На этот раз все будет иначе — Восемь столетий финансового безрассудства. Россия против Швеции: восемь столетий войны Новгород держит удар

Кармен Рейнхарт, в девичестве Кастелланос, родилась 7 октября 1955-го в Гаване, Куба (Havana, Cuba), и прибыла в США 6 января 1966-го, вместе с матерью, отцом и тремя чемоданами. Первые годы после переезда они проживали в Пасадене, штат Калифорния (Pasadena, California), пока не обосновались в Южной Флориде (South Florida), где Кармен и выросла.

Когда семья переехала в Майами (Miami), Рейнхарт поступила в Майами-Дейд-колледж, из которого перевелась в Международный университет Флориды, где получила степень бакалавра в области экономики (с отличием) в 1975-м. Заручившись рекомендациями от своего преподавателя Петра Монтиеля, Рейнхарт в 1978-м была принята в аспирантуру Колумбийского Университета.



В 1988-м Рейнхарт вернулась в Колумбийский Университет, где заработала степень доктора философии. В 1990-х она сменила ряд должностей в Международном Валютном Фонде. С 2001-го по 2003-й Рейнхарт была заместителем директора в отделе исследований МВФ. Она работала в редколлегии многих периодических журналов, включая "American Economic Review", "Journal of International Economics", "International Journal of Central Banking". Рейнхарт попала в список "50 самых влиятельных людей" по версии журнала "Bloomberg Markets" в 2011-м и 2012-м.

Кармен написала и опубликовала множество работ на различные темы в области макроэкономики и международных финансов. Она освещала такие вопросы, как международные потоки капитала, контроль над движением капитала, инфляция и цены на сырьевые товары, банковские кризисы и кризисы суверенного долга, валютные крахи и т.д. Работы Рейнхарт появились в таких научных журналах, как "Quarterly Journal of Economics" и "Journal of Economic Perspectives", и были признаны в финансовом мире, в том числе получили одобрение журналов "The Economist" и "Newsweek" и газет "The Wall Street Journal" и "The Washington Post".

В ее книге "На этот раз все будет иначе. Восемь столетий безрассудства" ("This Time is Different: Eight Centuries of Financial Folly"), написанной в соавторстве с Кеннетом Рогоффом (Kenneth Rogoff), рассматривается поразительное сходство из повторяющихся взлетов и падений, характерных для финансовой истории.

В 2013-м Рейнхарт и Рогофф оказались в центре внимания после того, как ученые обнаружили, что совместный труд экономистов, "Рост во время долга" ("Growth in a Time of Debt"), имеет методологические и вычислительные ошибки. Главная троица критиков "Роста во время долга", включая Томаса Херндона (Thomas Herndon), в своем обзоре написала, что "недочеты кодирования, выборочное исключение имеющихся данных, а также нетрадиционное взвешивание сводной статистики привели к серьезным ошибкам, которые недостаточно точно представляют связь между государственным налогом и ВВП среди 20 стран с развитой экономикой в послевоенный период".

Рейнхарт – научный сотрудник Национального бюро экономических исследований и Центра исследований экономической политики, основной автор Интернет-портала VoxEU и член Совета по международным отношениям. Кроме того, Рейнхарт является членом Американской экономической ассоциации и Ассоциации по изучению кубинской экономики.

Кармен познакомилась со своим будущим мужем, Винсентом Рейнхартом (Vincent Reinhart), когда оба они учились в Колумбийском Университете. У пары есть один сын.


Самой знаменитой достопримечательностью города Пиза является его Башня. Известна она в первую очередь тем, что стоит не строго вертикально, а под наклоном от основной оси. Ведь если бы не этот изъян, то вряд ли бы многотысячные толпы туристов приезжали ежегодно, чтобы взглянуть на эту, ставшую мировой, «падающую» достопримечательность.

История строительства Пизанской башни

Начало закладки фундамента Пизанской башни по проекту итальянца Бонанно Пизано датировано 1173 годом. Работы велись в два этапа, перерыв между которыми составил почти 200 лет. Закончили это чудо архитектурного искусства в 1350-1360 годах.


Так почему наклонена Пизанская башня?

Все дело в глинистом грунте, за счет своих мягких свойств он склонен к проседанию фундамента. Также причиной наклона Пизанской башни в Италии являются грунтовые воды, которые протекали достаточно близко к поверхности в том месте, где велось строительство. Когда выяснился этот факт, прошел год после закладки фундамента, и уже был выстроен первый этаж, высота которого была 11 метров. Мастер Бонанно обнаружил отклонение от вертикали на четыре сантиметра. Перед архитекторами встала неподъёмная задача, и строительство было приостановлено.


Только к 1233 году у башни появились еще три этажа. Возведение сооружения велось очень медленно, никто не знал, как поведет себя строение с таким креном. В 1272 году городские власти смогли найти архитектора, который продолжил начатую работу. Этого человека звали Джованни ди Симоне. На момент, когда новый мастер приступил к работе, наклон Пизанской башни уже составил целых полметра. Из-за риска обрушения, выстроив всего один колоннадный этаж, Джованни отказался от продолжения строительства. И снова незавершенный проект заморозили.

В 1319 году, когда крен Пизанской башни уже составлял 92 сантиметра от вертикальной оси, снова был найден очередной архитектор Томазо ди Андреа, который взялся за этот тяжелый проект. Он соорудил следующий этаж, при этом отклонил постройку в противоположную сторону от крена на 11 сантиметров. После этого был построен еще один восьмой этаж, на котором был размещен колокол из бронзы. Но наклон колокольни никуда не делся, поэтому было принято решение об отмене строительства крыши и 4х ранее запланированных этажей.

Пизанская башня - описание.

Первоначальный проект колокольни Пизанского собора включал в себя 10 этажей с панорамными балконами и высоким первым этажом. Сама же звонница должна была быть отдельным 12 этажом с крышей. Предполагаемая высота Пизанской башни должна была составлять около 98 метров. На тот момент она должна была стать самым высоким зданием в городе Пиза.

Пизанская башня выстроена в форме цилиндра, полого внутри. Снаружи ее окружают огромные арки с высокими колоннами. Стены колокольни облицованы серым и белым известняком. Толщина нижних стен составляет около 5 метров, верхних около 3 метров. Площадь фундамента под башней - 285м², а давление на грунт всего строения - 497 кПа. Высота Пизанской башни 55 метров, это вполовину меньше первоначальной задумки.


Пизанская башня внутри.

Внутри башни находится спиральная лестница, в которой 294 ступени. В звоннице семь колоколов, каждый из них настроен на звучание музыкальных нот.

Самый первый был отлит в середине 13 века. Его нота соль-бемоль, а имя Паскверечча (Pasquereccia). Второй Терца (Terza) с нотой си-диез появился в 1473 году. Маленький Веспруччо (Vespruccio) с нотой ми выплавили в 1501 году. Крочифиссо (Crocifisso) с нотой до-диез сделал мастер Винченцо Посенти (Vincenzo Posenti), а в 1818 году он был переплавлен Гуаланди да Прато.

Даль Поцо (Dal Pozzo) - нота соль изготовили в 1606 году. Во время бомбардировки Второй Мировой войны он был разрушен. После войны его отреставрировали и отправили в музей. А на его месте в 2004 году появилась точная копия. Ассунта (Assunta) с нотой си — самый большой из семи колоколов, появился благодаря Джованни Пьетро Орланди. Последним звонницу пополнил Сан Раньери (нота ре-диез). Причем его неоднократно подвергали переплавке. В последний раз это было в 1735 году. Так как собор, к которому относится Пизанская колокольня, является действующим, то перед каждой мессой, а также в полдень все желающие могут услышать перезвон этих колоколов. Интересно, что в средние века колокола звонили не одновременно, а каждый в свой специально установленный литургический час.




Пизанская башня - интересные факты.

Каждый год всемирно известная башня наклонялась на 1 мм, поэтому местные власти постоянно реставрировали падающую Пизанскую башню, пытаясь остановить ее падение. Результатом уникальных работ, проведенных под колокольней и вокруг нее в 1990х и 2000х годах, стала остановка наклона. Башню даже немного выпрямили. На текущий момент наклон Пизанской башни оставляет всего 10%. В результате масштабных исследований в 2008 году ученые признали, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено.

Пизанская башня является достопримечательностью Италии и самым популярным местом в стране не только среди гостей города, но и у местных жителей. Неисчерпаемый поток туристов, которые хотят посмотреть и сфотографировать падающую Пизанскую башню в городе Пиза в Италии, постоянно заполняет площадь Чудес перед Пизанским собором.


Отсюда: http://chudesnyemesta.ru/pizanskaya-bashnya



Накануне Дня Киева, который по традиции отмечается в последний уик-энд мая, хотелось бы рассказать об одном из важнейших элементов символики украинской столицы – гербе города. Его истории более восьмисот лет!

Древний герб Киева известен еще со времен правления князя Владимира Мономаха – с начала XII века. Его чеканили на княжеских амулетах и многочисленных печатях Киевского княжества. На древнем гербе была изображена фигура Архангела Михаила с поднятым копьем в одной руке и «державой» (шар с крестом наверху) – в другой. И это было неслучайно. Летописцы утверждают, что во время крещения киевлян в небе появилось видение: Архангел Михаил, уничтожающий дьявола. С тех пор этот образ стал своеобразным патроном Киевской земли, символом ее защиты от врагов.

Когда Киев стал частью Великого княжества Литовского, городской герб претерпел ряд изменений. В частности, св. Михаил теперь изображался на красном щите – с опущенными мечом и ножнами. Согласно геральдическим традициям, такое изменение символизировало покорность городских воевод литовской власти.

Этим гербом киевляне пользовались два столетия, вплоть до второй половины XVII века, когда гетман Богдан Хмельницкий заключил договор с Россией, согласно которому Украина оказалась под российским протекторатом.

В 1672 году в «Титулярнике» русского царя Алексея Михайловича появляется иной вариант киевского герба: св. Михаил изображался со щитом и поднятым мечом. А в документах 1730 года фигура архангела помещалась уже на голубом фоне, символизирующем в геральдике духовность. Новая редакция герба, таким образом, подчеркивала, что Киев является старинным культурным и религиозным центром. В 1782 году этот вариант был утвержден императрицей Екатериной II в качестве официального герба Киева.

Еще одним атрибутом городской символики являлся арбалет-самострел со стрелой – киевляне называли его «куша». Самострел изображался на печати Киевского магистрата. Это обстоятельство впоследствии породило миф о том, будто бы «куша» – это и есть «самобытный» герб Киева, а изображение св. Михаила, дескать, было привнесено в герб города литовцами. Этот миф, живучий и поныне, не соответствует действительности. «Куша» никогда не была гербом Киева (изображения на печатях украинских городских магистратов часто не совпадали с гербами самих городов), а самое раннее дошедшее до нас изображение «куши» относится лишь к 1500-му году…

До 1782 года изображения фигуры св. Михаила и «куши» использовались параллельно: первое – как герб города, второе – на печати городского магистрата. Однако после упомянутого выше указа Екатерины ІІ изображение Архангела Михаила перешло и на городскую печать.

В 1856 году в Российской империи проводилась геральдическая реформа, в результате которой киевский герб был переоформлен по готическим канонам. Отныне на нем изображался св. Михаил, однако не в длинной, как прежде, а короткой одежде, и с нимбом вокруг непокрытой головы. В правой руке он держал «огненный» меч, в левой – щит. Герб увенчивался шапкой Мономаха (древним символом верховной власти), был обрамлен золотым венком и перевит Александровской лентой. Фон герба, как и прежде, оставался голубым.

В таком виде он просуществовал до 1917 года, когда последний русский император Николай ІІ отрекся от престола, и Украина начала борьбу за государственную независимость.
Одновременно с этим начались и разработки герба для Киева, который теперь уже стал не губернским городом, как прежде, а столицей Украины. Эскиз нового герба нарисовал в 1918 году знаменитый украинский художник Георгий Нарбут, которому принадлежат столь значительные разработки как герб Украины, эскизы украинских денег тех времен, серия первых украинских почтовых марок и многое другое. В своем варианте герба художник изобразил и св. Михаила с поднятым в правой руке мечом – на синем фоне, и «кушу» – на красном фоне. К сожалению, политическая обстановка сложилась не в пользу украинской независимости, за несколько лет власть в Киеве менялась 16 раз, и новый герб города не успели ни рассмотреть, ни официально утвердить.

И на полвека город остался без герба. К тому же Киев потерял столичный статус – большевики, не сумев овладеть им, назначили своей столицей Харьков. В 1934-м Киев вновь стал столицей, однако начавшаяся вскоре Вторая мировая война отодвинула проблемы разработки герба на второй план. После войны городские власти были озабочены восстановлением Киева, лежавшего в руинах. Лишь в конце 1960-х проблема герба стала актуальной.

В 1969 году городская мэрия утвердила новый герб Киева. Он принципиально отличался от всех предыдущих. Основу герба составлял щит, наверху которого были золотые серп и молот (социалистическая символика), а внизу – медаль «Золотая Звезда», которой город был награжден за вклад в победу во Второй мировой войне. На двухцветном красно-лазоревом поле (цвета флага УССР) была расположена серебряная надпись «Киев» и золотой лист каштана, а серебряный лук олицетворял героическое прошлое города. Впрочем, этот лук не имел к «куше» ни малейшего отношения…

Этот герб просуществовал четверть столетия. В 1994 году мэрия Киева – столицы уже независимой Украины – приняла решение о возвращении к гербу 1782 года с Архангелом Михаилом.

Прокомментирую заглавие. Оно взято не с потолка. «На этот раз все будет иначе » (по-английски «This time is different») – эта расхожая фраза из лексикона инвесторов-оптимистов, предпочитающих на пике рынка закрывать глаза на то, что в схожих рыночных ситуациях в прошлом дело заканчивается крахом. Фраза настолько заезженная, что стала уже пародийной. Именно в этом ключе ее и употребляют Рейнхарт и Рогофф. Ведь речь идет о «восьми столетиях финансового безрассудства».

Заглавие не врет. Авторы действительно собрали обширнейшую статистику по разным формам финансовых кризисов: дефолты по внутренним и внешним государственным долгам, банковские кризисы, инфляционные эпизоды, современный ипотечный кризис. Были исключены только кризисы на фондовых рынках, и это замечательно: иначе бы книга еще несколько лет не вышла, а когда появилась бы, мы не смогли бы ее поднять. Все данные собраны за максимально длинные временные интервалы и в самом широком географическом охвате, включая отсталые африканские страны. Получился толстый томина с кучей приложений. И именно это бесценно. Не ждите от этой книги глубокого теоретизирования. Упор в ней на факты, а не на сложные теоретические модели кризисов.

Я делю познавательные книги на первичные и вторичные. Первичные – это книги, несущие новое знание в смысле фактов или идей. Вторичные – это хорошие компиляции уже известного материала. (Это дележка отнюдь не по принципу «хорошие-плохие», есть гениальные вторичные книги.) Первичных книг гораздо меньше, и создавать их много сложнее. Книга Рейнхарт-Рогоффа, несомненно, первична, что большая редкость! В российском издании написано: «этот материал уникален». Мы привыкли не верить рекламным запевам издателей, но на сей раз все чистая правда.


Статистику, представленную в книге в систематизированном виде, больше взять неоткуда. Так, например, авторы за мировую историю насчитали десятки дефолтов по внутренним долгам. Я помню, что после дефолта по ГКО в России в 1998 году эта тема активно обсуждалась у нас в стране. Ведь если долг номинирован в валюте страны-эмитента, то формально расплатиться легко – деньги можно напечатать. Этого не сделали. Я тогда работала в известной инвестиционной компании, нашим аналитикам удалось раскопать только один похожий эпизод – в Турции в конце XIX века, и они даже опубликовали аналитический отчет, в котором говорилось, что Россия совершила такой поступок, до которого до нее додумались только турки. Как показывают Рейнхарт и Рогофф, много кто еще додумался.

Книга льет воду на мельницу моего любимого Талеба и его идее о том, что черные лебеди – негативные события – случаются гораздо чаще, чем мы привыкли думать, в том числе и на финансовых рынках. В этом смысле она правильная идеологически. И очень полезная для осознания инвесторами их рисков: раз черные лебеди прилетают чаще, чем мы их ждем, риски инвестирования, соответственно, выше, чем кажется на первый взгляд.

И ещё эта книга не развлекательная. Авторы не сделали ничего, чтобы угодить любому вкусу и сделать свой труд популярным. «На этот раз все будет иначе » – не из тех книг, которые заглатываются на одном дыхании, но из тех, которые штудируют по главе в день с карандашом в руке. Надежды тех читателей, которые рассчитывают на легкую прогулку по истории кризисов, не оправдаются!

Минусом работы мне кажется то, что материалы книги, первоначально опубликованные в виде серьезных научных статей, очень мало адаптированы к книжному формату. На мой взгляд, превращение статей в книгу всё же требует более глубокой переработки материала. Возможно, авторов поджимало время. Судя по датам выхода статей, работа была начата не в связи с нынешним кризисом. Но тут кризис сам подвернулся, и грех было не воспользоваться ситуацией и не издать книгу «в тему».