Число и Цифра «5. Дидактический материал по математике. Число и Цифра «5 Работа над новым материалом

Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».

Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?

  • Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
  • Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.

Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.

Спросите малыша:

  • Какое число больше (меньше) 4 или 5?
  • На сколько число 5 больше, чем число 4?

При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).

Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.

При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.

Дидактический материал по математике.

Число и Цифра «5»

Веселые стихи

А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать –

Говори скорее пять.

С. Маршак

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы.

С. Коган

Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

Пятерка пляшет,

Платочком машет.

А как она изгибается,

Весело нам улыбается.

«Пять» в дневнике получается,

Если ученик постарается.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит – все в порядке.

Загадки

Веселые задачки

Два щенка-баловникаБегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?

В снег упал Сережка,А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  Птичек просто сосчитать:

Два да три… Их будет… (пять.)

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Только я в лесок зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Двое девчат и трое парней

В танце кружились всех веселей.

На дискотеке ребят было сколько?

Считайте! Не ошибитесь только!

  Зайка серенький, скажи:

Сколько будет два плюс три?

Два котенка – на диване,

Три котеночка у Вани.

Теперь спросим у ребят:

«Сколько было всех котят?»

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

(Сколько малышей село на качели?)

Считалки

  Три, четыре, пять –

Мышь пошла гулять.

Пять, четыре, три –

Кот идет, смотри.

Кот разинул рот,

Вот и кончен счет.

  Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли точки погулять.

Вдруг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Выходи один водить.

Занятие по формированию математических представлений на тему «Знакомство с цифрой и числом 5» в классе предшкольной подготовки.

Ярмак Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Любимовская НСШ

Тема занятия: Знакомство с цифрой и числом 5.

Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний.

Цель занятия: знакомство с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5.

Задачи:

1.Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5.

2.Формировать навык письма цифры 5.

3.Развивать смекалку, математические навыки.

4.Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: цифра 5; Карточки с примерами: 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;

На доске карточки состав числа 5; Макет часов.

Метод: Объяснительно- иллюстративный.

План занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

2. Знакомство с числом и цифрой 5.

3. Прямой счет от 0 до 5; Обратный счет от 5 до 0;

4.Работа с дидактическим материалом№1 «Алматыкітап2003»

5. Конструирование с помощью счетных палочек.

6.Работа в Азбуке- тетради №1 » Алматыкітап 2003»

7.Физминутка.

8.Индивидуальная работа по карточкам.

Устное решение задач. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

9. Рефлексия

10 Итог занятия.

Ход занятия

1. Организация класса.

(Дети стоят в кругу, держась за руки и читают стихотворение:

«Здравствуй, школа!

Здравствуй,класс!

Школьный день,встречает нас.

Вот уже звенит звонок, начинается урок» Воспитатель берет колокольчик и звонит, дети садятся за столики.

Ребята, Садимся за столы тихо и правильно. Спину выпрямить, ноги поставить вместе, руки положить на край стола. А я пройду по классу и посмотрю, кто сидит лучше, правильнее всех. Очень хорошо ребята, вы меня услышали. Все постарались сегодня. (Называет ребят по имени, благодарит за внимание).Воспитатель:

Ребята, кто мне скажет из вас, сейчас утро, или день?

Дети: Утро.

Воспитатель читает стихотворение Ю. Яковлева

« Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Вдруг заговорило

Это значит,что сейчас утро наступило»

Вы уже знаете, что в школе занятия у ребят начинаются в 9 часов 00 минут.(Показывает макет часов).

2. Воспитатель: Ребята, когда я к вам шла на занятие, мне удалось поймать вот этот воздушный шарик, но к шарику на ниточке был привязан вот этот большой конверт, давайте посмотрим, что в нем.

Дети: Да.

(Раскрывает конверт)

Воспитатель: Ой! Да тут Цифра!- показывает.

Читает стихотворение В.Данько

Этот фокусник – пятерка,

Вы за ней следите зорко.

Кувыркается – раз и два!

Обернется цифрой 2.

Кто узнал цифру?

Дети отвечают.

Воспитатель спрашивает, с какими цифрами ребята еще знакомы?

(Показывает цифры из дидактического материала, задает вопросы каждому воспитаннику. Например Сколько на картинке музыкантов? (Один)

Сколько висит яблок на дереве? (1) С.21 Дидактический материал.

Сколько художник нарисовал домиков на картине?(2)

Сколько девочек одели национальные казахские костюмы (2) С.23 Дид.Материал.

Вот картинка где мальчик в руке держит много воздушных шаров, а на другой картинке у мальчика нет ни одного шарика, все лопнули. (0)

Сколько медведей на рисунке(3), стульев у стола (3), колес у велосипеда (3).

Сколько домашних животных(4),сколько игрушек (4)

Сколько времен года в году (4) показывает предметные картинки (весна, лето, осень, зима).Стр24-29.

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Воспитатель: А Сейчас ребята, закройте глазки у нас в альбоме появятся герои сказки.(закрывают и сразу открывают глаза)

Стр31 Иллюстрация к сказке «Репка» Вопросы: Кто тянул репку? (Дед, баба, внучка, собака, кошка. Сосчитай героев из сказки?).(5) Какого героя из сказки»Репка « забыл нарисовать художник? (мышь).

Воспитатель: Дети, осенью возле домов цветут цветочки. Сосчитайте поскорей, сколько цветов на полянке моей? (5).В саду растет яблонька, осенью у нее поспели яблоки, сколько их?(5). У меня на руке пять пальцев, а у вас? Дети считают.(5).

Воспитатель читает загадку:

Пятерка братьев неразлучна

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

А сейчас поработаем пальчиками и счетными палочками. Соберем фигурки с помощью 5 палочек. (Флажок, домик, многоугольник, пятерка и другие фигуры на стр 23 Азбука- тетрадь №1)конструирование.

Воспитатель: ваши замечательные пальчики не только хорошо конструируют, они еще могут красиво писать. Возьмите в руку карандаш и в воздухе напишем 5 все вместе повторяем за мной.

Показ образца написания цифры у доски, ребята внимательно слушают, выходят к доске и пишут через клетку цифру 5.

Воспитатель: Запишем цифру 5 в Азбуке- тетради №1

Воспитатель во время письма следит за осанкой воспитанников.

Дети открывают страницу 23 проговаривая слова: « Я тетрадочку открою

И наклонно положу,

Я от вас,друзья, не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь-

И за дело я возьмусь».

Пишут 2 строки пятерок, соблюдая правила написания. Стрелочки показывают, что сначала писать, что потом.

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, вместе спляшем и споем.

Физминутка.

Цок, цок, цок- танцуют дети.

Цок-цок, цок-цок,

Цок- цок-цок- танцуют дети, выставляя каблучок.

Побежали наши дети, все быстрее и быстрей.

Закружились наши дети веселее, веселей.

Приседают наши дети,

Приседают дружно в раз.

Дружно хлопают в ладоши.

Ах! Как весело у нас!

Воспитатель:

Садитесь за столики, у нас новое задание- помочь Тапкышбеку решить примеры.

(Индивидуальная работа) 4+1; 3+2; 5-1; 5-2;

Стр24 Азбука- тетрадь№1

Мальчик Тапкышбек очень рад, что вы помогли ему в решении примеров

В его саду поспели яблоки и он решил их принести вам, хотел угостить- принес 2 тарелки и не может разложить яблоки.

Ребята, как можно разложить пять яблок на 2 тарелки.

(на столе лежат пять яблок и 2 тарелки, дети показывают как можно разложить яблоки.)

Дети в Азбуке- тетради обводят тарелки с яблоками.

Воспитатель: Ребята, Что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети: Пять –это 2 и3

Пять-это 3 и 2

Воспитатель: как еще можно получить Цифру 5?

Дети: пять- это 1 и4

Пять- это 4 и1.

Воспитатель: спасибо за правильные ответы. А сейчас порешаем задачи.

1.Три цыпленка стоят,

На 3 скорлупки глядят.

2 яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей

Сколько будет цыплят у наседки моей?

2.Загадка- шутка.

Петух снес пять яиц, потом еще одно. Сколько всего яиц снес петух?

3.Винни- Пух и Пятачок купили пять штук мороженного.

Сколько мороженного досталось Вини-Пуху, почему он так огорчился?

4+1 ; 5-1 ; 3+2; 5-2;

Например: В зоопарке в клетке сидели 4 лисицы, затем привезли еще одну. Сколько лисиц всего теперь в зоопарке?4+1

Пять белок прыгали с ветки на ветку.Одна отстала. Назови всех белок,которые продолжают резвиться.5-1

На полянке выросло 5 грибов пришел еж,два унес.Сколько осталось грибочков?

5-2.

Петя, Амир, Арман, Айгуль, Дана.Сколько мальчиков и сколько девочек?

Сколько всего детей?

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать мяч, а вы считайте

(прямой и обратный счет до 5.)

Вопросы к детям: Мы считали от 0 до5.Какое число самое маленькое?(1)

Какое самое большое число в промежутке от 0до 5?

(Дети в кругу бросают друг другу мяч).

Ребята, пока мы играли, у меня на столе оказался»чудесный мешочек».

Давайте отгадаем, что в нем.

(Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке)

В чудесном мешочке –пять геометрических Фигур.

Круг.

Ну конечно, это он,

Ни конца и ни начала,

Ни углов и ни сторон.

Треугольник.

В треугольнике видны,

Три угла, три стороны.

Квадрат.

Все углы-четыре равных,

Равных столько же сторон

Наш квадрат,

Какой он славный,

До чего ж квадратный он.

Прямоугольник.

Раз квадрат, два квадрат,

Два квадрата встали в ряд.

Мальчик их соединил,

Прямоугольник получил.

Овал.

Мальчик круг руками сжал,

Превратился круг в овал.

Воспитатель: Дети, подскажите сколько дней в одной неделе? Семь. Правильно.

Сколько дней мы занимаемся в классе предшкольной подготовки? Пять.

Назовите эти дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Ребята, какую оценку любят получать учащиеся школы?

Дети: 5

Воспитатель: как получить число пять?

Дети 5 это 2и3, 3 и2, 1 и 4, 4 и 1. (На доске иллюстрации состав 5;)

С какими геометрическими фигурами вы знакомы?

Дети: Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали на нашем занятии?

Дети: Пять- это 2 и 3;

Пять- это 3 и 2;

Воспитатель:Как еще можно получить цифру 5;

Дети: Пять- это 1 и 4;

Пять – это 4 и 1;

Итог занятия: Какое у нас было занятие?

Дети: формирование математических представлений.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы научились решать задачи и примеры, считать и писать. Конструировать с помощью счетных палочек;

Распознавали геометрические фигуры. Познакомились с числом и цифрой 5.

Все работали хорошо, активно перечисляет воспитанников. Ребята, в моем мешочке еще что-то есть.

Да это же цифра 5. За ваши правильные ответы, участие на занятии получите награду за ваш труд – эти красивые пятерки. Пусть каждый из вас используя цветные карандаши раскрасит пятерку и оставит себе на память.

А еще я подарю вам вот эти удивительные пятиконечные звездочки.

Пусть они светят вам в пути, чтобы не страшно было преодолевать трудности.

Удачи вам и успехов!

Использованная литература:

1. Методическое пособие по математике « Алматыкітап» 2005год

М.С.Сатимбекова, А.Н.Наурызбаева,С.С.Ауельбаева.

2. Пособие для детского сада под редакцией М.А. Васильевой.

«Малокомплектный детский сад»

3. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Т.Д. Рихтерман.

4.Азбука- тетрадь №1 «Алматыкітап» Сатимбекова М.С., Наурызбаева А.Н., АуельбаеваС.С.

5.Дидактический материал по математике №1 «Алматыкітап» 2003г

СатимбековаМ,С,Наурызбаева А,Н, Ауельбаева С.С.

6. «В Мире волшебных фигур и цифр» для детей разных возрастов

«Шымкент»2003г. СаймасаеваГ, Нұрмұхаметова Ж ..

Тема: Число и цифра 5

Цель: знакомство с числом 5 и цифрой 5, с составом числа 5.

Задачи:

Познакомить с образованием и составом числа 5, научить писать цифру 5;

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;

Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: набор цифр от 0 до 5, тетради, карандаши, картинки с изображением серпа и крючка.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Встаем рядом с партами.

Дети проговаривают слова и выполняют движения:

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп (хлопаем в ладоши). Здравствуйте ножки, топ – топ – топ (топаем ногами). Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх (хлопаем ладошками по щечкам). Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок (чмокаем губами). Здравствуйте зубки – цок – цок – цок (стучим зубами). Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип (дотрагиваемся до носа).

Здравствуй, животик (гладим животик).

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте! Садимся на места.

Ребята! Давайте вспомним ка прямой и обратный счёт. Руки держим перед собой, не забывайте загибать пальчики. Поехали! 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 10.

Сейчас в обратную сторону 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (разгибают пальчики) Молодцы!

    Введение в тему

Игра «Убираем цифру»

Педагог: Сейчас я вам буду задавать задачи про цифры, которые выставлены на доске, а один из вас кого я вызову к доске будет убирать с доски ту цифру, о которой идёт речь.

Убрать цифру:

Которая стоит сразу после цифры 0 (1);

Которая стоит перед цифрой 4 (3);

Которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 4 раза);

Которая показывает, сколько рук у человека(2);

Которая является ответом задачи; У мальчика было 2 конфеты, он их съел. Сколько конфет осталось у мальчика? (0)

После этого на доске должна остаться цифра 5.

Педагог : Какая цифра осталась на доске?

Дети: 5

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: Цифра и число 5.

Знакомство с цифрой 5. Письмо цифры 5.

Педагог: Где находится 5 в числовом ряду?

Дети: После 4 и перед 6.

Педагог: Как обозначается число 5?

Дети: С помощью цифра 5.

Педагог: На что похожа цифра 5?

Дети : …. (серп, крючок)

Педагог:

Легко запомнить и понять -
На крюк похожа цифра 5.

(На доску вывешиваются картинки с изображением серпа, крючка.)

Педагог : Давайте посмотрим, как правильно писать цифру 5.

Начинают писать немного правее середины верхней

стороны клетки, ведут палочку наклонно чуть выше середины клетки,

потом вправо пишут полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Пропишите цифру 5

Учитель показывает на доске, дети прописывают цифры в тетради.

    Физкультминутка «Лягушки»

Встанем дети, скажем тихо:

1, 2, 3, 4, 5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Влево – вправо наклонились

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

    Работа в тетрадях.

Педагог: Дорисуй в каждом ряду столько квадратов, чтобы всего их стало 5. Расскажи, как составлено число 5.

    Итог занятия

С каким числом познакомились?

Как мы получили число 5?

Спасибо за занятие.

Цели :

1. Сформировать у учащихся:

  • представление о числе 5,
  • умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
  • его место в числовом ряду,
  • научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
  • записывать число 5 с помощью цифры 5;
  • формировать представление о пятиугольнике.

2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;

3. Закреплять количественный и порядковый счёт;

4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;

5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Наборы цифр от 1 до 5.

3. Счетные палочки

Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Слайд Игра "Молчанка".

Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.

Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)

Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.

Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

Введение числа и цифры 5

Загадка

Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.

Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.

А на улице зато Они работают пером,

Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)

Слайд

Обведите свою руку

Сколько пальцев на руке?

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.

У человека пять пальцев на руке.

Как называется каждый палец на руке?

(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Пальчиковая гимнастика

(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?

Правильно, это число 5.

Знакомство с цифрой 5.

Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД

- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число

Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.

Какие числа соседи 5?

На каком месте в ряду чисел стоит 5?

Какое число больше: 4 или 5?

Прямой и обратный счет до 5

Слайд – Рассмотрите цифру 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)

  • На серп, конечно, как не знать.

-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?

Пять – лучшая оценка в школе:

Слайд

Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!

Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!

Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.

Слайд

  • Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
  • 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
  • Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
  • Пять лучей у звезды .
  • 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
  • 5 углов у пятиугольника,
  • – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
  • – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)

Письмо цифры 4.

Слайд

1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Из палочек собрать цифру 5,

Слайд

2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ

Из каких элементов эта цифра состоит?

(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)

Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.

Ладонью,

Сложив три пальчика клювиком,

Двумя руками одновременно,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,

Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Геометрический материал.

1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?

(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)

2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.

? -Какая фигура получилась?

? – Чем отличаются фигуры?

(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)

Творческое задание . - Работа со счетными палочками.

Покажите 5 палочек.

Что можно сложить из 5-ти палочек?

ИТОГ

? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)

Всех прекрасней цифра пять!

Вот всегда бы пять и пять!

Презентацию можно скачать .

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 5.

2. Познакомить с образованием числа 5.

3. Закрепить знания о времени года: «Зима».

4. Научить соотносить числа и цифры: 1,2,3,4,5.

5. Закрепить образ цифры 5, через выкладывание из различных материалов.

6. Сформировать представление о числовом ряде.

7. Развивать координацию речи с движением, через пение песни, массаж.

8. Научить рисовать прямые линии в различных направлениях через рисование снежинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Ребята, какое сейчас время года? Почему зимой все белым -ело?

А в какие игры дети играют зимой? (играют в снежки, катаются с горки, лепят снеговиков).

Покажите, как лепят снежки? Давайте вспомним песенку и налепим снежков.

Песня про снежки.

Мы налепим из снежка

Два чудесных колобка

Да да да да

Два чудесных колобка

(имитируют движения)

Пружинка

Вот какой у нас снежок

Он похож на колобок

Да да да да

Он похож на колобок

(идут по кругу)

Кружатся

Будем мы в снежки играть

Их на елочку бросать

Да да да да

Их на елочку бросать.

(имитируют движения)

Берут колобки и бросают на елочку.

2. Массаж.

Посмотрите, около елочки лежат еще и совсем маленькие колобки. Давайте и с ними поиграем:

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую

Пальчики как озорные мальчишки

Целых четыре веселых братишки.

Пятый братишка – на голову ниже

Только умишком он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает.

(катание бусины между большим и другими пальцами).

3. Образование числа 5.

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, на лестнице нашла вот эти колобки. Как вы думаете что это? Правильно, похож на снеговика. Он очень торопился к нам, запнулся и разлетелся в разные стороны. Давайте поможем ему собраться.

Посмотрите на картинку, она поможет нам его собрать. Возьмем большой колобок, потом поменьше – это туловище. Еще меньше – это голова. Два самых маленьких – это руки. Сколько всего понадобится нам колобков? Посчитаем. Нам понадобиться пять колобков.

А у нас сколько? (Четыре). Я не нашла еще один, что делать? Нашли, давайте построим снеговика.

Сколько было колобков вначале? А потом еще сколько нам принесли? Сколько стало?

Когда есть пять предметов пишут цифру 5.

4. Число и цифры 5.

Цифра пять пошла плясать

Руку вправо протянула

Ножку круто изогнула.

1. Снеговик принес еще с собой и сундучок, что там? Он хочет, чтобы вы показали ему как пишется цифра пять.

Дети выбирают из чего они будут делать цифры: шнурок, пластилин, мозаика, фасоль, палочки.

Какие вы молодцы, у всех цифры разные, но у всех цифры пять.

2. Посмотрите снеговик спешил, сам разлетелся и все цифры разлетелись. Давайте найдем правильную цифру.

5. Соотнесение числа и цифры.

Работа за столами.

Снеговик предлагает вам поиграть, для этого нужно пересесть за столы. Он будет показывать вам цифру, а вы должны выложить столько снежинок, сколько она показывает.

6. Динамическая пауза.

Снеговик вас превратил в снежинки, но не простые, а с порядковым номером. (Раздать снежинки). Постройтесь по порядку. Где встанет цифра пять?

Назови своих соседей цифра 4, 2… Рассчитайтесь по порядку: первая снежинка, вторая снежинка…

Пока музыка играет снежинки кружатся, летают, музыка заканчивается снежинки выстраиваются по порядку слева от педагога.

Повторить два – три раза.

7. Развитие графо-моторных навыков.

Еще в сундучке у снеговика остались варежки. Давайте их украсим снежинками, они будут красивыми. Посмотрите, как будем рисовать снежинки: палочка, затем прямая палочка проходит по середине, затем слева между ними, и справа между ними.

Дать задание индивидуально. (Дорисовать по контуру, закончить самостоятельно).

Какой возьмете карандаш? (Синий или голубой).

8. Итог.

Покажите друг другу свои варежки. Сколько снежинок у вас получилось?

Покажите цифру 5.

Молодцы, справились со всеми заданиями, трудно было? Интересно?

Снеговик вам благодарен, и решил сделать подарок: нарисуйте на другой стороне варежки то,Что вы бы хотели получить в подарок на новый год. И снеговик отнесет это Деду Морозу. Сложите в сундучок.