

Для любой социальной системы характерны следующие основные свойства:

  • 1) наличие целей - внешних и внутренних, стратегических и оперативных, реалистических или утопических и т.д.;
  • 2) наличие границы, обладающей протяжённостью, той или иной степенью «прозрачности» или закрытости;
  • 3) адаптация к среде, обеспечивающая её устойчивость и динамизм;
  • 4) управление и самоуправление на основе определённого соотношения единоначалия и коллективизма.

Наиболее общие типы социальных систем можно выделить по двум основаниям - внутреннего порядка и отношений со средой. По первому основанию системы разделяются на мягкие и жёсткие по второму - на открытые и закрытые.

Мягкие и жёсткие системы различаются в зависимости от политического устройства (тоталитарные, авторитарные и демократические), от экономических основ (доминирует общественная или частная собственность), по культурно-идеологическому признаку (единообразие и единомыслие в духовной сфере или плюрализм).

Советское общество относилось к типу жёстких систем. В период перестройки начал интенсивно развиваться процесс его трансформации в общество противоположного типа - мягкое. Этот процесс сопровождался колоссальными издержками - оли- гархизацией и криминализацией, необеспеченностью и бедностью значительной части населения.

Деление систем - на открытые и закрытые - в известной степени условно. Нет полностью открытых систем, как, впрочем, и полностью закрытых. Открытые системы обычно более развиты, чем относительно закрытые.

Советское общество было закрытой системой. Это проявлялось в фактическом отсутствии эмиграции и иммиграции, в ограничении обмена информацией и торговли. Вход и выход из системы находились под строгим контролем партийно-государственной номенклатуры.

Объективный процесс превращения закрытой системы в открытую имел для России противоречивые последствия. С одной стороны, появились возможности ускорить её развитие путём интеграции в сообщество цивилизованных государств. С другой стороны, этот процесс обернулся для страны разграблением сырьевых ресурсов и культурных ценностей, оттоком валюты, ввозом пошлых кинокартин и порнографии, заметно снизивших уровень духовности населения.

Следовательно, уровень развития общества в сравнении со средой во многом определяет степень его открытости. Если этот уровень выше, то системе выгодно открыться, чтобы влиять на среду и использовать её в своих целях. И наоборот, если он по каким-то параметрам ниже, открытость системы может иметь разрушительные последствия для страны, ущемлять её национальные интересы.

В условиях глобализации социальные системы разных уровней становятся всё более открытыми. Интеграционные процессы размывают национальные суверенитеты. Интенсифицируются трансграничные перемещения людей, капиталов, товаров, технологий, культурных образцов и практик независимо от их полезности или опасности для тех или иных государств. Мировое сообщество постепенно превращается в мировое общество.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.