Римский портрет. Антония Младшая в истории и нумизматике.

Назад

Антония Младшая в истории и нумизматике

Мой интерес к Антонии Младшей (36 г. до Р. Х. - 37 г. Р. Х.) достаточно давний и вызван следующими причинами. Во-первых, свидетельства Плутарха о красоте римских женщин не так уж часты и каждый случай по возможности достоин отдельного рассмотрения. Кроме этого, красота женщины, облеченной властью и обладающей различными достоинствами, интригует.
Другие правительницы Ранней Империи - Ливия, Мессалина, Агриппина, etc. - несомненно тоже не были обделены природой. Но были ли они красавицами по древнеримским стандартам - вот в чем вопрос? Ведь только в случае с Антонией, по мнению древних, мы имеем дело с чем-то выдающимся. Иными словами, все, как у Катулла:

Цинтию славят красивой, а я назову ее стройной,
Белой и станом прямой, всю похвалю по частям.
Не назову лишь красивой, в Цинтии нет обаянья,
В теле роскошном таком искорки нету огня...
Лесбия - вот, кто красива, она обездолила женщин,
Женские все волшебства соединила в себе.

Если верить Плутарху, в нашем случае Лесбию можно смело заменить на Антонию Младшую. Антония интересна как женщина, представлявшая эталон римской имперской красоты

Антония в молодости. Рим, Палаццо Массимо. Справедливости ради отметим, что иногда в данном изображении видят дочь Антонии, Ливиллу, однако, большинство искусствоведов все же склонно считать его изображением Антонии Младшей.

Антония в молодости. Мюнхенская Глиптотека.

Cмутно догадываясь, какой серпентарий являла собой жизнь при дворе Юлиев-Клавдиев, я всегда порывался узнать, как умела она оставаться политическим долгожителем римского Олимпа, несмотря на соседство великой Ливии-Юлии и цезарей Августа и Тиберия?..

Hедавно, в мои руки попало переиздание книги греческого исследователя, Никоса Кокиноса (Nikos Kokkinos), Antonia Augusta. Portrait of a great Roman Lady. К книгам и научной деятельности Кокиноса можно относиться по-разному, слишком острым и полемичным предстает в своих суждениях этот уроженец Александрии, блестяще владеющий греческим, английским, латинским и рядом языков семитской группы. Несомненно одно - богатейшие познания в области различных исторических дисциплин, археологический опыт, накопленный в многочисленных экспедициях на территориях Римской Африки и Римского Востока, делают Кокиноса не только значительным систематизатором знаний о природе зрелого эллинизма, но и крупным популяризатором его эстетики. Для желающих подробнее ознакомиться с перечнем его работ полезной может оказаться следующая ссылка на его личный сайт: http://www.kokkinos.co.uk
Чем, кроме названия, заинтересовала меня "Антония Августа" Кокиноса?
Поначалу я был удивлен смелостью попытки биографии римлянки, о которой сохранилось мало упоминаний в исторических источниках. Однако, отметив такие главы, как "Антония в надписях", "Монеты и токены с изображением Антонии", "Антония и скульптура", я понял, что в моих руках не очередной пересказ Тацита со Светонием, но цельное культурологическое (если кому угодно, антропологическое) исследование-реконструкция контекста жизни выдающейся личности в великую эпоху.
Настоящая заметка является попыткой свободного изложения наиболее заинтересовавших меня аспектов исследования Кокиноса и не претендует на самостоятельность. В ее начальной части я привожу общеизвестные факты из жизни Антонии Младшей, снабженные иллюстративным материалом, которые призваны создать подобающий фон для рассмотрения нумизматических памятников в том разрезе, как это делает Никос Кокинос.

31 января 36 г. до. Р. Х. у изгнанной Октавии в Риме родилась дочь, которую историки впоследствии будут называть Антонией Младшей. По всей видимости, Октавия забеременела в Афинах (в мае 37 г. Р. Х.), в краткий период счастливой супружеской жизни с Марком Антонием, еще не омраченный появлением "роковой женщины c Востока", Клеопатры, к которой вскоре сбежит бывший начальник цезаревой конницы.

Кистофор Марка Антония и Октавии (чекан: Малая Азия, 39 г. до Р. Х.).
По материалам http://www.vcoins.com/ancient/baldwins/store/viewitem.asp?idProduct=1476

В момент рождения дочери Антоний был занят "парфянскими делами" и находился в Сирии, где его повсюду сопровождала прибывшая из Египта Клеопатра, которая уже была беременна от него мальчиком, Птолемеем Филадельфом. Но, несмотря на скандальную историю, Октавия продолжала жить в римском доме Марка Антония еще четыре года, до того самого момента, пока Антоний не прислал ей официальное уведомление о разводе.
Впрочем, до сражения при Акции оставалось совсем немного времени и Антонии Младшей было не суждено увидеть ни своего знаменитого отца, ни некоторых потенциальных египетских родственников. Свое детство она проводит в римских имениях Антония, которые, были оставлены победоносным Августом за своей сестрой и ее матерью. Достаточно долгое время, по римским меркам, Антония остается незамужней. Лишь в семнадцать она встретит (а может быть дождется) свою сильную половину, знаментого сына Ливии от первого брака (Тиберий Клавдий Нерон), Друза. Великому римскому полководцу, грозе германских племен, она вскоре родит троих детей (Германика, Ливиллу и Клавдия), двоим из которых (Германику и Клавдию) будет суждено внести исключительный вклад в римскую историю.

Image: Pompeii Drusus Major (the Elder Drusus), probably last quarter of 1st century BC bronze, 42 cm (16 1/2 in.) Soprintendenza Speciale per i Beni Archeologici di Napoli e Pompei,  Museo Archeologico Nazionale di Napoli Photography © Luciano Pedicini

Друз Старший. Бюст из собрания Неаполитанского Археологического Музея (найден в Помпеях). При всей идеализации нельзя не отметить спокойное и полное благородства лицо с правильными чертами.

Как можно предположить из источников, любовь Антонии к Друзу была искренней и сильной. Вполне вероятно, именно поэтому она решается сопровождать мужа в его испанской кампании (14-13 гг. до Р. Х.) вместе с Августом. По крайней мере, косвенное свидетельство в пользу ее посещения Испании дает обнаруженная в Улии (Montilla) надпись с ее именем.
В 13г, однако, Август перебросит Друза на германский фронт, откуда тот приедет в Рим лишь в краткосрочный отпуск (к моменту открытия Алтаря Мира). Если гипотеза Кокиноса о том, что на одной из сцен процессии Ara Pacis изображены Антония и Друз, верна, то нас не должно удивлять отсутствие Ливиллы, так как она родилась чуть поже того, как основные работы по барельефам были завершены. Стоит отметить, что Друз также поучаствовал в организации строительства другого значительного памятника римской античности, Алтаря Рима и Августа в Лугдунуме (Лион).

Алтарь Мира в Риме и Алтарь Рима (богини Ромы) и Августа в Лугдунуме.

Вернувшись на германский фронт, Друз Старший официально стал первым, отмеченным в источниках римским полководцем, совершившим плаванье в Северном Mоре. Он также проявил себя как военный инженер, построив судоходный канал, связавший Рейн с Салой (Yssel).
Неожиданная развязка в германской одиссее Друза наступает в 9 г. до Р.Х., когда в ходе столь успешно начатой кампании по разгрому германских племен "Друз ненасытный" падает с лошади и от полученных травм неожиданно умирает. История эта, в которой, похоже, были задействованы некие сверхъестественные, как казалось тогда римлянам, силы, весьма красочно изложена Тацитом.
Эффект, произведенный "катастрофой на Рейне" на Антонию, трудно описать. По свидетельству Овидия, обезумев от горя, с распущенными волосами  она не могла найти себе места и была столь безутешна, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Только дети, оставшиеся от союза с Друзом и удержали ее от рокового шага.
Любящие порассуждать о распущенности римских нравов, царивших в эпоху Ранней Империи, по моему мнению, должны почаще вспоминать об Антонии, которая после смерти Друза поклялась остаться вдовой и хранила верность своему супругу всю оставшуюся жизнь.
B дальнейшей жизни Антонии было суждено пройти еще через одно, не менее страшное потрясение, которым стала смерть ее любимого Германика, их первенца с Друзом, с военным гением которого были связаны столь многия чаяния римлян.
В настоящем очерке я не буду заниматься набившими оскомину спекуляциями, был ли Тиберий причастен к смерти сына Антонии.
Скажу лишь, что в этом вопросе я не очень доверяю Тациту. Поэтому ограничусь простым перечнем фактов. Во время своего путешествия по греко-римскому Востоку, проложенного, кстати, по землям, в которых еще недавно гремело имя его деда, Марка Антония, Германик неожиданно умирает на обратном пути в Антиохии.
Причастность тогдашнего правителя Римской Сирии, Пизона, к убийству (отравлению?) Германика, напомним, так никогда и не была окончательно доказана.
Германикa вполне можно считать предшественником Адриана в плане путешествий по отдаленным провинциям Империи, хотя, по понятным причинам, исследователям больше нравится заниматься аспектами его военной биографии.

Маршрут восточного турне Германика (в котором его сопровождали Агриппина Старшая и его мать Антония. Впрочем, по некоторым косвенным свидетельствам, можно предположить, что Антония вернулась из Александрии в Рим, не последовав за сыном в Антиохию).  
Реконструкция С. Чаплина по материалам книги Н. Кокиноса.

Судя по дальнейшему поведению Антонии, она вряд ли придерживалась теории "тибериевского заговора" против Германика, так как не только продолжала оставаться при дворе но и поддерживала нормальные отношения с императором.
Любопытно, что именно после смерти Германика влияние Антонии Младшей на политическую жизнь Рима возрастает. Она начинает  играть роль своеобразного "министра римской культуры", так как именно под ее патронажем существует, воспитывается и процветает группа проживающих при дворе многочисленных детей-заложников царских семей. В их число входят такие фигуры, как иудейский царь Агриппа Первый, с которым впоследствии Антонию будет связывать столь крепкая дружба, что она будет даже ходатайствовать о его вызволении из тюрьмы, Антиох Четвертый из Коммагены, Тигран Пятый Армянский, Птолемей из Мавретании и многие другие.
В число близких друзей Антонии входит также отец будущего импертора Вителия, консул Луций Вителий и известный военный деятель Валерий Азиатик.
Однако ярче всего преданность Антонии интересам дома Юлиев проявилась в при раскрытии заговора Сеяна. Больше того, если взять на веру свидетельства иудейского историка Иосифа Флавия, именно Антония сыграла ключевую роль в своевременном оповещении Тиберия о намерениях Сеяна, написав тайное письмо тому Капри, где подробнейшим образом изложила не только план заговора но и список его основных участников, включавших помимо Сеяна его жену Апикату, ряд сенаторов и военаначальников.
Предполагается, что именно за эти заслуги перед римским отечеством Тиберий несколько раз предлагал возложить на нее титул Августы, от которого Антония упрямо отказывалась. По мнению Кокиноса приводимому ниже, ключевая роль Антонии в обезвреживании потенциального узурпатора была соответсвующим образом отражена и в римском чекане Тиберия.
Твердость характера Антонии, граничащая с фанатизмом, проявленная в  верности имени Друза, нашла свое отражение и в ее действиях в отношении собственной дочери Ливиллы, которую за супружескую измену и связь с преступником Сеяном она приказала уморить голодом.

Предполагаемый портрет Ливиллы. Обратим внимание, как талантливо скульптор передал черты Антонии и Друза, на которых, по всей видимости Ливилла была очень похожа.

По красивой гипотезе Кокиноса, эта история отражается в посмертном аурее и денарии Антонии Младшей, отчеканенных в правление не особо любимого ей сына Клавдия. Антония изображена в образе Цереры (Деметры) на лицевой стороне монеты, в то время, как обратная сторона содержит два пылающих факела, которыми вооружается спускающаяся в подземный мир на поиски своей дочери (Ливиллы) Антония-Церера...

Несомненно, что верность трону, проявленная Антонией в деле с Сеяном, во многом уберегшая Империю от гражданской смуты, изображена на денарии, с выразительной надписью CONSTANTIAE AVGVSTI и фигурой Антонии в образе Счастливой Фортуны с рогом изобилия.

7

Однако, можно задать вопрос, почему же образ Антонии, отвергшей титул Августы при Тиберии, на лицевой стороне сопровождается титулатурой ANTONIA AVGVSTA? Точно такую же титулатуру мы видим и на посмертном дупондии с изображением Антонии, также отчеканенном в правление императора Клавдия.

8

(Из собрания автора).

Ответ заключается в том, что титул Августы был в принудительном порядке пожалован Антонии ее внуком, Калигулой, что, однако, не помешало ему вскоре сделать все необходимое, чтобы заставить ее совершить самоубийство. Источники говорят, что он наблюдал за кремацией некогда спасшей ему жизнь бабушки с поразительным равнодушием.
Антония предпочла самостоятельно уйти из жизни 1 мая 37 г. по Р. Х., чтобы не быть принесенной в жертву безумным прихотям своего внука. Какой полный античного трагизма финал жизни великой римлянки..

 

Разбитая статуя Антонии Младшей в Александрийском Музее Подводной Археологии (Египет).

Говоря о представленности Антонии в римской нумизматике Первого Века Р. Х., нельзя обойти молчанием мнение Кокиноса о том, что знаменитая тибериевская серия в бронзе, представляющая трех богинь IVSTITIA, SALVS, PIETAS, является прямым прославлением Антонии за ее раскрытие заговора Сеяна. Безусловно, толчком к подобным умозаключениям послужила мысль Мэттингли о том, что "дупондий с оборотной (reverse) стороной SALVS AVGVSTA ... (изображает) Антонию, а не Ливию, .. и является данью Антонии за ее вклад в разрушение замыслов Сеяна" (BMCRE 4, XVII-XVIII, n. 2).

Кокинос, утверждая, что две остальные монеты из данной серии (PIETAS, IVSTITIA) были отчеканены также в 31/32 гг. Р. Х., идет несколько дальше, предлагая относить всю серию к прославлению Антонии.
Нельзя не отметить, однако, как Кокинос с ловкостью греческого торговца с Востоком решает мучивший Мэттингли и Сазерлэнда вопрос о том, каким образом, если принять утверждение, что в образе Салюс действительно изображена Антония, следует понимать размещенный следом титул "Августа". Ведь, как мы помним, сей титул удалoсь "насильно вручить" Антонии только Калигуле.
Кокинос предлагает относить данный титул не к Антонии, а к Салюс. Лично мне такая трактовка кажется слишком смелой.
Однако, нельзя ли допустить, что неточен все-таки Светоний и Тиберию, несмотря на скромность Антонии и ее стремление избегать публичности, все же удалось возложить на нее титул Августы и Калигула лишь подтвердил этот титул в начале своего правления? …

Относительно Юстиции-Справедливости, олицетворением которой на монете также является Антония, Кокинос проводит интересные мифологические параллели с греческой богиней карающего возмездия Дике, которая напрямую подчиняется Зевсу (в данном случае по-видимому Тиберию...). От себя добавлю, что репрезентация Антонии в виде Справедливости на монете Тиберия очень похожа на знаменитую скульптуру Венеры-Антонии, известную как Венера Людовизи. Обратим внимание на сходство головных уборов и антропологических черт.

Антония Младшая в образе Венеры (Венера Людовизи).

В случае с PIETAS-Благочестием все обстоит, как мне кажется, довольно просто, стоит лишь внимательным образом прочитать титулатуру лицевой стороны, содержащую упоминание сына Тиберия, Друза. Связь между Старшим Друзом (мужем Антонии), доблестным римским воином и Младшим осуществляется через образ "верной вдовы"-матери Антонии, чья многолетняя скорбь по погибшему супругу и отказ от повторного замужества служат достойными основаниями для изображения Антонии в образе Пьетас.
Косвенным образом сия гипотеза может быть также подтверждена рядом провинциальных выпусков с изображением Антонии, на которых мы видим развернутый титул PIETAS AVGVSTA (Северная Африка, Кесарея Августа (Сарагоса, Испания), Диум (Македония)).
Кроме того, персонификация Антонии в образе Пьетас может также иметь отношение к ее должности Верховной Жрицы Божественного Августа. К данной точке зрения был склонен в свое время Мэттингли.

В книге Кокиноса также содержится очень интересный анализ иконографии Антонии Младшей в скульптуре и других видах римского искусства, комментировать который я сейчас не буду. Приведенного материала, мне кажется, должно быть достаточно, чтобы возбудить интерес к его работе.
Могу лишь сказать, что после прочтения "Антонии Августы" мое понимание контекстных связей римской политики, нумизматики и других видов искусства существенным образом улучшилось.

Назад

   
статистика