Глубинные бомбы принцип действия. Глубинные бомбы. Как же действует глубинная бомба

Американская глубинная бомба времён Второй Мировой Mark IX

Глубинная бомба - один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками.

Глубинная бомба - снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота . Глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг. Ядерные глубинные бомбы были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, Ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120. Вес бомбы - 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы - 1500 мм, диаметр - 240 мм.

Принцип действия

Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен.

Взрыватель срабатывает при ударе о корпус лодки, на определённой глубине, или при прохождении рядом с корпусом.

Обычно глубинные бомбы скатывают с кормы корабля или выстреливают ими из бомбомётной установки. Глубинные бомбы могут также сбрасываться с летательных аппаратов самолёты, вертолёты, доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.

Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью - для уничтожения подводной лодки иногда требуется около сотни бомб.

Примечания

Литература

  • Квитницкий А. А. Борьба с подводными лодками (по иностранным данным), М., 1963;
  • Шмаков Н. А. Основы военно-морского дела, М., 1947. с. 155-57.

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубинные бомбы. Большинство советских надводных боевых кораблей были приспособлены для использования корабельного противолодочного оружия, которое к началу Великой Отечественной войны было представлено в основном большими и малыми глубинными бомбами, сбрасываемыми с кормы или бомбометами БМБ-1. В 1930-х годах основным недостатком глубинных бомб считалась малая зона поражения, размер которой определялся количеством сброшенных бомб. Для увеличения площади поражения Специальное конструкторское бюро № 4 (СКБ-4) на Ленинградском артиллерийском заводе № 7 «Арсенал» им. Фрунзе, которым руководил выдающийся советский конструктор Б.И. Шавырин, получило тактико-техническое задание на разработку бортового бомбомета, обеспечивающего выстреливание бомб ББ-1 по траверзу корабля. При полном отсутствии опыта в проектировании таких установок группа конструкторов под руководством Б.И. Шавырина с задачей справилась в рекордно короткий срок. Чертежи бомб ББ-1 СКБ-4 получило в июле 1939 года, а уже через месяц опытный образец бомбомета поступил на испытания. В ноябре 1939 года на морском артиллерийском полигоне НИАПе из бомбомета были сделаны первые выстрелы. Заводские и государственные испытания успешно прошли в июне - августе 1940 года на тральщике «Штаг». Приемная комиссия в своем заключении зафиксировала, что: «Бомбомет портативен, удобен в обращении и может применяться на кораблях малого тоннажа». С помощью штока и лотка бомбомет позволял выстреливать большие глубинные бомбы ББ-1 на дистанцию 40, 80 и 110 м, чем обеспечивалось увеличение поражаемой площади бомбометания. В том же году на вооружение советского Военно-Морского Флота был принят бомбомет шточного образца под обозначением «Большой морской бомбомет БМБ-1». Советские шточные бомбометы БМБ-1 в годы Великой Отечественной войны проявили себя самым лучшим образом в боевых условиях, но в то же время в отчетных документах того времени отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло их использование. Так, например, в сложившейся тяжелой ситуации командованию Северного флота пришлось организовать производство деревянных штоков для бомбометов БМБ-1 силами местной промышленности. В то же время, в отчетах отмечалось, что американские бесшточные бомбометы Мк 6, устанавливавшиеся на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1» (которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны), несколько сложнее по своей конструкции, но вместе с тем, значительно проще в применении. Однако из-за ограниченности запасов импортных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежали перевооружению отечественными бомбометами. Первый отечественный бесшточный бомбомет БМБ-2 («большой морской бомбомет 2») калибра 433 мм был разработан уже после войны в СКБ-101 («КБ Машинстроения») под руководством Б.И. Шавырина и принят на вооружение советского ВМФ в 1951 году. Он предназначался для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам. Бомбомет БМБ-2 позволял выстреливать по траверзу корабля большие глубинные бомбы ББ-1 и БПС на дальность 40, 80 и 110 м, с одновременным использованием кормовых бомбосбрасывателей для расширения поражаемой площади бомбометания. Бомбомет БМБ-2 входил в состав противолодочного вооружения кораблей различных проектов. Так, на эсминцах проекта 56 бомбометы БМБ-2 устанавливались в корме по три на борт. К моменту принятия на вооружение БМБ-2, данный вид вооружения уже морально устарел, поэтому они постепенно были заменены более современными реактивными бомбометами РБУ-2500. Наибольшее значение противолодочная оборона в годы Великой Отечественной войны имела на Баренцевом, Белом и Карском морях, где в операционной зоне Северного флота в годы войны действовало от 6 до 30 подводных лодок противника. Для противолодочной обороны привлекались советские боевые корабли от эсминцев до катеров типа «МО», а также союзные британские корабли. В среднем на Севере для целей противолодочной обороны использовалось в 1941 году 120 кораблей и катеров, в 1943 году – 100, в 1944 году – 160, а в 1945 году – 218. Не смотря на рост количества кораблей противолодочной обороны, их все равно не хватало, особенно в периоды арктической навигации. Кроме того, сами по себе противолодочные корабли из-за малочисленности и несовершенства гидроакустических средств имели недостаточные поисковые возможности. Однако именно надводные корабли стали основой противолодочных сил Северного флота. Во время войны они произвели 430 обнаружений подлодок противника, по которым было произведено 334 атаки, в результате чего два из них были потоплены достоверно и еще одна – вероятно. Кроме этого, повреждено было еще примерно 10 подлодок, из которых минимум 2 – тяжело. На долю советских подводников и авиаторов приходилось всего около 5 % обнару­жений и 15 % атак подлодок противника. В основном надводные корабли применяли глубинные бомбы (272 атаки), в 59-ти случаях использовались реактивные бомбометы, а три атаки начинались с тарана подводной лодки противника с последующим сбрасыванием в месте ее погружения глубинных бомб. Как правило, бомбы сбрасывались с кормы, что требовало прохождения корабля над лодкой, а это всегда приводило к потере контакта. Систематические поиски подводных лодок с использованием гидроакустики и радиолокации производились в 40-мильной зоне от побережья Кольского полуострова. Первоначально наиболее эффективным способом применения глубинных бомб первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным гидроакустической станции (ГАС). Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения подводной лодки (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответствовавшее времени погружения глубинных бомб и скорости подводной лодки, и сбрасывал серию бомб. Она, в зависимости от типа и вооружения корабля, в начале Великой Отечественной войны состояла из 2-6 глубинных бомб. В дальнейшем использовался еще один метод атаки, который заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из них поддерживал с подводной лодкой гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший атаку с использованием кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов. Эсминцы вели поиск группой из 2-х–3-х кораблей, большие охотники из 3-х – 5-ти кораблей или 2-х охотников и 2-х торпедных катеров. Наиболее эффективно осуществляли поиск подводных лодок эсминцы, оборудованные гидроакустическими и радиолокационными станциями. Использование больших охотников ограничивалось состоянием моря до 4-х–5-ти баллов. Сторожевые катера типа «МО» могли использоваться только на рейдах и в прибрежных районах в благоприятную погоду.

Калибр – 433,5 мм
Масса – 355 кг
Угол возвышения – 45° Дальность бомбометания – 40, 80, 120 м Глубина поражения – 330 м
Скорострельность – 4 выстрела за 24 сек.
Сила отдачи – 15 тонн
Габариты – 1,65х0,65х0,65 м Число бомб в залпе – 1 Тип бомбы – ББ-1 или БПС. Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в Советском Союзе в начале 1920-х годов. Для организации и координации этих работ уже в 1921 году был создан Научно-технический комитет Управления военно-морских сил РККА (НТК УВМС РККА) и Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро). С 1927 года Остехбюро приступило к проектированию первых советских глубинных бомб и средств для их сбрасывания. Уже в 1930 году была создана первая советская малая противолодочная глубинная бомба 4В-М, имеющая два пояса установки глубины взрыва – 12 м и 24 м, и большая глубинная бомба 4В-Б, имеющая четыре фиксированных глубины взрыва – 12, 24, 36 и 48 м. В 1933 году были разработаны и приняты на вооружение ВМФ две новые глубинные бомбы – большая ББ-1 и малая БМ-1. Основными требованиями при создании этих глубинных бомб были увеличение глубины взрыва до предельной глубины погружения подводных лодок и обеспечение возможности их использования с боевых кораблей различных классов. Глубинная бомба ББ-1 представляла собой цилиндрический стальной контейнер массой 165 кг, с зарядом взрывчатого вещества (тротил) массой 135 кг, в донной части которого монтировался взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Глубина погружения бомбы составляла до 100 м, скорость погружения – 2,3-2,5 секунд. Эффективный радиус взрыва составлял от 8 до 20 м. Гидростатический взрыватель ВГБ с часовым механизмом обеспечивал установку глубины взрыва глубинных бомб в интервале от 10 до 100 м. Для удобства сбрасывания и хранения этих бомб на кораблях были созданы бомбосбрасыватели стационарные и подвижные в виде тележек, а также тележки для хранения бомб на верхней палубе кораблей. Однако взрыватель ВГБ оказался недостаточно надежным и безопасным в использовании. В 1940 году на вооружение ВМФ был принят новый взрыватель для глубинных бомб К-3, разработанный на заводе им. М.И.Калинина. Он позволял производить установку глубины взрыва бомб от 10 до 210 м. Создание этого взрывателя, простого по конструкции, безопасного и надежного в действии, обеспечило успешное использование советских глубинных бомб во время всей войны без его модернизации, в то время как иностранные флоты (британский и американский) в связи с увеличением глубины погружения подводных лодок были вынуждены модернизировать свои взрыватели глубинных бомб или создавать новые. Глубинные бомбы являлись основным видом противолодочного оружия, применяемого советским ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Малые бомбы БМ-1 использовались для предупредительного (профилактического) бомбометания, большими бомбами ББ-1 производилось бомбометание для уничтожения обнаруженных подводных лодок. Однако запас самих глубинных бомб на флотах к началу войны был недостаточен, и составлял всего 68615 штук. Так, на 22 июня 1941 года на Северном флоте из требуемых 44642 глубинных бомб в наличии имелось только 6834 (27,8 %), на Балтийском флоте из 47210 – 19564 (41,4 %), на Черноморском флоте из 49006 – 13625 (27,8 %). По состоянию на 1 августа 1942 года обстановка коренным образом не изменилась: на Севере обеспеченность глубинными бомбами составила 52,8 %, на Балтике – 25,6 %, на Черном море – 65 %. Только в 1943 году Северный и Черноморский флоты получили необходимое количество глубинных бомб, Балтийский флот удовлетворен не был, но бомбы в то время там практически не были востребованы. К концу войны, не смотря на массовое применение глубинных бомб, их запас возрос до 123921 шт. По своему устройству бомбы были просты и могли производиться на многих промышленных предприятиях. Общий боевой расход глубинных бомб за войну составил около 88000. Наибольший их расход пришелся на 1944 год – 32 %, а из флотов – на Черноморский – 38 %, где в основном глубинные бомбы израсходовали для траления неконтактных мин противника контрвзрывами. Наиболее эффективно глубинные бомбы использовались на Северном флоте, где 3 немецкие подводные лодки были уничтожены именно этим оружием с кораблей, имевших гидролокаторы. В начале 1942 года вышло первое «Наставление по борьбе с подводными лодками надводных кораблей». Оно предусматривало атаку подводной лодки одиночным кораблем или группой из 2-х – 3-х кораблей. В том же году были изданы «Правила бомбометания кораблей» (ПБК-42). В зависимости от тактической ситуации и наличия бомб на корабле Правила предусматривали три вида бомбометания: большой серией глубинных бомб – 6 бомб, малой – 3 бомбы и сковывающей – одна - две бомбы. Однако, несмотря на колоссальные усилия советских моряков и неоднократные обнаружения и атаки на германские подводные лодки, первый успех к надводным кораблям пришел только на четвертый год войны, когда в Выборгском заливе малый охотник МО-103 (командир гвардии старший лейтенант А.П. Коленко) потопил подводную лодку U 250. Это произошло 30 июля 1944 года. В этот день U 250 торпедировала в проливе Бьёркезунд советский дозорный катер. На ее поиск по тревоге срочно вышел малый охотник МО-103. С приходом в район дозора он вскоре установил контакт с подводной лодкой противника. После трех последовательных атак глубинными бомбами – на поверхности воды появилось 6 человек в спасательных жилетах; подняв руки, плавали немецкие подводники. Во время Великой Отечественной войны это был единственный случай взятия в плен членов экипажа потопленной подводной лодки. Как рассказали пленные, лодка получила повреждение от первых же взрывов глубинных бомб, но двигатели работали и командир надеялся оторваться от преследования. Однако одна из бомб второй серии взорвалась непосредственно у корпуса лодки. В пробоину хлынула вода. Дизельный отсек оказался затопленным, из аккумуляторов начал выделяться хлор, люди теряли сознание. Связь с отсеками прервалась. Поэтому остатки экипажа вынуждены были эвакуироваться из затонувшей подводной лодки. Всего с использованием противолодочного и минно-торпедного оружия надводные корабли и подводные лодки ВМФ СССР уничтожили 18 подводных лодок Германия и ее союзников: из них – 9 подорвались на минах, 7 – были потоплены глубинными бомбами надводными кораблями, 2 – торпедировали подводные лодки. Советская военно-морская авиация потопила 5 подводных лодок, а береговая артиллерия уничтожила 1 субмарину. Еще 12 подводных лодок противника получили повреждения в результате атак надводных кораблей и налетов авиации. Из 5 подводных лодок, уничтоженных на Северном флоте, 4 потопили глубинными бомбами надводные корабли, одну торпедировала подводная лодка. На Северном флоте с применением глубинных бомб ББ-1 и БМ-1 было выполнено 275 атак. В результате, по оценке флота, было повреждено и уничтожено 8 подводных лодок (успешность – 2,9%). На Балтийском флоте из 15 уничтоженных немецких подводных лодок: 9 – подорвались на минах, 3 – уничтожили глубинными бомбами надводные корабли, 1 – торпедировала подводная лодка, 1 – уничтожила авиация и 1 – береговая артиллерия. На Черном море характер противолодочных действий флота определялся малочисленностью противника – до 1943 года здесь действовало всего 8 немецких, одна румынская и несколько малых итальянских подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны черноморские корабли израсходовали 1973 глубинные бомбы. При этом ни одной подводной лодки они не потопили. Весь успех достался на долю авиации – ВВС флота потопили одну итальянскую подводную лодку в Ялте в 1943 году и три немецкие – при налете на румынскую Констанцу 20 августа 1944 года. Тип глубинной бомбы – фугасная Масса глубинной бомбы – 165 кг Масса заряда ВВ – 135 кг Тип ВВ – тротил Длина глубинной бомбы – 710 мм
Диаметр глубинной бомбы – 430 мм Марка взрывателя – ВГБ, К-3 Глубина погружения – до 100 м Скорость погружения – 2,3 – 2,5 сек Эффективный радиус взрыва – 8 - 20 м.

Появление подводных лодок стало поворотной точкой в истории развития военно-морского флота. Первые субмарины наводили настоящий ужас на моряков, ведь как можно противостоять противнику, скрытому морской пучиной, на удар которого нельзя ответить. Вскоре борьба с подлодками противника стала одной из важнейших боевых задач для любого военно-морского флота. Адмиралам пришлось крепко задуматься над изменением тактики ведения боевых действий и поиском новых инструментов, с помощью которых можно было бы противостоять новой угрозе.

И уже в 1914 году такой инструмент был создан: в Великобритании была испытана первая глубинная бомба – важнейший вид противолодочного оружия, которое стоит на вооружении большинства флотов мира и в наши дни. Первые средства противолодочной обороны, включая глубинные бомбы, не отличались совершенством, поэтому во время Первой и Второй мировой войны немецкие подводники смогли устроить настоящий террор на коммуникациях противника. Но уже к концу Второй мировой войны союзники смогли найти эффективные средства борьбы против германского подводного флота.

Послевоенный период ознаменовался настоящей революцией в развитии подводного флота. Субмарины получили ядерную силовую установку и межконтинентальные баллистические ракеты в качестве основного вооружения. Вопрос борьбы с подводной угрозой превратился в стратегический. Теперь противолодочная оборона стала частью куда более важной задачи – защиты собственной территории от ядерного удара противника. Поэтому для ее решения не жалели средств. Именно в период Холодной войны на вооружении флотов появились ядерные глубинные бомбы и торпеды с ядерной боевой частью. Последние боеприпасы подобного типа были сняты с вооружения еще в 90-е годы прошлого века.

В СССР долгое время на этот вид оружия практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов на вооружение отечественного флота были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. Это были обычные металлические бочки, заполненные тротилом. Они имели взрыватель с часовым механизмом, который позволял поражать цели на глубинах до 100 метров. Во время бомбометания ББ-1 и БМ-1 просто сбрасывали за борт с помощью кормовых или бортовых бомбосбрасывателей. Недостаточная скорость погружения этих боеприпасов затрудняла поражение подводных лодок противника.

Во время войны советские моряки в основном использовали глубинные бомбы, поставленные в страну по ленд-лизу. Американские и английские боеприпасы существенно превосходили советские бомбы по своим основным характеристикам. А значительное увеличение глубин погружения субмарин (200-220 метров), которое стало распространенной тактикой к концу войны, сделало советские боеприпасы практически бесполезными. Хотя, надо отметить, что наиболее совершенные образцы этого оружия в СССР не поставлялись.

В наше время глубинные бомбы постепенно отходят в прошлое, их заменяют более точные виды противолодочного оружия (управляемые торпеды, ракето-торпеды), но в то же время они до сих пор находятся на вооружении крупнейших военно-морских сил мира. Однако прежде чем говорить о современных видах этого оружия, следует дать описание конструкции глубинной бомбы, а также сказать несколько слов об особенностях их применения.

Глубинные бомбы: общее описание и основные особенности

Глубинная бомба – это вид боеприпаса, предназначенный для уничтожения подводных лодок в их боевом (подводном) положении. Он состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества и взрывателя. Вместо обычной взрывчатки, может быть использован ядерный заряд. Взрыватель глубинной бомбы также может быть разным: контактным, бесконтактным или рассчитанным на активацию на заданной глубине. Нередко глубинные бомбы имеют несколько взрывателей.

Контактный взрыватель срабатывает после удара о корпус субмарины, неконтактный – при прохождении боеприпаса на определенном расстоянии от подводной лодки. Неконтактный взрыватель может реагировать на магнитное поле субмарины или издаваемый ею шум. Взрыватель, рассчитанный на срабатывание на определенной глубине, имеет гидростат, который срабатывает от повышения давления и активирует детонатор. Этот тип взрывателя позволяет заранее задавать глубину, на которой произойдет подрыв.

В упрощенном виде глубинная бомба представляет собой цилиндр, заполненный взрывчаткой. Первоначально их и изготавливали в форме бочки. Однако такая форма боеприпаса довольно несовершенна, она обуславливает низкую скорость погружения бомбы, и, как правило, заставляет боеприпас «кувыркаться» в кильватерной струе противолодочного корабля. Бросьте консервную банку в бассейн, и вы увидите, какие кульбиты она будет выполнять во время погружения. Такая «акробатика» не только замедляет погружение боеприпаса, но и значительно уводит его в сторону от точки сброса. Что, в свою очередь, понижает точность бомбометания.

Именно из-за гидродинамического несовершенства от использования глубинных бомб цилиндрической формы давно отказались. Современные боеприпасы этого вида имеют грушевидную или каплеобразную форму, обычно они оснащены хвостовым оперением – стабилизаторами, что еще больше повышает точность их применения.

Как же действует глубинная бомба?

Принцип действия глубинной бомбы основан на том, что вода, как и любая другая жидкость, практически не сжимается. Сила наземного взрыва довольно быстро уменьшается, потому что ударная волна поглощается воздухом и постепенно сходит на нет. В воде ситуация иная, взрывная волна создает большое давление, которое весьма эффективно действует даже на значительном расстоянии от эпицентра. Так что для разрушения корпуса субмарины необязательно прямое попадание (хотя, конечно же, оно предпочтительно). Взрыв глубинной бомбы рядом с подлодкой вполне может разрушить ее корпус или значительно повредить внутренние механизмы подводного корабля. Сила взрыва постепенно уменьшается с увеличением радиуса распространения ударной волны. Наибольшей убийственной силой обладают ядерные глубинные бомбы, радиус их поражения может достигать нескольких тысяч метров.

Естественно, что подводная лодка не изображает из себя неподвижную мишень, а всячески пытается уйти от нацеленного на нее залпа глубинных бомб. Современные средства гидроакустики позволяют субмарине «слышать», что происходит на поверхности и определять момент бомбометания. После чего она начинает маневры уклонения, целью которых является избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Следует отметить, что субмарина, действуя в трех измерениях, может довольно успешно уходить от поражения глубинными бомбами. Для этого лодка может менять глубину, курс, скорость, дрейфовать или замирать без движения. Лечь на дно или идти зигзагом, чтобы усложнить противолодочным кораблям их задачу. Маневрирования субмарины во время бомбометания во многом напоминает действие самолета во время ракетной атаки.

Противолодочный корабль сбрасывает глубинные бомбы вслепую, ориентируясь только на данные акустики. Но акустический контакт – это вещь не слишком надежная, он часто прерывается. Поэтому глубинная бомба является весьма неточным оружием, для гарантированного уничтожения подводного корабля, как правило, необходимы сотни бомб.

Одной из главных характеристик глубинной бомбы является скорость ее погружения, чем она выше, тем больше эффективность боеприпаса.

Глубинные бомбы могут применяться по-разному. Первоначально их просто сбрасывали с кормы противолодочных кораблей, но такой способ был не слишком эффективен. Нередко боеприпас после попадания в воду подхватывался кильватерной струей корабля и значительно менял направление своего погружения. Позже для применения глубинных бомб стали использовать бомбометы различных конструкций. Обычно они представляли собой мортиры, из которых бомбы отстреливались с определенным углом возвышения. Бомбометы значительно повысили эффективность использования глубинных бомб, так как позволяли быстро накрыть залпом большой участок водной поверхности.

После Второй мировой войны на вооружение были приняты реактивные бомбометы, в качестве боеприпаса которых использовались реактивные глубинные бомбы (РБК).

Реактивная глубинная бомба имеет стабилизатор и твердотопливный реактивный двигатель. Подобные боеприпасы позволяют не только более точно и быстро производить бомбометание, но и имеют большую скорость погружения, благодаря ускорению, с которым бомба входит в воду.

В настоящее время глубинные бомбы применяются не только с кораблей, но и с самолетов и вертолетов. Сегодня на вооружении ВМС РФ стоит противолодочная авиабомба ПЛАБ-250–120. Вес этого боеприпаса составляет более 120 кг, из которых 60 кг приходится на взрывчатое вещество. Также современные глубинные бомбы могут доставляться до места использования с помощью ракет.

Из современных российских реактивных бомбометов можно отметить РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3», а также комплекс «Удав-1М», который способен не только бороться с подлодками противника, но и уничтожать вражеские торпеды и подводных диверсантов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Глубинные бомбы быстро зарекомендовали себя как надежное средство борьбы с подлодками противника. Однако на эффективности этого оружия сказывался способ применения, а именно сброс с кормовых бомбосбрасывателей. Требовалось правильным образом рассчитать курс корабля или катера, чтобы сброшенные бомбы попали в субмарину противника. Сложность проведения успешной атаки с лихвой компенсировалась мощностью заряда. Всего одна глубинная бомба с зарядом в несколько десятков килограммов взрывчатого вещества могла серьезно повредить подлодку или даже уничтожить ее.

Тем не менее, морякам требовалось средство для быстрой доставки бомбы к подлодке противника без сложных маневров. Уже в конце Первой мировой войны начали появляться проекты т.н. бомбометов – оружия, использующего для доставки бомб к целям артиллерийские принципы.

БМБ-1

В 1940 году на вооружении ВМФ Советского Союза был принят шточный бомбомет БМБ-1. Это оружие было создано в ленинградском СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина. СКБ-4 занималось разработкой артиллерийских систем и при создании нового бомбомета применило имевшиеся наработки. С точки зрения конструкции и принципа действия шточный бомбомет БМБ-1 являлся мортирой для стрельбы надкалиберным снарядом.

Основой бомбомета БМБ-1 была опорная плита с двумя парами колес для транспортировки. На плите устанавливались ствол и система его крепления. Наведение по вертикали не предусматривалось: ствол был жестко закреплен с углом возвышения 45°. В казенной части ствола имелся затвор с системой воспламенения метательного заряда. Для защиты от воды дуло оружия снабдили крышкой.

Основным боеприпасом бомбомета БМБ-1 была глубинная бомба ББ-1 обр. 1933 года, оснащенная специальным штоком (отсюда название «шточный бомбомет»). Боеприпас весом 165 кг нес 135 кг взрывчатого вещества. Со скоростью до 2,5 м/с бомба ББ-1 могла опускаться на глубину до 100 метров. Для использования с бомбометом бомба оснащалась штоком – стержнем, помещаемым в ствол орудия. Использование надкалиберной схемы позволило обеспечить стрельбу крупным боеприпасом при сохранении приемлемых размеров оружия.

По задумке конструкторов, бомбомет БМБ-1 должен был стрелять глубинной бомбой на одну из заданных дистанций. Путем изменения метательного заряда можно было стрелять на 40, 80 или 110 метров. Предполагалось, что экипаж корабля-носителя сможет вести огонь прямо по курсу или по траверзу корабля, развернув бомбомет в нужную сторону.

Шточные бомбометы БМБ-1 устанавливались на корабли различных типов и использовались на всем протяжении Великой Отечественной войны. Могущество бомбы ББ-1 позволяло наносить тяжелые повреждения вражеским подлодкам, однако сравнительно низкая скорострельность и малая дальность стрельбы ограничивали возможности оружия. Кроме того, для использования бомбомета БМБ-1 требовались специальные штоки, усложнявшие снабжение и эксплуатацию оружия.

БМБ-2

Эксплуатация шточного БМБ-1 была достаточно сложной, из-за чего конструкторы под руководством Б.И. Шавырина в следующем проекте отказались от использования штоков. Новым противолодочным оружием кораблей и катеров должен был стать одноствольный бесшточный бомбомет БМБ-2.

По конструкции БМБ-2 в некоторых чертах был похож на БМБ-1, однако имел массу отличий. На стационарной опорной платформе крепилась система установки ствола. Оружие должно было стрелять существующими глубинными бомбами без каких-либо дополнительных устройств, в результате чего получило ствол калибра 433 мм сравнительно малой длины.

Конструкция бомбомета БМБ-2 позволяла вести огонь на одну из расчетных дистанций: 40, 80 или 110 метров. Невозможность поворота орудия привела к тому, что огонь можно было вести только по траверзу корабля.

Первоначально основным боеприпасом бомбомета БМБ-2 предполагалось сделать глубинную бомбу ББ-1, габариты которой учитывались при разработке ствола. В конце сороковых годов была создана глубинная бомба БПС, отличавшаяся от ББ-1 большей скоростью погружения. Бомба весом 138 кг несла 96 кг взрывчатого вещества. Корпус бомбы имел обтекаемую форму и оснащался стабилизаторами. Новая форма корпуса позволяла бомба БПС погружаться со скоростью до 4,2 м/с.

Бомбомет БМБ-2 был принят на вооружение в 1951 году. Бесштоковая система позволила упростить эксплуатацию оружия в сравнении с предыдущим бомбометом. Тем не менее, характеристики нового орудия уже были недостаточными. К началу пятидесятых годов характеристики подлодок и их торпед ощутимо выросли и зачастую превосходили возможности нового советского бомбомета. В связи с этим бомбомет БМБ-2 довольно быстро уступил место новым системам с более высокими характеристиками.

МБУ-200

Глубинные бомбы ББ-1 и БПС был достаточно эффективным оружием, однако их использование в качестве боеприпасов для бомбометов БМБ-1 и БМБ-2 имело серьезные проблемы. Главная – низкая скорострельность, из-за которой вероятность поражения подлодки противника находилась на неприемлемом уровне. Решением этой проблемы могло стать создание многоствольной системы, посылающей к цели несколько бомб одновременно. Такое оружие уже существовало за рубежом и применялось советскими моряками. За годы Великой Отечественной британцы поставили Советскому Союзу несколько десятков бомбометов Mk 10 Hedgehog.

Несмотря на ряд имевшихся проблем, эта система позволяла буквально засеять глубинными бомбами участок в несколько сотен квадратных метров. В КБ под руководством Б.И. Шавырина было решено использовать британские идеи и создать на их основе собственное оружие – бомбомет МБУ-200. Это оружие стало первым отечественным бомбометом, название которого показывало максимальную дальность стрельбы: «200» означало 200 метров.

Главным элементом нового противолодочного бомбомета МБУ-200 стала стабилизированная по крену платформа с креплениями для остальных узлов. В задней ее части имелся газоотбойный щит, защищавший конструкцию корабля от пороховых газов. На платформе имелись 24 наклонные направляющие (четыре продольных ряда по шесть штук) с системой вертикальной наводки. Расчет бомбомета мог изменять угол возвышения каждой из 24 направляющих независимо друг от друга. Таким способом можно было изменять размеры обстреливаемой площади. Бомбомет оснастили электрической системой воспламенения метательного заряда. Управление стрельбой велось с помощью прибора ПУСБ-24-200. Оператор бомбомета должен был получать целеуказание от гидроакустиков.

Специально для бомбомета МБУ-200 в НИИ-24 Министерства сельскохозяйственного машиностроения была разработана новая глубинная бомба Б-30. Боеприпас имел корпус, состоявший из двух сопряженных цилиндров разного диаметра, а также хвостовую трубу, надевавшуюся на направляющую. Бомба Б-30 несла 13 кг взрывчатого вещества и оснащалась ударным взрывателем.

При подготовке к выстрелу расчет бомбомета должен был установить направляющие на нужный угол возвышения. Далее бомбы хвостовой трубой надевались на направляющие. Бомбомет МБУ-200 устанавливался стационарно на носу корабля-носителя, из-за чего горизонтальное наведение следовало осуществлять при помощи маневрирования. Максимальная дальность стрельбы достигала 180-200 метров. За счет индивидуального наклона каждой направляющей и небольшого «развала» крайних направляющих в стороны бомбомет МБУ-200 мог одним залпом накрыть эллипсовидную область размерами 45-50 м в ширину и 35-40 м по направлению стрельбы. Залп 24 бомбами повышал вероятность поражения и уничтожения цели.

Широкое использование идей, заимствованных у британского бомбомета, позволило советским конструкторам достаточно быстро завершить все работы. Противолодочный бомбомет МБУ-200 был принят на вооружение в 1949 году. Это оружие устанавливалось на кораблях различных типов. Самыми массовыми его носителями стали сторожевые корабли проекта 50 «Горностай», построенные серией из 68 единиц. Каждый из таких сторожевиков нес один бомбомет МБУ-200, предназначенный для стрельбы по целям перед носом, и четыре БМБ-2 для стрельбы по траверзу корабля.

МБУ-600

В 1955 году появилась модернизированная версия бомбомета МБУ-200 и новый боеприпас для нее. Бомбометная установка МБУ-600 сохранила основные черты базового оружия: стабилизированная по крену платформа и 24 наклонные направляющие. Однако для повышения характеристик были применены некоторые нововведения.

Сам бомбомет доработали с учетом опыта эксплуатации МБУ-200. Кроме того, некоторые изменения были внесены в связи с использованием новых бомб с более мощным метательным зарядом. Для управления стрельбой был создан прибор ПСУБ-24-600.

Модернизированная бомба Б-30М имела корпус меньшего диаметра в сравнении с базовой версией. Для улучшения аэродинамических характеристик новая глубинная бомба имела удлиненный обтекаемый корпус, а также вытянутый конический кожух хвостовой трубы. В хвостовой части боеприпаса имелся стабилизатор. Изменение конструкции бомбы позволило увеличить заряд взрывчатого вещества до 14,4 кг. За подрыв боевой части отвечал контактный взрыватель.

Принцип действия бомбомета МБУ-600 был таким же, как у МБУ-200. С точки зрения эксплуатации новый бомбомет отличался от старого только дальностью стрельбы и площадью обстреливаемого участка. Максимальная дальность стрельбы глубинными бомбами Б-30М составляла 640 м. Боеприпасы одного залпа укладывались в эллипс размером 80х45 м. Бомбомет МБУ-600 оказался гораздо эффективнее своего предшественника, поскольку позволял атаковать подлодки противника на втрое большем расстоянии.

Разработка и испытания системы МБУ-600 завершились в 1955 году. В 56-м это оружие приняли на вооружение. Бомбомет МБУ-600 использовался на головном тральщике проекта 264 (серийные корабли этого типа получили противолодочную систему другого типа), а также на различных эсминцах и сторожевиках.

РБУ

Бомбомет МБУ-600 был последней отечественной системой этого класса, использовавшей «традиционный» метод стрельбы боеприпасами. Дальнейшее развитие противолодочных бомбометов пошло по пути создания реактивных систем. Использование реактивных снарядов позволило значительно повысить эффективность бомбометов, не прибегая к усложнению конструкции оружия или боеприпасов.

Первый отечественный реактивный бомбомет РБУ был создан еще в 1945 году. Авторами проекта стали В.А. Артемьев и С.Ф. Фонарев, работавшие под руководством генерал-майора С.Я. Бодрова. Советские инженеры знали об американской противолодочной системе Mousetrap и создавали свой проект «с оглядкой» на зарубежный опыт. Подобное заимствование идей позволило достичь достаточно высоких характеристик. Система РБУ по своим характеристикам не уступала шточному бомбомету БМБ-1, а в ряде случаев превосходила его.

Сам реактивный бомбомет РБУ имел чрезвычайно простую конструкцию. На основной раме жестко крепились рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов (два ряда по две направляющие). Угол возвышения был фиксированным и составлял 15°. По два реактивных бомбомета предлагалось устанавливать в носовой части корабля-носителя: одновременно к цели можно было отправить восемь глубинных бомб.

Для использования с бомбометом РБУ была разработана глубинная бомба с реактивным двигателем РБМ. Этот боеприпас представлял собой бомбу БМ-1, оснащенную хвостовым блоком с реактивным двигателем и стабилизатором. Бомба РБМ несла 25 кг взрывчатого вещества и могла погружаться со скоростью около 3,2 м/с. Реактивная бомба оснащалась гидростатическим взрывателем К-3, рассчитанным для использования на глубинах до 210 метров.

Бомбомет РБУ мог наводиться в горизонтальной плоскости только поворотом всего корабля. Неизменяемый угол возвышения направляющих обеспечивал стрельбу только на фиксированную дальность. Используя бомбы РБМ, расчет бомбомета мог стрелять на дальность 240-250 метров и накрывать участок размерами 40х85 м. Несмотря на меньший заряд, бомбы РБМ за счет своего количества могли стать гораздо более эффективным оружием, чем боеприпасы шточного миномета БМБ-1.

Реактивный бомбомет РБУ и глубинная бомба РБМ были приняты на вооружение в 1945 году. Сравнительно малые габариты и отсутствие отдачи позволяло использовать эту систему на кораблях и катерах нескольких типов. Бомбометы РБУ применялись как минимум до середины пятидесятых годов, после чего на смену им пришли новые системы этого класса.

РБУ-1200 «Ураган»

При простоте конструкции, реактивный бомбомет РБУ показал себя как надежное и удобное оружие. По этой причине работы по тематике реактивных противолодочных бомбометов были продолжены. В начале пятидесятых годов сотрудники НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством С.Я. Бодрова и В.А. Артемьева работали над проектом бомбомета РБУ-1200, который должен был входить в состав противолодочной системы «Ураган».

Бомбомет РБУ-1200 представлял собой пусковую установку для реактивных снарядов, оснащенную системой вертикальной наводки. Поворот установки в горизонтальной плоскости не предусматривался. Имелась стабилизация по качке. На опорно-поворотном устройстве бомбомета располагался блок из пяти стволов-направляющих калибра 253 мм. Приводы бомбомета позволяли наводить стволы по вертикали в пределах от 0° до +51°.

В первой половине пятидесятых для бомбометов РБУ-1200 и РБУ была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-12. Боеприпас весом 73 кг нес 32 кг взрывчатого вещества и оснащался гидростатическим взрывателем К-3. Позже бомбы РГБ-12 начали комплектоваться контактно-дистанционным взрывателем КДВ, который обеспечивал подрыв заряда как на заданной глубине, так и при столкновении с целью. Скорость погружения новой бомбы достигала 8 м/с.

Используя реактивные бомбы РГБ-12, расчет бомбомета РБУ-1200 мог атаковать цели на дальностях 400-1400 метров. Максимальная глубина поражения цели ограничивалась возможностями взрывателей и составляла 300-330 м. Залп из пяти бомб рассеивался по эллипсовидному участку 70х120 м. На залп уходило не более 2 секунд.

Важной особенностью комплекса «Ураган», в состав которого входил бомбомет РБУ-1200, стала одноименная система управления ПУСРБ «Ураган». Система автоматически получала от гидроакустического комплекса данные о цели (дальность, глубина, курс и скорость) и могла самостоятельно рассчитывать время пуска бомб. Новая система управления «Ураган» позволяла заметно повысить точность стрельбы.

Следует отметить, реактивный бомбомет РБУ-1200 имел ряд серьезных недостатков, в том числе и в сравнении с предыдущими отечественными противолодочными системами. Так, в ходе одного залпа он мог отправить к цели лишь 5 глубинных бомб, для горизонтальной наводки требовалось маневрирование корабля, а перезарядка производилась вручную. Тем не менее, большая дальность и точность стрельбы, а также наличие на одном корабле нескольких бомбометов, компенсировали все имеющиеся недостатки.

Бомбомет РБУ-1200 был принят на вооружение в 1955 году и устанавливался на корабли нескольких типов: малые противолодочные проектов 122, 122-бис 12412, тральщики пр. 266М и пограничные катера пр. 12412П. Бомбометы как отдельно, так и в составе вооружения кораблей, передавались флотам нескольких зарубежных государств. На базе системы РБУ-1200 китайские инженеры создали несколько собственных бомбометов с различными характеристиками. Кроме того, советский реактивный бомбомет стал основой для китайской машины дистанционного разминирования Type 81, оснащенной 10-ствольной пусковой установкой.

РБУ-2500 «Смерч»

Главными недостатками реактивного бомбомета РБУ-1200 были недостаточное количество бомб в залпе и невозможность горизонтальной наводки. При разработке новой противолодочной системы РБУ-2500 были учтены недостатки существующего оружия. Система «Смерч» с реактивным бомбометом РБУ-2500 создавалась в НИИ-1 под руководством Н.П. Мазурова.

Все агрегаты нового бомбомета крепились на опорной платформе и поворотном основании. В отличие от предыдущих систем, бомбомет РБУ-2500 мог вращаться вокруг своей оси и наводить стволы в горизонтальной плоскости. Новый бомбомет получил 16 стволов (два горизонтальных ряда по восемь стволов) калибра 212 мм. При помощи гидроприводов стволы РБУ-2500 могли наводиться в любом направлении в горизонтальной плоскости (за исключением направлений, перекрываемых конструкцией корабля). Максимальный угол возвышения доходил до 50°.

Основным боеприпасом бомбомета РБУ-2500 стала глубинная бомба РГБ-25. Этот боеприпас общей длиной 1350 мм и весом 84 кг нес заряд взрывчатого вещества 25,8 кг и мог погружаться со скоростью до 11 м/с. Гидростатический взрыватель позволял устанавливать глубину подрыва до 350 м. Новый реактивный двигатель доставлял бомбу на расстояние до 2500 м от корабля. Минимальная дальность стрельбы была ограничена 500 метрами. К началу шестидесятых годов был принят на вооружение неконтактный акустический взрыватель ВБ-1М с радиусом действия 6 м. Неконтактный взрыватель использовался в паре со штатным гидростатическим. Для обозначения обнаруженных целей могла использоваться реактивная бомба-ориентир «Свеча» с весом и габаритами боевой РГБ-25.

Для управления бомбометом РБУ-2500 использовалась система ПУСРБ «Смерч», дополненная приставкой «Звук». Алгоритм работы нового оружия остался таким же, как и в случае с предыдущим РБУ-1200. По своим возможностям новый реактивный бомбомет превосходил предыдущий, чему поспособствовало значительное увеличение боекомплекта и возможность горизонтальной наводки. Следует отметить, система РБУ-2500 сохранила ручную перезарядку, однако большее количество стволов и использование нескольких бомбометов на одном корабле компенсировало этот недостаток.

Реактивный бомбомет РБУ-2500 был принят на вооружение в 1957 году. Эта система устанавливалась на эсминцах проектов 31, 41, 56, 56-ПЛО, 56-М, 56-ЭМ и 56-А, а также на сторожевиках пр. 50-ПЛО. Кроме того, противолодочная система «Смерч» поставлялась в некоторые зарубежные страны: Вьетнам, Индию, Румынию и Сирию.

РКУ-4500А «Бурун»

Одновременно с бомбометом РБУ-2500 сотрудники НИИ-1 под руководством Н.П. Мазурова работали над противолодочной системой, призванной дополнить его. Новую систему РКУ-4500А «Бурун» предлагалось устанавливать на корме корабля. Ее задачей был отстрел глубинных бомб за корму и повторная атака подлодки противника, уже обстрелянной системой «Смерч». Таким способом планировалось повысить эффективность работы противолодочных систем, а также заменить давно устаревшие кормовые бомбосбрасыватели.

В состав системы «Бурун» вошли четыре реактивных бомбомета РКУ-36У. Эти агрегаты представляли собой опорную платформу с механизмами вертикальной наводки, на которых крепились шесть стволов (два вертикальных ряда по три ствола) калибра 302 мм. Стрельба за корму корабля подразумевала потерю гидроакустического контакта с подлодкой противника. По этой причине бомбометы РКУ-36У предлагалось не оснащать системами горизонтальной наводки, но устанавливать на корме «веером». В таком случае появлялась возможность нанести массированный удар по сравнительно большой площади.

«Добивать» вражескую субмарину, поврежденную при помощи бомбомета РБУ-2500, предлагалось при помощи «реактивных кормовых бомб» РКБ. Каждый такой боеприпас при весе 180 кг нес 101 кг взрывчатого вещества. Реактивный двигатель бомбы РКБ позволял стрелять на дальность 90-115 метров. Попав в воду, бомба начинала погружаться со скоростью до 11,4 м/с. Боеприпас оснащался контактным и неконтактным акустическим взрывателем ВБ-1М. Такое оснащение позволяло уничтожать цели на глубинах до 350 м. Один залп четырех бомбометов системы РКУ-4500А «Бурун» разбрасывал глубинные бомбы по участку размерами 120х200 метров.

Для управления системой «Бурун» использовались соответствующие элементы комплекса «Смерч», а также набор специальной аппаратуры «Смерч-56». Последняя, принимая информацию от ПУСРБ «Смерч» и корабельных систем, должна была рассчитывать взаимное положение корабля и вражеской подводной лодки, а также определять момент выстрела.

На систему «Бурун» возлагались большие надежды, однако она не получила большого распространения. Бомбометы РКУ-36У были установлены только на нескольких эсминцах проекта 56-ПЛО. Вместо четырех кормовых бомбометов эти корабли получили по два. Несмотря на ожидания, подобное оружие сочли неэффективным: атака подлодки за кормой подразумевала потерю контакта с ней, что соответствующим образом могло сказаться на точности стрельбы. Во время очередной модернизации бомбометы системы «Бурун» были заменены на РБУ-2500.

РБУ-6000 «Смерч-2»

Развитие подводных лодок и их вооружения к началу шестидесятых годов привело к тому, что корабль имел невысокие шансы подойти к вражеской субмарине на дистанцию атаки. Подлодка, в свою очередь, могла использовать торпеды с безопасного расстояния. Боевым кораблям теперь требовалось оружие, способное бороться как с подлодками противника, так и с их торпедами. Разработка сразу двух подобных систем стартовала в соответствии с постановлением Совмина СССР от 13 октября 1960 года. Созданием новых противолодочных систем вновь занялся НИИ-1. Главным конструктором проектов «Смерч-2» и «Смерч-3» стал В.А. Масталыгин.

Одной из главных претензий к предыдущим противолодочным бомбометам была ручная подготовка к стрельбе. Морякам приходилось вручную вводить глубину подрыва во взрыватели бомб и самостоятельно помещать их в стволы оружия. Все это затрудняло работу, а также сказывалось на скорострельности и эффективности стрельбы. По этой причине новый противолодочной системы «Смерч-2» был максимально автоматизирован. Почти все сложные операции, связанные с подготовкой к стрельбе, были возложены на различные механизмы.

Механизмы бомбомета РБУ-6000 размещаются на поворотной тумбовой установке. На верхней ее части находится блок из 12 стволов калибра 212 мм с характерным взаимным расположением. Стабилизированная установка позволяет наводить стволы в любом направлении по горизонтали. Углы вертикальной наводки лежат в пределах от -15° до +60°. Важной особенностью бомбомета РБУ-6000 стала автоматическая система заряжания. При подготовке к стрельбе блок стволов приводится в вертикальное положение («угол возвышения» 90°), а специальная система производит их перезарядку. Подъемник системы заряжания последовательно подает глубинные бомбы из погреба в стволы.

После подачи бомбы в один из стволов пусковая установка поворачивается и подает к люку следующий ствол. На дульной части всех 12 стволов имеется откидной механизм с разъемом для ввода установок во взрыватель бомбы. Аналогичные механизмы расположены на казенной части стволов и отвечают за зажигание двигателей. Использование подобных систем позволяет минимизировать участие человека в работе бомбомета. Всеми процессами операторы комплекса управляют со своего поста.

Опытные бармены утверждают, что коктейль «Глубинная бомба» взрывается трижды: сначала в бокале во время приготовления, потом во рту при дегустации, и, наконец, после некоторой задержки – в черепной коробке. Мы рассмотрим классический рецепт и две самых популярных вариации напитка.

Историческая справка. Кто первым додумался опускать рюмку крепкого алкоголя в бокал с пивом неизвестно. В Северной Америке эти коктейли (кроме «Глубинной бомбы» встречаются названия «Bomb shot» и «Boilermarker (Бойлермейкер)») упоминаются в печатных изданиях с 30-х годов XX века. По одной из версий название появилось из-за быстрого опьяняющего эффекта, вызывающего взрыв в глубинах сознания.

В той или иной вариации коктейль не раз появлялся на экранах, например, в фильмах «Тупой и еще Тупее», «На крючке», «Тор», в сериалах «Во все тяжкие» и «В поле зрения».

Классическая «Глубинная бомба»

Барный вариант с ликерами, уложенными слоями поверх бокала. Смотрится красиво, но на первых глотках получается сладкое пиво, что довольно необычно.

Состав и пропорции:

  • светлое пиво – 300 мл;
  • золотая текила – 50 мл;
  • Блю Кюрасао – 10 мл;
  • Куантро – 10 мл;
  • клубничный ликер – 10 мл.

1. Налить пиво в бокал.

2. Аккуратно опустить в пиво рюмку с текилой.

3. Барной ложечкой уложить по стенкам бокала слои ликеров Блю Кюрасао, Куантро и клубничного.

4. Выпить залпом.

Русская «Глубинная бомба»

Конечно же, самая взрывная и опасная. Адаптированный вариант коктейля под отечественные алкогольные традиции, считается разновидностью «Ерша». Легко готовится в домашних условиях. Понравится любителям мешать водку с пивом, но делать это красиво. После нескольких порций даже у продвинутых пользователей случается «взрыв мозга».

Ингредиенты:

  • водка – 50 мл;
  • пиво – 150-200 мл;
  • соль – 1 щепотка.

1. Водку налить в стопку, поставить на 10 секунд в микроволновку.

2. Холодное пиво налить в бокал.

3. Достать стопку с микроволновой печи и поджечь водку. Подождать 5-10 секунд.

4. Посолить пиво, затем бросить стопку с горячей водкой (можно резко, чтобы появились брызги). Выпить залпом.

Если использовать пиво «Corona», а водку заменить текилой (любой), получится «Мексиканская бомба» или «Мексиканский ёрш».

Ирландская «Глубинная бомба»

В состав входят только ирландские спиртные напитки, отсюда и название. Главное отличие – готовится на основе темного пива Гиннес, запоминается легким шоколадным послевкусием.