Чем прославился гастелло. «Огненный таран» Николая Гастелло: а был ли подвиг. Имеются разные данные о количестве таранов

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло - один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

В Муроме жил с 1924 года и работал слесарем в железнодорожных мастерских (ныне завод им. Дзержинского) Герой Советского Союза (1907 - 1941) . Родился 6.05.08 г. в Москве, в семье рабочего. Франц Павлович Гастыло, отец Н.Ф. Гастелло, переехал из Белоруссии в Москву в конце XIX-го века. Устроился работать на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги и вскоре сменил фамилию на более благозвучную - Гастелло.

В 1914-18 гг. учился в Сокольническом городском мужском училище. В 1918 г. из-за голода семья Гастелло переехала в Башкирию, но в 1919 г. вернулась в Москву, где он окончил 5 классов школы 1-й ступени. С 1923 г. работал учеником столяра в Москве, а затем - слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1925 г. вступил в комсомол, в 1928 г. - в партию. С 1930 г. работал на 1-м Государственном механическом заводе строительных машин им. Первого мая.

В РККА с 1932 г. В мае 1932 г. по путевке Московский горкома ВКП(б) был направлен в авиашколу. В 1933 г. окончил 11-ю Луганскую военную школу пилотов им. Пролетариата Донбасса. С 1933 г. служил летчиком, а затем командиром корабля в 21-й бомбардировочной авиабригаде в Ростове-на-Дону. Летал на ТБ-3.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол.

Вспоминает сын Николая Францевича полковник Виктор Гастелло: «Под Ростовом наша семья прожила до осени 1940 года. Моя мать Анна Петровна Гастелло споро управлялась с домашним хозяйством, во всем помогала отцу, в частности, неплохо зная немецкий, настойчиво репетировала с ним этот язык. Немецкий язык заставляли учить всех летчиков - угроза войны с фашистами явственно нарастала. К сожалению, сами летчики очень напоминали древних гладиаторов. Одна за другой следовали бесконечные командировки, как сейчас говорят, в горячие точки. Они, летчики, повоевали в Китае, на Халхин-Голе, в Финской кампании, в Бессарабии и Буковине, наконец, в Прибалтике ».

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром авиаотряда 1-го дальнебомбардировочного авиаполка ВВС Северо-Западного фронта. Летал на ТБ-3. Вспоминает полковник Лановенко: «Наш первый бомбардировочный авиаполк получил приказ оказать помощь войскам Ленинградского военного округа. На базе первой и второй эскадрилий создали две оперативные группы. В них включили все экипажи, в какой-то мере уже имеющие боевой опыт. Однако часть экипажей не имела указанной подготовки. Я был направлен в распоряжение командира авиаотряда старшего лейтенанта Гастелло во 2-ю АЭ и радовался такому назначению. Николай Францевич, требовательный к себе и подчиненным, слыл всеобщим любимцем в полку. В отношениях с товарищами выделялся тактичностью и уважительностью, был прост в обращении, не допускал несправедливости в человеческих отношениях. Воевать под командованием такого человека было почетно и приятно, но в то же время и особенно ответственно…

Хотя мы были друзьями, я хорошо знал, что командир Гастелло одинаково относится на службе ко всем без исключения подчиненным... Времени у нас было в обрез, и он сказал о необходимости сегодня же все подготовить к полету. Маршрут полета на финляндский фронт пролегал через Москву, где на наши самолеты установят приборы РПК-2 «Чайка» для выхода на приводные радиостанции... Тяжелые бомбардировщики поднялись в воздух и взяли курс в северном направлении… Вторую десятку возглавлял командир отряда 2-й эскадрильи старший лейтенант Гастелло. Мой экипаж летел в левом пеленге слева и сзади его корабля, в самом центре всего боевого порядка группы...

Перелет в Москву оказался нелегким. В середине маршрута погода резко изменилась: понизилась облачность, пошел снег, он становился все плотнее и перешел в метель. Высота облаков и видимость предельно уменьшились... Гастелло снижал самолет до минимально безопасной высоты и продолжал полет со слегка измененным курсом вправо. Мы поняли, что командир отряда делает это с целью выйти заранее на реку Москва и по ее руслу на столицу... На высоте 80-100 метров мы, наконец, вышли на Москву-реку юго-восточнее столицы. Теперь, казалось, все трудности позади. Но снег пошел еще плотнее, видимость сократилась до предела.

Более или менее хорошо увидели столицу только тогда, когда пролетали рядом с Кремлем. Мы продолжали полет за ведущим по тому же курсу, чтобы по улице Горького выйти к Белорусскому вокзалу. А там уже совсем рядом - центральный аэродром. Таким образом, наш маршрут прошел по линии расположения Кремля, то есть по запретной для полетов зоне. Это было нарушением приказа о входе в Москву через проходные ворота, обозначенные с юга. Затем следовало совершить круг для захода на посадку западнее Белорусского вокзала. Мы же вошли с юго-восточного направления... Не успели мы приземлиться, как к нашим самолетам сразу направились вооруженные караульные и предложили командиру, штурману и мне следовать к их машине, на которой нас и доставили в караульное помещение у Боровицких ворот Кремля. Там мы находились до двух часов ночи, пока все выяснялось. На этот раз нам повезло. Сталину доложили, что мы направляемся на финляндский фронт, и он сказал: «Пусть летят ». Нас отвезли в общежитие, где уже отдыхали другие экипажи... Пока мы отдыхали, наши самолеты… подготовили для полетов в сложных метеорологических условиях. Утром нам сообщили о точках, откуда мы будем совершать боевые вылеты... Гастелло с нами вылетел в район Петрозаводска...

Для отдыха экипажей после боевых вылетов, конечно, не было никаких условий. Но, как всегда в любой ситуации, проявил свою изобретательность Николай Францевич. Он разыскал где-то два огромных ящика, в которых привозили с завода самолеты-истребители... С помощью тракторов ящики приволокли ближе к столовой, установили в ряд. Гастелло раздобыл у снабженцев две печки-буржуйки, поставил их в эти ящики. В таких своеобразных «коттеджах» он поселил наши экипажи. Смеха ради на ящиках-домах поставили номера. Место их расположения называли улицей Гастелло. Впоследствии в ящиках устроили вторые этажи и разместились уже просторно. Спустя какое-то время на «Гастелловской улице » выросло много таких, как наши, ящиков-домов. Когда из-за нелетной погоды мы бездействовали, и оставались «дома» - топили печь-буржуйку и по очереди подкладывали в нее дрова. Ночью дежурный не давал погаснуть огню в печи. Бывало, за ночь ящики полностью заносило снегом, и утром мы по-пластунски выползали из снежного сугроба и бежали в столовую...

Погода изменилась к лучшему: прояснилось небо, видимость увеличилась до максимальной. Направляемся к самолетам. Техсостав едва успел подготовить машины к полету. Подвезти полутонные фугасные бомбы, мы их быстро подвесили, ввернули взрыватели. Пришел Гастелло и объявил боевой приказ:

Нанести бомбовые удары по морской базе противника, расположенной в юго-западной части линии Маннергейма . Наша задача, - продолжал командир, - уничтожить батареи береговой и зенитной артиллерии. Выход на цель с Финского залива. Высота удара - 2500 м. Полетим в темное время суток.

Ночь была безлунная, но ясная, на небе мерцали бесчисленные звезды. Поиск цели вели по характерному изгибу береговой зоны - залива. Поблескивал плотный слой снега. При подходе к цели высоко над нами стали появляться облака. Это создавало для нас благоприятные условия: в случае ухода от вражеских истребителей мы могли скрыться за ними. Вот и цель... Стараюсь уйти от лучей прожекторов... Самолет тряхнуло, значит, бомбы сброшены на цель... Со снижением и увеличением скорости полета беру курс на аэродром посадки. Радист запрашивает разрешение - ответ неутешительный. Аэродром закрыт, нужно лететь на запасной. Вижу, что Гастелло летит по прежнему курсу. Следую за ним. Гастелло запросил допуск к посадке на своем аэродроме при наличии слабого тумана... Летаем по кругу в районе аэродрома на малой высоте. Ведущий вошел в туман, я за ним. На высоте 50 метров ясно вижу луч прожектора. Можно идти на посадку...

Мы продолжали бомбить линию Маннергейма. Обрушивались на противника со всех сторон, что, в конце концов, парализовало его оборону... Мы совершали по нескольку полетов в сутки. В эти дни на наш аэродром в помощь тяжелым бомбардировщикам прилетел известный полярный летчик Герой Советского Союза Водопьянов. Он загружал в свой красного цвета самолет до пяти тысяч килограммов крупнокалиберных фугасных бомб.

Война в Финляндии стала действенной проверкой боевой подготовки наших Вооруженных Сил… в условиях необычно сурового климата, в сложных метеорологических условиях. Гастелло не щадил сил, чтобы экипажи нашей группы использовали ежедневно, ежечасно каждый удобный момент для подготовки к полетам и выполнения боевых заданий. Сам он летал безотказно, проявляя высокое мастерство и мужество. Нам было с кого брать пример».

Участвовал в освобождении Бессарабии.

24.05.41 г. капитан Гастелло был назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии 3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной авиации. Летал на ДБ-3Ф. Вспоминает полковник В.Н. Гастелло: «Естественно, семьи следовали за пилотами. В маленькой частной комнатке мы успели перезимовать в Великих Луках. По весне переехали в район аэродрома Боровское, что недалеко от городка Починки... Впервые мы жили отдельно, не в коммунальных условиях. Боровское располагало неплохим жилым фондом с четырехэтажными каменными домами. Мы получили хорошую двухкомнатную квартиру - все-таки командир эскадрильи уже считался достаточно высоким начальником. Наш быт обустраивался и налаживался. К лету 41-го я успел окончить первый класс ».

Участвовал в Великой Отечественной войне с первого дня. Был комэска 207-го дбап.

22.06.41 г. во главе эскадрильи в составе полка участвовал в бомбардировке моторизованных колонн войск противника. Вспоминает полковник В.Н. Гастелло: «В Боровском мы жили третий месяц, и у нас была мечта съездить на экскурсию в Смоленск - старинный русский город с богатыми древнерусскими традициями. В воскресенье 22 июня с утра мы решили поехать в Смоленск - до него всего-то около 50 километров.

Утром я проснулся с ощущением пустоты в квартире, и горькая мысль, что меня обманули, и мы не едем в Смоленск, заставила быстро вскочить с постели. Мать я нашел на кухне у окна. Она молчала и как-то напряженно всматривалась в сторону аэродрома. И тут меня поразил странный гул, доносившийся со «взлетки». Полеты и гул самолетных моторов - явление, конечно, привычное для военных аэродромов. Даже в выходной день. Но тут гул моторов был особый, мощный, такого гула я никогда не слышал. Чувствовалось, что работали двигатели одновременно множества самолетов, которые были на аэродроме.

Необъяснимая тревога вдруг охватила меня, я подошел вплотную к маме.

Мам, а где же папа, а как же Смоленск?

Мать всхлипнула и с какой-то неожиданной судорожной силой, не отрывая взгляда от окна, прижала к себе и, не сдерживая рыданий, начала целовать меня в голову.

Сынуля, что-то произошло, под утро прибегал посыльный, все на аэродроме. - При этом ее руки опустились и безжизненно повисли вдоль тела.

Наскоро позавтракав, почти не слушая мать, я бросился к аэродрому. За следующим домом, метров через сто, за колючей проволокой начиналась «взлетка ». Все было привычно и знакомо. В это время один за другим начали взлетать самолеты. Это тоже было привычным, полеты - дело обычное. И все-таки что-то фатальное и неизбежное было в бесконечной веренице взлетающих самолетов. Внезапно один из «бомберов », едва оторвавшись от земли, заложил крутой вираж и, теряя высоту, упал сразу же за аэродромом у темной кромки леса. Густые черные клубы дыма лениво и медленно поползли в небо. А самолеты продолжали взлетать, рассекая дым, не обращая внимания на катастрофу. И в этом тоже было что-то зловещее и роковое, обычно после аварии или катастрофы полеты всегда прекращались... Потом вдруг, разрывая темный дым, высоко в небо взметнулся грибовидный огненный смерч, и мощный взрыв полных бензобаков самолета и бомб заглушил собой все звуки, раскатистый грохот взрыва отразился от леса и, затихая, рокотом покатился за горизонт...

Все жители городка высыпали на улицу и постепенно собирались у столбов с репродукторами. Пока ничего определенного известно не было, но слово «война» все чаще тихо повторялось в толпе. Но вот послышался шорох и потрескивание включенных репродукторов, и над городком зазвучали слова правительственного обращения к народу: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»…

Больше всего меня поразило, что все женщины плакали, а многие, не сдерживаясь, рыдали в голос. В те неспокойные годы летчики часто улетали в служебные, неведомые для близких командировки, которые потом оказывались сражениями в небе Испании, боями в Китае или в Монголии... Но жены, матери, родные, мужественно переносили разлуку, хотя ни одна командировка не обходилась без жертв, не возвращались домой на Родину по нескольку экипажей. Но такого общего и безграничного горя не было еще никогда... Перед войной со стороны родственников матери и отца я знал пятерых мужчин: четверо из них погибли на войне, и только один остался жив, да и то потому, что был тяжело ранен… Спустя некоторое время самолеты начали прилетать по одному, по два, реже звеном, и необычно было видеть, как вместо выполнения привычной посадочной коробочки некоторые самолеты сходу плюхались на аэродром или садились один за другим почти вплотную, не соблюдая безопасного интервала. Одинокий самолет появился из-за леса, как-то неуверенно раскачивая крыльями, прошел низко над домами, почти задевая крыши, не выдержав направления посадки, приземлился и покатился поперек аэродрома.

До самого позднего вечера над аэродромом стояла бесконечная гудящая карусель - самолеты прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу, взлетали и, собравшись в тройки, уходили на запад... В первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Полк произвел точное бомбометание мотомехколонн в районе приграничного поселка Лептуны. Налетом руководил и был ведущим сам командир полка полковник Титов, кавалер двух орденов Красного Знамени - за Халхин-Гол и Финскую кампанию. Полк, несмотря на сильный зенитный огонь, отбомбился без потерь, и, улетая, пилоты видели горящую фашистскую бронетехнику и разбегающихся в панике немцев…

С аэродрома Боровское в первый день на боевое задание вылетали летчики двух авиаполков… 96-й авиаполк потерял 10 самолетов. Полна скорби и трагедии эта статистика… Список потерь открыл экипаж командира звена М. Кузеванова из 96-го полка, сбитый в районе города Гродно. Из всего экипажа живым остался стрелок-радист младший сержант А. Щеглов, который по возвращении в часть 28 июня был арестован органами НКВД и расстрелян за измену Родине... Считалось, что мы будем только наступать и громить врага на его собственной территории... Как показал первый же день войны, основные потери наши бомбардировщики несли из-за беспрерывных и результативных атак немецких истребителей... Наши ДБ-3ф, дальние бомбардировщики, летали на удобной для немцев высоте 1000-3000 метров совершенно без прикрытия собственных истребителей… Отец пришел домой поздно, мрачный и усталый, пил чай и ужинал молча, на вопросы отвечал односложно, наверное, он многое увидел и мог рассказать, но не рассказывал… Второй день войны начался также с бесконечной вереницы боевых вылетов, но, как выяснилось позднее… 207-й не летал, поступила команда всем экипажам поставить нижние люковые установки с пулеметами для обороны снизу. Таким образом, к экипажу добавлялся еще один стрелок, четвертый член экипажа, но по штатному расписанию людей не было, а потому за стрелковую самолетную турель сажали тех, кто подвернется под руку: мотористов, радистов, вооруженцев, механиков, летчиков-наблюдателей».

24.06.41 г. капитан Гастелло прямо со стоянки сбил из турельного пулемета бомбардировщик Ju.88.

В наградном листе Гастелло указывалось: «24 июня с утра в ожидании боевого задания летный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиаполка был на аэродроме и по своим местам, ожидая приказания в полет на врага… Зарвавшийся фашистский самолет, имея на борту летчика, награжденного Гитлером тремя крестами, в том числе «Железным крестом» за свои варварские действия, появился на высоте 80-100 м над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и выбрал место стоянки самолетов, открыл стрельбу из передних и носового пулеметов, сосредоточив огонь на самолет, в котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил летчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена. Сделав вынужденную посадку, он был взят в плен ».

Вспоминает полковник В.Н. Гастелло : «Невооруженным глазом были видны черные кресты на крыльях, зловещая фашистская свастика на хвосте самолета. Продолжая стрелять, самолет прошел над городком и скрылся за лесом... Вскоре на бреющем полете он снова выскочил из-за леса и, забирая правее, заходил теперь точно над аэродромом, возобновив стрельбу. Зенитчики не могли вести прицельный огонь, слишком низко летел немецкий самолет, слышались лишь редкие слабые хлопки, как потом выяснилось, кое-кто пытался стрелять из личного оружия. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь, длинно заработал наш крупнокалиберный пулемет... В следующее мгновение немецкий бомбардировщик Ю-88 уже уходил от аэродрома, но вдруг у него за хвостом пыхнули один, второй, третий шары светлого дыма, теряющие вскоре свои очертания и размывающиеся в бледную туманную полосу. Но уже над лесом самолет зачадил, задымил, оставляя за собой черный зловещий шлейф. Так он и скрылся, заволакивая кромку леса черным нарастающим дымом. Тут до меня дошло, что немецкий самолет подбит нашим стрелком и наверняка упал где-то за лесом...

На большой скорости с аэродрома выскочила полуторка с вооруженными красноармейцами и помчалась куда-то в сторону железнодорожной станции на поиски сбитого немецкого самолета. В маленьком гарнизоне тайна долго не держится. Стало известно, что немецкий «Юнкерс-88» срезал пулеметной очередью с турельной установки с земли командир эскадрильи капитан Гастелло… Слухами земля полнилась, стало известно, что немцев захватили в плен и привезли на аэродром, что, к сожалению, лично мне увидеть не удалось. Подбитый «Юнкерс» сел на вынужденную посадку на колхозное поле за лесом. Немцы могли просто добраться до леса, прячась в высокой ржи. Но они решили сделать это с комфортом, а потому сбросили с подводы крестьянина, проезжающего с больной женой. Тут их и окружили красноармейцы с подоспевшей полуторки. Командиром экипажа оказался фашистский ас-подполковник... С ним были также майор, лейтенант и фельдфебель. По рассказам, немецкий летчик долго не мог прийти в себя, не веря, что сбит на третий день войны, перед этим победно пройдя пол-Европы. Пленный заявил, что его удивил такой неожиданный оборот дела...

Допрашивающим его командиру полка полковнику Титову, командиру дивизии полковнику Борисенко и другим офицерам фашист предложил сдаться в плен, чем вызвал крайнее удивление всех присутствовавших. Изучение полетных документов, карт и проявленных аэрофотопленок, найденных в фашистском самолете, показало, что он производил разведку наших железнодорожных перевозок в направлении Смоленска... К вечеру, пыхтя и завывая мотором, трактор приволок за хвост на край аэродрома обгоревший «Юнкерс»... Через несколько дней в газете «Правда» впервые появилась фотография немецкого «Юнкерса», сбитого над нашим аэродромом.

Отец пришел домой поздно...

Коля, расскажи, - попросила мать, и глаза ее наполнились слезами...

Отец сжал губы, у него на скулах заиграли желваки.

Наглец, огромный аэродром, а он в одиночку нахально прет, бьет из пулеметов, все кто куда, кто под самолет, кто в траншеи, я находился около самолета и заскочил в кабину стрелка-радиста, пулемет был заряжен... При первом проходе не успел, при втором встретил. - Отец помолчал. - Ты знаешь, Аня, я бью, а мне навстречу огненные жгуты летят, такая злость навалилась, помню, что вслух ругался, он мне всю правую плоскость самолета изрешетил... Из-за этого гада сегодня целый день ремонтировали мой самолет, пришлось вылетать на другом».

24.06.41 г. две девятки 207-го дбап без прикрытия истребителей нанесли удар по скоплению немецких войск под Ошмянами. Зенитная артиллерия и истребители противника сбили десять советских бомбардировщиков. Самолет Гастелло был сильно поврежден, однако ему удалось привести и посадить разбитую машину на своем аэродроме. Рассказывает подполковник Лобанов : «Из скупой радиограммы, переданной с борта его самолета на командный пункт нашего аэродрома, узнали о тяжелом положении экипажа. Один мотор выведен из строя, повреждена бензосистема, механизм выпуска шасси бездействовал. Командование передало в воздух: «Экипажу разрешается оставить самолет». Но Гастелло знал, что тяжело раненный штурман не может воспользоваться парашютом… Когда на горизонте появился самолет Гастелло, взгляды всех обратились к нему. Машина с ходу зашла на посадку и благополучно приземлилась. Высокое летное мастерство, смелость Гастелло помогли ему спасти жизнь экипажу и сохранить боевой самолет. В любой обстановке, какой бы сложной и неожиданной она ни была, Гастелло всегда находил правильное решение ».

Оставшиеся лётчики и самолёты были сведены в две эскадрильи. Капитан Маслов был назначен командиром 1-й эскадрильи, а капитан Гастелло – 2-й. 25.06.41 г. на рассвете 207-й дбап нанес удар по аэродрому в г. Вильно, уничтожив десятки немецких самолетов, а днем бомбил колонны врага на дорогах, идущих от Вильно к югу, в районе Рудников.

26.06.41 г. капитан Гастелло погиб при выполнении боевого задания.

В этот день из боя не вернулось пятнадцать экипажей 207-го дбап, и вскоре он был расформирован. Из ста девяноста шести человек списочного состава полка погибло сто шестьдесят. В наградном листе Гастелло указывалось: «26 июня летчик капитан Гастелло Н.Ф. с экипажем – Бурденюк, Скоробогатый и Калинин – повел ДБ-3 бомбить ворвавшихся фашистов на дороге Молодечно – Радошковичи. У Радошкович показалась вереница танков противника. Гастелло, сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие танки, и, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, самолет, объятый пламенем, не мог уйти на свою базу. Гастелло развернул самолет и повел его в самую гущу вражеских танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика героического экипажа ».

10.07.41 г. в газете «Правда» была опубликована статья военных корреспондентов Крылова и Павленко: «На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция… Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей – на разных участках фронта – повторили это имя… Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек. Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны.

С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты…

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда…

Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиации сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет. Что же так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло мучимые огнем еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается умирающего пилота. Так вот закончится жизнь – не аварией, не пленом – подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу » цистерн и машин – и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны. Мы помним имя героя – капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу». 26.07.41 г. капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. Однако после войны были обнаружены факты, меняющие картину происшедшего. Вспоминают местные жители: «1 апреля 1950 г., дер. Декшняны... Молодечненской области. Мы, нижеподписавшиеся, ЗАКРЕВСКИЙ Иван Антонович, КОВАЛЕВСКИЙ Франц Антонович, СТЕЦКИЙ Константин Павлович, КОМАР Николай Прокофьевич и ДОВАКО Николай Устинович - жители дер. Декшняны, члены колхоза им. Мичурина, настоящим удостоверяем, что были очевидцами воздушного боя на шоссе Молодечно - Радошковичи в 1941 года и наблюдали падение самолета при следующих обстоятельствах:

В нашу деревню немцы вступили в среду, 25 июня 1941 года, часов в 7 – 8 вечера. На следующий день около 11 часов утра по шоссе Минск – Радошковичи непрерывным потоком двигались колонны танков, мотопехоты, автоцистерн с горючим. В ряде мест на шоссе находились зенитные части противника, больше всего по сторонам шоссе на опушках леса. В это приблизительно время в воздухе появились три советских самолета, очевидно, все тяжелые, двухмоторные. Они летели с северо-запада, вдоль шоссе с Молодечно на Радошковичи. За ними гнались три немецких истребителя. По советским самолетам был открыт ураганный огонь из зениток. Истребители строчили из пулеметов. В результате вражеского огня один самолет ушел на юг, он, очевидно, был подбит, ибо за ним оставался хвост дыма. Другой самолет невредимым ушел на Минск. Третий же самолет был в воздухе подбит и загорелся примерно над деревней Миговка (1/2 км от шоссе).

Пламя было сильное. Мы слышали несколько взрывов, и сильный был дым. Горящий самолет круто повернул от Минска к шоссе. Пролетя через шоссе, экипаж самолета сбросил не менее двух крупных бомб на колонну автомашин противника и уже, видимо, потеряв возможность планировать и управлять машиной, врезался в землю приблизительно на расстоянии 180 м от шоссе. С этого самолета один летчик выпрыгнул с парашютом на правой стороне шоссе, но парашют, видимо, не раскрылся. Летчик очевидно; сразу разбился... Самолет врезался в землю моторной частью и на земле продолжал гореть. Произошло несколько взрывов. Взрывались баки. На поле, где упал самолет, стояла зрелая, но не сжатая рожь. Грунт был мягкий, и мотор врезался в землю не менее чем на 1 - 1,5 м. Ударившись о землю, части самолета разлетелись по сторонам. В самолете были позже обнаружены обгорелые трупы, но сколько их там было, не знаем, ибо немцы близко к самолету не подпускали. Полагаем, что их было не менее двух-трех человек. Кости позже мы видели. Никаких разговоров о принадлежности самолета мы не слышали до последнего времени. После бомбежки экипажем погибшего самолета на шоссе мы видели разбитыми не менее трех немецких автомашин; очевидно, было разбито больше автомашин, в том числе автоцистерны. Но нас к шоссе, по которому все время двигались немецкие части, не подпускали…

Павел Антонович ШНЕЙДЕР, житель дер. Миговка (5.11.1996):

– Тогда мне было 12 лет. Тот день выдался солнечный, я пас коров. Часов в 10 – 11 заметил на небе три самолёта. Вдруг у того, что был впереди, пошел с хвоста дым. Кругом гудели немецкие машины, и выстрелов зениток я не слышал. Подбитый самолет упал в рожь, в стороне от дороги. Сгорело несколько военных машин, стоявших в поле, – видимо, их поразили пулеметами с самолетов. После войны они еще лежали, местные хлопцы ходили их очищать».

В преддверии десятилетия подвига Гастелло директор Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны предложил торжественно перезахоронить останки героического экипажа: «12 мая 1951 г. СЕКРЕТНО. Председателю исполкома Молодеченского облсовета депутатов трудящихся .

…Экипаж похоронили на месте падения самолета, как показали жители. Число самолетов звена – три – соответствует реляции и показаниям свидетелей... У нас сложилось твердое убеждение, что остатки самолета являются частями самолета Гастелло, а, следовательно, подвиг им совершен в Радошковичском районе. Для того, чтобы еще более точно установить это и увековечить место героического подвига, считаю необходимым просить исполком облсовета произвести вскрытие могилы, где захоронен экипаж разбившегося самолета... Возможно, при вскрытии удастся установить по сохранившимся в могиле вещам принадлежность захороненных к экипажу Гастелло. Тогда возникнет необходимость перенесения останков на кладбище. А с другой стороны, можно будет экспонировать обнаруженные остатки в музее как ценнейшие реликвии. Для участия во вскрытии могилы просим пригласить нашего представителя. Желательно вскрытие могилы произвести до 26 июня, чтобы перенесение останков приурочить к дате подвига.

26.06.51 г. во время вскрытия братской могилы были найдены: компас, перочинный нож, связка ключей, зеленое стекло от очков, пряжки и крюки от ремней парашюта, капитанские «шпалы», патроны к пистолету ТТ. В могиле был найден и солдатский медальон, принадлежащий, как выяснилось позднее, старшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу, стрелку-радисту экипажа капитана Маслова.

«Из исследовательской работы ведущего научного сотрудника Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны:

«26 июня 1941 г. 207-му ДБАП была поставлена задача: в течение дня, действуя мелкими группами - звеном, парой, с высоты 600-800 метров бомбить мотомехвойска противника на участке дорог Молодечно - Радошковичи. В 8 часов 30 минут поднялось в воздух звено капитана А. Маслова. Капитан Маслов с боевого задания не вернулся. Вместе с ним погибли капитан Балашов, сержанты Реутов и Бейсекбаев. Вторая пара: ведущий - старший лейтенант Висковский, ведомый - старший лейтенант Клята, вернулась без потерь. Третьей пошла на задание пара капитана Н. Гастелло и его заместителя Ф. Воробьева. Гастелло со своим экипажем (Скоробогатый, Бурденюк, Калинин) с боевого задания не вернулся. Если соотнести время вылета экипажа Маслова - 8 часов 30 минут (по архивным данным и воспоминаниям ветеранов полка) с показаниями жителей деревни Декшняны о времени гибели экипажа - около 11 часов, то сомнения в том, что в районе деревень Декшняны - Миговка погиб экипаж Маслова, не возникает. Анализ исследованных материалов дает основание сделать следующие выводы: Факты гибели капитана А. Маслова 26 июня 1941 года в районе деревень Декшняны - Миговка не вызывают сомнений. Это подтверждается актом приема № 1000 от 23 августа 1953 года о передаче музею предметов, обнаруженных во время вскрытия могилы Маслова, материалами переписки официальных лиц, а также соответствием архивных данных и свидетельств местных жителей».

Вдова капитана Маслова Софья Евграфовна вспоминала:

«В 1951 году я получила извещение из Радошковичей о том, что при раскопках погибшего экипажа в 1951 году был найден медальон одного из его членов. После восстановления уже выцветшей бумаги определилась фамилия Реутова. Был послан запрос в Министерство обороны: «Был ли Реутов в экипаже Гастелло?» Ответили, что ст. сержант Реутов был в экипаже капитана Маслова. Таким образом, был найден экипаж самолета Маслова. Меня пригласили к военкому Молодечненского района т. Котельникову. Он вызвал туда братьев Дворецких, они мне рассказали, что видели бой, который вел наш советский самолет, и его гибель, вечером 26 июня 1941 года, когда не было немцев, они собрали останки экипажа в обгоревший парашют и захоронили».

Таким образом, возле дороги Молодечно – Радошковичи геройски погиб и был похоронен на поле боя экипаж капитана Маслова. Экипаж Гастелло принял свой последний бой близ деревни Мацки, расположенной в двадцати километрах от Радошковичей.

«26 июня в Мацках уже стояла немецкая часть, здесь, скопилось много вражеской техники. В районе обеда, когда солнце склонялось к западной части неба, показались три самолета, летевшие со стороны Беларучей. Где-то над деревней Лекаровка один из них загорелся – появился дым. Два других полетели дальше, а подбитый развернулся и пошел обратно – на Мацки. Ударил из пулеметов по немцам, которые там находились, пролетел над деревней и, видимо, не имея уже возможности маневрировать, срезал верхушку дуба и упал в болото в километре от Мацков. В последний момент из объятой пламенем машины выпрыгнул парашютист, и немцы начали по нему стрелять, но в лесное болото лезть не решились. В месте падения самолета поднялось огромное пламя – выше макушек деревьев; в ближайших домах задрожали стекла... Боясь, чтоб под горячую руку немцы их не пристрелили, мерковичские мужики тишком пробрались по лесу к самолету и увидели ужасную картину. У поляны висел на дереве мертвый обгорелый летчик... В стороне в лесу валялся один из двигателей. На краю болота – две большие рытвины, части самолета разбросало. Озираясь по сторонам, быстро выкопали яму, опустили тело, покрыли парашютом. Засыпали могилу землей, сверху наложили веток и травы... Сразу же в лесу, недалеко от висевшего на парашютных стропах летчика, было найдено письмо... Те, кто его читал, а это многие односельчане, утверждают: автор – летчик по фамилии Скоробогатый – просил жену, чтоб она ребенку «купила пальтишко»... Через месяц, когда местные жители ходили обрезать резину с колес (из нее делали «чуни» – нечто похожее на обувку), нашлись останки второго летчика. Они были на другом двигателе (дождь смыл гарь, и стали видны кости). Останки подзахоронили в ту же могилу. Холмик оградили, и его еще можно было найти в первые пять послевоенных лет...

Шло время, и в окрестных селах разрасталась молва: в Мацковское болото упал экипаж Гастелло – ведь именно в нем был Скоробогатый. Все чаще приходил на то место и Валерий Богушевич. Осенью 1966 года он с друзьями начал делать раскопки и обнаружил бирку от двигателя, на которой значился его номер – 87844, тип – М-87Б, мощность – 950 л. с. и завод-изготовитель – имени П.И. Баранова № 29.

Минский журналист Станислав Аслезов привел московского специалиста-авиатора подполковника Раскина, и тот определил тип самолета: ДБ-3, – рассказывает Валерий Антонович . – Затем нашли детали приборов, обойму с патронами от пистолета «ТТ», длинный баллон со сжатым воздухом, которым пользовались для запуска двигателей, и на нем – небольшой прилипший кусок карты, где в углу был написан год выпуска – 1940-й. В первой яме обнаружили искореженный аппарат аэрофотосъемки с двумя кусками засвеченной пленки. Такие аппараты ставились обычно на командирских машинах, чтобы фиксировать результаты выполнения боевого задания... И как сейчас помню день, когда удалось, наконец, отыскать место захоронения летчиков: 14 июля 1968 года... Когда могилу вскрыли, то парашюта в ней не оказалось – быть может, кто-то тревожил прах погибших в поисках оружия... Обнаружились поясная офицерская пряжка со звездочкой, обгоревшие советские купюры – тройки и пятерки, а также истлевший кусок бумажного листа – строчки были видны... Я взял его в руки, но он тут же рассыпался».

В 1971 г. на могиле летчиков, погибших возле деревни Мацки, был установлен памятник. Памятники Гастелло установлены в Москве, Муроме и Минске, в посёлке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. В квартире в Муроме, где жил Гастелло, открыт мемориальный музей. Именем Героя были названы теплоход, колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины.

Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Николай Францевич был навечно зачислен в списки одного из авиаполков.

2017-09-12T17:00:00+00:00

Гастелло Николай Францевич (1907-1941).

Военный летчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Отец — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия), в Москву пришёл на заработки в 1900 году, работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка.
В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А.С.Пушкина.
В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию.
В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу.
Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф.Э.Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Николай Гастелло оканчивает школу (ныне — школа № 33).
В 1928 году вступил в ВКП(б).
В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1930-1932 годах Николай Гастелло жил в пос. Хлебниково.
В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
Май 1932 года — декабрь 1933 года — учёба в XI военной авиационной школе летчиков.
1933-1938 года — служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3 , Н.Ф.Гастелло с ноября 1934 пересел на командирское сидение.
В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.
В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи.
В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов и в присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 г.).
Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем в авиагородок Боровское под Смоленском.
В 1940 году Н.Ф.Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3ф .
24 мая 1941 года — 23 июня 1941 года — командир 4-й эскадрильи 207-го ДБАП.
24-26 июня 1941 года — командир 2-й эскадрильи той же части. 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта, из стоящего на стоянке самолёта, сбил «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года на ДБ-3ф, в составе звена из двух бомбардировщиков, бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Вместе с командиром корабля Н.Ф.Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А.А.Бурденюк, лейтенант Г.Н.Скоробогатый, старший сержант А.А.Калинин.

Удостоен звания Герой Советского Союза, с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941 год, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Память:
Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области
Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, а также Белоруссии и Казахстана, в том числе в Липецке, Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ.

Памятники Н.Ф.Гастелло установлены:
На шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н.Гастелло (1976 г.).
В г. Москве, в Сокольниках.
В г. Муроме, Владимирской области.
В г. Уфе (1985 г.).
В Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов).
В пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя.
В пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя.
В г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе.
В г. Ростов-на-Дону.
В г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н.Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
В Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
В г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации, носящей имя Гастелло, был установлен памятник.
В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н.Ф.Гастелло.
В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н.Ф.Гастелло.
В г. Хабаровске в честь героя назван сквер.

Памятник Николаю Гастелло в Уфе.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Гастелло Николай Францевич.
Виктор Гастелло. Память об отце.

Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна Вострышев Михаил Иванович

Николай Гастелло (1907–1941)

Николай Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Его отец Франц Павлович Гастылло, немец, родом из деревни Плужины в Белоруссии, в 1900 году пришел на заработки в Москву. Здесь его фамилию стали произносить на московский манер – Гастелло. Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать – Анастасия Семеновна Гастелло, урожденная Кутузова, русская, была белошвейкой.

В 1914–1918 годах Николай Гастелло учился в 3?м Сокольническом городском мужском училище (ныне школа имени А. С. Пушкина). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году возвращается в Москву, где вновь учится в школе.

Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Николай оканчивает школу. В 1930 году семья возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1?го Мая. В 1930–1932 годах живет в подмосковном поселке Хлебниково.

Удивительно – человек, командовавший эскадрильей сказочных, быстрых бомбардировщиков, остался таким же московским рабочим, какими были все родные его. У него имелся большой набор слесарных инструментов, и всюду он возил с собой паяльники, пилы, стамески, молотки, напильники. Все знали, что у Гастелло можно достать любой инструмент, и часто командиры, такие же рабочие, как и он, ходили к нему занять паяльную лампу либо какую-нибудь иную слесарную снасть.

В мае 1932 года Николай Гастелло по специальному набору призван в Красную Армию и отправлен на учебу в 11?ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Учебу окончил в декабре 1933 года и начал служить в 82?й эскадрилье 21?й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в городе Ростове-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ?3, Николай с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.

Сестра Нина Гастелло вспоминала: «Курсантом приезжал он домой на побывку, в военной форме с голубыми петлицами, стройный, интересный. Мне было очень приятно пройтись с братом по московским улицам, на нас обращали внимание, девушки посматривали нам вслед. Не раз была у него в Ростове-на-Дону. Он здесь служил, был командиром. В моей памяти он таким и остался – веселым, красивым. Вернется из полета усталый, но всегда улыбнется, обязательно какую-нибудь смешную историю расскажет».

В 1938 году в результате реорганизации воинской части Гастелло оказался в 1?м тяжелобомбардировочном авиационном полку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе (Монголия) в составе 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана его эскадрилья. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов.

Осенью 1940 года его авиационная часть перебазируется в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года он прошел переподготовку и освоил самолет ДБ?3ф (Ил?4).

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в 5 часов утра. Вылетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск. На третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик «Юнкерс?88». Выпустив шасси, будто собирается сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял советские бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из крупнокалиберного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ?3ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на белорусской дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем немецкой зенитной артиллерии самолет был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Через день газета авиационной части, в которой служил герой, сообщала: «На землю сверкающей ракетой падал смертельно раненный самолет Гастелло. Он направил свой гибнущий, превращенный в огненный факел самолет в самый центр скопления вражеских танков. Огромное пламя охватило все кругом… Какую же надо иметь силу воли, чтобы в предсмертное мгновение оказаться достойным такого подвига… Так до последней минуты, не выпуская из полусожженных рук рычаги управления, с честью выполнил товарищ Гастелло ту самую клятву, которую когда-то он дал перед лицом любимой страны – своей Родины».

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года Н. Ф. Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Гастелло повторил подвиг военкома 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая в Монголии в августе 1939 года.

На месте подвига экипажа Гастелло в Белоруссии, близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс, был установлен памятник-мемориал погибшему экипажу. Его имя носят улицы в Москве (бывшая 3?я Сокольническая улица) и во многих других городах России, поселки в Магаданской и Сахалинской областях.

Знаменитый «огненный таран». Советский плакат

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Положение об Охранных отделениях9 февраля 1907 года Секретно§1В тех местностях Империи, где представляется необходимым создание отдельных розыскных органов, негласные расследования по делам о государственных преступлениях возлагаются на особо назначаемых для этой

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Инструкция по организации наружного (филерского) наблюдения, 1907 г. Совершенно секретно§1Для несения наружной наблюдательной (филерской) службы выбираются строевые запасные нижние чины, предпочтительно унтер-офицерского звания, не старше 30 лет. Преимущество, при

Из книги Мифы Великой Отечественной - 1-2 [военно-исторический сборник] автора Исаев Алексей Валерьевич

Николай Гастелло и «огненный таран» В июне 1941 года во время нанесения удара по немецкой танковой колонне на участке дороги Молодечно - Радошковичи (Беларусь) командир эскадрильи 207-го авиаполка капитан Николай Гастелло и его экипаж совершили подвиг, навсегда оставшийся

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора

Матросовы и Гастелло Десятого декабря 1941 г. в морском бою японцами был сбит бомбардировщик В-17, который пилотировал капитан Колин Келли. Это был первый бомбардировщик такого типа, потерянный в бою, в отличие от В-17, уничтоженных в Перл-Харборе и на Филиппинах. Во время

Из книги Воздушная война над СССР. 1941 автора Корнюхин Геннадий Васильевич

9. 1907-й решающий Установка механизмов и получение артиллерии всегда (вместе с установкой брони) знаменовали предстоящую готовность корабля к сдаточным испытаниям. Первыми 8-дм пушки для “Адмирала Макарова” Обуховский завод обещал изготовить 15 сентября 1906 г., а станки к

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

Гастелло Николай Францевич Подобно Валерию Чкалову и Борису Сафонову, в памяти сослуживцев Николай Гастелло навсегда остался поистине Человеком с большой буквы, с широкой русской душой и «золотыми» руками. Его боевая карьера в Великой Отечественной войне оказалась

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

46. В кампании 1907 г. Обстоятельные экзамены по пяти предметам перед представительной из 47 человек комиссией во главе с контр-адмиралом Н. А. Матусевичем (1852-1912) обнаружили в большинстве ответственное отношение гардемаринов к задачам возрождения флота. Только 9 из 151

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Ингушско-осетинский конфликт 1907 года Также напряженными были отношения чеченцев и ингушей с их кавказскими соседями. Особенно неблагоприятно они складывались между ингушами и осетинами. 23 мая 1907 года на межнациональной почве в осетинском селении Ольгинское произошло

Из книги Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна автора Вострышев Михаил Иванович

1907 А.Н. Лаврищев на пресс-конференции в Женеве. 20 августа 1955 г. См.: Laurence W. L. Secrecy is Eased as Atomic Parley in Geneva Closes// New York Times. August 21, 1955. P.

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Андрей Кижеватов (1907–1941) Начальник пограничной заставы, погибший 29 июня 1941 года, возглавляя оборону Брестской крепости Андрей Митрофанович Кижеватов родился 7 (20) августа 1907 года в мордовском селе Селикса под Пензой. Окончил сельскую школу и работал

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

3. Эскадренные миноносцы (1907-1926 гг.) Эскадренные миноносцы типа “Умикадзе” Водоизмещение: нормальное 1150 т, полное 1500 т. Длина 98,3 м (97,6 по BJ1). Ширина 8,6 м. Осадка 2,78 м. Механизмы: 8 котлов “Кампон”, 3 ПТУ “Парсонс”. Мощность и скорость: 20500 л.с., 33 уз. Запас топлива: 250 т угля + 180 т

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Savage 1907 Самозарядный пистолет Сэведж во многом открыл новую эпоху в личном короткоствольном оружии. Скорострельный, точный и компактный, созданный для скрытого ношения, на момент своего создания он обладал наибольшей скорострельностью из всех компактных самозарядных

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

1907 МИРФ. Ч. 6. С. 377.

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1907 -1910 гг. В Эскадре Средиземного моря 1907 год. 1 января произошла значительная реорганизация “Морской Армии”: было принято решение базировать на Брест только одну “лёгкую эскадру”, состоящую из броненосных крейсеров. Во исполнение это-го, оба броненосных дивизиона 7

Из книги Черноморский Подплав. 1907–1935 автора Бойко Владимир Николаевич

1907 Кирсанов Н.А., Дробязко С.И. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: Национальные добровольческие формирования по разные стороны фронта // ОИ. 2001. №6. С.

Из книги автора

Подводные лодки Черноморского флота 1907-1935 Подводная лодка «Скат» В марте 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец. 31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня

Фамилия Гастелло неразрывно связана с наземным тараном вражеской техники в июне месяце 1941 года. Мужественный лётчик выполнял боевое задание, был подбит, и направил горящий самолёт на двигающиеся по дороге немецкие танки и автоцистерны. Этот подвиг получил широкое освещение в советской прессе, а имя героя навсегда было вписано золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны.

Биография Николая Францевича Гастелло

Отец мужественного лётчика был родом из деревни Плужины. Это западная часть Белоруссии. В самом начале XX века он приехал в Москву на заработки. Устроился работать в железнодорожные мастерские. Фамилия у него была Гастылло, но в русском рабочем коллективе буква "ы" сама собой поменялась на "е". Женился приезжий на русской женщине. В 1907 году у них родился сын. Назвали его Николаем. В 1914 году мальчик поступил в училище, но всё спутала революция.

В 1918 году семья уехала из Москвы к дальним родственникам в Башкирию. Но вскоре там тоже начались трудные времена, и семейство через год вернулось в большевистскую столицу. В стране бушевала революция, и до образования никому дела не было. Поэтому Николай никаких специальных знаний в это время получить не мог. Впрочем, они были ему и не нужны, так как родители готовили его к рабочей деятельности.

В 15-летнем возрасте подростка определили учеником столяра, но через год семья переехала в Муром. На новом месте жительства юноша устроился на железнодорожный ремонтный завод и стал работать слесарем. В 1928 году вступил в ряды ВКП(б). В 1930 году Николай вместе с семьёй вернулся в Москву, а затем стал жить и работать в посёлке Хлебниково.

Это было время, когда страна, окружённая со всех сторон капиталистическими странами, усиленно готовилась к оборонительной войне. Партия периодически объявляла специальные наборы в Красную Армию. В 1932 году под такой набор попал и Николай Гастелло. Оказался он в Луганском лётном училище, где стал осваивать навыки полёта на бомбардировщиках.

Родным самолётом для него стал тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Относился он к стратегической авиации с дальностью полёта 3 тыс. км. Данный самолёт предназначался для бомбовых ударов в глубоком тылу противника. Это была настоящая воздушная крепость, созданная для того, чтобы крушить врага и сеять ужас.

После окончания училища Николай служил в Ростове-на-Дону в составе авиационной бригады тяжёлых бомбардировщиков. С 1939 года принимал активное участие в боевых действиях. Вначале это был Халхин-Гол, где будущий легендарный герой командовал эскадрильей. Зачем пришёл черёд советско-финской войны 1939-40 годов. А затем настала очередь Бессарабии и Северной Буковины, куда вошли советские войска.

С осени 1940 года Николай служил в авиационной части, дислоцированной в городе Великие Луки Псковской области. Затем был переведён под Смоленск в авиагородок Боровское с присвоением воинского звания капитан. До начала Великой Отечественной войны освоил бомбардировщик ДБ-3, командовал эскадрильей. С началом военных действий 22 июня 1941 года продолжал командовать эскадрильей. Совершал боевые вылеты и наносил бомбовые удары по наступающим войскам противника.

Подвиг

Сразу следует заметить, что в начале войны ситуация на фронтах складывалась чрезвычайно неудачно для советских войск. Немцы наступали от Балтики до Чёрного моря. Поэтому, чтобы вдохновить людей, советской пропаганде были нужны подвиги. Вернее, не пропаганде. В СССР официальной пропаганды не было. Это в фашисткой Германии существовало Министерство пропаганды, а в России было Информационное бюро. Лишь бесстрастная объективная информация, и ещё газета "Правда". Тут никому ничего объяснять не надо. Правда, она и есть правда - кристально чистый живительный источник истины.

Ранним утром 6 июля 1941 года через все репродукторы страны была передана сводка Информбюро. В ней сообщалось о подвиге, который совершил капитан Гастелло 26 июня 1941 года. Свой подбитый и горящий самолёт лётчик направил на колонную немецких войск. 10 июля появилась большая статья в газете "Правда". В ней военные корреспонденты Павленко и Крылов подробно рассказывали как о самом бесстрашном капитане, так и его подвиге. 26 июля того же года Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Суть подвига состояла в следующем. В 4 часа утра бомбардировщик ДБ-3 наносил бомбовые удары по немецкой колонне в районе дороги Молодечно - Радошковичи (запад Белоруссии). В бомбардировщике находился экипаж под командованием геройского капитана. Кроме него в самолёте присутствовали: лейтенант Анатолий Акимович Бурденюк (1922-1941), лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый (1917-1941) и старший сержант Алексей Алексеевич Калинин (1919-1941).

Во время воздушной атаки бомбардировщик был подбит немецкой зенитной артиллерией. Загорелся бензобак самолёта. До аэродрома он уже дотянуть не мог. Тогда мужественный командир принял единственное верное решение. Объятую пламенем машину он направил на скопившуюся на дороге немецкую технику. Там находились и танки, и автомашины, и автоцистерны с бензином. Бесстрашный экипаж погиб, но врагу был нанесён очень серьёзный урон. Этот мужественный поступок стал символом героизма и лишний раз вдохновил советских бойцов на беззаветную защиту отечества.

Гастелло (слева) и Маслов

Факты и предположения

После начала в СССР Перестройки многие незыблемые истины стали рушиться. Не избежал переосмысления и подвиг Гастелло. Почти 60 лет все считали этого человека выдающимся героем. Его имя знали миллионы советских школьников. Но вдруг стали раздаваться голоса, утверждающие, что таран совершил совсем другой человек, а Николай Францевич получил звезду героя незаслуженно. Что же послужило причиной столь категоричного утверждения?

После того знаменательного боя, в котором геройски погибли лётчики, их тела были захоронены местными крестьянами в братской могиле. В 1951 году наступила знаменательная дата - 10 лет со дня героического поступка. Поэтому останки героев решили перезахоронить. Могилу раскопали, достали останки людей, но тут всех ждал неприятный сюрприз.

Из личных вещей, найденных в могиле, следовало, что в ней захоронены совсем другие люди. Ими оказались капитан Александр Спиридонович Маслов (1907-1941) и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов (1918-1941). Эти люди служили в том же авиационном полку, что и мужественные герои, но считались пропавшими без вести. Однако получалось, что именно Александр Маслов совершил подвиг, а вовсе не его сослуживец и ровесник Николай Гастелло.

Но менять что-либо было уже слишком поздно. Останки лётчиков перезахоронили, а на том месте, где они лежали, поставили монументальный памятник, символизирующий подвиг того, кого уже 10 лет чествовали как героя. Обнаруженные обломки самолёта, принадлежавшие экипажу Маслова, перевезли в Минск и поместили в музей. Там этот экспонат также отнесли к гастелловскому. Со всех людей, задействованных в этом деле, взяли подписки о неразглашении. И никто о нём не вспоминал вплоть до конца 80-х годов XX века.

Альтернативная хронология событий

Что же в действительности произошло в тот злополучный июньский день, и как развивались подлинные события? Согласно альтернативной версии, рано утром 5-го дня войны бомбить врага вылетело звено капитана Маслова. Немецкая зенитная батарея подбила самолёт, и он загорелся. Александр Спиридонович направил бомбардировщик на немецкую колонную двигающуюся по дороге. Но управление уже было потеряно, поэтому пылающая машина упала в поле в нескольких десятках метрах от дороги. Ближе к ночи местные жители разобрали обломки, вытащили тела лётчиков и похоронили их в наскоро вырытой могиле.

Через 3 часа после вылета Маслова в воздух поднялось звено будущего бессмертного героя. Состояло оно из 2-х машин. В ведущей находились гастелловский экипаж, а в ведомой сидели лётчики Воробьёв и Рыбаса. Немцы подбили бомбардировщик Гастелло над деревней Мацки. Упал он в Мацковское болото. От него до места падения масловского самолёта примерно 20 км.

Вечером местные жители пришли на место трагедии и обнаружили обгоревший труп. В кармане гимнастёрки было найдено неотправленное письмо, адресованное Скоробогатой. По-всей видимости это была жена или мать Григория Николаевича Скоробогатого, который являлся членом гастелловского экипажа. Больше никаких тел местными жителями найдено не было.

Экипаж ведомого самолёта вернулся на аэродром. Воробьёв и Рыбаса написала рапорта. В них они указали, что якобы видели, как горящая командирская машина врезалась в гущу немецкой техники на дороге. Однако эти докладные записки не сохранились. Смущает также тот факт, что Воробьёв появился в авиационном полку только 10 июля. До этого он служил в другой воинской части.

Отступающей Красной Армии нужен был пример мужества. Он был необходим, как воздух. И такой пример был найден. Вот только с фамилиями напутали. Но объективности ради надо заметить, что оба погибших экипажа отдали свои жизни за родину. И все эти люди заслуживают самой высокой награды, так как являются настоящими героями. То же самое можно сказать о миллионах других советских солдат, которые точно так же гибли на огромной территории от Балтийского моря до Чёрного.

В наши дни выяснять, кто в большей степени герой, а кто в меньшей - просто неэтично. Что же касается обелиска, поставленного на месте гибели мужественных лётчиков, то это дань уважения не только им, но и тысячам других точно таких же лётчиков, расставшихся с жизнями ради победы .