Богданов михаил николаевич. Михаил Богданов – от «западника» к народнику. Суворов Михаил Николаевич

Михаил Николаевич Богданов (1878-1919) - деятель бурятского национально-освободительного движения начала XX века, учёный-историк, политик.

Биография

Михаил Богданов родился в 1878 году в улусе Укыр Идинского ведомства (ныне Боханский район) Иркутской губернии. Закончив иркутскую гимназию, поступил в Казанский Учительский институт. Затем слушал лекции в Томском, Санкт-Петербургском, Берлинском, Цюрихском университетах. За время учёбы Богданов овладел английским, немецким, французским и другими языками.

Получив таким образом солидную академическую подготовку, Богданов занялся научной деятельностью. Сферой его научных интересов были история, экономика, этнография, право, землепользование бурят, хакасов, калмыков и других народов России. Он положил начало такой научной дисциплины, как историческое бурятоведение. За время занятия наукой он написал более 50 научных трудов. Многие из них до сих представляют интерес для историков и этнографов.

В переломный исторический момент Российской империи, в 1917 году, Михаил Богданов стоял у истоков бурятской государственности. Его проект национального самоопределения бурятского народа был утверждён на Первом общенациональном съезде бурят-монголов 23-26 апреля 1917 года в Чите.

Основными идеями проекта были:

  • создание национальных автономий бурят Иркутской губернии и Забайкальской области, которые объединяются в одну автономию.
  • автономия будет состоять из сомонов, которые, в свою очередь, входят в хошуны, которые образуют аймаки.
  • верховным органом бурятской национальной автономии будет являться бурятская национальная Дума «Буряад улсын сугалган».

В качестве шага в осуществлении проекта, Богданов разработал промежуточный статут. Данный статут был одобрен и принят на Общебурятском съезде в октябре 1917 года. По статуту вводились временные органы управления делами бурят-монголов. Высшей властью становился Общебурятский съезд. В промежутке между съездами власть осуществлял Национальный совет. Исполнительным органом национально-государственной власти становился Центральный национальный комитет (Бурнацком). Аналогично строилось и местное управление в аймаках, хошунах и сомонах. В Забайкальской области были созданы крупные аймаки - Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский, в Иркутской губернии - Ангарский, Эхирит-Булагатский и Тункинский.

Михаил Богданов стал председателем Бурнацкома в марте 1918 года. Однако на практике осуществить все свои идеи по строительству бурятской государственности он не успел: в России вспыхнула Гражданская война, территория Забайкальской области и Иркутской губернии была занята войсками Колчака и белочехов. Богданов вынужден был уйти в подполье. В конце 1919 года Михаил Богданов был расстрелян по приказу белоказачьего атамана Григория Семёнова.

Величайшая заслуга Михаила Богданова, виднейшего общественного деятеля, талантливого организатора и трибуна, революционера-народника, состоит в том, что он всей своей деятельностью революционизировал бурятское общество, создал определенное умонастроение в улусах, оказывал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая на борьбу с несправедливостью, отсталостью и реакционностью.

Михаил Николаевич Богданов слишком рано погиб, в 1919 году. Впрочем, будем честны - если бы его не убили тогда, то его бы ждал 1937 год. Я уже касался личности Богданова с Цыбеном Жамцарано. Как выяснилось, некоторые читатели почти не знакомы с фигурой Богданова, и сделали поспешные выводы из этого материала. Да, первоначально он был «западником», выступавшим за скорейшее и полное усвоение цивилизации бурятами. Но позже его взгляды претерпели трансформацию.

Интеллигент и «цивилизатор»

Для того, чтобы проследить судьбу Богданова, стоит упомянуть об его происхождении. Родом он из села Укыр нынешнего Боханского района Иркутской области, из шаралдаевского рода булагатов.

М.Богданов с отцом, братом и сестрой.

Отец его был состоятельным и довольно прогрессивно мыслящим человеком. Детей своих он приучал к знаниям. Первым учителем Михаила был ссыльный поляк-повстанец. С самого детства он стремился к знаниям. Как он вспоминал:

Сначала мне было трудно научиться думать и свободно выражать свои мысли по-русски. Но постепенно и незаметно русская речь стала как бы родной. Потом, когда после долгого отсутствия я появился в своей семье, я с изумлением чувствовал, что утратил способность механически распоряжаться запасом бурятских слов... И уже как бы со стороны, с любознательностью исследователя наблюдал над процессом восстановления родной речи.

Среди нарождающейся бурятской интеллигенции, Богданов был, пожалуй, наиболее образован.

В то время как его будущий оппонент и товарищ Цыбен Жамцарано с револьвером за пазухой ездил по бурятским улусам, собирая фольклор, Михаил Богданов дышал воздухом Берлина и Цюриха, наслаждаясь просвещенной Европой.

Берлин начала XX века.

Выдающиеся способности М.Н. давали ему возможность выдвинуться на любом поприще, в особенности на научном, и в столице, но его тянуло, как и других талантливых его земляков, в родную Сибирь, так нуждающуюся в интеллигентных работниках для общественного строительства и научного исследования, - писал его однокурсник П. Славнин.

Приехав же домой, он обнаружил прежнюю нищету и беспросветность. Можно себе представить состояние Богданова - в то время, как в Берлине уже функционировало метро, на улицах ездили автомобили, на экранах шел синематограф, вновь увидеть свой народ, который в своем бесправии пытается бороться, но оказывается в тюрьмах и каторгах. В те дни на боханские земли был введен полк солдат, чтобы подавлять сопротивление бурят.

Естественно, первым делом Богданов посчитал, что спасение - в цивилизации, в скорейшем обретении «европейскости».

Но его оппонент Жамцарано в скором времени разбил все доводы европеизированного молодого бурята. Поняв, что путь к свободе народа кроется в чем-то другом, Богданов покидает родину. Но едет не обратно в Европу, а в калмыцкие степи. Он хочет сравнить положение «инородцев».

Своя цель, своя программа

Будучи человеком мнительным, но при этом весьма беспокойным, Богданов не был кабинетным ученым. После Калмыкии он уезжает в Хакассию, где занимается вопросами землеустройства. Так же как Жамцарано, под видом собирания фольклора организовывал национальное движение, Богданов под видом кадастрового специалиста изучает историю, этнографию и национально-освободительную борьбу.

Калмыки, начало XX века.

Затем Богданов уезжает в агинскую степь, где ведет работу кредитного инспектора и занимается потребкооперацией.

Все эти путешествия, приводившие в столкновение с выдающимися умами России и Европы в лице профессоров и писателей, с разнообразными общественными группами, с представителями народной массы были большой школой для странствующего студента, - писал профессор Николай Козьмин:

Одной из отличительных черт М.Н. Богданова, надо считать, что он не смешивался и не терялся в толпе, это не был человек толпы с ее стихийными интересами и влечениями. Он всегда сохранял свою индивидуальность, выделявшую его в толпе и сохранявшую ему самостоятельность. В своих поисках знания он также имел собственную цель, собственную программу.

Когда наступил февраль 1917 года, Богданов и ряд его товарищей были готовы к этому. Уже 10 марта собирается частное совещание бурят-монгольских представителей Забайкальской области. Председательствовал Богданов, секретарем был Элбек-Доржи Ринчино.

Обсудили пункты:

О необходимости добиваться национальной автономии с учреждением сейма с законодательными функциями по вопросам гражданских взаимоотношений, земельным, народного образования, здравия, по вопросам религиозным; причем эта автономия должна распространяться и на забайкальских и иркутских бурят.
Постановили: Добиваться национальной автономии на основаниях, указанных в повестке.

Об отношении к временному организационному Национальному Комитету, образовавшемуся в г. Чита, для созыва общенационального съезда и организации народных масс в связи с государственным переворотом.

Постановили: Приветствовать образование Комитета и просить войти в Комитет цанид-хамбо Агван Доржиева, Ц. Жамцарано, Б. Барадийна, Г. Цыбикова и Н.В. Преловского.

На защите своего народа

До образования национальной автономии Михаил Богданов был избран председателем временного организационного Национального комитета.

Но Богданов был больше ученым, чем политиком, и первым председателем Бурнацкома стал более амбициозный Элбек-Доржи Ринчино.

У первой бурятской государственности - Буряад-Монголой улс, была чересполосная структура, куда входили земли, заселенные бурятами. Основной территориальной единицей этой автономии являлась обособленная земельная единица (сомон), которая, объединяясь с соседями, организовывалась в хошуны, а несколько хошунов организуют аймак. Был единый представительный орган - Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнацком, Буряад-Монгол улсын чогулган). Герба, флага и гимна не было, да и не до этого было в то время. Началась гражданская война. Бурнацком принимает решение о неучастии бурятского народа в ней, но вскорости это постановление стало повсеместно нарушаться самими же членами Бурнацкома, тем же Ринчино.

Михаил Богданов ищет пути спасения своих соплеменников от ужасов войны. В 1917 году он и общественный деятель, сын тайши Базарайн Намдык едут в Китай. Там они заключили договор с амбанем Хулун-Буира об отводе бурятам земель по долинам Шэнэхэн-гол, Эмин-гол и Хулгайта-гол.

Прежде здесь жили элеты - одна из монгольских народностей, шэнэхэнские буряты называют их калмыками. В 1910-х годах эпидемия выкосила кочевья элетов, выжили единицы. Именно эту опустевшую, выморочную землю отвели российским эмигрантам.

Летом 1918 года туда прибыли первые 700 переселенцев. Уход бурят в сторону Шэнэхэна продолжался сперва открыто, затем тайно вплоть до конца 20- годов. Старики еще помнили западного бурята с русской фамилией, столько сделавшего для своих восточных братьев…

Богданов избирался председателем областной Зем-ской управы, областным комиссаром Временного правительства, председателем Областно-го Комитета и различных собраний и съездов, членом Всероссийского Учредительного Собрания.

Защита простого человека была для него абсолютом. Как вспоминают, у дома Богданова стояли целые очереди людей, и каждому он находил время.

Он как бы отразил на себе целый период последних лет бурятской интеллигенции, период очень тяжелых переживаний, тревожных исканий, борьбы противоречивых течений, попыток противопоставить внутренней и внешней разрухе организованные силы народа, - писал профессор Николай Козьмин, друг и биограф Богданова.

В 1918 году власть в Чите захватывает атаман Семенов. Бурнацком, преобразованный в Бурнардуму, постепенно переходит под его контроль. Богданов изо всех сил борется с этим. Он устраивает собрания, требуя продолжить решение Бурнацкома - буряты не должны участвовать в гражданской войне.

«Унгерн оказался более порядочным…»

Как будто что-то чувствуя, Богданов едет к родным в Укыр, проводит время с семьей и возвращается в Читу. Живым его больше никто не видел.

Вспоминал Цыден-Еши Цыдыпов, член Бурнардумы:

На вечеринке были все известные деятели Бурнардумы с семьями. Среди них известный и уважаемый в среде бурятской интеллигенции М.Н. Богданов. Вечер получился очень хорошим. После того, как гости разошлись и хозяева устроились отдыхать, вдруг пришел телефонист и вызвал их к телефону. Было около 11 часов. Я бегу к телефону, Сампилон (председатель Бурнардумы - прим. АРД) сообщает, что семеновцами арестован Михаил Николаевич Богданов, и срочно просит меня приехать в думу. Я сейчас же поехал в думу. Оттуда вместе с Сампилоном отправляемся на квартиру М.Н. Богданова узнать подробности. Жена Богданова рассказывает, что когда они вернулись от меня, то их на квартире ожидали люди (военные) и просили пойти за ними. Богданов пошел с ними, и жена его тоже пошла сопровождать. Пришли в контрразведку Семенова, во главе которой стоял полковник Будаков. Далее жена Богданова рассказывает: завели в дом и сказали в приемной подождать. Через несколько минут приходит какой-то офицер и говорит жене Богданова уйти домой, а муж немного задержится и потом подойдет. Она ушла и сообщила об этом думе.

Члены Бурнардумы просили, требовали у контрразведчиков отпустить Богданова, на что получали невразумительные отписки. Из воспоминаний Цыдыпова:

- …Приехал из Даурии в Читу барон Унгерн. Делегация Бурнардумы обратилась к нему, сообщила об исчезновении Богданова и просила помочь узнать, жив он или нет. Он обещал поговорить с Семеновым и просил зайти к нему вечером. Вечером он сообщил, что Богданова нет в живых, и стал ругать Семенова и его приближенных, допустивших непростительную ошибку. Кроме того, он предупредил, что готовится охота на Ринчино. Унгерн оказался гораздо более искренним и порядочным человеком, чем Семенов.

По легенде, Богданов был расстрелян, а тело его было сожжено в паровозной топке, дабы скрыть следы преступления. Семью его удалось переправить в Баргу.

…В 1926 году друг Богданова, историк-этнограф, профессор Николай Козьмин выпустил его научный труд «Очерки истории бурят-монгольского народа». Это одно немногое, что осталось от богатейшего наследия Михаила Богданова.

PS: Михаил Богданов, Элбек-Доржи Ринчино, Цыбен Жамцарано, Даши Сампилон - лидеры первой бурятской государственности, чьи имена до сих пор не получили достойного увековечения. Давно пора установить памятник нашим отцам-основателям в центре Улан-Удэ.

(1878-1919) - известный бурятский общественный деятель, историк и этнограф. Род. в семье, происходившей из северобайкальских бурят. Окончив городское училище в Иркутске, Б. поступил в учительский ин-тут в Казани, но, неудовлетворенный ин-том, бросил его. В дальнейшем Б. слушал лекции вольнослушателем в Томском ун-те, занимаясь вопросами философии, права и истории, затем уехал за границу. В Берлине посещал лекции берлинских профессоров. Причисленный берлинской полицией к рус. студентам с.-д., которых изгоняли в то время из Пруссии, как беспокойный элемент, Б. был наряду с другими рус. студентами выслан из Берлина. Он переехал в Цюрих, работал в Цюрихском ун-те, но за отсутствием средств был вынужден вернуться в Россию. Здесь, с целью ознакомиться с жизнью и бытом монгольских народных масс, Б. скитался по калмыцким кочевьям, изучая быт и особенности различных монгольских народностей. С особым интересом изучал он историю и этнографию своего народа, ища путей разрешения вопросов его хозяйственного и культурного развития. С этой целью Б., помимо научных занятий по истории и этнографии, принимал участие в разрешении практических хозяйственных вопросов. В 1909-1913 он вел работу по землеустройству среди хакасов , в бывш. Минусинском уезде, по урегулированию пользования оросительными сооружениями, находившимися в руках богачей. Кроме того, Б. вел работу инспектора мелкого кредита в Забайкалье, по кооперации, занимая одновременно место помощника волостного писаря (Цугольской вол.).

По своим политическим взглядам Б. примыкал к с.-р. После Февральской революции 1917 Б., пользовавшийся большой популярностью среди бурятского и рус. населения Забайкалья, избирался на ряд ответственных мест - председателем комитета общественных и политических организаций, областным комиссаром, а также членом Учредительного собрания. Во время гражданской войны, будучи вынужден скрываться от белогвардейцев, Б. поселился в глубине Бурятии. В конце 1919 он был убит в Чите белогвардейцами, по приказу атамана Семенова.

Из работ Б. следует отметить ряд ценных этнографических очерков в "Известиях" Вост.-Сибирского отдела Географического об-ва и в газете "Сибирь", (под псевдонимом Н. Тостажаков); статьи по бурятским вопросам в газете "Сибирь", под псевдонимом Гайган Цыженов, в "Известиях" Западно-Сибирского отдела Географического об-ва и др.; "Очерки истории бурят-монгольского народа"; интересную работу по вопросам землепользования и землеустройства бурят, изданную в виде "докладной записки" (изд. Цугольского волостного правления), и затем ряд статей по вопросам кооперативного строительства. Большинство работ относится к периоду 1909-13.

Известный бурятский общественный деятель, историк и этнограф. Родился в 1878 в семье, происходившей из северобайкальских бурят. Окончив городское училище в Иркутске, поступил в учительский институт в Казани, но, неудовлетворенный институтом, бросил его.

В дальнейшем Богданов слушал лекции вольнослушателем в Томском университете, занимаясь вопросами философии, права и истории, затем уехал за границу.

В Берлине посещал лекции берлинских профессоров. Причисленный берлинской полицией к русским студентам социал-демократам, которых изгоняли в то время из Пруссии, как беспокойный элемент, Богданов был наряду с другими русскими студентами выслан из Берлина.

Он переехал в Цюрих, работал в Цюрихском университете, но за отсутствием средств был вынужден вернуться в Россию. Здесь, с целью ознакомиться с жизнью и бытом монгольских народных масс, Богданов скитался по калмыцким кочевьям, изучая быт и особенности различных монгольских народностей.

С особым интересом изучал он историю и этнографию своего народа, ища путей разрешения вопросов его хозяйственного и культурного развития. С этой целью Богданов М.Н., помимо научных занятий по истории и этнографии, принимал участие в разрешении практических хозяйственных вопросов.

В 1909-1913 он вел работу по землеустройству среди хакасов, в бывш. Минусинском уезде, по урегулированию пользования оросительными сооружениями, находившимися в руках богачей.

Кроме того, Богданов вел работу инспектора мелкого кредита в Забайкалье, по кооперации, занимая одновременно место помощника волостного писаря (Цугольской вол.).

По своим политическим взглядам Богданов примыкал к эсэрам. После Февральской революции 1917 Михаил Николаевич, пользовавшийся большой популярностью среди бурятского и рус. населения Забайкалья, избирался на ряд ответственных мест - председателем комитета общественных и политических организаций, областным комиссаром, а также членом Учредительного собрания.

Во время гражданской войны, будучи вынужден скрываться от белогвардейцев, Богданов поселился в глубине Бурятии. В конце 1919 он был арестован и убит в Чите белогвардейцами, по приказу атамана Семенова.

Из работ Богданова следует отметить ряд ценных этнографических очерков в "Известиях" Вост.-Сибирского отдела Географического об-ва и в газете "Сибирь", (под псевдонимом Н. Тостажаков); статьи по бурятским вопросам в газете "Сибирь", под псевдонимом Гайган Цыженов, в "Известиях" Западно-Сибирского отдела Географического об-ва и др.;

"Очерки истории бурят-монгольского народа"; интересную работу по вопросам землепользования и землеустройства бурят, изданную в виде "докладной записки" (изд. Цугольского волостного правления), и затем ряд статей по вопросам кооперативного строительства. Большинство работ относится к периоду 1909-1913.

Богданов Михаил Николаевич – выдающийся деятель национально-освободительного движения бурят начала XX века и учёный-историк, принадлежит к числу «отцов-основателей» бурятской государственности. Он был автором первого проекта автономизации бурят, вокруг которого развивались все идеи бурятского самоопределения и конструировалась национальная государственность Бурят-Монголии.

М.Н. Богданов родился в семье состоятельного бурята-булагата. Окончив гимназию в Иркутске, а затем Казанский Учительский институт, он учился в Томском, Санкт-Петербургском, Берлинском, Цюрихском университетах. Михаил Николаевич владел английским, немецким, французским и другими языками. Такая основательная академическая подготовка позволили ему плодотворно заняться исследованием огромного круга вопросов по истории и экономике, этнографии и праву, землепользованию бурят, хакасов, калмыков и других народов России. М.Н. Богданов стал родоначальником исторического бурятоведения, он автор более 50 научных трудов и более чем 100 газетных статей по самым сложным проблемам своего «революционного» времени.

М.Н. Богданов сыграл выдающуюся роль в разработке и осуществлении огромной сложности теоретических и организационно-политических задач самоопределения бурят в первое двадцатилетие ХХ в. Э.Д Ринчино, также один из отцов бурятской государственности, определил Михаила Николаевича как вождя и борца за права и честь бурятского народа.

Главные идеи проекта национального самоопределения нации, разработанного М.Н. Богдановым и утвержденного Первым общенациональным съездом бурят-монголов 23-26 апреля 1917 г. в г.Чите, легли в основу дальнейшего решения национального вопроса бурят. Для создания национальной автономии буряты Иркутской губернии и Забайкальской области объединяются в одно целое. Основной территориальной единицей этой автономии является обособленная земельная единица (сомон), которая, объединяясь с соседними сомонами, организуется в хошуны, а хошуны, объединяясь, образуют аймак. Верховным органом бурятской национальной автономии, объединяющем все части бурятского народа в одно целое, является бурятская национальная Дума «Буряад улсын сугалган». Позднее октябрьский Общебурятский съезд 1917 г. примет разработанный также М.Н. Богдановым статут, т.е. положение, по которому вводились временные органы управления делами бурят-монголов и тунгусов. Высшей властью устанавливался Общенациональный съезд, а между съездами – Национальный Совет; исполнительным органом национально-государственной власти – Центральный национальный комитет (Бурнацком) и его Иркутский отдел. В результате аналогично строилось и местное управление в аймаках, хошунах и сомонах. Так были созданы в Забайкальской области крупные аймаки – Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский, в Иркутской губернии – Ангарский, Эхирит-Булагатский и Тункинский.

М.Н. Богданов был первым организатором и руководителем Бурнацкома – первого неформального законодательно-распорядительного органа власти правительства бурятского народа. Разработанная им схема национально-государственного управления затем и будет претворяться в жизнь данным органом, практически устанавливая реальное автономное самоуправление нации в сложнейших условиях конкуренции, а то и жестокой борьбы различных структур центральной власти (разных режимов российской власти). Бурнацком – это главный показатель политического самотворчества бурятской нации; концепция его создания и функционирования целиком принадлежит М.Н. Богданову.

М.Н. Богданову, как учёному-историку и экономисту, принадлежит огромная роль в разработке проблемы истории национального вопроса бурят: русской военной колонизации и борьбы бурят за земли и национальную автономию, в разработке проблем западных бурят и в целом проблем общебурятского возрождения на том сложнейшем и противоречивом этапе политического самоопределения нации в первом двадцатилетии ХХ в.

Лидер движения бурят за свои национально-культурные права и автор первого проекта бурятской автономии не дожил до её образования, в разработку теоретических и практических вопросов которой он отдал всю свою энергию, ум, силы и саму жизнь. Он был расстрелян бандитами белоказачьего атамана Григория Семёнова.

В целом великая заслуга Михаила Николаевича Богданова перед бурятским народом заключается в том, что всей своей деятельностью учёного-историка, политического лидера, публициста, экономиста он создал необходимое умонастроение в улусах этнической Бурятии, оказал огромное влияние на молодую растущую интеллигенцию, нацеливая ее на борьбу с отсталостью, с пассивностью в целях общенациональной консолидации «всех разношёрстных элементов» этноса.

Владимир Андреев