Данные цифрового неравенства в мире. Цифровое неравенство: пути преодоления. "Экономика и экономические науки"


Неравенства в математике играют заметную роль. В школе в основном мы имеем дело с числовыми неравенствами , с определения которых мы начнем эту статью. А дальше перечислим и обоснуем свойства числовых неравенств , на которых базируются все принципы работы с неравенствами.

Сразу отметим, что многие свойства числовых неравенств аналогичны . Поэтому, излагать материал будем по такой же схеме: формулируем свойство, приводим его обоснование и примеры, после чего переходим к следующему свойству.

Навигация по странице.

Числовые неравенства: определение, примеры

Когда мы вводили понятие неравенства, то заметили, что неравенства часто определяют по виду их записи. Так неравенствами мы назвали имеющие смысл алгебраические выражения, содержащие знаки не равно ≠, меньше <, больше >, меньше или равно ≤ или больше или равно ≥. На основе приведенного определения удобно дать определение числового неравенства:

Встреча с числовыми неравенствами происходит на уроках математики в первом классе сразу после знакомства с первыми натуральными числами от 1 до 9 , и знакомства с операцией сравнения. Правда, там их называют просто неравенствами, опуская определение «числовые». Для наглядности не помешает привести пару примеров простейших числовых неравенств из того этапа их изучения: 1<2 , 5+2>3 .

А дальше от натуральных чисел знания распространяются на другие виды чисел (целые, рациональные, действительные числа), изучаются правила их сравнения, и это значительно расширяет видовое разнообразие числовых неравенств: −5>−72 , 3>−0,275·(7−5,6) , .

Свойства числовых неравенств

На практике работать с неравенствами позволяет ряд свойств числовых неравенств . Они вытекают из введенного нами понятия неравенства. По отношению к числам это понятие задается следующим утверждением, которое можно считать определением отношений «меньше» и «больше» на множестве чисел (его часто называют разностным определением неравенства):

Определение.

  • число a больше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b является положительным числом;
  • число a меньше числа b тогда и только тогда, когда разность a−b – отрицательное число;
  • число a равно числу b тогда и только тогда, когда разность a−b равна нулю.

Это определение можно переделать в определение отношений «меньше или равно» и «больше или равно». Вот его формулировка:

Определение.

  • число a больше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неотрицательное число;
  • число a меньше или равно числу b тогда и только тогда, когда a−b – неположительное число.

Данные определения мы будем использовать при доказательстве свойств числовых неравенств, к обзору которых мы и переходим.

Основные свойства

Обзор начнем с трех основных свойств неравенств. Почему они основные? Потому, что они являются отражением свойств неравенств в самом общем смысле, а не только по отношению к числовым неравенствам.

Числовым неравенствам, записанным с использованием знаков < и >, характерно:

Что касается числовых неравенств, записанных при помощи знаков нестрогих неравенства ≤ и ≥, то они обладают свойством рефлексивности (а не антирефлексивности), так как неравенства a≤a и a≥a включают в себя случай равенства a=a . Также им свойственны антисимметричность и транзитивность.

Итак, числовые неравенства, записанные при помощи знаков ≤ и ≥, обладают свойствами:

  • рефлексивности a≥a и a≤a – верные неравенства;
  • антисимметричности, если a≤b , то b≥a , и если a≥b , то b≤a .
  • транзитивности, если a≤b и b≤c , то a≤c , а также, если a≥b и b≥c , то a≥c .

Их доказательство очень похоже на уже приведенные, поэтому не будем на них останавливаться, а перейдем к другим важным свойствам числовых неравенств.

Другие важные свойства числовых неравенств

Дополним основные свойства числовых неравенств еще серией результатов, имеющих большое практическое значение. На них основаны методы оценки значений выражений, на них базируются принципы решения неравенств и т.п. Поэтому целесообразно хорошо разобраться с ними.

В этом пункте свойства неравенств будем формулировать только для одного знака строгого неравенства, но стоит иметь в виду, что аналогичные свойства будут справедливы и для противоположного ему знака, а также для знаков нестрогих неравенств. Поясним это на примере. Ниже мы сформулируем и докажем такое свойство неравенств: если a

  • если a>b , то a+c>b+c ;
  • если a≤b , то a+c≤b+c ;
  • если a≥b , то a+c≥b+c .

Для удобства представим свойства числовых неравенств в виде списка, при это будем давать соответствующее утверждение, записывать его формально с помощью букв, приводить доказательство, после чего показывать примеры использования. А в конце статьи сведем все свойства числовых неравенств в таблицу. Поехали!

    Прибавление (или вычитание) любого числа к обеим частям верного числового неравенства дает верное числовое неравенство. Другими словами, если числа a и b таковы, что a

    Для доказательства составим разность левой и правой частей последнего числового неравенства, и покажем, что она отрицательна при условии a(a+c)−(b+c)=a+c−b−c=a−b . Так как по условию a

    На доказательстве этого свойства числовых неравенств для вычитания числа c не останавливаемся, так как на множестве действительных чисел вычитание можно заменить прибавлением −c .

    Например, если к обеим частям верного числового неравенства 7>3 прибавить число 15 , то получится верное числовое неравенство 7+15>3+15 , что то же самое, 22>18 .

    Если обе части верного числового неравенства умножить (или разделить) на одно и то же положительное число c, то получится верное числовое неравенство. Если обе части неравенства умножить (или разделить) на отрицательное число c , и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство. В буквенном виде: если для чисел a и b выполняется неравенство ab·c.

    Доказательство. Начнем со случая, когда c>0 . Составим разность левой и правой частей доказываемого числового неравенства: a·c−b·c=(a−b)·c . Так как по условию a0 , то произведение (a−b)·c будет отрицательным числом как произведение отрицательного числа a−b на положительное число c (что следует из ). Следовательно, a·c−b·c<0 , откуда a·c

    На доказательстве рассмотренного свойства для деления обеих частей верного числового неравенства на одно и то же число c не останавливаемся, так как деление всегда можно заменить умножением на 1/c .

    Покажем пример применения разобранного свойства на конкретных числах. Например, можно обе части верного числового неравенства 4<6 умножить на положительное число 0,5 , что дает верное числовое неравенство −4·0,5<6·0,5 , откуда −2<3 . А если обе части верного числового неравенства −8≤12 разделить на отрицательное число −4 , и изменить знак неравенства ≤ на противоположный ≥, то получится верное числовое неравенство −8:(−4)≥12:(−4) , откуда 2≥−3 .

    Из только что разобранного свойства умножения обеих частей числового равенства на число следуют два практически ценных результата. Так их и сформулируем в виде следствий.

    Все разобранные выше в этом пункте свойства объединяет то, что сначала дано верное числовое неравенство, и из него посредствам некоторых манипуляций с частями неравенства и знаком получается другое верное числовое неравенство. Сейчас мы приведем блок свойств, в которых изначально дано не одно, а несколько верных числовых неравенств, а новый результат получается из их совместного использования после сложения или умножения их частей.

    Если для чисел a , b , c и d справедливы неравенства a

    Докажем, что (a+c)−(b+d) – отрицательное число, этим будет доказано, что a+c

    По индукции это свойство распространяется на почленное сложение трех, четырех, и, вообще, любого конечного числа числовых неравенств. Так, если для чисел a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n справедливы неравенства a 1 a 1 +a 2 +…+a n .

    Например, нам даны три верных числовых неравенства одного знака −5<−2 , −1<12 и 3<4 . Рассмотренное свойство числовых неравенств позволяет нам констатировать, что неравенство −5+(−1)+3<−2+12+4 – тоже верное.

    Можно почленно умножать числовые неравенства одного знака, обе части которых представлены положительными числами. В частности, для двух неравенств a

    Для доказательства можно умножить обе части неравенста a

    Указанное свойство справедливо и для умножения любого конечного числа верных числовых неравенств с положительными частями. То есть, если a 1 , a 2 , …, a n и b 1 , b 2 , …, b n – положительные числа, причем a 1 a 1 ·a 2 ·…·a n .

    Отдельно стоит заметить, что если в записи числовых неравенств содержатся неположительные числа, то их почленное умножение может приводить к неверным числовым неравенствам. Например, числовые неравенства 1<3 и −5<−4 – верные и одного знака, почленное умножение этих неравенств дает 1·(−5)<3·(−4) , что то же самое, −5<−12 , а это неверное неравенство.

    • Следствие. Почленное умножение одинаковых верных неравенств вида a

В заключение статьи, как и было обещано, соберем все изученные свойства в таблицу свойств числовых неравенств :

Список литературы.

  • Моро М. И. . Математика. Учеб. для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. (Первое полугодие) / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова.- 6-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.: ил.+Прил. (2 отд. л. ил.). - ISBN 5-09-014951-8.
  • Математика : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. - 280 с.: ил. ISBN 5-346-00699-0.
  • Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.
  • Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - 11-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 215 с.: ил. ISBN 978-5-346-01155-2.

Введение

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни общества. Их широкое распространение преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической, социальной, культурной и других сферах. За последние 5-7 лет к традиционным СМИ и СМК добавились сотовая связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, в ближайшем будущем ожидается приход интерактивного цифрового телевидения, что уже сейчас постепенно внедряется в жизнь современного человека.

Проблема устранения ограничений доступа к информационным ресурсам, уменьшения неравномерности охвата населения услугами современных информационных сетей (информационного неравенства) коснулась современной России в полной мере, особенно с началом разработки и практического внедрения Электронного Правительства в Интернете. Россия за последние 2 года существенно поднялась в рейтинге сетевой готовности стран мира 2012 с 77 на 56 место. Низок уровень использования технологий населением (52 место), бизнесом (83 место) и органами власти (71 место). По данным ВЦИОМ, за 2011 год доля пользователей сети Интернет среди россиян выросла более чем на треть: если в 2010 году Интернет посещали 39% россиян, то в 2011 году - 53%. При этом также выросло количество регулярных пользователей Интернета - с 38 до 49%. Это совсем немного, чтобы говорить о всеобщности Электронного Правительства. Причем это средние показатели по стране! Исследование, проведенное Институтом развития информационного общества по всем регионам России, показало, что на 2010 год наименьшая доля домохозяйств, имеющих ПК, составляет 7,3%, максимальная - 81,68%. При этом с доступом в Интернет, что важнее, - минимальный процент - ничтожные 0,83%, максимальный - 62,93%.

Осознать, к чему может привести технологическое отставание и информационное неравенство, важно в России именно сегодня, когда развитие информационного общества активно протекает в высокоразвитых государствах. Уровень информационного неравенства стремительно возрастает вместе с развитием самих информационных и коммуникационных технологий. Складывается ситуация, когда быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное неравенство, и в этом состоит одна из серьезных трудностей его преодоления. Сразу следует отметить, что проблема информационного неравенства (в контексте Электронного правительства) в современной отечественной литературе пока не получила должного отражения, хотя и обсуждается широким кругом специалистов в этой области.

Понятие «Информационное неравенство» в узком смысле. Общая

характеристика

«Информационное неравенство» может рассматриваться как социальная проблема, нуждающаяся в решении через расширение возможностей доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям (например, создание «центров общественного доступа»), т. е. через включение такого доступа в набор социальных благ, услуг, которые государство обязано предоставить гражданам.

Главным образом «Информационное неравенство» в данном докладе следует понимать как «цифровое неравенство» («цифровая бедность»). Существует большое число определений «цифрового неравенства». Определение научного коллектива Института развития информационного общества наиболее точно, по моему мнению, описывает смысл этих слов: под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших ИКТ» .

В самом общем представлении термин "цифровое неравенство" описывает ситуацию, которая возникает, когда в обществе существуют социальные группы, которые имеют доступ к современным цифровым технологиям коммуникации (прежде всего, к Интернету), и теми, кто не имеет. Данное определение, связанное с наличием или отсутствием доступа к технологиям, может быть применено как к обществу одной страны (внутреннее цифровое неравенство), так и к нескольким странам или регионам (международное цифровое неравенство).

Джейсон Паттерсон (Jason Patterson)

На проведенном компанией Huawei мероприятии Global Analyst Summit 2014 группа экспертов отрасли обсудила проблему цифрового неравенства и меры, как уже принимаемые для его ликвидации, так и те, которые еще лишь предстоит осуществить. Из основных тем, ставших предметом обсуждения участниками дискуссии — изучение потребностей не подключенных к сети пользователей, снижение затрат на обеспечение доступа, а также необходимые для этого действия — логично вытекает программа действий для отрасли и государственных органов власти.

Текущая ситуация

По словам Томаса Ламанаускаса (Tomas Lamanauskas), главы отдела корпоративной стратегии МСЭ, "в последние годы наблюдается ежегодный рост мобильной широкополосной связи (MBB) в среднем на 40%, при этом из одного миллиарда новых пользователей Интернета, появившихся за последние четыре года, 817 млн приходится на развивающиеся страны. Таким образом, прогресс налицо, однако достаточен ли он? Можем ли мы на этом остановиться? Ни в коем случае: я должен решительно напомнить, что до сих пор без доступа к сети остаются 4,4 млрд человек — то есть, две трети населения планеты, или 1,1 млрд домохозяйств. При этом 90% из этих 1,1 млрд домохозяйств находятся в развивающихся странах, что дает картину очевидного неравенства. Я считаю, что мы двигаемся в правильном направлении, но нам предстоит еще очень многое сделать".

Основная проблема — по-прежнему ценовая доступность

Для развивающихся стран ключевой проблемой, безусловно, является стоимость: по словам Ламанаускаса, в некоторых регионах Африки расходы на широкополосный доступ в интернет с персонального компьютера могут отнимать более половины среднемесячного дохода. Но проблема в целом гораздо шире. Ламанаускас отметил, что в развитых странах стоимость доступа составляет примерно от 1,5 до 2,0% среднего дохода, но с учетом растущего неравенства слово "средний" теряет смысл, когда речь идет о доходе. По словам Лорел Вест (Laurel West) из исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), около 40% домохозяйств Австралии с низким уровнем дохода не имеют широкополосного доступа, и главной причиной этого является его дороговизна.

Согласно Найэлу Данну (Niall Dunne), Директору по устойчивому развитию BT, "Многие люди, до сих не имеющие доступа к сети (в Великобритании), либо имеют социальное жилье, либо являются пенсионерами и/или людьми с ограниченными возможностями". Обычно такие люди в лучшем случае имеют скромный и/или фиксированный доход, и в сегодняшнем мире, с его все более качественными лекарствами и увеличивающейся продолжительностью жизни на фоне отсутствия роста заработной платы, их число будет только увеличиваться.

Что можно предпринять для снижения цен? Телекоммуникационной отрасли необходимо найти способы монетизации своего трафика данных, а также любыми средствами снизить удельную стоимость его передачи — с помощью программно-конфигурируемых сетей (SDN), облачных технологий, архитектуры HetNet, словом, с помощью всего, что только можно. Отрасль должна также улучшать пользовательский опыт за счет интеллектуальной буферизации, кэширования и т.д.

Кроме того, свою роль в укрощении цен на доступ должны сыграть правительства стран. Мобильный широкополосный доступ (MBB) будет играть более значительную роль в подключении еще неохваченных пользователей, чем в ходе подключения нынешних. При этом единственным серьезным фактором, определяющим цену MBB для конечного пользователя, может стать спектр. Спектр часто воспринимается как дойная корова, а не как социально-экономический фактор. Поэтому необходимо найти альтернативную модель затрат, которая будет применяться в сочетании с политикой, сдерживающей ценообразование и препятствующей практике "придерживания" спектра наподобие элитной недвижимости. Такую стратегию может быть трудно принять на вооружение правительствам, испытывающим финансовый дефицит — но они должны иметь в виду, что высокая плата за спектр фактически препятствует рыночной конкуренции и инновациям и тем самым тормозит экономический рост и социальное развитие. Изменения в этой области были бы равносильны государственным инвестициям, когда потраченная авансом скромная сумма превращается в будущем в наполненную налогами казну.

Добавьте к этому некоторые другие политические решения, например, координацию строительства телекоммуникационный сетей с другими инженерными коммуникациями (например, прокладка оптоволоконных кабелей одновременно со строительством дорог может стоить дешевле на 30%), а также снижение тарифов и субсидирование в области ИКТ, и тогда стоимость подключения к сети должна будет снизиться.

Активность и инициатива

Эти меры, безусловно, будут способствовать формированию более динамичного рынка, но история учит нас, что повсеместная инфраструктура никогда не возникает исключительно благодаря рынку. Все участники процесса должны будут занять активную позицию. Фактически Вест считает, что бизнес и правительство не могут пассивно ждать появления спроса на широкополосный доступ, чтобы лишь после этого приступить к предоставлению услуги. "Я думаю, что пример Великобритании, где правительство занимает опережающую позицию по отношению к населению, демонстрирует правильный путь в будущее. С точки зрения снижения стоимости предоставляемых ими услуг, правительственным организациям и бизнесу имеет прямой смысл полностью переходить на цифровую инфраструктуру". Иными словами, если правительства и бизнес идут впереди граждан, последние получают мотивацию наверстать упущенное.

Что касается собственно цифрового неравенства, то у Томаса Ламанаускаса есть хорошие новости. "Если обратиться к зоне ответственности правительств, то сегодня 146 стран либо уже имеют национальные планы развития широкополосной связи, либо находятся на последних этапах их формирования, и наше исследование показывает, что это действительно важно. В странах, имеющих национальные планы развития широкополосной связи, уровень проникновения мобильного широкополосного доступа выше на 7,5%. Если же посмотреть на более широкое сообщество, то мы увидим значительную инициативность. На всемирной конференции по развитию телекоммуникаций в Дубае все страны-участники четко выразили свое стремление — признать широкополосную связь ключевым инструментом социально-экономического развития, а также принять конкретные меры для фактической ликвидации цифрового неравенства и предоставления людям доступа к сети. Кроме того, мы видим различные инициативы, выдвигаемые многими индивидуальными участниками. Существуют альянсы, которые действительно ищут решения и предоставляют различные варианты подключения людей".

Видео с котиками — продукт не для всех

Тот факт, что мы движемся в правильном направлении с точки зрения охвата, безусловно, хорошая новость, но есть некоторые важные проблемы, которым до сих пор практически не уделялось внимания. Одну из них отметила Лорел Вест, которая заявила, что "в Великобритании 21% населения не знает, как пользоваться электронной почтой и поисковыми системами или не умеет совершать онлайн-транзакции. Поэтому те, кто определяют политику в этой сфере, считают, что нужно прилагать гораздо больше сил, чтобы объяснять людям, насколько полезен Интернет, и как он может изменить и улучшить их жизнь".
Да, частично проблема заключается в отсутствии цифровой грамотности и в недостаточном понимании того, насколько Интернет способен менять жизнь людей к лучшему. Но есть и более серьезная проблема — отсутствие приложений и контента, интуитивно понятных и привлекательных для неопытного пользователя, а также несовершенство существующей модели продажи такого контента.

Примерно 90% не подключенного к сети мирового населения живет в развивающихся странах, но за пределами БРИК генерируется очень мало контента, и еще меньше — на языках национальных меньшинств. Кроме того, традиционный веб-дизайн мало пригоден для неграмотных слоев населения. Дизайн сайтов, ориентированных на ранее не имевших доступа к сети людей, должен быть существенно проще, но при этом не должен носить оттенка снисходительности. Кроме того, должен быть предусмотрен надежный функционал для преобразования текста в речь или другие альтернативные формы пользовательского интерфейса.

Отрасль ИКТ также должна сменить свой публичный образ со "стиля для гиков", доминирующего с конца 90-х годов, на более утилитарный образ, преимущественно использовавшийся еще раньше. Иными словами, технические средства вновь должны стать в большей степени инструментом, нежели атрибутом моды или стиля жизни. Широкополосный доступ сегодня вошел в число базовых человеческих потребностей, наряду с пищей, водой и жилищем. Однако он пока еще не стал аналогом воды из водопровода — это скорее дорогой латте, и продается он в таком изощренном формате, который не устраивает многих людей. Студенты, хипстеры и преуспевающие люди всех мастей любят этот формат — но пожилым людям сложно в нем разобраться, люди с низкими доходами не могут себе его позволить, а потребители с ограниченными возможностями едва ли вообще смогут подступиться к нему. Необходимо что-то менять.

Непростая задача

При преодолении неравенства воспроизводить опыт первопроходцев неоригинально и рискованно. То, что работает в Великобритании, может не работать в Уганде. Участники этого процесса должны работать и экспериментировать на своих рынках, а также хорошо понимать предпочтения, желания и потребности людей, не имеющих доступа к сети. Телекоммуникационным компаниям не нужно изобретать велосипед, чтобы не подключенные к сети домохозяйства открыли перед ними дверь. Иногда им достаточно просто дать жителям то, чего они хотят.

Однако определить, чего хочет неподключенный потребитель — очень непростая задача. Помимо очевидных трудностей, вытекающих уже из того факта, что этот потребитель действительно не подключен, операторы должны преодолеть искушение и не переусердствовать с точки зрения социальной ответственности бизнеса, поскольку не всем получателям услуг будет приятно чувствовать себя объектами благотворительности. Еще большим препятствием является тот факт, что некоторые слои неподключенной аудитории с насмешкой относятся к стилю жизни в Интернете, или, что еще хуже, часть населения может рассматривать широкополосный доступ как инструмент культурной ассимиляции или гегемонии. Чтобы не попасть в эти ловушки, следует опираться на местный контент, пропагандируемый местными талантами, при этом само подключение должно продаваться не как билет в лучшую жизнь, а просто как инструмент для улучшения существующей.

Такая тщательная адаптация как самих средств коммуникации (medium), так и их миссии (message) потребует от телекоммуникационных компаний всестороннего изучения аудитории существующих и потенциальных клиентов, и здесь Лорел Вест видит потенциальное поле для деятельности. "То, что, возможно, в отрасли упускают из внимания — это необходимость более пристального взгляда на свою клиентскую базу и на тех, кого они обслуживают. Отрасль должна понять, что потребителю действительно нужно, за что он готов платить, и как это фактически можно объединить и реализовать. Я думаю, что здесь есть довольно обширная невозделанная почва, которая может принести выгоду”.

Схожие мысли высказывает и Найэл Данн. "От бизнеса требуется действительно осознать эти социальные проблемы [лежащие в основе цифрового неравенства] и использовать это понимание для модернизации и формирования технологии таким образом, чтобы она могла работать на благо этих [неподключенных] людей".

Что это все означает для операторов? Это означает, что у них не получится просто запустить недорогой бренд с этнически звучащими названиями и ожидать, пока цифровое неравенство не исчезнет само собой. Им придется выполнить свое "домашнее задание", завести друзей в сообществах, которые они обслуживают (или которым надеются предоставить услуги), и быть готовыми в долгосрочной перспективе придерживаться более персонализированного и менее технологически ориентированного подхода. Если им это удастся, и если правительства сделают свою часть работы, цифровое неравенство станет уже не такой непреодолимой пропастью.

Социологические и социокультурные аспекты

В России проблема «цифрового неравенства» обсуждается относительно давно и исследуется рядом специалистов как технического, так социологического, экономического и других профилей. Проводится ряд научных дискуссий и семинаров, на которых обсуждаются те или иные аспекты цифрового неравенства, выдвигаются основные пути решения этой серьезной социальной проблемы. Также этот вопрос затрагивается на многих Интернет-форумах людьми, которым не безразлично внедрение Электронного Правительства.

Проблема информационного неравенства чрезвычайно сложна из-за множества особенностей и причин и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному развитию российского общества. Поэтому главной задачей государственной политики должно стать объединение интересов и возможностей всех заинтересованных сторон – представителей исполнительной и законодательной власти, ученых, общественных деятелей – в целях создания развитого цивилизованного информационного общества, общества людей с равными возможностями.

Проблема цифрового неравенства получила достаточно большое распространение в российской публицистике и стала предметом обсуждения на самых высоких политических уровнях. Обсуждение сопровождалось и действиями, направленными как на стимулирование конкуренции среди телекоммуникационных провайдеров, так и принятии специальных программ ликвидации цифрового неравенства. Например, в 2002 г. начала реализовываться Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Президент несколько раз высказывался по этому поводу на различных заседаниях и даже в ежегодном послании Федеральному Собранию. В частности, в самом начале своего президентского срока на заседании президиума Государственного совета, он заявил, что "разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которая существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создает так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство".

Стоит отметить также, что стоимость безлимитного подключения к Интернету во Владивостоке, например, стоит 1300 руб. в месяц при очень низкой скорости Интернет-соединения, а в Москве за высокоскоростной Интернет в месяц платят лишь 167 руб. (В Ульяновске – около 400 руб.). Такой колоссальный разрыв объясняется тем, что региональным провайдером приходится платить Ростелекому за трафик до крупного регионального узла, где проходит магистральный канал. Другой причиной является относительно низкая в регионах конкуренция среди провайдеров. К счастью, в последнее время эта ситуация стала медленно исправляться с приходом регионы крупных межрегиональных и национальных провайдеров и появлением в регионах Wi-Fi точек доступа.

Однако «информационное неравенство» не сводится только к отсутствию доступа к компьютерам и Интернету: мало обеспечить доступ - необходимо, чтобы люди могли этим доступом воспользоваться. Осведомленность и квалификация в сфере современных информационных технологий - это социальный навык, который стремительно становится необходимостью для современного человека. Следует учесть, что за неравенством по уровню компьютерной/информационной грамотности населения скрываются еще как минимум два тесно связанных между собой аспекта информационного неравенства. Во-первых, это проблема отсутствия мотивации, когда люди не хотят пользоваться информационно-компьютерными технологиями, хотя и имеют такую возможность. Во-вторых, информационное неравенство порождается еще и недостаточностью контента: отсутствие мотивации зачастую объясняется именно тем, что люди не могут найти в Интернет-пространстве то, что им нужно, или получить нужные услуги.

Недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости - основные причины, по которым у многих людей нет желания пользоваться электронными госуслугами. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста. По данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ) 10% таких людей, проживающих в городах с населением от 250 тыс.челове до 1 миллиона человек, не владеют ни компьютером, ни Интернетом, это сложно для них, еще 10% не хотят владеть ими потому, что им это не нужно, 6% не имеют ни компьютера, ни выхода в Интернет, 5% не доверяют Интернету.

Число пользователей интернета растет во всем мире. Однако, как показали результаты исследования Олеси Волченко "Динамика цифрового неравенства в России" , в то же время растет и неравенство, связанное с использованием интернета как источника информации.

Кто выбирает жизнь в виртуальном пространстве

Повсеместность интернета в России пока является иллюзией, если не говорить о самых молодых группах населения. Однако дело не только в проценте пользователей, но и в целях выхода в виртуальное пространство. Это один из показателей цифрового неравенства.

Цифровое неравенство - это неравенство в доступе к интернету, а также в целях его использования. Неравенство в доступе постепенно уменьшается, все больше людей имеют возможность выхода в Сеть. Однако неравенство в целях только набирает обороты. В то время как опытные и образованные пользователи повышают с помощью интернета уровень своих знаний, начинающие видят в нем, главным образом, источник развлечений.

Полученные результаты подтвердили, что активнее пользуются интернетом люди с более высоким уровнем образования и дохода и, само собой разумеется, молодежь. Помимо этого, жители Москвы чаще провинциалов ведут "сетевой" образ жизни. Гендерных различий в охвате интернет-сетью результаты исследования не показали.

По данным Всемирного банка, в 2011 году в России интернетом пользовались 49 человек из 100, а в конце 2012 года - 64 человека. Прирост составил 15%, и это наи­более резкий скачок числа пользователей за всю историю распространения ин­тернета.

Исследователь выяснила, что жизнь в виртуальном пространстве стала одинаково доступна людям с разным уровнем достатка. Причем рост числа пользователей в последние годы произошел за счет граждан со средним образованием, жителей провинциальных городов и старших возрастов.

Зачем россияне выходят в Сеть

Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, использует интернет в качестве источника информации, выяснила* исследователь. Также и высокообразованные и более состоятельные россияне чаще, чем менее образованные и хуже обспеченные, ищут в Сети информацию, а не развлечения. Географическое разделение тоже присутствует: по сравнению с москвичами, жители других городов и сел реже выходят во всемирную паутину за полезными сведениями. Заметны и гендерные отличия: за новостями и важной информацией в Сеть чаще заходят мужчины. Интересно, что с 2011 по 2013 годы разрыв между разными группами (по целям использования интернета) увеличился.

В целом только 25% респондентов подтвердили, что используют интернет, чтобы следить за последними новостями, и только 14% - чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом. При этом 40% россиян на момент опроса не имели привычки заглядывать в ноутбуки и смартфоны для поиска нужной информации.

Среди соцсетей наибольшей популярностью у россиян пользуется «ВКонтакте» - аккаунты там имеют 52% пользователей. Ее выбирают 86% людей в возрасте от 18 до 24 лет, но лишь 20% - те, кому больше 60 лет. Вторую строчку в топе занимает теряющий популярность ресурс «Одноклассники». В 2012 году этой соцсетью пользовался 61% респондентов, то сегодня - 42%. Чаще в «Одноклассниках» можно встретить пользователей с начальным и среднем образованием (50% и 51% соответственно) и женщин (53%), реже - людей с неполным высшим и высшим образованием (34%) и мужчин (30%). Мессенджер Whatsapp (18%) обходит по популярности сети Facebook (13%) и Instagram (12%).


Таким образом, есть разнонаправленные тенденции - цифровое неравенство в сфере доступа снижается, а в целях использования интернета увеличивается. Такая картина с одной стороны может быть связана с изменением практик Интернет-пользования: Интернет становится быстрее, появляется больше возможностей для развлечения. С другой стороны, изменилась структура Интернет-пользователей: люди, начавшие использовать Интернет на ранних стадиях более образованы и, соответственно, имеют более высокие навыки пользования интернетом, поясняет Олеся Волченко. «Присоединившиеся к Сети позже - не обладают высоким уровнем культурного капитала, что может быть связано с тем, что они не интересуются поиском информации в Интернете, а используют его для других целей (играть, смотреть фильмы, слушать музыку)». В будущем по мере публикации новых данных планируется продолжить исследование.

По данным ВЦИОМ, россияне стали внимательно относиться к защите персональной информации. Число тех, кто не уделяет внимания безопасности своих данных в виртуальном пространстве с 2013 по 2016 годы сократилось с 32% до 20%. Количество использующих антиврусные программы выросло с 31% до 53%. Каждый четвертый пользователь избегает публикации личной информации в соцсетях, использует сложные пароли и часто меняет их.

Цифровое неравенство себя воспроизводит

Когда интернет только появился, была популярна идея, что максимально дешевая информация уравняет между собой различные группы населения. Однако позже оказалось, что вместо того, чтобы устранить неравенство, всемирная паутина только усугубила его. «Различия в доступе к технологиям должны вызывать опасения, так как в информационном обществе распространение знания среди различных групп напрямую связано с новыми устанавливающимися формами неравенства, - отмечает автор исследования. - В настоящее время все большее количество сервисов становится доступно онлайн. Соответственно, люди, не использующие интернет, лишены не просто доступа к абстрактной информации, но и к реальным ресурсам».

Кроме того, цифровое неравенство работает по принципу петли обратной связи: например, люди с низким уровнем образования реже пользуются интернетом, что ограни­чивает их возможности в получении хорошего образования. Таким образом, в отличие от других форм, цифровое неравенство вос­производит само себя и является ярким примером эффекта Матфея - образованные и обеспеченные слои населения, имея доступ к интернету, становятся еще успешнее. Тем временем, изначально находящиеся в менее привилегированном положении, исключаются из практик пользования интернетом, что лишает их возможности выйти из данного положения. Ученые замечают, что цифровое неравенство, в отличие от экономического, усугубляет прочие формы неравенства.