Храм в спас загорье. Село Спас-Загорье (Лыковщина, Спас) Храм в честь Преображения Господня. Храм в честь Преображения Господня

Белоснежный храм на высоком берегу реки Протвы -самое красивое место вдоль дороги Москва-Калуга. Этоцерковь Спаса-Преображения- все, что осталось от усадьбы Спас-Загорье.

Село расположено на излучине р. Протвы в 9,5 км от Малоярославца и в 3 км от Обнинска. Оно известно с середины XV в., когда входило в удельное Оболенское княжество. Во владении рода Оболенских село оставалось до 1919 г. По преданию, в 1721 г. село посещал Петр I , занимаясь строительством в округе железноделательных заводов.По преданию, он посадил здесь дуб. Еще лет 15 назад на карте в 10 километрах от Спас-Загорья значилось село «Угодский железный завод» - сейчас оно входит в город Жуков, объединивший несколько населенных пунктов.

В 1812 г. в селе размещалась ставка М.И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда. В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино.

IВ ХVIII веке при князьях Долгоруких усадьба представляла собой «двор помещиков (...) против оного двора сад, огорожен забором вокруг. В том саде две избы, в которых садовники живут. Яблоней 1384 дерева, грушей 23, вишен 240, слив 73». Постепенно расширялись, перестраивались, украшались каменные княжеские палаты...

История усадьбы Оболенских печальна и во многом типична для памятников русской усадебной культуры. Имение, правда, не ограбили и не сожгли местные крестьяне, как случалось во многих других местах, однако после революциивсе ценное отсюда вывезли по приказу «сверху», а старого князя выселили в баню, стоявшую на берегу Протвы. Позже в усадебных зданиях разместили "Спас-Загорский завод ПАИ" (пластмассово-анодированных изделий). Но даже в качестве производственных зданий постройки не уцелели. Зато на территории стоит производственный цех размерами с авиационный ангар.

Преображенский храм.

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы

В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1690 гг, когда были выстроены трапезная с колокольней.

Здание храма двухэтажное. Верхний этаж - летняя Преображенская церковь, с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня.В подклете зимний нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта, возможно, наиболее древняя часть строения, освящена была в 1696 году.

В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.

С 1920 г. в нижнем храме богослужения не совершались - местный колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. В 1937 г. закрыт был и верхний храм. Священник Ласкин Николай Александрович арестован по обвинению в антисоветской агитации и расстрелян на Бутовском полигоне 3 декабря 1937г.

После войны, в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал ей здание храма.



В 2003 г. в Государственную Третьяковскую галерею на реставрацию поступила икона «Богоматерь Казанская» с чудесами» с предварительной датировкой кон. XVII - нач. ХVIII в.

Икона является одной из святынь храма Преображения Господня в селе Спас-Загорье. Поздние наслоения, несколько слоев олифы и масляной краски были удалены. Появилась возможность прочесть немного потёртые надписи в клеймах. В шестнадцати клеймах, обрамляющих образ Богоматери, представлена история обретения чудотворной иконы, получившей имя «Казанской». В нижней части тринадцатого го клейма обнаружена подпись: «1793 года мца Августа писал сий образ города Серпухова купец живописец Яков Иванов Иконников, Строен на церковные деньги старанием ещенников Феодора Григорьева и Алексия Иванова». Икона не имеет аналогов и требует дальнейшей серьёзного изучения.

Церковь в честь Преображения Господня (1614) в селе Спас-Загорье - яркий образец национального стиля русского зодчества конца XVII века.

История церкви

До начала XVII века селом Спасское () владел князь Михаил Федорович Кашин-Оболенский. При его жизни в селе существовала деревянная церковь. В 1611 году перед свой смертью князь завещал половину села с церковью .

В 1613-1614 гг., в период правления , князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский выкупил у монастыря половину Спасского и построил в селе каменный храм в честь Преображения Господня. Князь был владельцем нескольких вотчин и имений, занимался строительством и благоустройством церквей, делал щедрые пожертвования в монастыри.

Строительство церкви было завершено в 1696 году, к этому времени храм принял современный облик. Он был двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце XVII - начале XVIII вв. были построены отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, объединившая храм с колокольней в единое здание. Во 2-й половине XVIII века пристроен Покровский придел. В конце XVII века сооружена деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма.

В XVIII веке в трапезной был выгорожен Крестовоздвиженский придел, предположительно при генерал-поручике Василии Васильевиче Нарышкином, владевшим селом в этот период.

По преданию, Преображенскую церковь посещал , а во время Отечественной войны 1812 года - князь , рядом с храмом располагалась его ставка. По свидетельствам местных жителей, за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в войне 1812 года.

В 1920 году был закрыт нижний (подвальный) придел, в нем был устроен колхозный склад. В 1937 году храм был закрыт полностью и использовался под склады и столовую, в алтаре был устроен ссыпной пункт зерна. В 1947 году Советом по делам Русской Православной Церкви была зарегистрирована община, и здание храма передано ей, что зафиксировано в протоколе и договоре от 24 сентября 1947 г. Настоятелем еще закрытого храма в честь Преображения Господня был назначен архимандрит Никандр (1876-1972). При нем в годы советской власти реставрировались крыша и купола, был построен небольшой приходской домик.

С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, храм побелен, поставлены новые кресты, налажено отопление, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы. В 2002 году в городе отлиты колокола, которые были торжественно освящены 29 декабря при служении владыки Климента (Капалина).

При храме действует воскресная школа «Жаворонок». В городе работает детское творческое объединение «Радуга», где проходят занятия по декоративно-прикладному искусству и рисованию. Там же с 1995 года проходят духовные беседы со взрослыми.

Архитектура Преображенского храма

Церковь построена в традиционно русском стиле - бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками.

Верхний этаж двухэтажного храма - летняя Преображенская церковь с Крестовоздвиженским и Покровским пределами имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть - храм во имя Иконы Казанской Божьей Матери, вероятно, является наиболее древним строением. Грани восьмерика трехъярусной шатровой колокольни ориентированы по сторонам света. Трапезная одноэтажная, перекрыта цилиндрическим сводом с большим лотком над западным входом и маленькими - над окнами. Снаружи она завершается двускатной кровлей.

Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства. Царские врата датируются XVII веком, иконостас и оклады икон - концом XVIII - началом XIX вв.

Проезд:

По дороге в Малоярославец мы заехали в село Спас-Загорье. Село находится на высоком берегу реки Протва. Из достопримечательностей в селе есть церковь Спаса Преображения 1696 года постройки. Село получило известность после событий 1812 года. В 1812 году в селе размещалась ставка М.И.Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск.



Сельские домики

Церковь Спаса Преображения

В 1614 году в селе князем Б.М.Лыковым-Оболенским возведён Спасо-Преображенский храм. В строительстве храма также принимали участие Нарышкины, имение которых было по соседству с селом. К 90-м годам XVII века храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки в 1696 году.
В 1937 году храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 года по указу его преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за №109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот.Александр Добромыслов, прот.Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о.Павел Казаков, о.Георгий Юрашкевич, протодиакон о.Кузьма и настоятель Спасо-Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо-Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 года не служилось – были склады колхоза», сделанной архим.Никандром, следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 года.
Первый послевоенный настоятель, архим.Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с.Спас–Загорье. Храм использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. При архим.Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о.Алексие Полякове и игумене Ростиславе построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, о безопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы.
В 2002 году в городе Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов. 29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента, прошло торжественное освящение колоколов. Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В 2003 году на реставрацию с целью раскрытия авторской живописи была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами конца XVII - начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее 13 февраля 2003 года. В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова.

И стория Преображенского храма традиционно ведётся с 1614 года и начинается с имени выдающегося деятеля русской истории начала семнадцатого века князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского. Князь Б.М. Лыков-Оболенский представитель многочисленного и разветвлённого рода Оболенских, к XVII веку владевших селом Спасское (Спас-Загорье). Первоначально село принадлежало князю Михаилу Фёдоровичу Кашину-Оболенскому, боярину и воеводе, который начал службу при царском дворе Иоанна Васильевича с середины шестнадцатого века. М.Ф. Кашин пред своей смертью в 1611 году половину села с церковью завещал Пафнутьев – Боровскому монастырю. Упоминаемый выше князь Борис Михайлович Лыков выкупил по воцарении Михаил Федоровича Романова (1613-1614 гг.) у Пафнутьева монастыря половину Спасского и в это время отстроил каменный сельский храм. Этот выдающийся и благочестивый человек появился на службе у Бориса Годунова в 1596 году и оказался причастен почти ко всем важнейшим событиям русской истории первой половины XVII века. При Лжедмитрии он получил боярский чин, на службе у Василия Шуйского прославился победами над «Тушинским вором» и в 1610 году вошел в «семибоярщину». Владелец нескольких вотчин и имений, Борис Михайлович, благоустраивал и строил храмы, делал богатые пожертвования в монастыри. Прослужив 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер в 1646 году. Еще при Лжедмитрии I князь Б.М. Лыков женится на боярышне Настасье Никитичне Романовой, сестре известнейшего церковного им государственного деятеля Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича). Постепенно, к 90-м годам XVII века, храм принял современный облик. Он строился двухэтажным, с нижним теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. По освящению нижнего придела датируется и завершение постройки — 1696 год. На рубеже XVII-XVIII столетий появилась сначала отдельно стоящая колокольня, а затем трапезная, соединившая главную часть храма с колокольней в единое здание. Во второй половине XVIII века был пристроен Покровский придел. Сохранилось описание: «Село Спасское, а в нем церковь каменная во имя Преображения Господня, да придел каменный же во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». В конце XVII века появилась деревянная галерея на аркадах, разобранная вероятно при постройке трапезной части храма. В XVIII веке селом владел генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712-1779), возможно, именно при нем был выгорожен в трапезной Крестовоздвиженский придел. Возникновение самого храма легенда связывает с наиболее знаменитыми из Нарышкиных – Натальей Кирилловной и ее сыном Петром I. К этому же времени относится появление современного названия села – Спас-Загорье.

Дошедший до нашего времени храм в архитектурном отношении представляет собой, по мнению специалистов, яркий образец национального стиля русского зодчества конца 17-го века. Характерными чертами традиционно русского стиля являются бесстолпная конструкция храма, пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Здание храма двухэтажное, верхний этаж – летняя Преображенская церковь с двумя пределами (Крестовоздвиженским и Покровским) – имеет два яруса окон, обрамлённых наличниками, состоящими из двух колонок, которые связаны сверху фигурной скобкой. Зимняя часть, храм Иконы Казанской Божьей Матери, возможно, наиболее древняя часть строения. Оригинально решена в конструкции храма шатровая колокольня: грани её восьмерика ориентированы по сторонам света. В архитектуре здания прослеживается связь с таким ярким памятником московского зодчества середины века, как церковь Рождества Богородицы в Путинках, и другими памятниками Москвы и Подмосковья второй половины XVII века. Преображенская церковь сохранила большую часть внутреннего убранства так, что Царские врата относят к XVII веку, а иконостас и оклады икон к концу XVIII – началу XIX века. Многие иконы позднее были записаны и требуют реставрации.

По преданию храм посещал первый русский император Пётр Великий, а в войну 1812 года – светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, рядом с храмом находилась его ставка. По свидетельству местных жителей сразу за алтарной частью храма находилась братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны 1812 года. Во время проведения работ по отводу вод от стен храма перед алтарной частью была выкопана канава шириной около метра и такой же глубины. При этом действительно было обнаружено множество костей, свидетельствовавших об общем братском захоронении.

До нас дошли следующие имена священнослужителей и причетников, подвизавшихся в храме в честь Преображения Господня:

  • Архим. Никандр (Николаев) (1947- 1973)
  • Игум. Вениамин
  • Прот. Василий
  • Прот. Петр
  • Прот. Николай Лойко
  • Прот. Сергий Першеев
  • Прот. Иаков Казанский
  • Прот. Николай Ласкин
  • Иер. Максим
  • Иер. Иоанн Иоаннов
  • Иер. Лука Афанасьев
  • Иер. Евфимий Михайлов
  • Иер. Антоний Парамонов
  • Иер. Феодор Григорьев
  • Иер. Алексий Иванов
  • Иер. Симеон Зверев
  • Иер. Сергий
  • Иер. Симеон Троицкий
  • Иер. Алексий Февралев
  • Иер. Сергий Преображенский
  • Иер. Анатолий (скон. в 1950 году, но, вероятно, не был в штате храма; похоронен в северной части погоста)
  • Иер. Феодор Степанов
  • Иер. Андрей Зверев
  • Иер. Иаков Казанский
  • Диак. Григорий Иванов
  • Диак. Стефан Иванов
  • Диак. Косьма Лебедев
  • Диак. Михаил Умовский
  • Диак. Симеон Любимов
  • Диак. Семен Михайлов
  • Диак. Симеон
  • Пономарь Феодор Харламов
  • Пономарь Иоанн Дубов
  • Пономарь Василий Петров
  • Пономарь Петр Парамонов
  • Пономарь Лука
  • Псаломщик Акиндин Смольянинов
  • Псаломщик Иоанн Покровский
  • Псаломщик Иоанн
  • Дьячок Иулиан Афанасьев
  • Дьячок Петр Белов
  • Дьячок Фирс Васильев
  • Дьячок Иван Семенов
  • Дьячок Иоанн

Можно упомянуть сведения, дошедшие до нас из церковно–приходских ведомостей. В 1864 году иер. Симеон Троицкий был награжден набедренником, в 1873 году прот. Николай Лойко заслужил одобрение за усердное преподавание слова Божия в церковно-приходской школе. В 1891 году упоминается приезд владыки Виталия и его встреча иереем Алексием Февралевым, восстановившим храм и обновившим внутреннее убранство на пожертвования помещицы Анны Павловны Кузьминой, которая тогда же была представлена владыке. Отец Алексий Февралев продолжал служить в Спас-Загорье до своей кончины 1900 года, священствовал он двадцать семь лет, из них десять в Преображенском храме, что явствует из надписи на его могиле в храмовой ограде.

Немного осталось сведений о жизни храма в трудные годы первой половины XX столетия. В книге памяти жертв политических репрессий 1937-1938 гг. «Бутовский полигон», выпущенной Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Москва 2001 год, на стр. 140 обнаружена следующая запись: «Ласкин Николай Александрович 1889 г.р. родился в селе Шанги Шарьинского района, Горьковского края, русский, из семьи священника, б/партийный, образование высшее, священник церкви с. Спас-Загорье. Проживал: с. Спас-Загорье Малоярославецкого района, Московской области. Арестован 24 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по МО от 3 декабря 1937 г. по обвинению в антисоветской пораженческой агитации. Назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Реабилитирован – 12 июня 1989 г.»

К сожалению, никаких других сведений об о. Николае нам пока обнаружить не удалось. Местные жители – очевидцы тех лет – ничего не могут сказать об этом священнике и о его аресте, не помнят ничего. Поиск информации о служении о. Николая будет продолжен. Всех, кто имеет какую–либо информацию о служении, личной жизни и родственниках о. Николая просим прислать ее на наш электронный адрес .

Также в 1937 году (10.10.1937 г.) был арестован прот. Сергий Першеев (Першеев Сергей Андреевич 1880 года рождения, родился в дер. Мелотичи Барятинского района Смоленской области) и расстрелян (10.12.1937 г.). По словам дочери священника Хабаровой Лидии Николаевны, прот. Сергий до 1930 года служил в с. Спас–Загорье.

В 1937 г. храм был закрыт, и нижний предел использовался как склад и столовая. Из надписи на кресте, который был найден в алтаре Казанского придела: «17 июля 1955 г. По указу Его Преосвященства Епископа Онисифора, Калужского и Боровского, за № 109. Освящен престол во имя Казанской Пресвятой Богородицы. Освящение совершили: митрофорный прот. Иоанн Соловьев, благочинный прот. Александр Добромыслов, прот. Тихон Трилесский, благочинный Столинскаго района БССР Евгений Минкевич, иереи о. Павел Казаков, о. Георгий Юрашкевич, протодиакон о. Кузьма и настоятель Спасо–Преображенского храма игумен Никандр. Храм Спасо–Преображенский построен боярами Лыковыми в 1614 году XVIII века. В подвальном храме с 1920 г. не служилось – были склады колхоза», сделанной архим. Никандром (был настоятелем с 1947 по 1972 год), следует, что нижний придел был разорен еще в 20-е годы. Только в 1947 году Совет по делам Русской Православной Церкви зарегистрировал общину и передал её здание храма, что и было отмечено в протоколе и договоре от 24.09.1947 г.

Первый послевоенный настоятель, архим. Никандр, оставил глубокий след в духовном облике Спас–Загорского Преображенского храма. Отец Никандр (в миру Николай Николаевич Николаев) по специальности был врачом, причем, по воспоминаниям людей, знавших его, очень талантливым. До революции он был фельдшером в армии. События Великой отечественной войны застали его уже в священном сане на Украине в селах, где ему пришлось окормлять несколько приходов. Потом он служил в Белоруссии, в селах попавших под контроль партизанских отрядов, которыми руководил Ковпак. Районы, контролировавшиеся партизанами, были очень велики, это были почти «партизанские республики» в тылу у немцев. И отец Никандр фактически стал партизаном, прежде всего, как полковой врач. Часто партизаны приезжали за ним, завязывали ему глаза и перевозили туда, где нужна была помощь. Он оперировал, спасая людские жизни. После войны о. Никандр короткое время жил в Псково–Печерском монастыре. В 1947 году он, в сане игумена, был назначен настоятелем тогда закрытого храма в честь Преображения Господня в с. Спас–Загорье. Здесь тоже пригодились воля, настойчивость и прямота о. Никандра. На бумаге храм был передан Церкви, но его еще нужно было отвоевать, ведь, на самом деле, он использовался как склад мелкой сельхозтехники, в алтаре был ссыпной пункт, хранилось зерно. Пришлось выкатывать машины и прямо на улицу выбрасывать зерно. Храм убрали силами всех верующих. Большинство сведений об о. Никандре почерпнуто из воспоминаний ныне покойного прот. Вадима Красноцветова, знавшего его лично в последние годы жизни.

После смерти архимандрита, прожившего без малого столетие (даты жизни 1876-1972), на приходе сменилось множество священников, имена которых ещё помнят старейшие прихожане Храма. Среди них: о. Николай, о. Михаил, о. Вениамин, о. Александр, о. Сергий, о. Иоанн, о. Валентин, архим. Донат, архим. Серафим, прот. Борис, прот. Николай Суходолов, прот. Андрей, иерей Алексий Поляков, игумен Ростислав (Колупаев) и нынешний настоятель храма – прот. Сергий Демьянов.

При архим. Никандре в годы советской власти реставрировались крыша и купола храма, был построен небольшой приходской домик, при о. Алексие Полякове и игумене Ростиславе (Колупаеве) построен новый дом. С 1997 года до настоящего времени обновлена кровля и купола, поставлены новые кресты, налажено отопление, храм побелен, обезопасен от грунтовых вод, построены новые кельи и технические помещения для церковного хозяйства, строится новая трапезная и большое помещение для воскресной школы. В 2002 году в г. Тутаеве Ярославской области был отлит подбор колоколов.

29 декабря при служении правящего архиерея, владыки Климента (Капалина), прошло торжественное освящение колоколов.

Восстанавливаются и реставрируются иконы храма. В частности, в 2003 году на реставрацию, с целью раскрытия авторской живописи, была взята икона Казанской Божией Матери с клеймами (92,2 х72,1 см) конца XVII — начала XVIII вв., которая была доставлена в реставрационные мастерские при Государственной Третьяковской Галерее (ГТГ) в Москву 13 февраля 2003 года. Реставрировали икону Степанова Татьяна Юрьевна (старший преподаватель отделения реставрации Свято–Тихоновского Богословского Университета) и Фидоренко Галина Васильевна (начальник отдела древнерусской живописи ГТГ). В ходе реставрации было обнаружено, что икона Казанской Божией Матери была написана в августе 1793 года Яковом Ивановым Иконниковым из города Серпухова, о чем свидетельствует надпись на 13-ом клейме: «1793 года месяца августа писал сей образ города Серпухова купец иконописец Яков Иванов Иконников. Строен на церковные деньги старанием священников Феодора Григорьева, Алексея Иванова». Из реставрационных мастерских ГТГ Казанская икона Божией Матери возвратилась в храм 13 июля 2004 года, а 16 июля 2004 года был совершен чин освящения отреставрированной иконы с акафистом Божией Матери в честь Ея иконы «Казанская». Икона была водружена в обновленный киот на прежнее место. В настоящее время закончена реставрация иконы «Богоявление» и ведется работа над иконой «Спас Нерукотворный» реставратором Степановой Татьяной Юрьевной.

Надо отметить, что, по благословению владыки Климента, настоятелем, тогда иереем Сергием Демьяновым, и общиной Спас–Загорского Преображенского храма с 1996 по 1998 год был благоустроен больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона в г. Обнинске.

При храме в честь Преображения Господня действует воскресная школа «Жаворонок» . В основном, ее посещают дети, учащиеся в сельской Спас–Загорской школе.

В г. Обнинске действует детское творческое объединение «Радуга» , где проходят занятия по декоративно-прикладному искусству (чеканка, гравюра, выжигание, аппликация, изготовление тематических работ из теста и т.д.), рисованию. Там же с 1995 года проходят духовные беседы со взрослыми.

Официальный сайт Калужской епархии - приходы - Малоярославецкий район - Преображенский храм в Спас-Загорье

Храм в честь Преображения Господня

Настоятель: священник Сергий Демьянов

Адрес собственного web-сайта: www.xrampg.obninsk.ru

Село расположено на излучине р. Протвы в 9,5 км от Малоярославца и в 3 км от Обнинска. Оно известно с середины XV в., когда входило в удельное Оболенское княжество. Во владении рода Оболенских село оставалось до 1919 г. По преданию, в 1721 г. село посещал Петр I. В 1812 г. в нем размещалась ставка М.И. Кутузова. Само село находилось в центре военных действий. Несмотря на наступающие холода, жители села разобрали свои дома на строительство переправы для русских войск. В память об этом в 1962 г. в селе был установлен небольшой камень с надписью. С образованием губернии село входило в состав Спасской волости Малоярославецкого уезда. В настоящее время Спас-Загорье слилось с д. Нарышкино.

Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

В верхнем храме находится центральный престол в честь Преображения Господня, с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. В подклете нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.

С 1920 г. в нижнем храме богослужения не совершались - местный колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. 17 сентября 1930 г. служивший в храме священник Яков Федорович Казанский был приговорен к 3 годам лишения свободы. А в 1937 г. был закрыт и верхний храм.

Спустя 10 лет 24 сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал ей здание храма. Возрождением храма занимался архимандрит Никандр (Николаев), прослуживший его настоятелем до 1973 г. При нем была отремонтирована крыша и купола храма. С 14 января 1997 г. настоятелем храма был назначен священник Сергий Демьянов. С середины 90-х гг. в храме ведутся ремонтные работы.

С 1995 г. при храме действует воскресная школа для детей "Жаворонок" и библиотека. Еженедельно проводятся огласительные беседы с взрослыми, готовящимися к Святому Крещению или к вступлению в брак. До наших дней полностью сохранилось внутреннее убранство храма: иконостас 1885 г., Царские Врата XVII в., на иконах ризы XIX в. В храме особо почитаются иконы: Божией Матери "Взыскание погибших", святителя Николая, "Казанская" и преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии. В трапезной верхнего храма находится скульптура "Спаситель в темнице", начала XVII в.

Престольные праздники приход отмечает: 6/19 августа - Преображение Господне: 14/27 сентября - Воздвижение Креста Господня: 1/14 октября - Покрова Пресвятой Богородицы; 8/21 июля и 22 октября/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери.