Контрольная работа: Русская эмиграция ХХ века. Русская эмиграция Первая русская эмиграция

В современной исторической науке сложилась общепринятая периодизация, включающая в себя дореволюционную, послереволюционную (после 1917 г.), именуемую «первой» волной; послевоенную, именуемую «второй» волной эмиграции; «третью» в рамках периода 1960- 1980-х гг.; и «четвертую» - современную (после 1991 г.) волну, совпадающую с постсоветским периодом истории нашей страны. Вместе с тем, ряд отечественных исследователей придерживаются иной точки зрения на проблему периодизации. В первую очередь, среди историков-американистов принято считать в качестве первой волны массовую дореволюционную эмиграцию за океан, преимущественно трудовую.

Русская эмиграция в XIX - начале XX в.

Потоки русских эмигрантов на протяжении XIX - XX вв. носят непостоянный, пульсирующий характер, и тесно связаны с особенностями политического и экономического развития России. Но, если в начале XIX в. эмигрировали отдельные личности, то уже с середины века мы можем наблюдать определенные закономерности. Наиболее значимыми компонентами дореволюционного миграционного потока из России во второй половине XIX-начале XX в., определившими лицо российского зарубежья дореволюционной эпохи, стала политическая, революционная эмиграция в Европу, складывающаяся вокруг университетских центров, трудовая миграция в США и национальная (с элементами религиозной) эмиграция. В 1870-1880-е годы российские эмигрантские центры сформировались в большинстве стран Западной Европы, США, Японии. Российские трудовые мигранты внесли свой вклад в колонизацию Нового света (США, Канада, Бразилия и Аргентина) и Дальнего Востока за пределами России (Китай). В 80-е гг. XIX в. к ним прибавились многочисленные представители национальной эмиграции из России: евреи, поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы. Достаточно многочисленная группа российской интеллигенции навсегда покинула родину после событий революции 1905 г. По сведениям официальной статистики в период с 1828 г. до начала Первой мировой войны количество россиян, покинувших империю, составило 4,5 миллиона человек.

«Первая» волна.

Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению большого числа беженцев из России. Точных данных о численности покинувших тогда родину не существует. Традиционно (с 1920-х годов) считалось, что в эмиграции находилось около 2 млн. наших соотечественников. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился. Географически эта эмиграция из России была, прежде всего, направлена в страны Западной Европы. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. Значительная часть эмигрантов оседала также в Харбине. В США изобретатели и ученые , и другие смогли реализовать свои выдающиеся таланты. «Русским подарком Америке» называли изобретателя телевидения . Эмиграция первой волны представляет собой уникальное явление, поскольку большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Отдельно стоит сказать об известной акции советского правительства 1922 года: два знаменитых “ ” доставили из Петрограда в Германию (Штеттин) около 50 выдающихся российских гуманитариев (вместе с членами их семей -- примерно 115 человек). После декрета РСФСР 1921 г. о лишении их гражданства, подтвержденного и дополненного в 1924 г., дверь в Россию для них была навсегда закрыта. Но большинство из них были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Послереволюционная эмиграция претендовала достаточно успешно на роль главного носителя образа России в мире, идеологическое и культурное противостояние российского зарубежья и СССР в течении многих десятилетий обеспечивало такое восприятие эмиграции значительной частью российского зарубежного и иностранного сообщества.

Кроме Белой эмиграции, на первое пореволюционное десятилетие пришлись также фрагменты этнической (и, одновременно, религиозной) эмиграции - еврейской (около 100 000, почти все в Палестину) и немецкой (порядка 20-25 тысяч человек), а самый массовый вид эмиграции - трудовой, столь характерный для России до Первой мировой войны, после 1917 г. был прекращен.

«Вторая» волна.

Совершенно иной по сравнению с послереволюционной эмиграцией социальный срез представляли собой вынужденные эмигранты из СССР эпохи Второй мировой войны. Это жители Советского Союза и аннексированных территорий, которые в результате Второй мировой войны по тем или иным причинам покинули Советский Союз. Среди них были , коллаборанты. Для того чтобы избежать насильственной репатриации и получить статус беженца, некоторые советские граждане меняли документы и фамилии, скрывая свое происхождение. В совокупности, общая численность советских граждан, находящихся за пределами СССР, составила около 7 миллионов человек. Их судьба решалась на Ялтинской конференции 1945 г., и по требованию Советского Союза они должны были вернуться на родину. На протяжении нескольких лет большие группы перемещенных лиц жили в специальных лагерях в американской, британской и французской зонах оккупации; в большинстве случаев их отправляли обратно в СССР. Более того, союзники передавали советской стороне бывших россиян, оказавшихся на противоположной стороне фронта (как, например, несколько тысяч казаков в Лиенце в 1945 г., оказавшихся в английской зоне оккупации). В СССР их репрессировали.

Не менее 300 тысяч перемещенных лиц так и не вернулись на родину. Основная часть тех, кто избежал возвращения в Советский Союз, или бежал от советских войск из Восточной и Юго-Восточной Европы, отправилась в Соединенные Штаты и в Латинскую Америку. Большое количество ученых уехали именно в США — им помогал, в частности, знаменитый Толстовский фонд, созданный Александрой Львовной Толстой. А многие из тех, кого международные власти относили к категории коллаборантов, уехали в Латинскую Америку. Менталитет этих людей в массе своей значительно отличался от русских эмигрантов «первой» волны, в основном они опасались репрессий. С одной стороны произошло определенное сближение между ними, но слияния в единое целое так и не произошло.

«Третья» волна.

Третья волна российской эмиграции пришлась на эпоху « ». движение и холодная война стали причиной того, что многие люди добровольно покидали страну, хотя всё довольно сильно ограничивалось властями. В общей сложности эта волна вовлекла более 500 тысяч человек. Ее этнический состав формировали не только евреи и немцы, которых было большинство, но и представители других народов, имеющих собственную государственность (греки, поляки, финны, испанцы). Также среди них были те, кто бежал из Советского Союза во время командировок или турпоездок или был принудительно выслан из страны, т.н. «невозвращенцы». Именно так бежали: выдающийся солист балета М. Барышников, и хоккеист А. Могильный. Особо следует выделить подписание СССР Именно с этого момента у граждан Советского Союза появились правовые основания покинуть страну, обосновывая это не семейными или этническими мотивами. В отличие от эмигрантов первой и второй волн, представители третьей выезжали на законных основаниях, не являлись преступниками в глазах советского государства и могли переписываться и перезваниваться с родными и друзьями. Однако неукоснительно соблюдался принцип: человек, добровольно покинувший СССР, впоследствии не мог приехать даже на похороны самых близких родственников. Важным стимулом для многих советских граждан, уезжавших в США в 1970-1990-е годы, стал миф о «великой американской мечте». В массовой культуре за такой эмиграцией закрепилось ироничное название «колбасной», но были и в ней и представители интеллигенции. Среди наиболее ярких ее представителей - И. Бродский, В Аксенов, Н. Коржавин, А. Синявский, Б. Парамонов, Ф. Горенштейн, В. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, С. Давлатов. Кроме того, в третью волну эмиграции вошли видные диссиденты того времени, прежде всего, А.И. Солженицын. Деятели третьей волны много сил и времени уделяли тому, чтобы через издательства, альманахи, журналы, которыми они руководили, выражать различные, не имевшие права на выражение в СССР, точки зрения на прошлое, настоящее и будущее России.

«Четвертая» волна.

Последний, четвертый этап эмиграции связывается с политикой в СССР и вступлением в 1986 г. в силу новых правил выезда, существенно упрощающих процедуру эмиграции (Постановление Совмина СССР от 28.08.1986 № 1064), а также принятием закона «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», вступившего в силу 1 января 1993 г. В отличие от всех трех предыдущих эмиграций четвертая не имела (и не имеет) никаких внутренних ограничений со стороны советского, а впоследствии -- российского правительства. За период с 1990 по 2000 г. только из России выехало примерно 1,1 млн человек, из них не только представители разных этнических групп, но и русского населения. Этот миграционный поток имел четкую географическую составляющую: от 90 до 95% всех мигрантов направлялись в Германию, Израиль и США. Такое направление задавалось наличием щедрых репатриационных программ в первых двух странах и программ по приему беженцев и ученых из бывшего СССР в последней. В отличие от советского периода, люди больше не сжигали за собой мосты. Многих вообще можно называть эмигрантами с натяжкой, поскольку они планируют вернуться или живут "на два дома". Другой особенностью последней эмиграции является отсутствие каких-либо заметных попыток с ее стороны к политической деятельности в отношении страны исхода, в отличие от предыдущих волн.

Во второй половине 1990-начале 2000-х годов наблюдался процесс реэмиграции в Российскую Федерацию ученых и специалистов, покинувших родину ранее.

В 2000-х годах начался новый этап истории российской эмиграции. В настоящее время это преимущественно экономическая эмиграция, которая подчиняется общемировым тенденциям и регулируется законами тех стран, которые принимают мигрантов. Политическая составляющая особенной роли уже не играет. В общей сложности число эмигрантов из России с 2003 по настоящее время превысило 500 тысяч человек.

Слово о погибели Земли Русской» в публицистической и художественно-документальной прозе о революции.

О гибели России говорили довольно много во время революции. Большинство людей не верили, что она изменит страну в лучшую сторону, скорее даже наоборот, погубит ее. Об этом рассуждали и писали, так как тема была злободневная.

Ремизов в это время вел активную публицистическую деятельность. Он печатался во многих журналах со своими работами, вел дневник, в котором отражались все его мысли.

Но вершиной публицистики Ремизова стало «Слово о погибели Русской Земли». Использование писателем названия конкретного древнерусского памятника не означало стилизационного подражания ему. Р. было известно, насколько широко использовался данный жанровый термин («слово») в ДРЛ. (Он занимался ДРЛ) Можно предположить, что он привлек к себе внимание писателя прежде всего как емкое обозначение произведения, не ограниченного жестким жанровым каноном. В годы революции Р. не раз обращался к этому жанру в своей публицистике («Заповедное слово русскому народу», «Слово к матери-земли»).

«Слово о погибели» было органичным продолжением древней литературной традиции. И в то же время оно было произведением русского авангарда XX в., текстом, основанным на худ. принципе монтажа, на смене различных речевых ритмов. В «Слове» переплелись отдельные стилевые приемы, образы, скрытые цитаты из памятников ДРЛ, фольклора и из новейшей литературы, в том числе из произведений и Дневника Р.

По своей художественной структуре «Слово» представляло собой соединение плачей, приговоров, пророчеств и притч, сказываемых разными людьми разных эпох, но спрашивавших, причитавших или вещавших об одном и том же - судьбе России. Среди них был слышен и одинокий голос «очевидца» событий, потерявшегося и оглушенного происходящим: «Русь моя, земля русская, родина беззащитная, обеспощаженная кровью братских полей, подожжена горишь!»

В образно-символической форме в «Слове» представлен исторический путь развития Русской Земли от начальных времен ее укладывания, через годины татарского нашествия, время царствования Ивана Грозного, эпоху русской Смуты рубежа XVI - XVII в., перипетии трагической истории раскола XVII вв., эпоху Петровских преобразований и до современности - годов мировой войны и второй русской революции. Столетия уходили за столетиями, менялись правители, враги, иной становилась сама Россия, но одно оставалось неизменным - сквозь пропад и разруху каждый раз воскресала Русь - «Святая Русь» - символ духовной сущности русского народа. Представляя читателю череду катаклизмов русской истории, Р. тем самым вводил современность - последнюю русскую «разруху» - революцию - в единый типологический ряд исторического процесса развития России. Современность характеризовалась в «Слове» как период разделения «России» со своей душой («Русью»), которая существует, поскольку она вечна, но скрыта, потаенна: «Ты весь Китеж изводи сетями - пусто озеро, ничего не найти». И в этом плане особое значение в «Слове» имел образ «Безумного всадника» - Медного всадника - Петра I, предстающего воплощением Росс. государства, зачастую жестокого, меняющего свои формы, но необходимого для организации «порядка», «уклада» Рус. Земли, в конечном счете для восстановления единства «Руси» и «России». Именно с этим образом связан скрытый оптимизм «Слова»: «Безумный ездок, что хочет прыгнуть за море из желтых туманов, он сокрушил старую Русь, он подымет и новую, новую и свободную из пропада. // Слышу трепет крыльев над головой моей. // Это новая Русь, прекрасная и вольная, царевна моя. // Русский народ, верь, настанет Светлый день» . Но по мысли Р., для возрождения Русс.Земли необходимо духовное возрождение народа, его покаяние и преображение. После этого люди и станут, используя евангельскую символику, «званными гостями», настоящими хозяевами, «которые сядут на широкую русскую землю».

Завершающая часть произведения - это слово пророка, вещающего о бедах Отечества. И тут необходимо понять ключевую фразу, которая не раз обговаривалась и критиками, и исследователями «Слова»: «Закукурекал бы, да головы нет: давно оттяпана!». Она восходила к известному евангельскому сюжету: троекратное пенье петуха являлось напоминанием Петру об отречении от Христа.

В структуре «Слова о погибели» эта фраза была органично связана как с общим художественным планом произведения, так и с мировоззренческой концепцией писателя революционных лет. Как уже говорилось, финал «Слова» - это речь пророка - плач о прошлом, обличение настоящего, прорицание будущего. В этом контексте существенна запись в Дневнике Р. от 21 марта 1920 г.: «Я не пророк, я не апостол, я тот петух, который запел и отрекшийся Петр вспомнил о Христе». В Дневнике эта фраза закавычена - может быть, это - запись чьих-то слов, или цитата из какого-то источника. Но творческое сознание писателя аккумулировало этот «чужой» текст. Фраза о «петухе» вводила в «Слово» важную для ремизовского творчества того времени идею миссии писателя как некоего «духовного катализатора» процесса пробуждения народной совести. В июньской дневниковой записи 1917 г. Р. отмечал: «Никакие и самые справедливейшие учреждения и самый правильный строй жизни не изменит человека, если не изменить в душе его, если душа его не раскроется и искра Божия не блеснет в ней. Или искра Божия блеснет в сердце человека не надо головы ломать ни о каком учреждении, ни о каком строе, потому что с раскрытым сердцем не может быть несправедливости и неправильности». По мысли Р., пробуждение совести, принятие страдания как судьбы приведет Россию к возрождению - Второму Пришествию.

Помимо Ремизова рассуждением о «Погибели земли русской» занимались многие видные критики на протяжении всего длительного периода эмиграции. Например, Антон крайний (З. Гиппиус) рассуждало том смогут ли эмигранты выдержать это испытание, смогут ли они не просто пережить этот период, но и сохранить русскую культуру для потомков (так как весь свет рус. интеллегенции оказался за пределами страны), иначе Русь погибнет. Данная ситуация сравнивается с катастрофой. У Арцыбашева все случившиеся рассматривается в пессимистичном ключе, и он не верит в то, что эмигранты сохранят культуру, следовательно, Русь ждет смерть. (без культуры не сможет жить не одна страна).

У Осоргина много работ с размышлениями об эмиграции (он один из видных критиков был). Он также говорит о плохом положении культуры России, и приводит причины, почему население так и остается безграмотным, а писатели-эмигранты не могут издавать и писать свои произведения: 1) писатели оторваны от почвы, они лишены материала (не могут писать о совр-сти); 2)Экономич. кризис. падает покупательская способность (людям не интересно, то что пишется на родине. Лит-ры соцзаказа на рынке полно, также основная масса безграмотная). 3) Творческий кризис. Литература не может развиваться в каких-то рамках. Писатели испытываю душевный кризис. Страдают из-за того, что утеряны их корни. Тоже говорит о погибели земли русской, и со страхом ждет этого.

Для художественно-документальной прозы, которую условно можно назвать «Словом о погибели Земли Русской» (А.М.Ремизов), характерны эстетический консерватизм, сознательное ограничение проблематики творчества, остротрагический характер произведений.

Историософия Марка Алданова

Произведения Алданова о прошлом и современности самостоятельны, но связаны между собой единой философско-исторической концепцией, общими действующими лицами. Воссоздаваемые события прошлого интересуют писателя, прежде всего, в плане проекции его философских взглядов на ход истории и природу человека. В романах М. Алданова, включающих в себя элементы научного исследования, публицистики, историко-философского трактата, соединяются образные и необразные формы познания истории. Для Алданова важна не только изображаемая историческая реальность как таковая, но и связь событий во времени, их архетипическое сходство, а также люди, одинаковые во все времена, действующие, размышляющие, страдающие. Алданов стремился к утверждению повторяемого, к объективности, и потому герои его… напоминают нам знакомых.

Сквозной темой романов Алданова («Истоки», «Самоубийство», «Ключ», «Бегство») становится русская революция, взятая в широком историческом контексте. Писатель искал ее прообраз в разных столетиях. Характерна полемика писателя с Н. Бердяевым по поводу русской революции. Алданов считает, что революция вызвана к жизни искусственно. Он настаивает на «завозном» характере русской смуты, истоки которой видит в 1870-х гг. и связывает с деятельностью народовольцев: именно тогда в России начинает готовиться благодатная почва насилия и нетерпимости, на которой позднее утвердится западное «семя» марксизма, заботливо ухоженное вовремя появившимся хорошим «садовником» (Лениным), сумевшим адаптировать «ядовитое растение» к новой среде произрастания. Н. Бердяев, напротив, убежден в органичном вызревании идеи революции на русской почве. Философ выводит готовность народа к революции из бескрайности русской души: «Бунт есть… один из путей осуществления исторической судьбы… Нигилизм типически русское явление, и он родился на духовной почве православия».

Алданов, далекий от идеи рассматривать революции и гражданские войны как проявления духовной жизни народа, считал, что «бескрайность» и «безмерность» выдуманы в России. В романах «Истоки» и «Самоубийство», связанных идейно-тематически и тяготеющих к дилогии, писатель осмысляет генезис и сущность русской революции. Действие романа «Истоки» охватывает семь лет (с 1874 по 1881 гг.), за которые движение народовольцев разрослось и достигло трагической кульминации - убийства Александра II. Алданов предпринял нравственно-философский анализ этой эпохи, проследив ее связь с XX в. Народники-террористы утвердили принцип вседозволенности.

Писатель безошибочно почувствовал главное зло исторических потрясений. В абстрактном идеализированном виде, как сублимация «высоких чаяний прогрессивного человечества», революция всегда будет оставаться привлекательным средством решения в обществе накопившихся проблем. Но еѐ конкретно-историческое воплощение, методы, которыми руководствуются исполнители революции, еѐ результаты, всегда непредсказуемые и катастрофические, лишены романтического ореола. После того как сгорают в огне преданного служения «делу» фанатики-идеалисты, попав под жернова ими же раскрученной стихии, прекрасные идеалы становятся ширмой для бесчестных проходимцев, делающих карьеру на чужой крови. Алданов вкладывает в уста своих героев-резонѐров мысль о том, что все революции имеют общий пошлый финал: их плоды пожинает сытый хам, который пытается подражать бывшему хозяину («Если у нас в самом деле произойдѐт революция, то главные неприятности могут быть от смешения третьего сорта с первым. Несчастие революций именно в том и заключается, что к власти рано или поздно приходят люди третьего сорта, с успехом выдавая себя за первосортных» (Браун в разговоре с Федосьевым) («Ключ») ; «Вы говорите: демос. Эти люди самые обыкновенные мещане, добравшиеся наконец до наших радостей и теперь отдающиеся им с упоением» (Никонов в беседе с друзьями) («Бегство»).

Специального осмысления заслуживает острая полемика писателя с основными положениями философии истории Л.Н. Толстого. Любой человеческий поступок рассматривается им как неотвратимая реализация изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. История, считает Толстой, подчинена законам, еѐ ход определяет сверхличная воля, осуществляющая цели провидения. Последней причиной исторического движения, силой, направляющей «течение» мировых событий, становится у него «…равнодействующая разнонаправленных воль, слагающаяся из бесконечно малых моментов свободы», отпущенной каждому из людей. Фатум делает беспомощными всякие попытки исторического лица руководить событиями, человечество превращается в слепое орудие неумолимого рока. Писатель, полагая, что поступки деятеля истории тем не свободнее, чем выше он стоит в людской иерархии, представляет Наполеона бестолковой пешкой в мощной руке «Распорядителя». Л.Н. Толстой отрицает роль личного элемента в истории и связанную с ним свободу воли, сглаживая различия между результатами действий, совершаемых «великими деятелями» истории и еѐ рядовыми участниками.

В центре раздумий Алданова проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Писатель осмысляет с нравственно- этической позиции последствия исторического «творчества» индивидуума. Поскольку на ход истории влияет и деятельность исторического лица, постольку, по мысли писателя, грандиозна роль Ленина в Октябрьских событиях, определивших всю дальнейшую судьбу России.

В понимании Алданова, история подчиняется принципу «вечного круговорота» политико-государственных форм. Жизнь движется как бы по замкнутому циклу, время от времени повторяя одни и те же ситуации, конфликты.

основные положения историософской концепции М. Алданова, нашедшей отражение в его романах. Писатель наделѐн способностью видеть в современности часть исторического процесса, находить в прошлом - созвучное сегодняшнему, неизменное, вечное. Его привлекает в истории типическое, повторяющееся в разных социокультурных контекстах. Алданов считает вечными спутниками человечества на его историческом пути - суету сует и иронию истории. Историософская концепция писателя соответствует научным теориям, считающим случайность самостоятельным началом и фактором развития материального мира. М. Алданов полемизирует с Л.Н. Толстым в осмыслении философских проблем истории. Толстовскому «роевому началу» писатель противопоставляет роль личности в истории, «идее Провидения» - философию случая. Алданов выступает против политической нетерпимости, фанатизма, насильственно попирающих живую жизнь. Любые попытки кардинальных перемен представляются ему тупиковыми и катастрофическими. Писатель в своей прозе утверждает бессилие человека перед случайностным потоком истории, тщетность переустройства мира, бренность всего земного. Но жизнь, представляющая в общебытийной перспективе лишь мгновенье, несѐт в себе и высшие земные ценности: свободу, культуру, науку, наконец, простые, необходимые моменты человеческого счастья, и это определяет для Алданова вопреки всему еѐ ценность и смысл. Писатель толкует историю как процесс борьбы со случаем: в условиях релятивно-вероятностного мира долг человечества, нравственно ответственного за всѐ происходящее на земле, состоит в том, чтобы, используя во благо возможности разума, посильно противостоять проявлениям случая, способным обернуться общественными трагедиями. Мрачность и тягостность мироощущения Алданова умеряется надеждой на то, что когда-нибудь глобальная противоречивость бытия, неразумного в своей основе, готового к горестной гибели, гармонизируется ровным, некатастрофическим течением жизни, что человечество не иссякнет на земле, но продолжится в веках, научившись сообразовываться в своих поступках с принципами «Разума» - «Красоты» - «Добра».

Первая волна русской эмиграции: причины, этапы, пути, состав.

20 в. богат политическими катаклизмами, которые способствовали русской эмиграции. Существует 3 этапа (3 волны) эмиграции, каждая имеет свои причины: 1 – революция и гражданская война; 2- ВОВ; 3 – сворачивание оттепели.

7 ноября (25 окт, по старому стилю) 1917г. Прогремела 1 революция. После этого события для многих людей стало ясно, что жить в «новой стране» они не хотят и не могут, поэтому уже с этого времени люди начинают покидать Россию. Но 1 офиц. зафиксированный факт эмиграции – апрель 1918г. Именно с этого момента приянто отсчитывать начало русской эмиграции.

1 волна длилась с 1918-1924. За эти пять лет Россию покинуло более половины населения, а население Европы возросло в 8 раз.

Большая часть 1 волны относилась к так называемой Белой эмиграции, сохранявшей верность дореволюционной русской городской культуре. Эта волна очень пестрая, так как в ней участвовали все соц. слои.

Стоит отметить, что эмигрировать было опасно. В первое время люди могли уезжать спокойно, но, а потом никого не пускали без специально одобренной властью визы, разрешающей выезд за пределы страны. Количество желающих уехать из советской России быстро росло, поэтому люди искали иные пути выхода из страны. Но такая эмиграция была незаконной, поэтому, если люди попадались, их убивали, так как считалось, что они предатели и расхищают имущество страны. Поэтому люди покидали свои дома налегке, лишь с тем, что они могли унести на себе.

О грандиозности первой волны русской эмиграции красноречиво свидетельствует уже тот факт, что за пределами России оказались представители всех эстетических конвенций и жанров серебряного века русской литературы: символизма (К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Вяч.И. Иванов); футуризма (Д.Д.Бурлюк, Игорь Северянин); реализма (И.А.Бунин, Б.К.Зайцев, А.И.Куприн, М.А. Осоргин, И.С.Шмелев); натурализма (И.Ф.Наживин, М.П. Арцыбашев); акмеизма (Г.В.Адамович, Г.В.Иванов); писатели вне литературных направлений (Е.И.Замятин, А.М.Ремизов, В.Ф.Ходасевич, М.И.Цветаева); сатирики (А.Т. Аверченко, Тэффи, Саша Черный). Кроме того, в эмиграции оказались литературоведы и критики: Ю.И.Айхенвальд, А.Л.Бем, П.М.Бицилли, К.В. Вейдле, Р.Б. Гуль, К.В. Мочульский, М.Л.Слоним, Р.О.Якобсон и многие другие.

Причины эмиграции: 1) Добровольная эмиграция – высшие слои, которые решили, что они не хотят жить с новой властью (Революция – царство хама). 2) Самая массовая причина эмиграции – случайная. К случайным можно отнести всех, но по большей части это были крестьяне и солдаты, которые вслед за знакомыми, людьми, имеющими в их глазах авторитет, выезжали из страны. (стадный инстинкт). Петр Краснов – донской казак, офицер. Его боялись и уважали. Он был очень хорошо образован. У него хорошее представления о чести. Солдаты ему верили с полуслова. Примерно 800 тысяч человек покинули Россию вслед за Красновым. 3)Насильственная эмиграция – высылка из страны. В 1924г. По последнему распределению Ленина, были созданы философско-профессорские пароходы. На них увозили из страны всю российскую профессуру. Самые большие умы страны были посажены на эти пароходы и высланы из страны. Там были и философы, и актеры, и писатели, и культурные деятели. Россия лишилась своего богатства, а Европа получила огромный подарок, который помог ей скорее развиваться и делать великие научные открытия. (Сикорский создатель первого самолета; Рябушинский – первый вертолет; Алехин – непревзойденный чемпион мира по шахматам.). Также в 1919г. те, кто уезжал за границы России, за ночь стал эмигрантом, так как за одну ночь советские власти запретили въезд в страну с других стран. Таким образом лишились своего имущество Н. Тэффи, И. Северянин, Л. Андреев и многие другие.

Пути эмиграции: (их всего было 4) 1)Западный проходил через польско-русскую границу. Она не охранялась, поэтому пройдя сложный путь можно было выбраться из страны. Но это было опасно, если поймали, то могут убить, так как граница была нелегальной. (так миновали границу З. Гиппиус и Д. Мережковский). 2)Северо-западный путь. Люди уезжали в Прибалтику, в Финляндию, а оттуда кто хотел двигались дальше. 3)Южный. Через Одессу уезжали по морю в Константинополь, а оттуда в Европу. Пароходов почти не было, а если они ходили, то были перегружены в 2-3 раза. Этот путь очень долго продержался. 4) Восточный путь – в Китай через Маньчжурию. Надо было преодолеть большое расстояние, на котором было много препятствий (амурские тигры). Эта территорию не принадлежала никому, она не охранялась, можно было ездить туда-сюда несколько раз. Так купцы Демидовы вывезли с собой половину своих заводов. А Омский Императорский банк через Маньчжурию переехал в Китай. С тех пор Гонконг является одним из богатейших в мире городом. В Китай уезжали в основном артисты.

На пути в Европу у людей было 2 перевалочных пункта:

1) В Финляндии Гельсингфорс (Хельсинги) – это форд, военный порт. После эмиграции он стал известен.

2) Константинополь (Турция). В нем останавливались эмигранты, которые покидали страну южным путем. Город принять всех не мог, поэтому на был разбит Галлиполийский эмигрантский лагерь . Он находился в пустыне. Где почти не было воды и еды. Была постоянная жара. Палатки были переполнены, так как люди все пребывали. Царила абсолютная нищета, так как многие приезжали без денег (нельзя было вывозить из страны), а работы не было. Постоянно были эпидемии, также нередко там сходили с ума. Изначально планировалось соорудить временный лагерь, но в итоге он просуществовал несколько лет.

2. Основные центры русской эмиграции 1920-х годов: особенности культурной жизни, писательские объединения, периодические издания

Первым крупным центром эмиграции стал Берлин . (Он был ближе к центру России). Берлинская эпоха существовала до середины 20х годов. Это была самая лучшая эпоха для эмиграции. Русский Берлин был по численности населения больше чем немецкий (шпионы). К середине 20х годов центром рус. эмиграции становится Париж . Это культурная столица, где можно было жить, но зарабатывать себе на жизнь было не просто.

Научным центром русской эмиграции была Прага . Она издревле славилась своимим ВУЗами и школами. Оттуда вышли виднейшие ученые (биолог Бем). Был очень сильным Тарасовский факультет (философия). Выдавались гос. Стипендии. Так учился Сергей Эфрон.

София, Белград – правители этих стран любили Россию, и всячески помогали эмигрантам.

Восток-Китай-Шанхай (экономически-финансовый центр эмиграции).

Эмигранты очень любили город Харбин. Он был заложен одновременно с СПб по приказу Петра1, по одному и тому же проекту. Но в Харбине успели построить только центр. Этот город активно отстраивался китайцами. Эмигранты о нем тепло отзывались, так как он им напоминал родной СПб. Харбин был культурным центром, там были русские театры, хоры.

Жизнь в эмиграции была очень сложна, многим не удавалось найти работу, чтоб пропитать себя и свое семейство. Многие оказывались отрезанными от своих семейств. Порой чтобы хоть как-то прожить люди брались за чуждую им профессию. (яркий пример Марина Цветаева) Те кто раньше крутился в культурных кругах, имел какой-то вес мог в одночасье стать никем. Люди оказывались в чуждых им слоях населения. Все претерпевали кризис. Лишь некоторым удавалось преодолеть этот сложный период и приспособится к новой среде. Все это наложило отпечаток на людей.

Кризис зачастую порождает пьянство. Люди, которые не могут справится или смирится с проблемами не редко начинают пить. Например, Куприн прожил в эмиграции 20 лет, он вел разгульный образ жизни, много пил, буянил, скандалил. И это не единичный пример. Многие эмигранты не смогли найти себя вне родины, и потихоньку скатывались вниз.

В. Ходасевич сменил направление своей сферы деятельности. В России он долго и усердно работал, чтобы стать 2м Пушкином. Он каждый год издавал поэтический сборник, а в эмиграции он нашел себя в литер. Критике. Х. стал одним из самых видных критиков рус. эмигр. лит-ры. Сначала у него была газета, потом журнал. Он заведовал целым отделом. Был жестким критиком – язвителен и желчен. Его боялись, но если он замети писателя, то значит он чего-то стоит. Про плохих он не писал вообще.

Также видными критиками рус. эмиграции были Осоргин, Алданов, Адамович, Газданов и др.

Одним из самых влиятельных общественно-политических и литературных ж. рус. эмиграции были «Современные записки» (Париж, 1920–1939). Ж. отличался широтой эстетических взглядов и полит. терпимостью. Всего вышло 70 номеров ж., в которых печатались наиболее известные писатели русского зарубежья. Жу. давал рецензии на большинство вышедших в России и за рубежом книг практически по всем отраслям знаний.

Основным печатным органом писателей «незамеченного поколения», долгое время не имевших своего издания, стал ж. «Числа» (Париж, 1930–1934). «Числа» стали оппозицией традиционным «Современным запискам». «Числа» культивировали «парижскую ноту» и печатали Иванова, Адамовича, Поплавского, Блох, Червинскую, Агеева, Одоевцеву. Поплавский так определял значение нового журнала: «Числа» есть атмосферическое явление, почти единственная атмосфера безграничной свободы, где может дышать новый человек».

Среди наиболее известных газет русской эмиграции – орган республиканско-демократического объединения «Последние новости» (Париж, 1920–1940), монархическое выражавшее идею белого движения «Возрождение» газеты «Звено » «Дни» ,«Россия и славянство» и др.

Литературно-критич. дискуссии:

1) Об отношении к Советской России. Кто-то был против («Царство хама» З. Гиппиус и Д. Мережковского), а кто-то был готов принять эту власть.

2) О советской литературе. Остро обсуждался вопрос может ли в этой стране родится что-то стоящее внимания.

3) О самой эмиграции. О миссии. Люди до конца 2 мир. войны оставались гражданами несуществующей страны. (Росс. Имеприи). Они отказывались принимать гражданство той страны, в которую попали. Люди очень серьезно относились к своему бытованию, к своей «святой миссии сохранить рус. культуру»

Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» (И. Бунин, Д. Мережковский), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции (Г. Иванов, «Парижская нота»), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции (В. Набоков, Г. Газданов).

Некоторые исследователи считают, что работы писателей первой волны эмиграции имеют большее культурное и литературное значение, чем творчество авторов второй и третьей.

Гражданская война – это организованная вооруженная борьба между классами и социальными группами внутри одной страны за государственную власть. Гражданская война в России – исключительно сложное явление. Она охватила территорию всей страны, носила тотальный характер.

Причинами гражданской войны в России были:

1. Столкновение имущественных, материальных интересов различ­ных социальных слоев, обострившееся до крайности перераспределением огромных богатств из одних рук в другие в результате революционных пре­образований. От революции материально выиграли большинство крестьян, рабочих, другие беднейшие слои. Проиграли помещики, капиталисты, часть интеллигенции. Опасались за свою судьбу и старались определить свое ме­сто в новой жизни средние городские слои, часть интеллигенции, казаче­ство, другие группы. Достаточно часто идейные предпочтения, сложные личные обстоятельства и другие факторы оказывались не менее значимыми, чем очевидные материальные интересы. Линия баррикад, разделявшая общество в гражданской войне, проходила нередко через семьи, ломала родственные связи.

В развязывании гражданской войны в той или иной степени повинны все политические партии России. Каждая из них ратовала за спасение России, но добивалась этой цели бескомпромиссной борьбой со своими политическими противниками. Эскалация насилия постепенно втягивала в террор как большевиков, так и их противников.

2. Вмешательство иностранных государств (интервенция ) во внут­реннюю борьбу в России на стороне антибольшевистского, белого движе­ния. Западные державы опасались распространения коммунистических идей («красной заразы») в своих странах и мировой социалистической революции . Западные политики рассчи­тывали вернуть долги царского и Временного правительств, которые совет­ское правительство отказывалось выплатить государствам-кредиторам. Важной задачей было ослабление России вообще, исключение ее из числа сильных, влиятельных государств.

Странам Антанты не понравилось заключение большевиками 3 марта 1918 года сепаратного Брестского мира с Германией и выход России из I мировой войны. «Похабный», унизительный для россиян мир оскорбил патриотические чувства широких слоев населения России, прежде всего офицерства и интеллигенции. 6 марта 1918 года Антанта начала открытую военную интервенцию сравнительно небольшими силами. Но начавшаяся интервенция сплотила силы противников большевиков, подняла их боевой дух. Именно после заключения мира с Германией стали активно формироваться белогвардейские добровольческие армии. Кратковременные, локальные вооруженные выступления против Советской власти сменились образованием постоянных фронтов с использованием регулярных, хорошо вооруженных армий. Несомненно, что без иностранного участия и помощи белое движение не могло бы начать и вести столь длительную борьбу. Если первоначальной целью военной интервенции Антанты было привести к власти в России правительство, способное продолжать войну с Германией, то впоследствии главной целью стало расчленение российского государства на сферы влияния, максимальное его ослабление. Гражданская война приобрела таким образом общенациональный масштаб, ее целью стала не только борьба за власть, но и освобождение страны от интервентов.

3. Жесткие действия Советской власти, стремление провести рево­люционные преобразования в кратчайшие сроки приводили к ошибкам, значительным потерям, вызывали сомнение в способности большевиков к целесообразному государственному управлению. В Петрограде в марте-августе 1918 г. было расстреляно около 300 человек. Развязыванию гражданской войны безусловно способствовали искусственное разжигание классовой борьбы в деревне, создание комбедов, насильственное изъятие хлеба (реквизиции), репрессии по отношению к казакам (расказачивание). Под лозунгом защиты и нового созыва Учредительного собрания в борьбу с большевиками вступили меньшевики, правые эсеры, другие политические силы.

4. Огромное значение в расширении масштабов Гражданской войны имела бескомпромиссная борьба за национальное самоопределение национальных политических организаций. Эта борьба привела к фактическому распаду государственно-политической системы Российской державы и оказала существенное влияние на исход Гражданской войны.

42. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

В XX веке в нашей стране происходили драматические и весьма серьезные изменения, к которым не все россияне смогли приспособиться. Десятилетиями многие россияне жили в тяжелых материально-бытовых условиях. Не всех устраивали обещания властей о хорошей жизни, которая вот-вот наступит. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», - так сформулировал народ причину «охоты к перемене мест», которую обнаруживали многие жители страны.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь) – это выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное место жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам.

Принято говорить о четырех волнах эмиграции: после революции 1917 года и гражданской войны; в период и после Великой Отечественной и второй мировой войн; в конце 60-х – в 70-х годах; в последнее десятилетие XX и первое десятилетие XXI веков.

Но необходимо знать, что первый и достаточно крупный эмиграционный поток имел место ещё в дореволюционной России.

В 1906-1910 годах из России выехало в США 950284 жителя России. По количеству переселив­шихся в ряду других стран Россия занимала третье место после Италии и Ав­стро-Венгрии. Среди уезжавших в Америку большинство составляли евреи (44,1 %), поляки (27,2 %), литовцы, финны, немцы и только 4,7 % среди уезжающих приходилось на долю русских.

Многие россияне покинули страну после 1917 года, в ходе и результате гражданской войны. Чаще всего называют 2 млн. эмигрантов этой «волны». Ее назвал известный пи­сатель И. А. Бунин в своей лекции о духовной миссии русской эмиграции. По докумен­тальным данным Русского зарубежного архива в Праге, общее число лиц, покинувших Россию в те годы, не превысило 700 тыс. человек, включая тех, кто эмигрировал в Ки­тай. После второй мировой войны из миллионов людей, угнанных из СССР, в лагерях для перемещенных лиц, где содержались советские граждане, не желавшие возвра­щаться на Родину, насчитывалось 120-140 тыс. человек.

Русские диаспоры образовались в западноевропейских (Германия, Франция), славянских (Югославия, Болгария, Чехословакия), приграничных (Польша, Финляндия, Румыния, Прибалтийские государства) странах, а также появились в США, Канаде и Австралии, в Латинской Америке, в Китае. Российским эмигрантам приходилось приспосабливаться к жизни в странах, которые отличались своим экономическим положением, религиозными особенностями, политическими режимами, культурными традициями. Разной была и официальная политика, проводимая в отношении национальных меньшинств вообще и русских беженцев в частности.

К середине 20-х годов в Германии проживало более 500 тыс. русских эмигрантов, во Франции – 400-450 тыс., в Польше – около 100 тыс., в Югославии – более 30 тыс., в Болгарии – 30-35 тыс., в Чехословакии – более 22 тыс. На Дальнем Востоке в полосе отчуждения КВЖД находилось до 400 тыс. русских, 200 тыс. из которых проживали в Харбине.

В первые годы после отъезда из России многим эмигрантам казалось, что большевики долго не продержатся и им удастся вернуться на родину. За границей действовали эмигрантские организации, пытавшиеся расшатать Советскую власть изнутри или организовать новую интервенцию. Некоторые покаялись и вернулись домой ещё до конца 20-х годов. Превращение СССР в мощную державу, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, сохранение жесткого политического режима в послевоенном СССР ускорили процесс социокультурной адаптации русских эмигрантов. Их дети и внуки уже чувствовали себя не столько русскими, сколько американцами, канадцами, немцами, французами и т. д. После победы коммунистов над чанкайшистами в Китае последовала новая эмиграция русских в Австралию, Северную Америку или Японию.

Русская эмиграция не представляла собой единого целого. Но важную роль в сохранении духовной связи с Россией сыграла приверженность православию, русскому языку и русской культуре. За границей многие знакомились с Россией через эмигрантов. Эмиграция стал своеобразным историческим феноменом. Она связала старую и новую Россию, Россию и Европу, другие регионы. Многие русские эмигранты были настоящими патриотами России и старались быть ей полезными.

Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры...

1.Общая характеристика первой волны русской эмиграции
1.1 Развитие эмиграции первой волны в России.

Начнем, естественно, с Первой эмигрантской волны. Ее именуют еще Белой эмиграцией, и понятно почему. Части армии генерала Юденича стали после поражений Белой Армии на Северо-Западе первыми военными эмигрантами, интернированные в 1918 году в Эстонии. Из наиболее культурных;
После поражений на Востоке иной очаг эмиграционной диаспоры (примерно в 400 тыс. чел.) образовался в Маньчжурии с центром в Харбине.
После поражений на Юге пароходы, отправлявшиеся из черноморских портов в тылу отступающих деникинских и врангелевских войск (основным образом Новороссийска, Севастополя и Одессы), как правило, брали курс на Константинополь, ставший на время “Малой Россией”. Сохранить профессию

Введение

Русская эмиграция первой послереволюционной волны, часто именуемая «Белой», явление уникальное беспрецедентное в мировой истории. И не только своими масштабами, но и вкладом в мировую и российскую культуру. Многие традиции;
Эмигранты первой волны не только сохранили, но и увеличили многие традиции российской культуры. Многие блестящие страницы в истории мировой литературы, науки, балета, театра, кино, живописи и т. д. именно ими были вписаны. Именно ими был создан «материк», не намеченный ни на одной карте мира, с названием «Русское зарубежье». Многие традиции;
Географически эта эмиграция из России была, прежде всего, устремлена в страны Западной Европы. Париж, Берлин, Прага, Белград, София стали главными центрами русской эмиграции первой волны. Также в Харбине оседала значительная част ь эмигрантов, а в первое время в Константинополе. Многие традиции;
Ещё в XIX веке в Австралии появились первые русские трудовые и религиозные эмигранты, но это не было массовым явлением. Подобает отметить, что в Новой Гвинее русскую колонию еще Н.Н.Миклухо-Маклай планировал организовать, и его идея была благожелательно встречена Александром III, но из этого ничего не получилось. После 1905 года в Австралии начали появляться и первые политические эмигранты. После 1917-1921 гг. в Австралии появились новые эмигранты, бежавшие из Советской России, но их было чрезвычайно немного. Брисбен, Мельбурн, Сидней были существенными центрами новой эмиграции.

Фрагмент работы для ознакомления

Аналогичным образом были высланы из СССР и такие видные политики как Дан, Кускова, Прокопович, Пешехонов, Ладыженский. И к тем, и к другим, по всей видимости, был применен Декрет ВЦИК “Об административной высылке” от 10 августа 1922 года.Назначенных удач по оказанию помощи русским эмигрантам достигла Лига Наций. Ф.Нансен, знаменитый норвежский полярный исследователь, назначенный в феврале 1921 года Комиссаром по делам русских беженцев, ввел для них необычные удостоверения личности (так называемые “нансеновские паспорта”), со временем признанные в 31 стране мира. Она состоялась осенью;Примерно 25 тысяч беженцев было трудоустроено (главным образом, в США, Австрии, Бельгии, Германии, Венгрии и Чехословакии) с помощью основанной Нансеном организации (Refugees Settlement Comission). Она состоялась осенью;На 1 ноября 1920 года, общее число эмигрантов из России по подсчетам американского Красного Креста, составляло 1194 тысяч человек; позднее эта оценка была повышена до 2092 тысяч человек. Она состоялась осенью;А. и Е. Кулишерами данная наиболее авторитетная оценка численности “белой эмиграции”, так же говорит о 1,5-2,0 млн. человек. Она базировалась в том числе, и на выборочных данных Лиги Наций, зафиксировавших, по состоянию на август 1921 года, более 1,4 млн. беженцев из России. В то же время общее число эмигрировавших из России в 1918-1924 годах величиной не менее 5 млн. человек оценивает В. Кабузан, подключая сюда и примерно 2 млн. оптантов, то есть жителей бывших российских (польских и прибалтийских) губерний, вместившихся в состав новообразованных независимых государств.Крайне трудную, но все же важную задачу составляет отделение эмиграции от оптации: в 1918-1922 годы общее число эмигрантов и репатриантов составило (по ряду стран, выборочно): в Польшу - 4,3млн. человек, в Латвию - 120 тысяч человек, в Литву - 205 тысяч человек. Сохранить профессию;Многие, особенно в Польше, на самом деле были транзитными эмигрантами и не задерживались там надолго. Она состоялась осенью;854 тысячи человек, в 1930 году она сократилась до 624 тысяч и в 1937 году - до 447 тысяч человек составляла В 1922 году, согласно Н.А. Струве, сводная численность российской эмиграции . Многие, особенно; Сохранить профессию;1.2 Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидерыЭмиграция первой волны (Русская белая эмиграция)- волна эмиграции из России,которая возникла вследствие событий почти шестилетней Гражданской войны (1917--1923) гг. Многие, особенно;Эта эмиграция географически из России была, прежде всего, устремлена в страны Западной Европы. Париж, Берлин, Прага, Белград, София стали главными центрами русской эмиграции первой волны. Сохранить профессию;Также в Харбине оседала значительная часть эмигрантов, а в первое время в Константинополе. Многие, особенно;В Австралии первые русские трудовые и религиозные эмигранты появились ещё в XIX веке, но это не было массовым явлением. Сохранить профессию;После 1905 года в Австралии начали появляться и первые политические эмигранты. Сохранить профессию; После 1917-1921 гг. в Австралии появились новые эмигранты, которые сбежали из Советской России, но их было очень немного. Важнейшими центрами новой эмиграции были Брисбен, Мельбурн, Сидней. Многие, особенно;Эмигранты этого времени думали, свое выдворение принужденным и непродолжительным эпизодом, надеясь на скорое возврат в Россию, после быстрого, как им казалось крушения советского государства. Во многом этими причинами;Во многом этими причинами вызвано их устремление обособится от активного участия в жизни стран пребывания, противодействие ассимиляции и нежелание приспосабливаться в новой жизни. Во многом этими причинами;Они пытались ограничить свою жизнь рамками эмигрантской колонии.Из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества состояла первая эмиграция, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции оставило 1 миллион 159 тысяч беженцев. К Белым армиям принадлежали примерно четверти из них, ушедшим в эмиграцию в разное время с разнообразных фронтов. Во многом этими причинами;Численность российской колонии в Маньчжурии перед революцией составляла не менее 220-235 тысяч человек, а к ноябрю 1920 года - уже не менее 297 тысяч человек. С отменой 23 сентября 1920 года статуса экстерриториальности для российских граждан в Китае все русское население в нем, в том числе и беженцы, перевелось на незавидное положение бесподданных эмигрантов в чужом государстве, то есть на положение фактической диаспоры. Во многом этими причинами;Началом 1920 года – временем датируются первый серьезный поток русских беженцев на Дальнем Востоке. Второй - октябрем-ноябрем 1920 года, когда было разгромлена армия так называемой “Российской Восточной окраины” под командованием атамана Г.М. Семенова. Во многом этими причинами;Третий - концом 1922 года, когда в регионе бесповоротно установилась советская власть, морем выехали лишь несколько тысяч человек, основной поток беженцев устремлялся из Приморья в Маньчжурию и Корею, в Китай, за некоторыми исключениями, не выпускали, некоторых даже посылали в советскую Россию.Вместе с тем в Китае, а собственно в Синьцзяне на северо-западе страны, имелась еще одна значительная (более 5,7 тысячи человек) русская колония, которая состояла из казаков генерала Бакича и бывших чинов белой армии, отступивших сюда после разгромов на Урале и в Семиречье, они вселились в сельской местности и занимались сельскохозяйственным трудом. Во многом этими причинами;В1923 году Общая же людность русских колоний в Маньчжурии и Китае, когда война уже закончилась, оценивалась приблизительно в 420 тысяч человек. Из этого числа не менее 115 тысяч приобрели в 1922-1923 годах советские паспорта, многие из них - не менее 120 тысяч человек - репатриировались в РСФСР (свою роль тут сыграла и оглашенная 3 ноября 1921 года амнистия рядовым участникам белогвардейских соединений). Во многом этими причинами;Значительными (подчас до десятка тысяч человек в год) были на протяжении 1920-х годов и реэмиграции русских в иные страны, особенно молодежи, тянущейся в университеты (в частности, в США, Австралию и Южную Америку, а также Европу).В начале 1920 года имел место также первый поток беженцев на Юге России. Генералом Врангелем еще в мае 1920 года был сформирован так именуемый “Эмиграционный Совет”, спустя год, переименованный в Совет по расселению русских беженцев. Гражданских и военных беженцев расселяли в лагерях под Константинополем, на Принцевых островах. В Болгарии в Галлиполи, Чаталдже и на Лемносе (Кубанский лагерь) военные лагеря находились под английской или французской администрацией. по Эвакуации армии Врангеля последние операции прошли с 11 по 14 ноября 1920 года. 17 тысяч казаков было погружено на корабли, 13 тысяч офицеров и 4-5 тысяч солдат регулярных частей, 10 тысяч юнкеров, 7 тысяч раненых офицеров, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыла и до 60 тысяч гражданских лиц, в основном, членов семей офицеров и чиновников. Во многом этими причинами;Именно этой, крымской, волне эвакуированных эмиграция далась особенно тяжело. Во многом этими причинами;В конце 1920 года картотека Главного справочного (или регистрационного) бюро уже насчитывала 190 тысяч имен с адресами. При этом число военных оценивалась в 50-60 тысяч человек, а гражданских беженцев - в 130-150 тысяч человек.К концу зимы 1921 года в Константинополе оставались лишь беднейшие и неимущие, а также военные. Во многом этими причинами;Началась стихийная реэвакуация, особенно крестьян и пленных красноармейцев, не опасавшихся репрессий. К февралю 1921 года число таких реэмигрантов достигло 5 тысяч человек. 6,7 тысячи казаков в марте к ним еще добавилось. Со временем она приняла и организованные формы. Во многом этими причинами;К болгарскому и югославскому правительствам генерал Врангель обратился весной 1921 года с запросом о возможности расселения русской армии на их территории. Согласие было получено в августе. На казенный счет Кавалерийскую дивизию Барбовича, кубанских и доля донских казаков (с оружием; в их обязанности входило несение пограничной службы и государственные работы) принялаЮгославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев). А Болгария - весь 1-й корпус, военные училища и доля донских казаков (без оружия). При этом покинуло армию и перешло на положение беженцев примерно 20% личного состава армии. Началась стихийная;По различным, главным образом, балканским странам была расселена примерно 35 тысяч российских эмигрантов (преимущественно военных): 22 тысячи попали в Сербию, 6 тысяч в Тунис (порт Бизерта), 5 тысячи в Болгарию и по 3 тысячи в Румынию и Грецию. Во многом этими причинами;Установленных успехов по оказанию помощи русским эмигрантам добилась Лига Наций. Ф. Нансен, знаменитый норвежский полярный исследователь, назначенный в феврале 1921 года Комиссаром по делам русских беженцев, ввел для них особые удостоверения личности (так называемые “нансеновские паспорта”), со временем признанные в 31 стране мира. Во многом этими причинами;С помощью основанной Нансеном организации (Refugees Settlement Comission) примерно 25 тысяч беженцев было трудоустроено (главным образом, в США, Австрии, Бельгии, Германии, Венгрии и Чехословакии). Во многом этими причинами;Отделение эмиграции от оптации составляет весьма трудную, но все же важную задачу: в 1918-1922 годы общее число эмигрантов и репатриантов составило (по ряду стран, выборочно): в Польшу - 4,1 млн. человек, в Латвию - 130 тысяч человек, в Литву - 215 тысяч человек. Сохранить профессию;Многие, особенно в Польше, на самом деле были транзитными эмигрантами и не задерживались там надолго. Во многом этими причинами;В 1922 году, согласно Н.А. Струве, сводная численность российской эмиграции составляла 863 тысячи человек, в 1930 году она сократилась до 630 тысяч и в 1937 году - до 450 тысяч человек. Во многом этими причинами;По неполным данным Службы по делам беженцев Лиги наций, в 1926 году официально было зарегистрировано 755,3 тысячи русских и 205,7 тысячи армянских беженцев. Во многом этими причинами;Больше половины русских - примерно 400 тысяч человек - приняла тогда Франция; в Китае их находилось 76 тысяч, в Югославии, Латвии, Чехословакии и Болгарии приблизительно по 30-40 тысяч человек (в 1926 году всего в Болгарии находилось примерно 220 тысяч переселенцев из России). Большинство армян нашли пристанище в Сирии, Греции и Болгарии (соответственно, примерно 124, 42 и 20 тысяч человек). Во многом этими причинами;Выполнивший роль главной перевалочной базы эмиграции Константинополь со временем утратил свое значение. Во многом этими причинами;Признанными центрами “первой эмиграции” (ее еще называют Белой) стали, на ее следующем этапе, Берлин и Харбин (до его оккупации японцами в 1936 году), а также Белград и София. Русское население Берлина насчитывало в 1921 году примерно 200 тысяч человек, оно особенно пострадало в годы экономического кризиса, и к 1925 году их оставалось всего 30 тысяч человек. Во многом этими причинами;Позднее на первые места выдвинулись Прага и Париж. Приход к власти нацистов еще более оттолкнул русских эмигрантов от Германии. На первые места в эмиграции выдвинулись Прага и, в особенности, Париж. Сохранить профессию;Еще накануне Второй Мировой войны, но в особенности во время боевых действий и вскоре после войны обозначилась тенденция переезда части первой эмиграции в США.Сохранить профессию и применить по назначению талант удавалось сравнительно немногим, главным образом, представителям интеллигенции, как художественной, так и научной. Сохранить профессию;1.3 Особенности российской эмиграцииВ истории России значительную роль всегда играла внутренняя колонизация, а массовая эмиграция занимала второе место. Тем не менее, нельзя сказать, что Россия совсем не знала эмиграции. Сохранить профессию;В великих межконтинентальных миграциях конца прошлого - начала нынешнего века участвовала Россия. С 1861 по 1915 год 4,5 миллиона человек выехало из Российской империи, в том числе практически 2,5 миллиона - в первые 16 лет ХХ века. Две трети эмигрантов направлялись в США, а из числа уехавших в ХХ веке - примерно 80%. Правда, значительная часть эмигрантов уезжала не из нынешней России, а из иных частей бывшей империи, - Белоруссии, Украины, Прибалтики. Эмиграция из СССР также существовала. Она распадалась на три основных потока, именуемые обычно "первой", "второй" и "третьей" эмиграцией. Эти потоки были определены главным образом политическими причинами. "Первый" и "второй" потоки - в главном вынужденные "волны" эмиграции периодов Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, "третий" поток - добровольная, главным образом "этническая" эмиграция времен холодной войны. Такое деление довольно условно, т.к. потоки эмиграции не истощались практически никогда, то ослабевая, то повышаясь. Теперь из-за доступности многих ранее закрытых архивных фондов и их публикаций, ранее воспрещенных, отсутствия политической цензуры формируются предпосылки для отображения многой, скрытой ранее, исторической правды, устранения перекосов в общественном историческом сознании. Подобает также отметить, что в некоторых нынешних публикациях выражается склонность перейти от необузданной критики эмиграции к безудержному её превозношению. В начале 20-х годов ХХ века проистекал процесс становления и политического самоопределения эмигрантских организаций, возникают обширные коалиционные союзы. Высший Монархический Совет был одним из таких союзов, который сформировался в ходе Рейхен-гальского съезда в Баварии в 1921 году по инициативе Н. Маркова. Эта организация имела своих представителей во многих странах мира. Вскоре в противовес монархистам в 1921 - 1924 годах основывается Республиканско-Демократическое объединение российских эмигрантов, объединившее в своих рядах широкий политический спектр российских либерал-демократов от кадетов до правых эсеров и энесов во главе с П. Н. Милюковым. Модификации во внутренней политике советской власти стали основным фактором, стимулирующим политическую активность эмиграции. Немалые надежды и ожидания в среде российских эмигрантов вызвал также переход к нэпу. Целым рядом факторов был обусловлен сам процесс политического становления российской эмиграции. Во время Гражданской войны, ставка всех противников большевистской власти делалась на весь офицерско-генеральский корпус бывшей царской армии. Пока у белых был шанс на победу, политические движения и партии, оппозиционные советам, соединились со всем движением, помогая его морально и материально. Но попытки свергнуть советскую власть вооружённым путём ввалились, что принудило разыскивать новые средства и методы борьбы. Вместе с этим повысилось число эмигрантов, что активизировало основание и объединение их политических организаций. Представительницей "другой", альтернативной России была российская эмиграция. Это было общество россиян, соединенных иными политическими идеалами, духовными ценностями, культурными традициями, нежели идейно-нравственные устои, взявшиеся в ходе революции и Гражданской войны в Советской России. В Советской России за деятельностью международной эмиграции внимательно следили. В. И. Ленин, выступая на III съезде Коминтерна, говорил: "Сейчас, после того, как мы отобразили нападения международной контрреволюции, сформировалась заграничная организация русской буржуазии и всех русских контрреволюционных партий... Почти в каждой стране они выпускают каждодневные газеты... имеют бесчисленные связи с иностранными буржуазными элементами, т. е. приобретают довольно денег, чтобы иметь свою печать; мы можем следить за границей общую работу всех без исключения наших прежних политических партий... Эти люди делают все вероятные попытки, они ловко пользуются любым случаем, чтобы в той или иной форме напасть на Советскую Россию и разделить её. Было бы очень поучительно... систематически проследить за важнейшими стремлениями, за важнейшими тактическими приемами, за важнейшими течениями этой русской контрреволюции... Эти контрреволюционные эмигранты очень осведомлены, великолепно организованы и хорошие стратеги...". Политическая установка руководства страны была воспринята с совершенным пониманием советскими спецслужбами. В документированном письме ГПУ от 20 марта 1922 года, местным органам приказывалось усилить работу по наблюдению, за контрреволюционным, организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Список литературы

Список используемой литературы

1. Антропов, O.K. История отечественной эмиграции: Учебное пособие. Кн. 3: Вторая волна отечественной эмиграции и ее культура / O.K. Антропов. -Астрахань, 2003. 83 с.
2. А. Ахиезер. Прошлое и настоящее эмиграции из России // Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. М., 1994, Программа по исследованию миграций. Вып. IV. с.44-45
3. Ж.А. Зайончковская. Эмиграция в дальнее зарубежье // Демоскоп Weekly №27-28, 30 июля – 12 августа 2001 года
4. Скутнев А.В. Протестное движение в СССР в 1945 – 1985 гг.: эмиграция и диссидентское движение. - Киров, 2011. – 105 с.*
5. Кисилева А.Ф., Щагина Э.М.//Новейшая история Отечества XX век, учебник для вузов в 2 томах, том I//М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, стр. 9
6. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом //"Отечественная история". - 1996. - 1 - С. 53-65
7. Журнал = //Редакционная коллегия: Миронов А.В., Андреев Э.М. «Социально-гуманитарные знания» //М. 2003, № 4 стр. 20
8. . Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию // Павел Полян;Россия и её регионы в XX веке: территория - расселение - миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. - М: ОГИ, 2005. - С. 493-519.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.