Государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Кушнир И.В. Гражданское право Унитарные предприятия. Некоммерческие организации Некоммерческие юридические лица: общая характеристика

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Такми образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Подробнее

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Перечень некоммерческих организаций

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (ст. 123.26 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.

Помимо корпораций активными участниками гражданского оборота выступают коммерческие и некоммерческие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Среди них можно выделить унитарные предприятия и некоммерческие унитарные организации.

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях - учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации , не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Статья 123.17. Основные положения о фонде

1. Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

3. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

4. Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.18. Имущество фонда

1. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Статья 123.19. Управление фондом

1. К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

2. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

3. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

4. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

1. Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

2. Учреждения

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Статья 123.23. Частное учреждение

1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

3. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Настоящий Кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций определяется также законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

1. Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Некоммерческие организации: понятие, виды, сфера деятельности и общая характеристика их правового статуса.

Некоммерческие организации - это такие юридические лица, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. И даже в случае получения такими юридическими лицами прибыли, они не имеют права распределять её между учредителями (участниками), кроме случаев, указанных в законе. Все некоммерческие организации имеют специальную правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда.
Большинство некоммерческих организаций являются собственниками своего имущества (кроме учреждений), а их участники вообще не имеют каких либо имущественных прав в отношении имущества некоммерческой организации. Единственной некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, является учреждение. Его собственником остается учредитель, а учреждение имеет лишь право оперативного управления.
Некоммерческие организации могут существовать в формах, предусмотренных как в ГК, так и в иных федеральных законах. ГК РФ предусматривает такие формы некоммерческих организаций как: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация (объединение), благотворительный и иной фонд, учреждение, ассоциация (союз). Иные законы предусматривают создание таких некоммерческих организаций как: некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, товарищество собственников жилья, государственная корпорация и др.
Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). На практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы.
В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива.
Потребительский кооператив основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).
Лица, принимающие участие в создании кооператива, а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.
В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. К примеру, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива.
Если потребительский кооператив в ходе своей уставной деятельности получает прибыль, она может быть распределена между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает потребительский кооператив от иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.
Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.
Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие выплаты, предусмотренные уставом.
Система органов управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков. Текущее руководство деятельностью кооператива осуществляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.
При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива.
Согласно ст.117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Основы правового положения общественных объединений закреплены в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В отличие от ст. 117 ГК, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в ФЗ «Об общественных объединениях» понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения обозначают самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, отличные от фонда и учреждения, статус которых регламентирован в ГК РФ.
Помимо указанных выше законов, правовое положение общественных объединений, осуществляющих ту или иную деятельность (политическую, благотворительную и др.), определяется специальными законами (к примеру, деятельность благотворительных организаций регламентирована ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами. Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Вместе с тем, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками. Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения.
Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.
Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе.
Фондом в соответствии с п.1 ст.118 ГК РФ признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях.
Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными лицами, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.
Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. ГК РФ ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами. Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).
В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество фонда. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), который осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом.
Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности некоммерческие цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками или работниками. Наряду со взносами учредителей фонд вправе использовать результаты собственной предпринимательской деятельности, но с условием, что такая деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им.
Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает ГК РФ, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда.
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Учреждения действуют на основании утвержденного устава, а иногда - на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (к примеру, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности. Учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с законом.
Особенности правового положения бюджетных учреждений регламентированы Бюджетным кодексом РФ.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Но если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Правовой статус автономных учреждений, помимо ГК РФ, регламентирован ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных выше. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества.
Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как только коммерческие или только некоммерческие организации, так и те и другие одновременно (п. 4 ст. 50 ГК). Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, кроме того, одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим органом является общее собрание участников, компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1 - 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Исполнительные органы ассоциации (союза) образуются из числа физических лиц - органов или представителей участников.
Имущество ассоциации (союза) первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут субсидиарную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. При этом доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на цели деятельности, указанные в учредительных документах.
Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, кроме того, он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо прочего, в течение двух лет с момента выхода за бывшим участником сохраняется субсидиарная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество.
Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Остаток имущества ассоциации (союза), образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях») и не может распределяться между его учредителями (членами).

Лекция, реферат. Некоммерческие организации как юридические лица: - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Понятие и предмет гражданского права.
2. Система гражданского права
3. Принципы гражданского права

5. Гражданское правоотношение
6. Классификация гражданских правоотношений
7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
8. Осуществление гражданских прав
9. Защита гражданских прав
10. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
11. Ограничение гражданина в дееспособности и лишение гражданина дееспособности
12. Опека и попечительство по гражданскому законодательству России
13. Понятие и признаки юридического лица
14. Классификация (виды) юридических лиц
15. Ликвидация юридического лица
16. Хозяйственные товарищества
17. Хозяйственные общества
18. Производственные кооперативы
19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
20. Некоммерческие организации как юридические лица:
21. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.
22. Понятие и виды объектов гражданских прав.
23. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
24. Деньги как объекты гражданских прав.
25. Результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица как объекты гражданских прав
26. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
27. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
28. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, свойства, классификация.
29. Понятие и виды сделок.
30. Форма и государственная регистрация сделок. Последствия их несоблюдения.
31. Недействительность сделок: понятие и основания. Ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
32. Недействительность сделок с пороком субъектного состава.
33. Недействительность сделок с пороком воли.
34. Недействительность сделки с пороком правового основания.
35. Представительство в гражданском праве: понятие, значение и виды представительства. Доверенность.
36. Сроки в гражданском праве. Понятие, значение и виды гражданско – правовых сроков. Правила исчисления гражданско–правовых сроков.
37. Исковая давность в гражданском праве. Понятие и значение исковой давности. Сроки исковой давности. Применение исковой давности.
38. Начало течения исковой давности, основания перерыва и приостановления исковой давности, восстановление исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
39. Вещные права в системе имущественных гражданских прав.
40. Отношения собственности как предмет гражданско-правового регулирования. Формы и виды собственности.
41. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества и риск его случайной гибели.
42. Особенности возникновения и осуществления права собственности на недвижимое имущество. Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
43. Особенности права собственности на жилые помещения.
44. Право государственной и муниципальной собственности.
45. Приватизация государственного и муниципального имущества
46. Первоначальные способы приобретения права собственности.
47. Производные способы приобретения права собственности.
48. Понятие и виды общей собственности.
49. Право общей долевой собственности.
50. Право общей совместной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (далее ФЗ ГМУП), унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию .

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.

ГМУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

Создание казённых предприятий для России не является новым явлением. Казённые заводы и фабрики существовали ещё в дореволюционной России и находились в ведении различных ведомств (военного, горного, морского и т.д.) Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд, и в первую очередь, военных, поэтому большинство казённых предприятий были военными и горнометаллургическими. Актуальность создания казённых предприятий в современных условиях связана с необходимостью выполнения ими действий в хозяйственном обороте от имени государства.

Следует отметить, что до принятия ФЗ ГМУП казённые предприятия могли создаваться только на основе федеральной собственности и только по решению Правительства Российской Федерации. Начиная с 2003 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получили возможность учреждать казённые предприятия или преобразовывать в них предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий следует из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (таблица 3).

Таблица 3 – Случаи, в которых создаются унитарные предприятия каждого вида

1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 4) разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

Из данной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятий, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.

Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. (с изм. и доп.) предусматривается перечень имущества, не подлежащего приватизации . Перечислим некоторые виды предприятий, которые могут находиться только в федеральной собственности (всего более 40 наименований):

Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;

Объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства;

Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи;

Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

На региональном и местном уровне соответствующими законодательными и нормативными документами предусматриваются виды государственного и муниципального имущества, не подлежащего приватизации.

Решение о создании унитарного предприятия принимается соответствующим органом исполнительной власти.

При этом решение об учреждении казённого предприятия может принять только Правительство РФ на федеральном уровне, а на региональном и местном уровне органом государственной власти и органом местного самоуправления, которому в соответствии с региональными и местными нормативно-правовыми актами предоставлено такое право.

Государственное предприятие создаётся по решению уполномоченного, как правило, отраслевого органа государственной власти, а муниципальное предприятие – по решению главы местной администрации.

Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества, а впоследствии также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.

Указание на вид и собственника унитарного предприятия обязательно должно содержаться в его полном фирменном наименовании.

Унитарное предприятие, являясь юридическим лицом, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казённых предприятий при недостаточности их имущества.

Очевидно, что в отношении казённых предприятий ответственность собственника не ограничивается только тем имуществом, которое передаётся данному предприятию на праве оперативного управления. Однако это компенсируется возможностью более жёстко контролировать деятельность предприятия по распоряжению этим имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Полномочия унитарных предприятий по распоряжению имуществом, переданным им собственником

1) распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащем ему недвижимым имуществом: сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации и др.; 3) движимым и недвижимым имуществом распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) не вправе без согласия собственника совершать отдельные виды сделок: - связанные с предоставлением займов, поручительств; - получением банковских гарантий, с иными обременениями, - связанные с уступкой требований, переводом долга; - связанные с участием в коммерческой или некоммерческой организации, а также в простом товариществе; 5) не вправе без согласия собственника совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью 1) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника; 2) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами; 3) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на договорной основе только с согласия собственника

В ФЗ ГМУП нет прямого указания на то, что согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью предусматривается именно для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако в силу того, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный контроль (согласовывает любые сделки), указанные виды сделок скорее будут иметь место в деятельности Г(М)УПа.

Так, крупной сделкой признаётся сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Руководитель унитарного предприятия признаётся заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

Являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паёв) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

В иных, определённых уставом унитарного предприятия случаях.
Следует отметить, что предприятие, независимо от его вида, должно согласовывать с собственником создание своих филиалов и представительств, а также участие в уставном капитале других коммерческих организаций. При этом не допускается участие унитарного предприятия в кредитной организации, а также создание другого (дочернего) унитарного предприятия путём передачи ему части своего имущества. Вместе с тем ФЗ ГМУП не запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве дочерних и зависимых предприятий организации других организационно-правовых форм (например, ООО или АО).

При утверждении устава предприятия собственник имеет право ещё в большей степени ограничить его правоспособность в распоряжении имуществом, определив размер и виды дополнительных сделок, требующих согласования с собственником.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем унитарное предприятие отличается от бюджетного учреждения?

2. Какие виды унитарных предприятий создаются в РФ?

3. В каких случаях создаются унитарные предприятия каждого вида?

4. Какие органы принимают решение о создании унитарных предприятий?

5. В чём различия полномочий по распоряжению имуществом у Г(М)УП и казённых предприятий?

6. Какая сделка признаётся крупной?

7. В какой сделке у руководителя организации имеется заинтересованность?

8. В каких организациях унитарное предприятие не может владеть долей в уставном капитале?